Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
проект (младшая группа)

САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА 

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

(на 2022-2023 учебный год)

Выполнила:

2023

«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное
описание счастливого состояния в этом мире».
Джон Локк

Введение

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре;
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Актуальность
Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но и общечеловеческой. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.
Исследования социологов выявили следующие факты:
1. Если лечить заболевание (временное, приобретённое), то здоровье сохранится на 8-10%
2. Идеальные условия проживания сохраняют и улучшают здоровье на 20-25%
3. 50% здоровья целиком и полностью зависит от образа жизни, его правильном воспитании с детства, стремления беречь и умножать своё здоровье, активно заниматься оздоровительными видами деятельности.

Сбережение здоровья детей – приоритетное направление деятельности ДОО, так как детский сад посещают дети с ослабленным иммунитетом. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей и возможностей. Прежде всего здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микроклимата, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность.

Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Цель:

создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи: 

- дать детям общее представление о здоровье, как о ценности;

- сохранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;

- развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость и др.), приобщать детей к спорту;

- способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;

- усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов;

- закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье;

- формировать потребность в двигательной активности, навыки здоровьесбережения;

- учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (различные виды массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений, физкультминутки, ритмические танцы, подвижные игры ит.д.).

Предполагаемый результат:

  • создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально-адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
  • снижение показателей заболеваемости;
  • положительная динамика показателей физического развития детей;
  • овладение детьми навыками ЗОЖ;
  • стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
  • повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

Используемая литература:

1. Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.

2. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002г.

3. Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников». Волгоград: Учитель,2009.

4. Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.

5. Яковлева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» — М.: Школьная Пресса, 2006г.

6. Кулик Г.И. «Школа здорового человека» - М: Просвещение,2008.

План

работы над темой самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Д

И

А

Г

Н

О

С

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Й

Определение целей и задач темы.

Реализация поставленных задач, знакомство с различными формами и методами работы.

Выявление уровня профессиональной компетентности педагога и их потребности в инновационных педагогических знаниях по данному направлению.

Просвещение родителей,  формирование мотива сотрудничества.

сентябрь

Изучение  психолого – педагогической литературы:

Сбор информации для выбора направления работы с детьми.

Создание условий для сохранения  стимулирования здоровья.

Изучение индивидуальных особенностей ребенка.

П

Р

А

К

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Й

Оформление картотеки игр, пальчиковых гимнастик, гимнастик для глаз, релаксационных упражнений

Проведение бесед:

«Сундучок здоровья»

«Быть здоровым – здорово! »

«Богат мир насекомых»

Оформление стендов «Поговорим про зрение»

октябрь

Предоставление педагогической информации родителям по данной теме.

Формировать потребность в двигательной активности, развивать умение сознательно вырабатывать полезные привычки.

Проведение динамических пауз во время занятий (в течение года).

Проведение релаксации (в течение года).

Проведение утренней гимнастики (каждый день).

Проведение пальчиковой гимнастики (ежедневно).

ноябрь-апрель

В качестве профилактики утомления.

В качестве профилактики непропорциональной нагрузки на мышцы.

В целях укрепления организма.

Рекомендуется всем детям для развития моторики.

О

Б

О

Б

Щ

А

Ю

Щ

И

Й

Мониторинг с целью выявить сформированность умений детей в использовании здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни.

Собрание с родителями.

Распространение опыта своей работы

май

Подведение итогов эффективности использования современных здоровьесберегающих технологий.

Подведение итогов работы. Анализ результатов совместной деятельности.

Презентация проекта.

                                   Личный перспективный план

по самообразованию на 2022-2023 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.

2. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г.

3. Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников». Волгоград: Учитель,2009.

4. Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.

5. Яковлева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» — М.: Школьная Пресса, 2006г.;

6. Кулик Г.И. «Школа здорового человека» - М: Просвещение,2008

Работа с детьми

Сентябрь

«Питание и здоровье»

Познакомить с полезными продуктами – овощами и фруктами (лук, капуста, яблоко, груша, зелень и др.).

Рассказать детям о пользе для человека овощей и фруктов. Объяснить, что организму требуется пища, богатая витаминами, которых много во фруктах, овощах, зеленом луке и т.д.; познакомить с витаминами, их значением.

1.Беседа: «Овощи и фрукты- полезные продукты».

2. Игры: «Что разрушает здоровье, что укрепляет?», «Сделай правильный выбор», «Отгадай-ка», «Угадай витамин», «Назови полезный продукт», Витаминное угощение.

3. Чтение стихотворения «Про девочку, которая плохо кушала»

4. Загадки о фруктах и овощах

Октябрь

Закрепить представление о пользе употребления овощей и фруктов.

Ознакомить с правилами питания.

Продолжать знакомить с полезными продуктами

1. Коллективная аппликация «Витаминки для Маши»

2. Обсуждение с детьми «Законов питания».

3. Раскрашиваем продукты, полезные для здоровья.

Ноябрь

«Чистота и здоровье»

Рассказать о значении для здоровья санитарно-гигиенических процедурах. Рассказать о микробах.

Значение здоровья зубов для здоровья всего организма. Уход за зубами и полостью рта.

Закрепить представление о важности для здоровья санитарно-гигиенических процедур.

Продолжать знакомить с санитарно-гигиеническими процедурами.

1. Беседа «Как правильно мыть руки и лицо».

2. Загадки про брови, глаза, нос, зубы, язык, руки, пальцы.

3. Игры: «Угадайка», «Найди правильный ответ».

4. Беседа «Зачем человеку зубная щетка».

Декабрь-Январь

«Здоровье и болезнь»

Рассказать детям о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил. Напомнить детям о микробах и среде их обитания. Рассказать о микробах, как причина некоторых заболеваний.

Закреплять представления о признаках здоровья и болезни.

Закрепить навыки правильного мытья рук используя игровые ситуации

1. Беседы по темам.

2. Дидактические игры: «Назови предметы», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»

3. Зарядка «Чтобы нам не болеть».

4. Чтение стихотворений: «Грипп», «Животик», «Аллергия», «Насморк», «Ангина», «Горло», «Айболит»

Февраль- март

«Физкультура и здоровье»

Рассказать о пользе физической подвижности.

Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений.

Закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.

Продолжать заниматься физическими упражнениями и спортом

1.Физкультминутки: «Жираф», «Осьминог», «Птица», «Обезьяна», «Лошадь», «Аист», «Кошка».

2. Пальчиковая гимнастика: «Дом», «Гости», «Горшок», «Комар», «Котик», «Апельсин».

3. Игры: «Несколько секретов о самом себе», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Делаем зарядку».

4. Спортивные развлечения. «Мы растем сильными и смелыми», «Зимние радости», «Кто быстрее?».

Апрель-Май

«Здоровье и окружающий мир»

Особенности жизни в большом городе.

Рассказать о факторах угрозы здоровью (шум, загрязнение окружающей среды, интенсивные транспортные потоки, много людей).

Формировать представление детей о факторах окружающей среды большого города, оказывающих влияние на здоровье человека.

Расширить и закрепить представление о значении растений для жизни человека.

1. Беседы по теме.

2. Беседа «Растения в городе».

3. Дидактические игры: «Группировка предметов», «Как вырасти здоровым?», «Различия и сходство предметов», «Что изменилось?», «Назови по порядку», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Городок здоровья».

4. Выставка детских работ по изобразительной деятельности «Здоровый образ жизни».

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация «Роль семьи

в формировании здорового образа жизни»

Октябрь

Консультация «Применение здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни детей дошкольного возраста»

Папка передвижка для родителей "Здоровое питание – главное лекарство"

Декабрь

Консультации родителей о профилактики заболеваний.

Февраль

Папка-передвижка "Советы инструктора ФК"

Апрель

Рекомендации родителям во время прогулки понаблюдать за движением транспорта на улице. Обратить внимание на загрязненность зеленых насаждений вблизи дорог.

Май

Консультация на тему: «Система здоровьесберегающих технологий в ДОО».

Выставка детских работ по изобразительной деятельности «Здоровый образ жизни».

Самореа-

лизация

Май

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Оформление картотек: «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», 

«Подвижные игры», 

«Физкультминутки

Приложение

Здоровьесберегающие технологии в семье

(Консультация для родителей)

Здоровье  детей  зависит  не  только  от  особенностей  их  физического состояния, но и от санитарной и гигиенической культуры условий жизни семьи,  уровня  развития  здравоохранения  и  образования,

социально-экономической и экологической ситуации в стране. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Сберечь  и  приумножить  здоровье  ребенка  призвана  семья,  которая является базовой ступенью формирования культуры здоровья. Существует более 300 определений понятия “здоровье”. Согласно определению ВОЗ, здоровье –это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье человека зависит от стиля жизни и определяется социально-экономическими   факторами,   историческими,   национальными   и религиозными  традициями,  убеждениями,  личностными  наклонностями. Здоровый  образ  жизни  объединяет  все,  что  способствует  выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности  в  сохранении  и  укреплении  индивидуального  и  общественного здоровья.

Здоровый  образ  жизни  характеризуется  благоприятным  социальным окружением,  духовно-нравственным   благополучием,  оптимальным двигательным  режимом  (культура  движений),  отказом  от  вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ),  положительными  эмоциями,  закаливанием  организма, рациональным  питанием,  личной  гигиеной.  Приведенные  характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни семьи –это часть  общей  культуры  членов  семьи,  которая  отражает  системное  и динамическое  состояние,  обусловленное  определенным  уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных  в  результате  воспитания  и  самовоспитания,  образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье. Здоровьесберегающие  технологии  в  семье реализуются  на  основе личностно

-ориентированного   подхода   взрослых   членов   семьи.

Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым все члены семьи учатся  жить  вместе  и  эффективно  взаимодействовать.  Предполагается активное  участие  всех  в  освоении  культуры  человеческих  отношений,  в формировании  опыта  здоровьесбережения,  который  приобретается  через постепенное расширение сферы общения и деятельности детей и взрослых, развитие  саморегуляции  (от  внешнего  контроля  к  внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающие технологии семьи –это:

1)  создание  социально-психологических  условий  в  семье:  отсутствие стресса,  адекватность  требований,  единство  в  воспитании  подрастающих детей со стороны взрослых членов семьи;

2) рациональная организация режима дня в соответствии с возрастными, половыми,   индивидуальными   особенностями,   гигиеническими требованиями;

3) создание благоприятного эмоционально-психологического климата;

4) соответствие физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

5)  необходимый,  достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим;

6)  учет особенностей  возрастного  развития  детей  и  разработка педагогических  стратегий,  соответствующих  особенностям  памяти, мышления, работоспособности, активности определенной возрастной группы младших членов семьи;

7)  использование  разнообразных  видов  здоровьесберегающей деятельности  членов  семьи,  направленной  на  сохранение  и  повышение резервов здоровья, работоспособности.

Под  здоровьесберегающими  технологиями  семьи  понимаются максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех членов семьи (прародители, родители, дети, родственники).

Основными компонентами здоровьесберегающих технологий являются эмоционально-волевой,  экологический  и  физкультурно-оздоровительный, аксиологический, гносеологический и здоровьесберегающий.

Эмоционально-волевой компонент  включает  в  себя  проявление положительных  эмоций;  волевую  регуляцию  и  саморегуляцию  своего здоровья,  формирование  опыта  взаимоотношений  личности  и  общества, совершенствование организованности и дисциплинированности.

Экологический компонент  раскрывает  зависимость  физического  и  психического здоровья от экологических условий, способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро-и макросоциуме,  формирует  умения  и  навыки  адаптации  к  экологическим факторам.

Физкультурно-оздоровительный компонент  предполагает  владение способами  деятельности,  направленными  на  повышение  двигательной активности, предупреждение гиподинамии, закаливание организма, высокие адаптивные возможности.

Аксиологический компонент проявляется в осознании членами семьи высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый  образ  жизни.  Осуществление  аксиологического  компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных,  витальных,  медицинских,  социальных  и  философских  знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста всех членов семьи.

Гносеологический компонент связан с приобретением необходимых для процесса  здоровьесбережения  знаний  и  умений,  познанием  себя,  своих потенциальных  способностей  и  возможностей,  интересом  к  вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу.

Здоровьесберегающий компонент  включает  систему  ценностей  и установок по формированию гигиенических навыков и умений, соблюдению режима дня, режима питания, чередование труда и отдыха, психогигиену и психопрофилактику, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления.

Компоненты  здоровьесберегающих  технологий  включают  несколько функций:

формирующая,  диагностическая,  адаптивная,  информативно-коммуникативная,  рефлексивная.  Основные  направления  функций здоровьесберегающих технологий семьи:

1) формирующая функция осуществляется на основе биологических и социальных  закономерностей  становления  личности,  наследственности, социальных  факторов,  обстановки  в  семье,  установки  на  сбережение  и укрепление здоровья;

2) диагностическая заключается в мониторинге развития как детей, так и взрослых членов семьи на основе социально-медицинского контроля, что позволяет  соизмерить  усилия  и  направленность  действий  родителей  в соответствии с природными возможностями ребенка;

3) адаптивная направлена  на  формирование  здорового  образа  жизни, оптимизацию состояния собственного организма и повышение устойчивости к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды;

4) информативно-коммуникативная

обеспечивает  трансляцию  опыта ведения  здорового  образа  жизни  семьи,  преемственность  семейных

традиций,  ценностных  ориентации  поколений  семьи,  формирующих бережное  отношение  к  индивидуальному  здоровью,  ценности  каждой человеческой жизни;

5) рефлексивная заключается  в  переосмыслении  предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;

6) интегративная объединяет  опыт  нескольких  поколений  семьи, различные семейные мифы и легенды, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Основные   типы   здоровьесберегающих   технологий   семьи: оздоровительные  (физическая  подготовка,  физиотерапия,  ароматерапия, закаливание,  гимнастика,  массаж,  фитотерапия,  арттерапия);  технологии обучения здоровью (включение бесед, рассказов о пользе здорового образа жизни  и  последствиях  вредных  привычек);  здоровьесберегающие (профилактические  прививки,  обеспечение  двигательной  активности,

витаминизация,  организация  здорового  питания);  воспитание  культуры здоровья  (беседы  по  развитию  личности,  участие  в  городских социокультурных  мероприятиях,  фестивалях,  конкурсах,  физкультурно-

оздоровительных соревнованиях и т.д.).

Здоровьесберегающие   технологии   семьи классифицируются по характеру и    направлению    деятельности    семьи. По характеру деятельности здоровьесберегающие  технологии  могут  быть как   частные   (узкоспециализированные),   так   и   комплексные (интегрированные).   По направлению деятельности среди   частных здоровьесберегающих  технологий  выделяют:  медицинские  (технологии профилактики  заболеваний;  коррекции  и  реабилитации  соматического здоровья;  санитарно-гигиенической  деятельности);  образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики  и  коррекции  девиантного  поведения);  психологические (технологии  профилактики  и  психокоррекции  психических  отклонений личностного      и      интеллектуального      развития).

К комплексным здоровьесберегающим  технологиям  относят:  технологии комплексной  профилактики  заболеваний,  коррекции  и  реабилитации здоровья   (физкультурно-оздоровительные   и   валеологические);

педагогические  технологии,  содействующие  здоровью;  технологии, формирующие здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающее пространство семьи включает позитивную основу процессов и ресурсов, организационных и содержательных возможностей семьи, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению  потенциала  здоровья  всех  ее  членов.  Как  известно,  все здоровьесберегающее пространство семьи  адаптируются  самой  семьей.

Впервые  ребенок  соприкасается  с  ценностями  физической  культуры  в младенчестве, когда родители (чаще – мама) выполняют необходимые для полноценного психофизического развития ребенка физические упражнения.

По  мере  взросления  ребенка  продолжает  активно  использовать разнообразные  физические  упражнения,  игры,  постепенно  осваивая общечеловеческие ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...