Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии» Подготовила воспитатель Смирнова Н.Е.
консультация

Смирнова Наталия Евгеньевна

Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В. Сухомлинский

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии » Подготовила воспитатель Смирнова Н.Е.

Слайд 2

«Я не боюсь еще и еще раз сказать : забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя . От жизнерадостности , бодрости детей зависит их духовная жизнь , мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В. Сухомлинский Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью . Значение культа здоровья значительно выросло . Культура здоровья - это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности. Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии . Что такое валеология ? Термин « валеология » происходит от латинских слов « вале », что означает «быть здоровым » и «логос» - «наука». Таким образом , валеология - наука о здоровье . Применительно к дошкольным учреждениям , валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни : активный труд, рациональный отдых , закаливание , занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др .

Слайд 3

Основная цель валеологического воспитания - создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья ; формирование психологического здоровья дошкольника ; профилактика заболеваний. Задачи : - Охранять и укреплять здоровье детей , совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать умственную работоспособность детей; - Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью ; - Воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни ; - Приобщать детей к спорту; - Развивать основные физические возможности; - Способствовать усвоению правил гигиенических норм и культуры быта; - Проводить профилактику вредных привычек , закаливание ; - Создавать оптимальный режим дня; - Диагностировать состояние здоровья .

Слайд 4

Важным условием воспитания и развития ребенка является и создание валеологически развивающей среды . В группе создаются физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики, коррекции осанки. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу. Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья . Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети. Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаем валеологическую культуру семьи . Ее становление и обогащение осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями : дни открытых дверей, родительские собрания , консультации , педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам, совместные занятия для детей и родителей и т. д.

Слайд 5

Валеологическая воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах: Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу ребёнка. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при взаимодействии ДОУ, родителей, общественности Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести за собой. Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование безопасных приёмов оздоровления, апробированных и официально признанных. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. Принцип альтруизма. Научился сам – научи друга. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру. Задачи валеологического воспитания: Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ. Накопление знаний о здоровье. Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.

Слайд 6

Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др. Формы организации деятельности детей . НОД с валеологической направленностью. Рекомендуется проводить со второй младшей группы один раз в месяц (в блоке «Познавательно – исследовательская деятельность»), со средней группы – интегрированная НОД по ЗОЖ и ОБЖ. Задачи: Формирование у детей сознания того, что человек - часть природы и общества. Воспитание заботливого и бережного отношения к личному здоровью. Выстраивание гармоничных отношений детей с неживой и живой природой. Выработка навыков личной гигиены. Закаливание детей. Профилактика и устранение вредных привычек. Осуществление валеологического мониторинга. Этапы формирования понятий: Вторая младшая группа – формирование понятия «здоровый человек». Средняя группа – информационная среда (строение человека, органы), формирование отношения к себе. Старшая группа – знакомство с ОБЖ, формирование профилактического мышления, обучение саморегуляции . Подготовительная группа – формирование межличностных отношений.

Слайд 7

Младшая группа 1. Я и моё настроение. 2. Дружим с водой ( знакомство с умывальными принадлежностями). 3.Я умею одеваться. 4.Что такое хорошо, что такое плохо. 5.Глазки - подсказки. 6.Носики – курносики . 7.Микробы. Средняя группа 1.Как ухаживать за собой. 2.Почему я вижу. 3.Почему я слышу. 4.Нос и уход за ним. 5.Приятного аппетита. 6.Какая пища полезней. 7.Зачем мы спим. 8.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья . Старшая группа 1.Как устроен человек. 2.Красивая осанка. 3.Сердце моё. 4. Как мы дышим. 5. Как мы едим (органы пищеварения). 6.Береги зубы. 7. Личная гигиена. 8.Откуда берутся болезни.

Слайд 8

Подготовительная группа 1. Сохрани своё здоровье сам (закаливание). 2.Моё зрение. 3.Работа сердца. 4.Как я распознаю запахи. 5.Мой мозг. 6.Самая быстрая улитка в мире (слух). 7. Витамины и здоровый организм. 8. Спорт – это здоровье. .Индивидуальная и подгрупповая деятельность по заданию и под контролем. Например, в младшей группе формирование навыков самообслуживания, обучение пальчиковой гимнастики и др., в старшей группе – закрепление навыков самообслуживания, обучение самомассажу и т.д. .Самостоятельная деятельность детей.

Слайд 9

Работу по формированию здорового образа жизни детей можно разбить на следующие блоки : 1. «Ребенок и здоровье »: особое внимание уделяется формированию у детей первоначальных навыков охраны жизни и здоровья . Формированию умений детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности на основе ситуационных моментов. 2. «Полезные продукты» 3. «Личная гигиена»: особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. 4. «Тело человека»: на занятиях по этому блоку дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения . 5. «Витамины и здоровый организм » 6. «Ребенок на улицах города»: знакомство детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения. 7. «Будем спортом заниматься»: совместно с детьми выявляется значимость движения для здоровья , польза подвижных игр и занятий спортом. 8. «Врачи - наши помощники» 9. «Опасные предметы»: закрепление правил безопасности

Слайд 10

Для реализации данной работы используют следующие формы и методы : -Занятия. - Чтение художественной литературы и познавательных книг. - Изодеятельность и творчество. - Экскурсии и целевые прогулки. - Дидактические и сюжетно-ролевые игры. - Экспериментальная и опытническая деятельность. - Взаимодействие со специалистами. - Тематические беседы. - Работа с родителями. - Кружковая работа. - Взаимодействие со спортивными учреждениями. - Анкетирование и диагностика. Сверхзадача этой работы - пропаганда здорового и творческого образа жизни , формирование у ребенка желание «сделать себя лучше, сильнее, умнее; создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». И нам с вами следует быть очагами, методическими центрами по внедрению здорового образа жизни в каждую семью .

Слайд 11

Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями: -Снижение заболеваемости. - Рост уровня физического и психического здоровья. - Повышение двигательной активности детей. - Динамика показателей физической подготовленности дошкольников. - Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления . - Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни . Следовательно, валеологическое воспитание является приоритетным направлением в работе детского сада по приобщению детей к ЗОЖ. Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги». Задачи : Установление доверительно-делового контакта с родителями; Повышение педагогической культуры родителей; Пропаганда ЗОЖ; Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.

Слайд 12

Примерные темы бесед и родительских собраний Младшая группа «Индивидуальные особенности моего ребёнка». «Опять ОРЗ. Новое – хорошо забытое старое». «Ещё раз о витаминах и правильном питании». «Научите ребёнка радоваться». «Семья – надёжный щит психического здоровья детей». «Совместная игра с ребёнком – идеальное средство общения и взаимопонимания». Средняя группа Экскурсия по детскому саду « Каким я вижу дом радости». Совместная беседа за круглым садом. «Почему ругаются дети». «Левша». Поведение родителей. Особенный ребёнок. « Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости ребёнка». «Правильное питание – один из основных факторов здоровья. Поговорим о сладостях». «Интеллектуальные (логические) игры – средство коррекции поведения ребёнка». Старшая группа День открытых дверей. Как должен выглядеть современный детский сад. «О прививках. Чеснокотерапия и аромотерапия ». « Сказкотерапия как средство эмоциональной устойчивости ребёнка». «Я сержусь». Как научить ребёнка слушаться. «Хобби – интересное дело для души вместе с папой и мамой». Подготовительная группа «Критерии готовности ребёнка к школе». «Как мы общаемся дома. Ласковые слова и психологический климат в семье». « Гиперактивный ребёнок. Болезнь или особенность характера?». «Я боюсь». О детских страхах. «Причины плохого аппетита».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии

В настоящее время одной из приорететных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Семинар для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

·     «ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энцикл...

Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО

в данной статье рассматриваются вопросы формирования здорового образа жизни посредством подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО в условиях дошкольной организации.Ключевые слова: Всероссийский физкульту...

Консультация для воспитателей "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"

Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является физическое развитие воспитанников, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярн...

Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО

Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО...