Организация закаливающих мероприятий в ДОУ
материал

Зубова Екатерина Владимировна

Данный материал познакомит с различными методиками закаливания, которые мы применяем  в нашем детском саду с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Организация закаливающих мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности (ТНР)

Воспитатель: Екатерина Владимировна Зубова

СЛАЙД 1

    Уважаемые коллеги, сегодня мы раскрываем тему здоровье сбережения, которая является главной для любого дошкольного учреждения. Основными задачами программы Радуга и нашего детского сада являются сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание привычки к здоровому образу жизни является одной из главных целей. ДОУ разрабатывает системы мероприятий, как специальные, так и проходящие в режимных моментах, которые помогают тренировать защитные силы организма.

     Предлагаем вам ознакомиться с организацией закаливающих и оздоровительных мероприятий в группе КН для детей 6 -7 лет.

     СЛАЙД 2

    Одно из важнейших оздоровительных мероприятий, с которого начинается наше утро - утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня. Малоактивные дети в этот момент активизируются, подвижные наоборот успокаиваются, т. о.  это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.

    У детей появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. С весны и до поздней осени гимнастика проводится на свежем воздухе, в холодное время года в спортивном зале. В подготовительной группе утренняя гимнастика проводится 7-10 минут, когда УГ проводится в зале - дети занимаются без обуви и носок, т. о. присоединяется еще одна закаливающая процедура – босо-хождение.  

СЛАЙД 3, 4

Для оздоровления детей, укрепления их физического здоровья в нашем саду организованы так же два физкультурных занятия в зале и одно занятие на свежем воздухе. Занятия предполагают общее физическое развитие детей, развитие основных видов движений, разучивание подвижных игр и другие разнообразные виды деятельности и являются частью закаливающих мероприятий.

 СЛАЙД 5

   Уже в раннем возрасте  у многих детей  наблюдаются признаки разрушения зубов, развивается кариес. Поэтому с раннего детства необходимо приучить ребёнка  правильно  питаться, чистить зубы, не бояться посещения врача-стоматолога,  осуществляя тем самым профилактику заболеваний полости рта.

    В нашей группе проводятся беседы по ознакомлению детей со здоровыми привычками, дети приучаются регулярно чистить зубы, делать это правильно, мы стараемся донести до детей важность данной процедуры, приучаем так же споласкивать рот после приема пищи, объясняем, что оставшаяся во рту еда, особенно сладкая или кислая может нанести вред зубам и полости рта.

   СЛАЙД 6

     Перед процедурой, воспитатель или помощник выставляет индивидуальные стаканчики и щетки на полку, хранятся они в закрытой коробке в ванной комнате; по мере того как дети заканчивают завтракать, они идут по очереди в ванную, берут свои принадлежности и под контролем воспитателя чистят зубы. Затем ополаскивают щетку и стаканчик и ставят на место. Замена щеток планируется 1 раз в 2-3 месяца.

СЛАЙД 7

Динамические паузы в процессе занятий и между ними.

Динамические паузы или физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, которые мы с вами проводим  с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности. Такие упражнения должны снимать мышечное и нервное утомление, улучшать кровообращение, активизировать мышление, создавать положительные эмоции и так же соответствовать теме занятия с целью дальнейшей заинтересованности детей.

СЛАЙД 8

Так же с октября по апрель в нашей группе планируется проводить полоскание рта чесночным раствором перед прогулкой.

Используется как профилактика воспалительных процессов полости рта. 

При приготовлении используется 1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.

Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления. Средство убивает болезнетворные микробы при ОРЗ, ОРВИ.

Известно, что некоторые растения выделяют фитонциды - летучие вещества, которые способны подавлять жизнедеятельность вредных микроорганизмов. Такими свойствами обладают многие растения, например алоэ, герань, фикус, хлорофитум, лимон и многие другие. В осенне-зимний период в нашей группе планируется использование нарезок лука и чеснока, т. к. их фитонциды обладают очень сильной  антибактериальной, антивирусной  активностью. Это хорошее профилактическое средство при эпидемии вирусных заболеваний. Выделяются вещества лучше из нарезанных или измельченных растений, поэтому в ДОУ принято изготавливать так называемые чесночные бусы и делать нарезки из лука и чеснока, раскладывая их в тарелки в помещении.

  СЛАЙД 9

Мы считаем, что прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются, обязательной частью прогулки являются подвижные игры, занятия физкультурой, гимнастика. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. У детей вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Для наиболее эффективного воздействия прогулок, как средства оздоровления и закаливания воспитатель следит за сменой деятельности на прогулке, состоянием одежды детей, длительностью прогулки и активностью детей.

