"Быть здоровым - здорово!"
проект (старшая группа)

Нелли Сафаргалиевна Рубан

Проект по здоровьесбережению для детей старшей группы "Быть здоровым - здорово!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по здоровьесбережению «Быть здоровым – здорово!»

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей

Зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

Умственное развитие,

Прочность знаний и вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Актуальность:

Актуальность данной темы выражена в формировании убеждений и привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, необходимости воспитания потребности в сохранении и укреплении здоровья. Именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья:

Новизна проекта:

- Воспитание ценностей в семейных отношениях, формирование личностных качеств (любовь, взаимовыручка, дружба, сплочённость);

- Повышение роли семьи в воспитательном процессе;

- Изучить интересы, мнения родителей, их хобби и привлечь к организации физкультурных досугов детей;

- Организовать консультации и обмен опыта между родителями;

- Помочь родителям научиться играть со своим ребенком;

- Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению физического здоровья детей;

- Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.

Проблема:

Среди современных детей распространен сидячий образ жизни, дети много времени проводят за компьютером и телевизором, вместо того, чтобы больше времени уделять спортивным и подвижным играм, мало времени проводят на свежем воздухе, у родителей недостаточно знаний о физический навыках и умениях их детей, родители мало осведомлены о возможностях совместной с детьми двигательной деятельности.

Гипотеза проекта:

Предположим, что применение здоровье сберегающих технологий будет способствовать формированию убеждений и привычек здорового образа жизни у дошкольников и их родителей.

Цель: формирование у детей элементарных представлений о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Задачи проекта:

  1. Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
  2. Способствовать укреплению здоровья через систему оздоровительных мероприятий;
  3. Привитие интереса к разным видам спорта через познавательную деятельность;
  4. Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены, воспитание культурно-гигиенических навыков;
  5. Дать детям представление о здоровом питании и его значении для человека;
  6. Организовать здоровьесберегающую среду для благотворного физического развития детей;
  7. Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей;
  8. Повысить уровень педагогической компетенции родителей в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей;

Паспорт проекта:

Мероприятия реализуются в совместной деятельности взрослого и детей в свободное время в первую или во вторую половину дня. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину здоровье сбережения.

Название проекта

«Быть здоровым – здорово!»

Возраст детей

5-6 лет

Тип проекта

Информационно – практико-ориентированный  

Участники проекта

дети старшей группы, воспитатели группы, родители

Длительность проекта

краткосрочный (4 недели)

Используемые образовательные технологии:

 - личностно - ориентированные технологии;

 - технология исследовательской деятельности;

 - проблемно-игровая технология;

 - информационно-коммуникационные технологии;

 - технология развивающего обучения;

 - ИКТ (информационно компьютерные технологии);

- ТРИЗ технология.

Ресурсы

ИКТ, мультимедийные презентация,иллюстрации, дидактические игры, стихи, загадки, пословицы.

Технологичность

проект доступен и может быть использован воспитателями МБДОУ и родителями.

  Методы

- наглядные,

- словесные,

- практические,

- игровые,

- чтение художественной литературы,

- наблюдение,

- художественное творчество, продуктивная деятельность,

- подвижные, пальчиковые, сюжетно-ролевые игры,

Условия реализации проекта

- наличие в достаточном количестве демонстрационного материала,

- желание родителей и педагогов детского сада участвовать в реализации проекта,

- наличие комфортной обстановки для проведения различных видов деятельности,

- пособия для проведения спортивных игр и упражнений.

Педагогический мониторинг:

Во время пандемии COVID19 детский сад посещало небольшое количество детей, многие из которых отсутствовали по болезни. Эта ситуация побудила детей задуматься над вопросом: «Почему люди болеют? Что нужно для того, чтобы быть здоровым? Во время режимных моментов мы стали беседовать с детьми о здоровье человека. Дети рассказывали о том, как с родителями и другими членами семьи проводят время с пользой для своего здоровья. Возник спор о том, что важнее для сохранения здоровья и так появилась тема: «Что делать, чтобы быть здоровым?»

В ходе беседы с детьми были заданы вопросы:

Опрос детей по «Модели трех вопросов»:  

Вопрос 1:

Что я знаю о здоровье?

Вопрос 2:

Что я хочу узнать?

Вопрос 3:  

Что нужно сделать, чтобы это узнать?

Ответы детей:

- Здоровый человек –это тот, кто следит за своим здоровьем.

- Чтобы быть здоровым, надо хорошо кушать.

- Чтобы укрепить и сохранить здоровье, надо заниматься спортом, закаляться, гулять на свежем воздухе.

- Если не соблюдать правила гигиены, можно заболеть.

- Вредные микробы убивают здоровье, а «добрые» помогают не болеть.

Вопросы детей:

- Почему мы не болеем всё время?

- Как можно защититься от болезней?

- Какую пользу приносят полезные продукты организму человека?

- Какая пища бывает самая полезная?

Ответы детей:

- спросить у родителей, воспитателей;

  - посмотреть в интернете;

- посмотреть в книгах, в журналах;

- спросить у врача;

- сходить с родителями в аптеку, поликлинику;

- сходить на экскурсию в медицинский кабинет.

Планируемые результаты:

Для детей:

- повысится интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

- дети овладеют элементарными навыками сохранения и укрепления здоровья,узнают, что полезно, а что вредно для организма;

- у детей начнут формироваться гигиеническая культура и потребность в здоровом образе жизни (умение соблюдать режим дня, знание о правильном питании, и витаминах и др.);

- дети познакомятся с литературными произведениями на тему проекта;

- в группе организована содержательная здоровьесберегающая среда для благотворного физического развития детей;

- снижение уровня заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;

- создание благоприятной образовательной среды, способов сохранения здоровья, воспитание и развитие личности;

- повышение профессионального уровня педагогов в вопросах ЗОЖ;

- у детей разовьется интерес к разным видам спорта через познавательную деятельность;

Для родителей:

- повысится уровень педагогической компетенции родителей в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей;

- расширится разнообразия взаимодействия детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей;

- родители будут активно участвовать в совместной деятельности с детьми, интерактивном взаимодействии, обмене опытом.

Этапы реализации:

Содержание проектной деятельности

I этап – организационный,

II этап – основной,

II этап – заключительный.

I. Организационный этап

Цель: создание положительной мотивации к работе над темой проекта, выявление имеющихся у детей знаний по теме проекта, совместное с участниками проекта планирование деятельности по реализации проекта, привлечение родителей к участию в проекте.

  1. Подборка методического и дидактического материала.
  2. Подборка художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки.
  3. Разработка непосредственной образовательной деятельности в рамках проекта.
  4. Изготовление настольных дидактических игр.
  5. Оформление папок передвижек для родителей.
  6. Подготовка интервью для детей «Наши рассуждалки – «Что такое здоровье?»
  7. Участие родителей в подготовке альбома «Спорт и здоровье».

II. Основной этап

Цель: активизировать интерес детей к сохранению здоровья человека и своему собственному; привлечь родителей к совместной работе с ДОУ по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

Виды деятельности

Познавательное развитие:

Организованная образовательная деятельность:

- НОД «Путешествие в страну ЗДОРОВЬЯ»;

- НОД «Я и мое тело»;

- НОД «Подружись с зубной щеткой»;

- НОД «Спорт – это здоровье»;

- НОД «Витамины укрепляют организм»;

- НОД «Какая бывает еда?»;

- НОД «Зеленая аптека»;

- экскурсия на пищеблок;

- экскурсия в прачечную;

- экскурсия в медицинский кабинет.

Познавательно –исследовательская деятельность:

- НОД «Смотри во все глаза!»;

- НОД «Слушай во все уши!».

Самостоятельная деятельность:

- Рассматривание альбомов«Виды спорта», «Делай как я – делай как мы!», «Лечебные растения», «Лекарственные растения и их применение»;

- Разрезные картинки по сказкам «Айболит», «Мойдодыр», «Девочка чумазая»;

- Д/и «Четвертый лишний».

Социально-коммуникативное развитие:

Игровая деятельность:

- Д/и «Найди отличия»;

- Д/и «Полезные продукты»;

- С/р игра «На приеме у врача»;

- С/р игра «Массажный кабинет»;

- С/р игра «Аптека»;

- С/р игра «Продуктовый магазин».

Самостоятельная деятельность:

- С/р игра «На приеме у врача»;

- С/р игра «Массажный кабинет»;

- С/р игра «Аптека»;

- С/р игра «Продуктовый магазин»;

- Рассматривание альбомов «Лечебные растения», «Лекарственные растения и их применение».

Речевое развитие:

- Беседа «Что такое витамины?», «Секрет здоровой улыбки», «Для чего нужно здоровье?», «Польза овощей и фруктов», «Растения, которые лечат», «Полезные и вредные продукты», «Полезное – не полезное», «Чтобы сильным быть и ловким – необходима тренировка» и др.;

- Составление рассказа по иллюстрациям к сказкам «Айболит», «Мойдодыр», «Девочка чумазая»;

- Чтение сказок: А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту», «Мы с Тамарой санитары», С. Михалков «Прививка», «Не спать», «Грипп», В. Голявкина «Про Вовкину тренировку», С. Афонькина «Как стать сильным?», «Зачем делать зарядку?»;

- Чтение пословици поговорок о здоровье, разгадывание загадок (в режимных моментах);

- Д/и «Что, будет если...», «Доскажи словечко», «Угадай по описанию», «Хорошо –плохо»;

- Д/и «Угадай вид спорта»;

- Д/и «Спорт»;

- Рассматривание альбомов«Виды спорта», «Делай как я – делай как мы!», «Лечебные растения», «Лекарственные растения и их применение».

Самостоятельная деятельность:

- Рассматривание иллюстраций «Виды спорта», «Делай как я – делай как мы!», «Лечебные растения», «Лекарственные растения и их применение»;

- Д/и «Угадай вид спорта»;

- Д/и «Спорт».

Художественно-эстетическое развитие:

- мини инсценировка «Сказка лекарственных растений»;

-тестопластика «Полезные овощи и фрукты»;

-лепка из пластилина «Полезные продукты»;

-аппликация «Лекарственные растения - ромашка»;

- рисование «Лекарственные растения - одуванчик»;

- рисование «Виды спорта»;

- рисование «Зимние развлечения»;

- изготовление коллажа «Полезная еда»;

- оформление «Книги здоровья».

Музыкальная деятельность:

- прослушивание музыки для релакса;

- П/и «Снег, лед, кутерьма».

Самостоятельная деятельность:

- рисование «Лекарственные растения - одуванчик»;

- рисование «Виды спорта»;

- рисование «Зимние развлечения»;

- раскраски «Виды спорта»;

- лепка «Полезные продукты».

Физическое развитие:

- Игры малой подвижности «Крокет», «Боулинг», «Карусель», «Настольный футбол»;

- Гимнастика для глаз;

- Пальчиковые игры;

- Физические минутки;

- «Точечный самомассаж А. А. Уманской»;

- корригирующие гимнастики;

- самомассаж с помощью шишек, пробок, камушек;

- массажные дорожки;

- Д/и «Угадай вид спорта»;

- Д/и «Спорт»;

- Рассматривание альбомов«Виды спорта», «Делай как я – делай как мы!»;

- игра малой подвижности «Делай как я».

Самостоятельная деятельность:

- Гимнастика для глаз;

- Д/и «Угадай вид спорта»;

- Д/и «Спорт»;

- Рассматривание альбомов«Виды спорта», «Делай как я – делай как мы!»;

- игра малой подвижности «Делай как я».

Взаимодействие с родителями:

- игра малой подвижности «Делай как я» (совместно с родителями);

- участите родителей в изготовлении массажных дорожек и спортивного инвентаря;

- приобретение игр «Крокет», «Боулинг», «Настольный футбол»;

- изготовление альбома «Делай как я», «Здоровое питание».

Консультации для родителей:

- «Вредные привычки»;

- «Растим здорового ребенка»;

«Игры, которые учат доброте»;

- «Газета для любознательных родителей. Здоровое питание»;

- «16 вопросов, которые помогут спасти жизнь вашему ребенку»;

- «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья».

III. Заключительный этап

Обобщить полученные знания детей осохранении и укреплении своего здоровья, важности соблюдения навыков личной гигиены, желании вести здоровый образ жизни.

Выставка творческих работ ребят на тему «Виды спорта», «Лекарственные растения. Ромашка аптечная», «Лекарственные растения.Одуванчик».

Создание фотовыставки «Делай как я!», «Рецепты здорового питания».

Проведение игры-викторины «Быть здоровым – здорово!».

Выводы:

Проект «Быть здоровым – здорово!»» был актуален и прошёл 
с большим успехом. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Участники проекта многое узнали о
 здоровом образе жизни, о лечебных растениях; укрепили здоровье через систему оздоровительных мероприятий; получили знания о различных видах спорта; познакомились с правилами личной гигиены и культурно-гигиеническими навыками; в группе организована здоровьесберегающая среда, которая способствует благотворному физическому развитию детей; посредством реализации проекта повысился уровень педагогической компетенции родителей в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности.

Проект в данном виде,возможно, реализовывать в старших группах других ДОУ. Он также может быть адаптирован для детей подготовительной группы, расширен более сложной образовательной деятельностью, дидактическими играми, играми на развитие творческого воображения, викторинами, беседами. Данный материал послужит основой, а также дополнением для тематических проектов по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Источники:

Литература:

  1. Николаева Е.И., Федорук В.И., Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Разработано в соответствии ФГОС СПб: «Детство-пресс» 2014.
  2. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.
  3. Научно методический журнал «Инструктор по физической культуре» 2010г.
  4. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010г.

Электронные ресурсы:

https://vk.com/wall-148734517?q=%23здоровье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по физическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Быть здоровым – здорово!» в рамках недели здоровья.

Как узнать насколько плодотворна работа по обучению здоровому образу жизни? Как организовать и привлечь  родителей в процесс эффективных путей укрепления здоровья детей и семьи?...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

День Здоровья "Быть здоровым - здорово"

Спортивное Мероприятие для детей...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

Сценарий спортивного праздника, в рамках проведения Дня Здоровья «Здоровым быть – здорово!» (для детей старшего дошкольного возраста)

В статье представлен сценарий спортивного праздника, в рамках проведения Дня Здоровья, для детей старшего дошкольного возраста, направленного на формирование у воспитанников представлений о здоровом о...