КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья (старшая группа)

Потапенко Татьяна Васильевна

Когда мы становимся родителями, мы стремимся подготовить детей к жизни в том мире, с которым им придется столкнуться за пределами семьи. В семье дети учатся копить деньги, знать им цену, могут вырасти скупыми или щедрыми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ

ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА.

О ЧЕМ ПОГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ.


ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ?

Всем вам, вероятно, приходилось иметь дело с деньгами. Что же такое деньги? Это такая штука, за которую можно все купить.

Нужен хлеб, например, или пальто. Если деньги есть в кармане — идешь в магазин и покупаешь. За несколько бумажек тебе дают то, что нужно.

А если бы не существовало денег? Как тогда быть? Ничего и приобрести нельзя было бы? Нет, можно, но только тогда нужно было бы что-нибудь давать в обмен.

Есть у вас лишнее пальто, а вам нужен сахар — вы идете и меняете.

Но это же очень неудобно! Нашли вы человека с сахаром, предлагаете меняться, а ему пальто и не нужно. Нужен велосипед. Идете дальше. Попался человек с велосипедом. Вы уже решаете сначала выменять велосипед, а потом за него получить у первого человека сахар. Но этот отдает велосипед лишь за шоколадные конфеты. К счастью, вы скоро встречаете человека с конфетами, которому нужно пальто. Вы меняетесь и лишь теперь можете получить от первого сахар за велосипед. Но хорошо, если он за это время не поменялся с кем-нибудь другим, а то вы и будете носиться с велосипедом.

А с деньгами всего этого не бывает.

За пальто вы теперь получите деньги, а за них — сахар, или что хотите, какой угодно товар. Такой обмен каких-либо вещей или продуктов на деньги называется торговлей. Без денег торговля была бы невозможна.

Да и не только для торговли нужны деньги. Деньги выдают рабочим и служащим за их труд, чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно.


 ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ

Но было время, когда денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах, вооружен был дубиной и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны.

Но прошло много лет, и эти первобытные люди стали жить иначе. Они уже научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей.

А если чего нельзя было достать трудом, прибегали к силе и отнимали нужное себе у чужого из другой семьи.

Какое-нибудь племя жило, например, в той местности, где можно было добывать соль. Другому племени соль тоже была нужна. Ну, и начиналась война, и тот, кто побеждал, становился хозяином.

Но бывало и так, что сила не помогала. Тогда приходилось поступать по-другому. Племена заключали союз и начинали меняться. Из одного племени давали соль, а из другого — топоры, стрелы, горшки.

Постепенно обмен развивался все больше и больше. Для того чтобы меняться, люди стали сходиться в определенные места. Приходили из разных окрестностей и приносили с собой для обмена те вещи, которых у них было много.

Выработались и правила для обмена. Согласились, например, считать, что можно обменивать 1 топор или на 10 стрел или на 2 копья.

Через шесть лет после выпуска медных рублей, из-за дороговизны и голода вспыхнуло народное восстание, известное в истории под названием «медный бунт». Народ потребовал обмена медных рублей на серебряные, а когда ему было отказано, ворвался в монетный двор и разгромил его.

Народ усмирили, зачинщиков наказали, но все-таки медные рубли прекратили выпускать.

Так неудачно медный пятак задумал сделаться рублем. Народ обличил самозванца и вернул его на прежнее место.

С тех пор медь стала применяться для чеканки только мелкой разменной монеты.


ЧТО ТАКОЕ БАНК?

С того времени, как появились монеты, торговля пошла очень бойко. Купцы все богатели, и чем дальше, тем больше у них становилось денег. Стали уже бояться за свои капиталы. Как ни прятали по сундукам и подвалам свои мешки с золотом, как ни зарывали в землю, все же нет-нет, да и украдут у кого-нибудь такой мешочек, да еще и хозяина убьют.

И стали зажиточные люди сдавать свои деньги на хранение в банк или в казначейство. Это такое место, где деньги хранятся в специальных сейфах и строго охраняются.

Да и выгода от этого есть. Раньше лежали лишние деньги в подвале и никакой пользы не приносили, а теперь банк кроме того, что бережет их, еще тебе же и платит за это.

Положишь в банк 100 рублей, а через год 110 рублей получить можно. Как говорят, банк платит проценты.

А платит он потому, что ему польза есть от тех денег, которые кладут на хранение.

На них он дело какое-нибудь разовьет, фабрику игрушек построит или новый цирк откроет.

От всего этого большие прибыли получаются, значит, можно и проценты платить.


БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ

Тому, кто клал деньги на хранение, казначейство для порядка выдавало особые удостоверения, бумажные квитанции, на которых было написано, сколько принято денег. По этой квитанции всегда можно было получить деньги обратно. Нужно было кому-нибудь долг отдать — идешь в казначейство, берешь деньги и платишь.

А то и еще проще можно сделать: отдать квитанцию тому, кому должен, и тот сам может получить.

Бывало и так, что тот, кто получал в уплату долга такую квитанцию, сам был должен. Он тоже не шел в казначейство, а платил квитанцией.

И всякий ее принимал, потому что знал: по ней всегда можно получить в казначействе золото.

А обращаться с бумажкой удобнее, чем с металлическими деньгами.

И стали расходиться такие бумажки все больше и больше и ходить вместо денег.

Государство тоже, если заводилось лишнее золото, не отдавало его в обращение, а складывало в подвалы и вместо золота выпускало квитанции: или на 2 горшка, или на 1 овцу.

А больше всего любили первобытные люди меняться на украшения — раковины, кусочки янтаря и прочие красивые вещи.

И у кого больше было навешено разных украшений, тот считался красивее и богаче.

Поэтому на все эти предметы скорее всего можно было выменять нужную себе вещь.

Украшения начинают все охотнее и охотнее принимать. Всякий знал, что если он возьмет за свои стрелы или копья ракушки и янтарь, то он на них после купит все, что угодно.

А вспомните — что это такое, за что можно купить все, что угодно? Это деньги. Таким образом, украшения постепенно стали деньгами.


 КАКИЕ ЕЩЕ БЫЛИ ДЕНЬГИ

Но не только украшения, еще и хозяйственные предметы служили деньгами.

У некоторых племен деньгами был скот: овцы, коровы, лошади. И даже впоследствии названия некоторых денег оказались происшедшими от слова «скот». У индусов теперь денежный знак называется «рупия», а это слово раньше обозначало скот.

У других деньгами служили шкуры животных или куски холста: его отмеряли «локтями», то есть рукой от локтя до конца пальцев, и за несколько «локтей» получали нужные себе предметы. Но все эти деньги были очень неудобны. Там, где деньгами служили скот или шкуры, неудобство было уже потому, что этими деньгами нельзя платить за дешевые предметы.

Целого быка какая-нибудь вещь, например, не стоит, а половины от него не отделишь, не убивая. То же самое можно сказать и о шкурах. Раздери ее на куски — никто ничего и не даст за них.

Значит, к этим деньгам нужно еще и «мелочь» иметь — мешки с бобами или зернами.

Кроме того, все овцы и быки разные. Одни больше, другие меньше, одни жирные, другие нет. Да и места все эти деньги занимали слишком много. Нужно идти на базар за покупками, значит, гони целое стадо овец или тащи мешки с зерном.

Такие деньги в карман не спрячешь.


 ПЕРВЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ДЕНЬГИ

И вот все с большой охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать.

Самыми распространенными вначале были медь и железо.

Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения — кольца, бляхи и прочее, и потому металлы выменивали с удовольствием.

Кроме того, их можно было делить на части, они удобнее для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерна и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами.

Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром.

Почему так? Ведь золото и серебро почти бесполезны в хозяйстве! Золотой топор никуда не годится против железного, оружие из меди прочнее золотого или серебряного, так как и золото, и серебро гораздо мягче железа и меди.


 ПЕРВЫЕ МОНЕТЫ НА РУСИ

В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом, в конце Х века. В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и гривны (мелкая монета).

Медные деньги начали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда.

Сначала медные деньги выпускались полноценными и были очень велики и тяжелы.

РУССКИЙ РУБЛЬ

«Доллары», «марки», «кроны» — деньги с такими названиями есть в нескольких странах. А рубль только у нас, в России.

Появился он в XIII веке.

Как же это произошло?

Женщины в Древней Руси любили носить на шее ожерелья из драгоценных металлов. Такое ожерелье называлось гривной (грива по-древнеславянски означает шею). В обмен за гривну давали кусок серебра определенного веса. Такой вес называли тоже гривной.

Этот кусок серебра изготавливался так: сначала отливался узкий серебряный слиток серебра, а потом зубилом рубился на части — гривны, весом около 200 граммов. Эти гривны и называли рублевыми, или просто рублями.

Из рубля делали маленькие монетки, которые назывались денги. Денга по-татарски означает «звенящий». Ведь тогда Русь была под татаро-монгольским игом. Татарское слово «денга» постепенно превратилось в русское «деньги».

Как же делали денги?

Рублевую гривенку вытягивали в проволоку и рубили на мелкие кусочки. Затем каждый кусочек расплющивали и чеканили монету. На некоторых монетах изображался всадник с копьем в руках. Такие монеты назвали копейными. Это были наши первые русские копейки.

 


ПЯТАК-САМОЗВАНЕЦ

При царе Алексее Михайловиче, в 1656 году, стали выпускать медные рубли вместо серебряных. Пока их было немного, это сходило, но потом народ заметил обман и медные рубли начали падать в цене. За один серебряный рубль стали давать двадцать пять медных. Власти платили людям медными рублями, а налоги требовали вносить серебряными. Иностранцы совсем перестали брать медные рубли. Началась сильная дороговизна при счете на медные деньги.

Как же случилось, что золото и серебро стали деньгами вместо железа и меди? Опять-таки это произошло потому, что наши предки очень любили украшать себя. А украшений лучше, чем из золота и серебра, и не придумаешь. Эти металлы легко плавятся, хорошо куются, из них легко можно сделать затейливые штучки, и, кроме того, золото и серебро не ржавеют.

Но не надо думать, что эти первые металлические деньги были хоть немного похожи на наши теперешние. Нет, они вначале появились в виде украшений — колец различной величины. Потом, когда добыча металлов увеличилась, стали считать лишним придавать им форму какой-либо вещи, а просто делили на небольшие слитки.

С этого времени становится возможным копить деньги.

Раньше это было очень трудно, поскольку такие вещи, как шкуры, соль, скот, непросто сохранять. Соль может подмокнуть, шкуры портятся, скот нужно кормить, ухаживать за ним. Да и для всего этого необходимо много места. А если собирать золото и серебро, то ничего этого не нужно.

Но и такие деньги, как золотые и серебряные слитки, тоже имеют много неудобств и недостатков.

Продал, например, кто-нибудь много скота и получил за это большой кусок золота. Идет этот человек на базар купить разных мелких вещей, нужных в хозяйстве.

Что ему делать со своим куском золота? Ясно, что его нужно делить на несколько мелких кусочков, для того чтобы расплачиваться с торговцами. А для этого нужно иметь особые резцы, нужны весы и гири, чтобы отделить как раз нужный кусочек.

Это, конечно, большое неудобство, большая потеря времени, и, кроме того, при этом возможны обсчеты, обманы. Нужно весы и гири с собой носить или доверяться торговцу, который может и обмануть.


 

ПЕРВЫЕ МОНЕТЫ

Чтобы избежать этого, люди начинают заранее отвешивать определенные кусочки золота и придавать им ту или иную форму. Стали, например, из золота делать квадратные пластинки, кружочки, наносили на них какие-нибудь рисунки, обозначали вес и пускали в оборот.

Это было началом изготовления монет (или, как теперь говорят, чеканка). В древности эта работа производилась вручную. Кусок металла расплющивался молотком, и получалась пластинка. Затем зубилом из пластинки вырубался кружок. Чтобы получить на кружке изображение, надпись или какой-нибудь знак, кружок нагревался, затем на него ставился металлический стержень, в котором уже были вырезаны первые знаки. По другому концу стержня ударяли молотком, и на кружке получался оттиск этого штемпеля. Монеты не всегда были круглыми. Были и четырехугольные, и треугольные, и совсем неправильной формы.

И поныне находят в земле древние греческие монеты с изображением черепахи или быка — это первые монеты, им более двух тысячелетий. Такие монеты с изображениями священных животных чеканили жрецы.

И, казалось бы, чего проще: разрубил человек свой кусок золота на небольшие кусочки такого веса, какой требуется, расплющил их молотком в пластинки, обозначил на них вес — и дело с концом! Иди на базар и покупай, что нужно!

Но не тут-то было. Не всякий сразу примет такие деньги. Почему должны верить, что в вашей пластинке как раз столько веса, сколько на ней написано? Да и чистое ли в ней золото? Нет ли примеси меди?

И опять выходит, нужно взвешивать и звать еще человека, который умеет узнавать — чистое ли в монете золото или с примесью какого-нибудь другого металла.

Нужно было, чтобы монеты делал тот, кому все доверяют. Наделал бы их такой человек, поставил свой особый знак, и каждый был бы спокоен, что его не обманывают, что в монете столько веса, сколько на ней написано, и что золото в ней без всяких примесей, совершенно чистое.

Таким человеком у каждого народа был его царь, король или князь. Ему все подчинялись и все его слушались.

Чеканка монет и перешла к таким правителям.

Когда это произошло, уже никто больше не имел права делать монеты сам. За это преследовали и наказывали.


 МОНЕТЫ РАНЬШЕ И ТЕПЕРЬ

Конечно, поначалу и правительственные деньги были несовершенной, неправильной формы.

Но по мере того, как развивалась техника и изобретались различные машины, монеты чеканились все лучше и лучше. Им придавалась форма совершенно правильных кружочков, часто с красивым узором и надписями.

Сейчас на монетах выбиваются очень сложные рисунки. Посмотрите на наши российские монеты: там выбит герб России — двуглавый орел.

Каждое государство чеканит свои деньги. У этих денег свой вес, свои надписи и рисунки, свой герб и свои названия монет. В России это копейки, в Америке — центы и так далее.

Но одними золотыми монетами нельзя было обойтись, потому что тогда пришлось бы делать их слишком маленькими. Ведь если, скажем, за ботинки нужно заплатить золотую монету в теперешний двугривенный, то какой же величины должна быть монета из того же золота, чтобы купить булку хлеба? С маковое зернышко?

Ясно, что такие монеты и чеканить невозможно, и пользоваться ими нельзя.

Поэтому наравне с золотом пустили в ход для мелких расчетов серебряные и медные монеты.

Таким образом, люди постепенно, через много лет, даже веков, перешли от таких денег, как раковины, скот, шкуры, соль, к золотым, серебряным и медным монетам.


ФАЛЬШИВЫЕ МОНЕТЫ

Некоторые нечестные люди тоже тайком пытались делать монеты. Причем иные так наловчились, что их монеты трудно было отличить от

Это делалось еще и потому, что монеты, особенно золотые, от частого хождения по рукам стираются, делаются легче и уже стоят меньше, чем новые.

Вот так произошли бумажные деньги.

Печатают их теперь на особой бумаге с водяными знаками. Если на такую бумагу посмотреть на свет, увидишь на ней узоры, или цифры, или даже лицо человека. Вот это и есть водяные знаки. Такая бумага делается государством, чтобы кто-нибудь другой не напечатал фальшивых денег.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЧТО МОГУТ РОДИТЕЛИ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ДЕНЕГ.

Когда мы становимся родителями, мы стремимся подготовить детей к жизни в том мире, с которым им придется столкнуться за пределами семьи.

В семье дети учатся копить деньги, знать им цену, могут вырасти скупыми или щедрыми.

Когда мы дарим детям подарок как поощрение за выполнение каких-либо поручений или условий, мы помогаем им понять, откуда берутся деньги.  Все дело в том, какие последствия влекут за собой подарки. Некоторые родители хотят, чтобы их дети не ощущали ни в чем недостатка. Они дают им все, что только те пожелают и даже больше. Из-за этого, когда дети подрастают, им бывает трудно отделиться от родителей и обрести независимость.

Другие родители заставляют своих детей терпеть всяческие лишения, считая, что таким образом воспитывают сильный характер у ребенка. А ребенок в результате чувствует себя обделенным и нелюбимым, ему не хватает уверенности в себе.

Проблема в том, как соблюсти меру, как найти такое равновесие, чтобы дети не оставались в зависимости от родителей.

Родители должны помнить, что деньги или подарок можно использовать как для повышения собственной самооценки ребенка так и дать ему почувствовать собственное покровительство ( у ребенка нет ничего а у родителей – все).

Одна сложная и интересная проблема, связанная с деньгами/подарком, состоит в том, что тот, кто получает подарок или деньги, неверно истолковывает мотивы, по которым им это достается.

В семье деньги/подарки служат

  • средством выполнения своих обязательств (родители обязаны кормить своих детей);
  • проявлением щедрости или любви;
  • способом расплаты за услугу.

В некоторых случаях все ясно и обсуждению не подлежит. Но часто происходят другие ситуации: настоящей торговли. Например, должна мама купить дочери куклу которую она просит, только потому, что ей очень хочется или это будет вознаграждением за то что ребенок убирает игрушки, прилежно себя ведет и т.п.

Во многих семьях не существует определенных правил по поводу того, о чем можно торговаться а о чем нельзя.

И так, родители должны ясно понять сами и научить этому детей чтобы и им самим  и их детям было ясно:

  • что принадлежит всем и чего нельзя лишать в виде наказания;
  • что принадлежит родителям и чем могут пользоваться дети при выполнении определенных требований;
  • что принадлежит ребенку и не может служить как поощрение или наказание.

Например: телевизор/планшет принадлежит родителям и родители решают, когда, что и сколько  смотреть или играть ребенку можно а когда нельзя. А вот плюшевый мишка принадлежит ребенку  и лишить игры на планшете ребенка могут а мишку не могут забрать. И если ребенку спокойно объяснять и беседовать на такие темы то можно избежать многих конфликтов в семье.  Таким образом мы формируем представления детей о последствиях своих поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.  Оно должно быть направле...

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности

Педагогический опыт. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности...

Педагогический проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников »

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками....

Методическая разработка "План семинара-практикума с использованием формата "Мировое кафе" по теме "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Формирование основ финансой грамотности - актуальное направление  образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с Федеральной образовательной программой дошко...