СЛАЙД 10

Сон без маечек и подушек

Так же в целях закаливания организма наши дети на дневной сон ложатся без маечек. Начинается такое закаливание с ясельной группы и продолжается до подготовительной. Проводится круглый год. Изменения в организации сна могут произойти по причине холодной погоды или перебоя с отоплением, в остальных случаях при соблюдении нормального температурного режима дети спят без маек.

СЛАЙД 11

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Данная дыхательная система предусматривает плавный глубокий вдох носом вместе с движениями, сжимающими грудную клетку и посылающими воздух на предельную глубину лёгких. Таким образом вырабатывается полное диафрагмальное дыхание.  Так как, физическая активность требует поступления большого количества кислорода, то именно при выполнении этой гимнастики он значительно лучше усваивается тканями всего организма, повышая его иммунитет. Один комплекс гимнастики включает в себя 1-2 упражнения, на слайде мы видим выполнение упражнений «Волна» и «Дерево на ветру». Гимнастика проводится сразу после дневного сна.

СЛАЙД 12

Обширное умывание, ходьба босиком.

Такой  эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. В нашей группе проводится после сна и дыхательной гимнастики. Дети по ребристым дорожкам босиком проходят в ванную комнату, возле раковин постелена пеленка, для того что бы ребенок не поскользнулся, т.к. вода будет разбрызгиваться.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

Для более эффективного выполнения и заинтересованности детей, мы выучили с ними так называемую «Умывайку»

«Умывайка»

«Раз» обмоем кисть руки, — обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» с другою повтори. — обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» до локтя намочили, — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» — с другою повторили — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» по шее провели, — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» смелее по груди.» — мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» лицо свое обмоем, — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» с рук усталость смоем — ополаскивает руки.

«Девять» воду отжимай — отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» сухо вытирай— вытирает руки насухо.

При введении метода закаливания был соблюден принцип постепенности, дети обмывали кисти рук и лицо, затем переходили на шею и локти и далее проводилось умывание полностью.

СЛАЙД 13 Специально организованным мероприятием по закаливанию детей в нашей группе является контрастное обливание ног. Процедура проводится после обеда, перед сном. Дети раздеваются  и по ребристым дорожкам проходят в ванную комнату. Ребенок встает на колени на стульчик, таким образом подставляя стопы и голени ног для обливания. Дети недавно перенесшие болезнь, часто болеющие и вновь поступившие закаливаются чередованием воды температуры 38, 28, 38 градусов, заканчивая теплой водой. Так же проводится закаливание и для всей группы детей в первые дни введения процедуры, для постепенного, а не резкого воздействия. Каждый день температура прохладной воды понижается на 1 градус и доходит до 18. В дальнейшем для здоровых детей обливание начинается с теплой воды (38) в течение 8 секунд, затем в течение 4 секунд идет вода температуры 18 градусов, затем снова 38 и заканчивается прохладной водой. Важным моментом закаливания является соблюдение воздушного температурного режима, температура в ванной комнате должна быть не ниже 20 градусов.

После обливания стоп, дети берут полотенце и проходят к скамье. Сложив полотенце по длинной стороне и поставив носок ноги на скамейку, начинают быстрыми движениями выполнять растирание с пятки и на всю стопу до легкого покраснения. После растирания проходят в кровать на дневной сон.

СЛАЙД 14

Перед сном и после сна к закаливающим мероприятиям подключается хождение по ребристым дорожкам и упражнения на укрепление мышц голени стоп, такие упражнения могут включаться в режимные моменты в течение всего дня.

СЛАЙД 15

При закаливании детей мы стараемся соблюдать принципы последовательности, систематичности, комплексности, учета  индивидуальных особенностей и принципа «не навреди», когда педагог должен внимательно следить за состоянием детей, что бы мероприятия дали положительный результат.

Таким образом, организация систематических мероприятий в ДОУ и работа с родителями по ознакомлению  с закаливающими процедурами, привлечение родительской общественности к совместной работе способствует оздоровлению детей, выработке здоровых привычек и приобщению их к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация закаливающих мероприятий в комплексе гимнастики после сна

Методическая разработка конспекта гимнастики после сна для средней  группы(из опыта работы с детьми)....

Организация закаливающих мероприятий с детьми в детском бассейне.

Какое бывает закаливание в детском саду. Как оно проводится в дошкольном учереждение. Влияние закаливающих процедур на организм ребёнка....

Опыт работы "Организация закаливающих мероприятий в ДОУ"

Опыт работы "Организация закаливающих мероприятий в ДОУ"...

Памятка для воспитателей по организации закаливающих мероприятий.

В памятке рассказано о значении закаливания, об основных средствах закаливания при использовании естественных факторов: воды, воздуха, солнечных ванн. А также о необходимости соблюдения определённых у...

Организация закаливающих мероприятий в комплексе гимнастики после сна.

   В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры...

Организация закаливающих мероприятий в комплексе гимнастики после сна.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Организация закаливающих мероприятий в комплексе гимнастики после сна.

   В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры...