Консультация для родителей на тему: "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников".
консультация

Николаева Ольга Андреевна

Консультация для родителей на тему: "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kulturno.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников».

Культурно-гигиенические навыки  - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

   Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

   Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее». 
Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

 

   Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня.

   С первых дней жизни при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными – наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно – гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.

   С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.

   Режим дня, в формировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.

   Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Освоение культурно – гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно – следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д.

   Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.

   Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития – развитием воли.

    Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте». 
С возрастом по мере овладения культурно – гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.

   Таким образом, освоение культурно – гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника».

   Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

   В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

   Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Формирование навыка самостоятельно одеваться

1.«Нанизывание крупных шаров на шнурок с деревянным наконечником»

Цель: продолжать развивать умение хватать предметы щепотью, продолжать развивать согласованность работы обеих рук.

Словарь: бусы, шнурки; нанизываю, протягиваю.

Материал: белый поднос, белая салатница с крупными деревянными бусинами, имеющими сквозные отверстия, пластмассовый шнурок, прикрепленный на деревянную иголку.

Ход игры.  Предложите ребенку сделать бусы для ...  Покажите, как правильно нужно нанизывать бусы на шнурок: возьмите крупную бусину тремя пальцами; проденьте шнурок в отверстие; протяните его тремя пальцами левой руки; правой протяните их до узелка на конце шнурка.                Предложите ребенку собрать остальные бусины на шнурок. Когда работа будет завершена, свяжите концы шнурка, наденьте бусы на себя или ребенка. Полюбуйтесь в зеркало на себя в бусах, снимите бусы, развяжите шнурок. Снимите бусины по одной, складывая их в салатницу.                  Предложите ребенку собрать бусы еще раз и надеть их (Оле, Коле...)

 

2.«Подбери к шнурку бусину»

Цель: продолжать развивать умение действовать пальцами - хватать щепотью; нанизывать бусины на шнурок; соотносить цвет бусины и шнурка.  

Оснащение: прозрачный поднос, прозрачная креманка с бусинами основных цветов (синий, красный, желтый), изготовленные из старых фломастеров цилиндров, не больше 1 см; шнурки этих же цветов.             

Ход игры. Предложите ребенку поиграть с бусинами. Покажите, как надо надевать бусины на шнурок: возьмите шнурок двумя пальцами ведущей руки; бусины возьмите двумя пальцами левой руки; вставьте наконечник шнурка в отверстие бусины; протолкните наконечник в отверстие: возьмите его указательным и большим пальцами; протяните кончик шнурка вперед, через бусину. Предложите ребенку продолжить игру самостоятельно.

 

3. «Копилка»

Цель: совершенствует «пинцетный (щипковый) захват»; продолжает развивать зрительно-двигательную координацию; складывать мелкие монетки в узкое отверстие копилки.                                                  

Оснащение: поднос, копилка, маленькая салатница с набором мелких монет.    Ход игры.Покажите ребенку, как нужно взять монетку: опустите монетку в копилку, предложите послушать как она гремит, опускаясь на дно; предложите ребенку собрать все монетки в копилку. Когда все монетки будут собраны, предложите ребенку потрясти ее и послушать, как гремят в ней монетки.

 

Формирование умения застегивать «молнию»

«Что лежит в кошельке?»

Цель: складывать пальцы определенным образом, удобным для захватывания язычка «молнии»; расстегивать и застегивать застежки «молния», кнопка; развивать память (класть вещи на свои места).

Оснащение: прозрачная косметичка, два кошелька с разными видами застежек («молния», кнопка); в каждом кошельке лежит мелкий предмет.

Расположение предметов: два кошелька с мелкими предметами, лежащими в них; кошельки лежат в косметичке.                                           

Ход игрыПредложите ребенку поиграть. Покажите, как играть с кошельками: возьми косметичку за верхний угол; потяни язычок влево до упора; достаньте из косметички кошелек с застежкой кнопкой; возьмите пальцами ремешок с кнопкой; сожмите пальцы и потяните ремешок вверх; откройте кошелек; достаньте находящийся в нем предмет; попросите ребенка назвать его, положите предмет перед ребенком; застегните кошелек; положите кошелек справа от себя; правой рукой вытащите из косметички второй кошелек - с застежкой «молния». Откройте его так же, как открывали косметичку. Когда ребенок справится с заданием, предложите положить оба кошелька в косметичку и закрыть ее.

Художественные произведения, используемые для формирования у детей культурно-гигиенических навыков


1.Каша вкусная дымится,

Лёша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу не спеша.

Ложка за ложкой,

Ели по-немножку.

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!

 

2.Утка утенка,

Кошка котенка,

Мышка мышонка

Зовет на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели.

А ты еще нет?

Где твоя ложечка?

Скушай, хоть немножечко!

Пышка, лепёшка

В печи сидела,

На нас глядела,

В рот захотела.

 

3.Наш Сережа непосед,

Не доест никак обед.

Сели, встали, снова сели,

А потом всю кашу съели.

 

4.Ой, люли, люли, люли,

В море плыли корабли,

Насте кашку привезли.

Кашенька молочненька

Для любимой доченьки.

Настя, ротик открывай,

Кашку сладкую глотай.

А кто кашку кушает,

Маму с папой слушает,

Вырастает сильным,

Здоровым и красивым.

 

5.Кто у нас любимый самый?

- Ложку первую за маму,

А вторую за кого?

- Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

- За веселую матрешку,

Съешь за бабу,

Съешь за деду,

За мальчишку - за соседа,

За подружек и друзей,

Съешь побольше не жалей!

Съешь за праздник, шумный, яркий,

За гостей и за подарки,

За котёнка, за Тимошку

Эту маленькую ложку

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста!

 

6.Кастрюля – хитруля

Славе кашку сварила

Платочком накрыла.

И ждет, пождет,

Слава первым придет?


7.Тили - час, тили – час

вот обед у нас сейчас

Скушаем за маму ложку,

Скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку,

воробей стучит в окошко,

дайте ложечку и мне...

вот и кончился обед.


8.Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Другой – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком».


9.Ай, ту - ту, ай, ту - ту,

Вари кашку круту,

Подливай молочка,

 Накорми казачка


10.Ванечка, Ванюша,

Кашку всю ты скушай.

Стукни ложкой,

Топни ножкой.

Хлопни ты в ладоши,

И погладь ты кошку.


11.У котенка в чашке

Было много кашки.

Две тетери прилетели,

Две тетери кашку съели.

И кричат они котенку:

- Ротозей ты, ротозей!


12.Если дали тебе кашку,

нужно съесть её скорей!


13.Пошёл котик по дорожке,

Купил Машеньке сапожки,

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Или Машеньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Машеньке снесу.


 

Народные песенки, потешки

1.    «Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!»;

2.    «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку...»;

3.    «Уж я Танюшке пирог испеку...»;

4.    «Травка-муравка со сна поднялась...»;

5.    «Сорока - сорока»;

6.    «Дай, молочка, буренушка...» (чешская народная песенка);

7.    «Ты пасись, коровка, дольше...» (литовская нар. пес);

8.    «Отличные пшеничные» (шведская нар. пес);

9.    «На мельнице» (немецкая нар. пес);

10.                       «Пирог» (венгерская)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Формирование патриотических и гражданских чувств у дошкольников»

Консультация для родителей на тему:«Формирование патриотических и гражданских  чувств у дошкольников»...

Консультация для родителей на тему; Формирование культурно-гигиенических навыков через чтение стихов для детей младшего возраста.

В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ТОМУ,КАК ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 2-3-ЛЕТ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТИХОВ И ПОТЕШЕК В ДАННОМ ВО...

Консультация для родителей на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков детей от 1 года до 3 лет».

Для ребенка, приученного  к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыком начинается со знакомства с предметами личной г...

Консультация для родителей ДОО «Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника»

Консультация для родителей ДОО "Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника"...

Консультация для родителей на тему: «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет».

Консультация для родителей на тему:«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет».    С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенич...

Консультация для родителей на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей от 1 года до 3 лет»

Консультация для родителей на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыкову детей от 1 года до 3 лет»...

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Когда мы становимся родителями, мы стремимся подготовить детей к жизни в том мире, с которым им придется столкнуться за пределами семьи. В семье дети учатся копить деньги, знать им цену, могут вырасти...