Проект здоровьесберегающей направленности "Малыши-крепыши" разработанный для группы компенсирующей направленности.
проект

Проект здоровьесберегающей направленности, разработан для реализации в разновозрастной группе компенсирующей направленности в условиях ДОУ.

Цель: начальное формирование основ здорового образа жизни у детей группы компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malyshi-krepyshi.docx810.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Малыши-крепыши!»

Продолжительность проекта: с 01.11.2022 по 31.01.2023.

Тип проекта: информационный, познавательно-игровой, оздоровительный.

Авторы проекта: Зальцман И.Н., Гросс Е.В.

Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности, родители воспитанников, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Возраст детей: 4 – 7 лет.

Актуальность проекта: Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования.

Потребность в движениях, двигательная активность вызывает положительные изменения в физическом и психическом развитии ребёнка, совершенствовании всех функциональных систем организма, что особенно важно для детей группы компенсирующей направленности.

В дошкольном возрасте важно уделять особое внимание укреплению здоровья ребенка, так как в этот период у детей закладываются первые представления  о его ценности, начинают формироваться потребности и привычки здорового образа жизни.

Одним из условий успешной работы в данном направлении  является взаимодействие с родителями для выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка в ДОУ и семье.

Цель проекта: начальное формирования основ здорового образа жизни у детей группы компенсирующей направленности.

Задачи проекта:

- для детей:

- укреплять и охранять здоровье детей;

- формировать навыки здорового образа жизни;

- формировать первоначальные простейшие представления о себе, как отдельном человеке. жизнедеятельности человека;

- правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям;

- воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;

- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.

- для педагогов:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;

- ввести в практику работы воспитателя технологии по здоровьюсбережению;

- пополнить ПРС нестандартным оборудованием.

- для родителей:

- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;

Материальное обеспечение проекта: для спортивного уголка были приобретены – мячи, канаты, ортопедическая дорожка, изготовлены дорожки «здоровья», мешочки с песком, тренажеры для дыхательной гимнастики,  мячики «су-джок», массажные перчатки.

Пути реализации: совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

Форма и название итогового мероприятия проекта: итоговое занятие «Мы веселые ребятки»

Продукты проекта:

- выставка детских рисунков и поделок «Если хочешь быть здоров»,

- фотовыставка  «Если хочешь быть здоров»,

- фотовыставка «Хорошее настроение – залог здоровья!»,

- методическое пособие «Сундучок здоровья»,

- презентация проекта,

- доклад «Представление опыта реализации проекта здоровьесберегающей направленности в работе с детьми с ОВЗ»

- мастер-класс «Сундучок Здоровья» как средство решения здоровьесберегающих задач»

Ожидаемые результаты:

- дети самостоятельно будут проявляют инициативу: бегать, прыгать, играть с нестандартным оборудованием;

- установлены партнёрские взаимоотношении с семьями воспитанников, создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей;

- дети ежедневно слышат информацию о полезной и вредной пищи для человека и о ценности здоровья;

- создана здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду;

- дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.

Этапы реализации проекта «Дружим с книжками»

I  этап - Подготовительный

Мероприятия

Сроки

  1. Подборка методического и дидактического материала.
  2. Подборка художественной литературы.
  3. Оформление папок-передвижек, консультаций.
  4. Подборка дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.
  5. Разработка анкеты для родителей «Здоровый образ жизни в вашей семье»
  6. Привлечение родителей к реализации проекта.

Неделя 1

II  Основной этап - практический

Ежедневная работа

- утренняя гимнастика;

- артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика;

- гимнастика пробуждения (хождение по «дорожке здоровья», самомассаж массажными рукавичками»);

- подвижные игры в группе и на улице;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

-воспитание культуры поведения за столом;

- минутка релаксации.

В течении всего проекта

  1. Создание рубрики для родителей «Если хочешь быть здоров»

- «Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка»

Неделя 2

  1. Акция «Здоровый иммунитет»

- изготовление родителями совместно с детьми чесночниц.

- ношение чесночниц в группе.

  1. Творчество по теме проекта:

- аппликация «Витаминки в банке»

- рисование через трафарет «Фрукты и овощи»

- рисование «Синий мяч»

  1. Подвижные игры на улице с мячом:

- «Попади в круг»

- «Лови мяч»

- «Попади в ворота»

  1. Чтение художественной литературы:

- «Федорино горе» К.И.Чуковский

  1. Развивающая беседа

- «Безопасность в группе»

- «Витамины растут на грядке»

- «Зачем нам мыло?»

  1. Сюжетно-ролевые и дидактические игры по теме проекта:

- «Научим куклу умываться»

  1. Подвижные игры в группе с мячом:

- «Катни мяч другу»

- «Лови мяч»

- «Попади в кольцо»

  1. Игры с мыльными пузырями

- «Поймай пузырь»

- «Надуй пузырь»

- игры с пеной

- рисование мыльными пузырями.

  1. Обновление  рубрики для родителей «Если хочешь быть здоров»

- консультация «Учите детей быть здоровыми»

Неделя 3

  1. Акция «Лотерея здоровья»

– родители выбирают тему задания, выполняют ее дома и отправляют фотоотчет («Мои любимые витамины», «Я – чистюля», «Всегда в хорошем настроении», «Дома на прогулке», «Мои любимые виды спорта»)

  1. Развивающие беседы

- «Разные виды спорта»

- «Польза прогулок на свежем воздухе»

- «В здоровом теле здоровый дух»

  1. Подвижные игры на прогулке

- снежки,

- хоккей,

- катание на горках

  1. Сюжетно-ролевая игра

-«Котенок Тимка заболел»

  1. Гимнастика после сна:

- хождение по массажным дорожкам,

- обтирание массажными рукавичками.

  1. Чтение художественной литературы:

- «Айболит» К.И. Чуковский

  1. Подвижные игры в группе:

- «Догонялки»

- «Прыжки через скакалку»

- «Снежки»

  1. Творчество по теме проекта:

- рисование «Зимняя прогулка»

- аппликация «Большойй и маленький мячики»

- лепка «Красные и зеленые яблочки»

  1.   Встреча «Важный гость» (Родители приглашают доктор, для внепланового посещения детей. Доктор рассказывает детям о своей работе, знакомит с медицинским инструментарием, дает поиграть).
  1.  Игры с воздушными шарами.

  1. Обновление  рубрики для родителей «Если хочешь быть здоров»

- «Здоровый образ жизни ваших детей, или 10 заповедей здоровья»

Неделя 4

Оформление стенгазеты «В здоровом теле – здоровый дух»

  1. Развивающие беседы

- «Мои помощники»

- «Зачем нужна зубная щетка?»

- «Правила личной гигиены»

  1. Подвижные игры на прогулке

- «Не буди медведя»,

- «Снег кружится»,

- «Не упади на льду»

  1. Сюжетно-ролевая игра

- «Полезные продукты – волшебный мешочек»

- «Кукла Таня проснулась»

  1. Чтение художественной литературы:

- «Мойдодыр» К.И.Чуковский

  1. Подвижные игры в группе:

- «Воробушки и автомобиль»

- «Карусель»

- «Поезд»

  1. Творчество по теме проекта:

- рисование «Моя зубная щетка»

- аппликация «Я одеваюсь на прогулку»

- лепка «Человечек»

  1. Фотовыставка «Если хочешь быть здоров»

Неделя 5

  1. Фотовыставка «Хорошее настроение – залог здоровья»

  1. Выставка детского рисунка «Если хочешь быть здоров»
  1. Итоговое физкультурно-оздоровительное совместное с родителями развлечение «Мы здоровые ребятки!»
  1. Презентация «Проект «Малыши-крепыши»

Приложения

Приложение 1.

Спортивный развлечение для детей и родителей «Мы здоровые ребятки»

Цель: приобщение детей и их родителей к спорту и развитие у них стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

формировать здоровый образ жизни;

позабавить детей;

способствовать накоплению социального опыта доброжелательных взаимоотношений;

воспитывать интерес к игре 

Оборудование: гимнастические обручи по количеству участников, бубен, 2 корзины, разноцветные мячики.

Ход развлечения

Воспитатель: Мы пришли в спортивный лес,

Здесь полным полно чудес. А так как мы в спортивном лесу мы из детей и взрослых превращаемся в зверей

Детям и родителям  на шею одеваются жетоны с соответствующей картинкой, таким образом появляется семьи зайцев, лис, белок, енотов, медведей, тигров, ёжиков.

 

Воспитатель: 

Чтоб здоровым быть и крепким,

Спортом занимайтесь, детки!

Прыгай, бегай и играй,
Никогда не унывай!

 Будем с вами заниматься и здоровья набираться?

Дети: Да!

Воспитатель: Прежде чем начать заниматься, нужно сделать зарядку. Готовы?

Дети: Да!

Ребята встают в круг вместе с воспитателями, выполняют упражнения с ускорением под музыкальное сопровождение "Мы сейчас поднимем ручки".

 

Воспитатель: Мы размялись и теперь готовы преодолевать препятствия. Вам, лесные звери, часто приходится бегать по лесу, перепрыгивать через сугробы, пролезать под корягами.

 Вот мы сейчас и посмотрим, как хорошо это у вас получается.

"Полоса препятствий" состоит из дорожки, на которой изображение ножки, препятствий, которые нужно обойти, обручей – перепрыгнуть и пройти по канату и массажным дорожкам. Малыши и родители проходят испытание под весёлую музыку.

 

Воспитатель: Вы, ребятки, молодцы! Все препятствия преодолели.

И вот мы с вами вышли на лесную полянку, где живёт большой паук, посмотрите сколько он наплёл паутины. А в неё уже кто-то попался. (под паутиной лежат игрушки с лентой, которые нужно намотать на карандаш).

 А давайте им поможем.

Дети и родители проходят испытание под весёлую музыку.

 Воспитатель: Но ведь здоровье, это не только спорт, но и правильное питание.

 Зверюшки всегда делают себе запасы на зиму. Давайте посмотрим, в чьих кладовочках больше припасено. А для этого нам надо разделится на две команды. Одна команда несёт припасы в розовую корзинку, а другая в голубую.

Игра-эстафета с мячиками. В большой корзине разноцветные мячики, по команде относят их в две корзинки. Одна команда несёт припасы в розовую корзинку, а другая в голубую корзинку. Во время игры звучит весёлая музыка. 

Воспитатель: Видим, что наши зверюшки к зиме подготовились, запасы полезной еды у всех хорошие.

 А вот умеют ли наши звери от врагов спасаться? Чтобы вас не поймали волк, нужно прятаться в свой домик. Поиграем?

Дети: Да!

Воспитател: 

Буду в бубен я играть -

Выходите погулять.

Если бубен замолчит,

Каждый в домик поспешит.

Игра с бубном. По всему периметру зала раскладываются разноцветные гимнастические обручи (домики зверюшек). Когда звучит бубен ребята произвольно бегают по залу, когда тот замолкает, они должны вернуться в свой "домик".

 Какие вы, ребята, молодцы! Никто страшному зверю в лапы не попал!

Воспитатель : Вот какие у нас детки сильные, здоровые, ко всему готовые! Все препятствия прошли, от волка ушли, а теперь давайте поиграем в снежки.

Игра в снежки: дети и родители играют в снежки.

Воспитатель 2: Сегодня ребятки - лесные зверятки - заслужили награду, это очень вкусное угощение: вот какая красивая коробочка!

Воспитатель 1: А коробка - не простая,

И внутри - то не пустая,

И стучит там, и гремит.

Посмотрите, что там лежит?

Вот так чудо! Вот так клад!

Здесь конфеты для ребят!

Малыши получают сладкие подарки.

Приложение 2.

БЕСЕДА ЗОЖ

Правила личной гигиены

Цель: Закрепить последовательность действий при умывании и знаний о назначении предметов туалета; воспитывать желание быть чистым и аккуратным; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.

Ход беседы

Воспитатель читает стихотворения о грязнулях и опрятных детях. Дети рассматривают иллюстрации – чистюля и грязнуля. Раздается тук в дверь. Входит Мойдодыр, здоровается, читает отрывок из стихотворения К. Чуковского. Мойдодыр: Я – великий умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников начальник И мочалок командир. - Ну-ка, ребята, дайте ответ, есть среди вас грязнули? Скажите мне, какие места на вашем теле пачкаются больше всего? - Вы знаете: для того чтобы смыть грязь и привести себя в порядок, нужны специальные предметы. Какие – вы вспомните, когда отгадаете загадки. Хожу, брожу не по лесам, А по усам, да волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и у мышей. (Расческа) Дождик теплый и густой, Этот дождик не простой Он без туч, без облаков Целый день идти готов. (Душ) Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло) Мойдодыр хвалит детей, спрашивает их, умеют ли они правильно мыть руки и лицо. Предлагает всем пройти в умывальную и показать, как правильно пользоваться мылом и т.д. Мойдодыр дарит детям игрушки для пускания мыльных пузырей. Играют все вместе в группе или на прогулке.

БЕСЕДА ЗОЖ

Таблетки растут на грядке

Цель: Дать знания об овощах, познакомить с понятием витамины, вырабатывать заботливое отношение к близким и желание им помочь.

Ход беседы. Проводится инсценировка с участием Хрюши и Степашки. У Хрюши завязано горло, у Степашки – корзинка с овощами. Герои здороваются. Степашка спрашивает Хрюшу, почему он грустный. Тот отвечает, что у него болит голова и ему очень плохо, хочется полежать. Степашка спрашивает Хрюшу, куда он идет. Хрюша отвечает – в аптеку, покупать лекарства и витамины, чтобы вылечиться. Степашка учит Хрюшу, как нужно правильно поступить: «Если ты заболел, то надо вызвать врача, только врач может вылечить больного. Но ты, Хрюша, скорее всего, просто неправильно питался и поэтому ослаб. Ну-ка расскажи нам честно, чем ты питался в последнее время». Хрюша признается – мороженым, шоколадом, печеньем, вафлями. Воспитатель предлагает детям объяснить Хрюше, что он делал неправильно. Затем воспитатель обсуждает вместе с детьми, какие продукты надо есть, чтобы быть крепким, здоровым и меньше болеть.

        Дети замечают у Степашки корзину и интересуются, что в ней. Степашка сообщает: «Витамины». Дети удивляются, ведь на самом деле в корзине просто овощи. Проводится беседа об огороде, о том, как и где, растут овощи и как за ними нужно ухаживать, чтобы они выросли крупными и сладкими. Степашка предлагает Хрюше и детям рассмотреть то, что он принес. Дети рассматривают, называя каждый овощ. Степашка объясняет Хрюше и детям, почему овощи – витамины, рассказывает, как они полезны и почему их надо есть круглый год. Степашка предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек» - узнать овощи на ощупь. После игры Степашка передает овощи Хрюше – пусть он ест витамины и будет здоровым. Хрюша благодарит друга, заглядывает в корзинку и сообщает, что там много морковки; угощает всех детей. Герои прощаются с детьми и уходят.

БЕСЕДА ЗОЖ

Мои помощники.

Цели: Уточнять и закреплять знания детей о внешнем строении человеческого тела; дать понятие о назначении и важности органов чувств; вызвать желание бережно относиться к жизненно важным органам. Ход беседы. Дети рисуют людей, которые идут, стоят, играют, работают и т.д. затем рассматривают рисунки. Воспитатель: Можем ли мы по изображению понять, чем занимается человек? Как мы это можем понять? (Ответы детей.) Да, действительно, по положению рук и ног человека, изображенного на рисунке, по его позе мы можем догадаться, что он делает. Мы уже знаем, зачем человеку нужны руки и ноги; почему мы называем руки и ноги своими помощниками. При помощи ног мы ходим, бегаем, приседаем; руки помогают нам выполнять необходимые для жизни действия. Какие? (Дети перечисляют, что они делают с помощью рук – держат ложку, причесываются, одеваются, рисуют ит.д.) Посмотрите на свою руку. Из каких частей она состоит? Какую работу выполняет каждая часть руки? Как вы думаете, почему рука подвижная? (Ответы детей.)

Затем дети рассматривают ноги. Сравнивают ноги (руки) детей и взрослых (по рисункам). Обращать внимание на то, что все они разные по размеру, однако имеют одинаковое строение. Воспитатель: Нарисуйте крупно лицо. Заметьте: все лица получились разными, но все же у них есть что-то общее – глаза, нос, рот, уши. Мы называем эти органы органами чувств. А почему им дано такое название? (Ответы друзей.) Да, носом мы чувствуем запахи; глазами мы видим свет; ушами слышим, т.е. чувствуем звук; губами мы чувствуем температуру пищи, а языком – ее вкус. Теперь понятно, почему все эти органы органами чувств – с их помощью мы что-то чувствуем. (Проводится беседа о значимости органов чувств, о необходимости бережного отношения к ним.)

БЕСЕДА ЗОЖ

В здоровом теле здоровый дух

Цели: Закреплять, уточнять и пополнять знания о значении физкультуры и спорта; укреплять потребность в занятиях физкультурой; вызвать уважение к людям, занимающимся физкультурой.

Ход беседы.

Воспитатель: Зачем мы занимаемся физкультурой? Какие физкультурные занятия нравятся вам больше всего? Что такое физкультура и что такое спорт? Чем физкультурники отличаются от спортсменов? Кто из вас хочет стать спортсменом? Что для этого нужно? Как вы думаете, легко ли стать спортсменом? Как вы думаете, нужно ли заниматься физкультурой тому, кто собирается стать не спортсменом, а продавцом, поваром, водителем? Конечно, да. Ведь занятия физкультурой укрепляют здоровье; человек меньше болеет, становится бодрым, энергичным, стройным, подтянутым. Дети рассказывают о том, как они и их родители занимаются физкультурой в зимнее и летнее время. Рассматривают фотографии из семейных альбомов. Проводится беседа о физкультурных мероприятиях в детском саду: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультурные досуги, спортивные праздники, конкурсы, спартакиады. Эстафета «Сильные, ловкие, быстрые».

Дети делятся на 2 команды. Педагогом подбираются 5-6 спортивных упражнений на скорость и ловкость. Игра с мячом «Лови, бросай, упасть не дай». Воспитатель бросает мяч, ребенок ловит и, бросая обратно, называет слово, относящееся к физкультуре и спорту, например «коньки», «футбол», «хоккей», «мяч», и т.д. Умывальников начальник И мочалок командир. - Ну-ка, ребята, дайте ответ, есть среди вас грязнули? Скажите мне, какие места на вашем теле пачкаются больше всего? - Вы знаете: для того чтобы смыть грязь и привести себя в порядок, нужны специальные предметы. Какие – вы вспомните, когда отгадаете загадки. Хожу, брожу не по лесам, А по усам, да волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и у мышей. (Расческа) Дождик теплый и густой, Этот дождик не простой Он без туч, без облаков Целый день идти готов. (Душ) Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло) Мойдодыр хвалит детей, спрашивает их, умеют ли они правильно мыть руки и лицо. Предлагает всем пройти в умывальную и показать, как правильно пользоваться мылом и т.д. Мойдодыр дарит детям игрушки для пускания мыльных пузырей. Играют все вместе в группе или на прогулке.

БЕСЕДА ЗОЖ

Полезная и вредная пища

Цель: Дать понятие о правильном питании; закрепить знания о продуктах питания;

вызвать желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу.

Ход занятия.

Педагог предлагает детям приготовить обед для кукол, которые живут в группе. Воспитатель: Сначала нужно решить, что мы будем готовить. Давайте приготовим то, что вы больше всего любите кушать. (Каждый ребенок называет свои любимые блюда.) Как много всего вы назвали, молодцы. Но, наверное, нашим куклам не стоит так много всего есть. Ведь, если съесть слишком много пищи, может заболеть живот, может стошнить. А что еще может произойти? (Дети делятся соответствующим личным опытом.) Давайте решим, что мы приготовим. Сегодня у нас будет не праздничный, а обычный обед. Что мы с вами едим на обед каждый день? (Суп, второе, салат, хлеб, компот.) Нам нужно купить все необходимое в магазине. Все вместе «идут в магазин», роль продавца исполняет воспитатель, который спрашивает, что дети хотят купить. В диалоге воспитателя и детей называются полезные продукты. Продавец, «делая рекламу», расхваливает все продукты, в том числе конфеты, пирожные и другие сладости. Но дети должны выбрать только продукты для приготовления обеда, а не покупать все, что им хочется. Все вместе готовят обед и накрывают на стол, затем кормят кукол. В процессе идет разговор о том, что полезно и нужно есть в обед, а что не очень полезно; какие продукты нужно есть реже, чем остальные

         

Приложение 2.

 Консультация "Будем вместе мы играть и здоровье укреплять"

Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Однако, как добиться этого, многие не знают.

Известно, что игра – основной вид деятельности детей. Она жизненно необходима для сохранения и укрепления их здоровья и физического развития. Ещё в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но и лечебный. Один из величайших медиков древности – римский врач Клавдий Гален прописывал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч.

Движение – это тоже эффективное лечебное средство. Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки, лазание и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения. Активные движения повышают устойчивость к заболеваниям, что очень важно при возникновении простудных инфекционных заболеваниях, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета и правильной осанки.

         Все дети любят двигаться, бегать наперегонки, прыгать, играть в мяч, кататься на велосипеде. Такая активность помогает им получить необходимую физическую нагрузку, развивать физические качества. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом много раз одни и те же движения, не замечая усталости, а это приводит к развитию выносливости.

      Во время проведения подвижных игр дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

Родители не только сохраняют здоровье своего ребенка, но и стараются укрепить его. Часто, многие даже не знают, как подготовить место для подвижных игр и физических упражнений?

Любое движение активизирует дыхание ребенка, увеличивает потребление кислорода. В связи с этим следует отдавать предпочтение подвижным играм и упражнениям на свежем воздухе. Если, наши погодные условия не позволяют вам играть с ребенком на улице, тогда следует хорошо проветривать помещение.

Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные резиновые игрушки, качели, лесенки и т.д.). Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, взбираться по лестнице, качаться, перепрыгивать и т. п.

«Как заинтересовать ребенка подвижной игрой и физическими упражнениями?» - спрашивают многие молодые родители. Ответ достаточно прост: здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой — он сам нуждается в движении и охотно выполняет новые задания, играет в подвижные игры.

Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать игры в скучный урок. Во время занятий ценятся главным образом те упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется их желаниям. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые виды игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он умеет. Пробудить у ребенка интерес к физическим упражнениям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развиваются уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к физическим упражнениям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Например, некоторые полные дети не любят заниматься потому, что им тяжело двигаться, они склонны к лени. Таких детей следует всячески привлекать к занятиям, чтобы они не отставали в двигательном развитии. Кроме похвалы, побуждением для них может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы физические упражнения. В первую очередь для того, чтобы не болеть, чтобы он не был похож на медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети, чтобы он скорее научился плавать – кстати, полные дети обладают прекрасными данными для освоения плавания.

            Когда и сколько заниматься?

Продолжительность разная: она зависит от возраста ребенка (2 летнему ребенку – достаточно 10 минут, а с 7 летним ребенком можно играть и 45).

Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе – чаще всего она предоставляется в выходные дни.

Во время утренней зарядки лучше использовать легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения для разучивания новых, более сложных упражнений. Продолжительность утренней гимнастики – не более 10 мин.

До обеда обязательно дайте ребенку возможность погулять, покататься на детском самокате или велосипеде, поиграть на свежем воздухе. После обеда – необходим покой. После сна – полезны непродолжительные взбадривающие упражнения.

Во второй половине дня больше времени нужно уделять для освоения разнообразных движений с предметами (игрушками, велосипедами, самокатами, лыжами) и для упражнений на различных снарядах (гимнастических стенках, качелях, горках) – желательно в обществе сверстников или братьев и сестер.

Упражнения перед ужином – наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. После ужина заниматься с детьми подвижными играми и упражнениями не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна (это касается любого времени суток), а кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают.

         Во время совместных подвижных игр и физических упражнений взрослый поднимает, носит, качает ребенка, помогает ему подтянуться, подпрыгнуть, взобраться наверх и т. д.            Благодаря этому сами родители развиваются физически, становятся более сильными, ловкими и выносливыми. Такое использование свободного времени полезно для обеих сторон. Ребенок восхищается отцом: какой папа сильный, ловкий, как хорошо выполняет упражнения! Подражает матери в грациозности и координации движений.

Эмоциональную силу игры необходимо использовать для дальнейшего сохранения и укрепления здоровья, а именно для развития красивой походки, быстрого бега, смелых прыжков и скачков, ловкого лазанья и метания. При выборе игры надо основательно продумать, что вы хотите разучить с ребенком, какой вид двигательной деятельности хотите для него избрать. Почти каждое упражнение можно быстро превратить в игру, дав ему какое-нибудь симпатичное название (в соответствии с интересами ребенка: ходить грациозно, как принцесса или прыгать высоко, как супер-герой) и определив, как проводить игру, с чего начать и, конечно, установив простые правила. Для некоторых игр необходим коллектив, по меньшей мере, из 3 детей. Если же у ребенка нет братьев и сестер, детский коллектив, как правило, заменяют родители.  Объяснения должны быть ясными и четкими, давать их надо бодрым голосом и тут же показывать все движения. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребенка.

И помните физические упражнения и игры только тогда принесут ребенку пользу, когда ими занимаются систематически и с удовольствием. И что самое приятное, что играя с вами, дети так заливисто хохочут, что улыбается самый хмурый папа или строгая уставшая мама.

Консультация "Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка"

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранние выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

- знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

- умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

- знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;

- знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

- знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

- уменьшение заболеваемости;

- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

- снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.

"Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Консультация "Учите детей быть здоровыми"      

     

 О наличии или отсутствии у ребенка заболевания может судить врач-специалист. Уровень психического развития устанавливает детский психолог.

       По мнению С.В. Попова, если принять уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20%--от факторов внешней среды, 10%  от деятельности системы здравоохранения. А 50% от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

       Формирование мотивации к здоровому образу жизни зависит, прежде всего, от родителей. Именно родители в тесном сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и закрепления своего здоровья.

        Остановимся подробнее на вопросе формирования у детей привычки и навыков безопасного для жизни и здоровья поведения.

        Привычка—это поведение, образ действий, ставший обычными, постоянными. Привычка чаще всего формируется на основе навыка (навык—это усвоенный, доведенный до автоматизма способ действия).

        Например, если ребенок научился хорошо плавать, то он с удовольствием будет проводить свой досуг в бассейне и пр.

C:\Users\Дм\Desktop\Проект ЗОЖ\консультации\83fae8b822a44238f56586f8c3af1264.jpeg

   Привычки воспитываются не столько словами, сколько делами. «Учи показом, а не рассказом» -- говорили в древности. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения, того или иного действия должно сопровождаться объяснением, почему его надо выполнять. Для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого и первые положительные результаты. Это особенно важно при формировании у детей привычки заботится о своем здоровье. Неправильное «подкрепление» привычки ведет к формированию у детей вредных привычек (грызть ногти, не мыть руки перед едой, курить и др.). Искоренить возникновение вредных привычек довольно сложно. От родителей требуются терпение и выдержка.

Режим дня дошкольника.

     Особое внимание необходимо уделить проблеме формирования у детей привычки соблюдения режима дня как важнейшего фактора здоровья дошкольника.

       Рационально организованный режим дошкольника это:

Обязательный отдых на свежем воздухе.

Дневной сон и достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну.

Регулярное и полноценное питание.

C:\Users\Дм\Desktop\Проект ЗОЖ\консультации\1620067251_52-phonoteka_org-p-fon-dlya-rezhima-dnya-shkolnika-65.jpg

Время пробуждения ребенка – очень важный момент режима дня. От того, как родители разбудят ребенка, с каким настроением он проснется, зависит его психологический настрой на весь день. Желательно, чтобы родители вспомнили все самые ласковые слова, которые они говорили своим детям.

    Во многих семьях пробуждение происходит по будильнику. А как утверждают ученые, звонок будильника – это значительный стресс для организма. А как же быть? Необходимо выработать у ребенка привычку просыпаться в одно и то же время. Тогда организм ребенка будет сам просыпаться в одно и тоже время.

       Но для того, чтобы вовремя встать, ребенку нужно вовремя лечь спать. До завтрака ребенку нужно успеть застелить свою постель, а это он должен сделать сам, сделать гимнастику, выполнить гигиенические процедуры.

       На дорогу в детский сад нужно оставить столько времени, чтобы она стала спокойной прогулкой.

       Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка).

       Часто родители задают вопрос: «Нужно ли заставлять детей делать утреннюю зарядку?» заставлять не надо. Все, что связанно с «заставлять», вызывает у детей усиленное сопротивление, а порой и негативное отношение на всю жизнь. Как говорили в старину6 «Ребята учатся тому, что видят у себя в дому». Ведь образ жизни в семье, как правило, наследуется детьми, которые, вырастая, очень часто строят свою семью по подобию родительской. Потому родителям рекомендуется выполнять зарядку вместе со своими детьми во имя их здоровья.

C:\Users\Дм\Desktop\Проект ЗОЖ\консультации\kartinki-zaryadka-dlya-detej-5.jpg

 Зарядка важна тем, что она подготавливает организм к активной дневной деятельности. Ученые – физиологи установили, что дети, выполняющие каждый день зарядку, более работоспособны, бодры, дисциплинированны, чем те дети, которые не занимаются по утрам зарядкой.

       Питание и отдых детей.

       «Ешь правильно и лекарство не надобно», эта народная мудрость как нельзя лучше отражает то, насколько важен для растущего организма прием пищи в одно и то же время, правильно организованное и сбалансированное питание. Поэтому как питается ребенок, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье.

       Для нормального развития организма ребенка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Все эти вещества содержаться в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах, фруктах, ягодах. Эти продукты должны всегда присутствовать в детском меню. Интервал между приемами пищи не должен превышать 3—4 часа, так как большие перерывы между приемами пищи сказываются на состоянии здоровья ребенка, вызывают утомление, снижение работоспособности, головную боль.

C:\Users\Дм\Desktop\Проект ЗОЖ\консультации\Аппетит.jpg

 Очень важен для здоровья детей утренний завтрак. Утром вступают с активную деятельность и начинают функционировать все органы человека, в том числе и поджелудочная железа, которая выделяет желудочный сок для переваривания пищи. Если этот сок поступает в пустой желудок, он раздражает стенки желудка, вызывая или провоцируя различные желудочные заболевания. Поэтому утром дети обязательно должны позавтракать.

       После обеда дошкольник обязательно должен отдохнуть. Детям   рекомендуется послеобеденный сон, после сна – прогулка и игры на свежем воздухе.       Если ребенок днем спит, то на прогулку он идет после сна.

     

C:\Users\Дм\Desktop\Проект ЗОЖ\консультации\8576.jpg

 Очень важно, чтобы в режиме дня было время на занятия по интересам.

       Особое внимание надо уделить такому компоненту режима дня, как сон.

        Родителям следует стремиться к созданию условий для полноценного сна, который для 5—8-летнего ребенка должен составлять не менее 10,5—11 часов. Конечно, продолжительность сна зависит от индивидуального состояния здоровья и физического развития ребенка.

      Перед сном необходимо соблюдать элементарные правила поведения:

Не играть в шумные азартные игры.

Не заниматься спортом.

Не смотреть страшные фильмы.

Родителям нельзя ругать, наказывать ребенка.

Стремитесь, чтобы ребенок ложился спать в одно и то же время.

Перед сном комната ребенка должна быть хорошо проветрена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Рождество Христово» для детей групп компенсирующей направленности старшего, подготовительного возраста.

Результатом  проекта  стал  показ  вертепного  театра  «Рождество  Христово»,  где  дети  показали  знания  Библейской  истории, свое...

Краткосрочный проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе компенсирующей направленности

Пояснительная запискаПо плану лексических тем в подготовительной группе   в октябре реализуется  тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».В ходе предварительной  работы ...

"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С УЧЁТОМ ФГОС"

Здоровье сберегающие технологии, используемые в группе компенсирующей направленности....

Кинезиологические игры как здоровьесберегающая технология в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ОВЗ в детском саду.

В рамках сегодняшнего эфира, посвященного здоровьесберегающим технологиям, предлагаю вашему вниманию опыт работы по использованию нейропсихологических игр в работе воспитателя в старшей группе компенс...

Комплексное интегрированное занятие с применением здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ «Волшебное превращение пенопласта в новогодние украшения»

Пояснительная записка: Работая на группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, постоянно убеждаюсь, как важно найти и привнести в коррекционный процесс приемы, позволяющие повысить эффективность...