Конспект непосредственно образовательной деятельности "Наши помощники - органы чувств"
план-конспект занятия (старшая группа)

Берендеева Татьяна Ивановна

Конспект НОД по здоровьесбережению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_nashi_pomoshchniki-organy_chuvstv.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

На тему: «Наши помощники - органы чувств».

Цель: Закрепить знание детей об органах чувств.

Задачи: 

Воспитательные: Воспитывать желание заботиться о своём здоровье, учить передавать эмоциональное состояние, способствовать развитию уверенности в себе.

Образовательные: Закрепить знания детей об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеет слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.

Развивающие: Развивать мыслительную активность, воображение, познавательный интерес.

Предварительная работа: знакомство детей со строением человеческого организма, с органами чувств.

Проведение занятий на тему: «Вот Я какой», «Познай себя».

Чтение художественной литературы: А. Барто «Я расту», Е. Пермяк «Как мама стала большой», Е. Долиной «Мне пять лет».

Дидактические игры: «Зачем нужны глаза, уши», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний».

Дидактический материал:

Обшитая кукла «Доктор Айболит»

Изготовление рисунков - наши помощники - органы чувств(глаза, уши, нос,

руки, язык).

НОД.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришел «Доктор Айболит» из сказки К. Чуковского «Айболит». Он приглашает вас в институт здоровья. Мы побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств. Какие органы чувств вы знаете? (ответы детей).

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Заходим в первую лабораторию.

Я загадываю загадку, а вы отгадав ее поймете, какой орган чувств здесь исследуют.

На ночь два оконца Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Да, в этой лаборатории изучают зрение. Для чего людям нужны глаза? (ответы детей).

Правильно, глаза помогают нам видеть. Эта способность называется зрением. С его помощью человек воспринимает окружающий мир. Есть поговорка: «Глаза- зеркало души». Так говорят не случайно: если заглянуть в глаза человеку, можно многое узнать о его характере, настроении. Например лаза могут быть веселыми, внимательными... какими еще?

Дети: унылыми, добрыми, задумчивыми, грустными, печальными и т.д.

Молодцы, вы подобрали замечательные слова.

Чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную гимнастику.

  1. на 3-5 секунд закрыть глаза, затем широко открыть (повторить        6-8

раз.)

  1. быстро моргать в течении 10-15 секунд (повторить 3 раза) с интервалом 7-10 секунд.
  2. слежение за ногтем пальца, приближая и отдаляя его от носа.
  3. потереть ладони друг о друга и легко без усилий, положить их        на

предварительно закрытые глаза на 30-40 секунд. Затем опустить руки и закрыть глаза.

Входим во вторую лабораторию.

Отгадайте загадку:

«два брата на одной голове живут

о

Все слышат, а друг друга не видят.» (уши)

Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.

(Тихо говорю) Встаньте. (Дети встают).

Почему вы встали?

Дети: потому что услышали, что вы сказали.

Воспитатель: чем вы это услышали? (ответы детей)

Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (ответы детей)

  1. ежедневно мыть уши,
  2. чистить их,
  3. держать в тепле, не простужаться,
  4. спокойно разговаривать и не слушать громкую музыку.

Игра «Узнай по голосу»

Все встают в круг, водящий ребенок в центре.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят Саша (Даня, Аня, Таня)

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: «Ау»

Глаза закрывай,

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить кто его позвал.

Затем можно провести игру «Какой музыкальный инструмент звучит?».

Дети сидят задом к воспитателю, им играют на каком-нибудь инструменте. Воспитатель: Переходим в следующую лабораторию.

Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку:

Между двух святил,

В середине я один!(нос)

Правильно, это орган чувства - нос!

А как называется само чувство?

Дети: обоняние.

Воспитатель: Зачем человеку обоняние и как оно помогает нам в жизни?

Дети: С помощью носа различают запахи.

Проводим эксперимент: сможете ли вы по запаху определить, что находится в этих баночках. ( шоколад, апельсин, лук, лимон)

Какие бывают запахи?

Дети: сильные, слабые, приятные, неприятные, резкие и т.д.

Воспитатель: может ли запах предупредить человека об опасности?

Дети: можно почувствовать запах дыма при пожаре или когда что-нибудь подгорит на плите. Если продукты плохо пахнут, то они испортились и их нельзя есть.

Молодцы! Ваши органы обоняния вас не подвели.

Воспитатель: а как еще можно определить, что это за продукты, не видя их? (на вкус)

В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств - язык.

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус.

Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым) (ответы детей). Давайте поиграем с языком.

Проводится артикуляционная гимнастика.

  1.  «Холодно-жарко». Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу (посчитать до 5 в уме), закрыть рот (посчитать до 5 в уме). 3-4 раза.
  2. «Качели». Приоткрыть рот, прижать кончик языка к небу и медленно двигать языком вверх-вниз. 8-10 раз.
  3. «Часы». Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево-вправо. 8-10 раз.
  4. «Лошадка». Поцокать языком.

Проводится игра - определи на вкус. Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты, (яблоко, банан, морковь, капусту, печенье, конфеты).

Но не все можно пробовать на вкус. Гуляя по лесу, например. Можно ли пробовать грибы, или незнакомые ягоды? (ответы детей). Скажите, а что еще нельзя пробовать на вкус?

Дети: нельзя без разрешения взрослых пробовать лекарства и незнакомые продукты.

Воспитатель: давайте возьмемся за руки и вспомним наш девиз Дети: (хором)

Как мы весело живем,

Дружно песенки поем,

Можем весело смеяться,

Пошутить, побаловаться И поспорить иногда,

Ну а драться - никогда!

Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание.

Пальчиковая гимнастика.

Дети: раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать,

Крепкие, дружные Все такие нужные

Воспитатель: давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами на ощупь.

Игра «Жмурки»

Саша где стоишь - в квашне. Что в квашне - квас. Лови мышей, да нас.

При помощи рук вы ощущали, кто стоит перед вами.

Можно проверить чувствительность ваших пальцев с помощью «волшебного мешочка». По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем.

Постарайтесь угадать, что у вас в руках, (дети выполняют задания)

Что еще мы можем прочувствовать с помощью осязания?

Дети: если мы возьмем в руки чашку с чаем, то почувствуем, что он горячий. Прикасаясь к кончику иголки, почувствуем, что она острая. Если промокли под дождем, почувствуем, что она влажная.

Гладя кошку, ощущаем какая она пушистая и теплая. Проводя по наждачной бумаге, чувствуем, что она шершавая и т.д.

Вот и закончилась наша экскурсия по институту здоровья. Скажем спасибо доктору Айболиту. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.

А теперь, мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся И друг другу на прощанье Мы подарим пожеланья...

(дети говорят друг другу добрые пожелания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "Наши помощники- органы чувств"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Давыдовка Пугачевского района Саратовской области» Конспект  открытого комплексного занятия. Образовательная область...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Речь. Органы речи"

В конспекте представлена деятельность с дошкольниками направленная на формирование у них представлений о функциях речи с использованием ИКТ....

Конспект НОД : "Наши умные помощники – органы чувств"

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»: "Наши умные помощники – органы чувств"Цель занятия: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окру...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Помощники Айболита»в старшей группе.

Конспект непосредственно образовательной   деятельности«Помощники Айболита»в старшей группе....

Конспект игры-экспериментирования "Наши помощники - органы чувств" для детей среднего дошкольного возраста

Конспект игры-экспериментирования для детей среднего дошкольного возраста  - образовательная область - "Познавательное развитие".Направлен на формирование у детей представлений об орган...

Конспект занятия "Наши умные помощники - органы чувств" (для детей старшего дошкольного возраста)

Цели:1. Сформировать у детей представление о различных средствах и способа познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы назыв...