Развлечение «Мой край Югра» (старшая группа)
методическая разработка (старшая группа)

Ледащева Маргарита Александровна

Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО -  через национальные игры, песни, танцы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_moy_kray_yugra.docx19.3 КБ
Файл razvlechenie_moy_kray_yugra.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение «Мой край Югра».

Подготовила воспитатель Ледащева М.А.

Цель: Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО

Через национальные игры, песни, танцы.

Предварительная работа:

- Прослушивание хантыйской музыки, разучивание песни «Север наш»

- Подготовка слайдовой презентации.

-Вход детей «Волшебный край»

-Разучивание национальных игр.

-Разучивание танца «Дружба»

-Разучивание стихов о Югре:

Атрибуты: Веревочки-косички.

Ведущая: Среди просторов нашей страны есть край, с красивой природой, где вы родились, живете, где ваш дом родной, а называется он – Ханты – мансийский Автономный округ. Слайд 1,2. А старинное название нашего округа – Югра.

Можно сколько хочешь восхищаться,

Знаю каждый славит край родной,

Но не перестану восторгаться,

Воспевать любимый Север!

Ведущая: На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам! Каким? (Ответы детей: ханты и манси) Слайд 3, 4.

Ведущая: Правильно ребята! Ханты и манси – трудолюбивый народ: они растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят рыбы столько – сколько смогут съесть, собирают ягоды сколько могут унести, не губят даже и травинку попросту.

Ведущая: Культура народов Севера очень разнообразна, очень много мифов и легенд есть у народов ханты и манси. И все они неразрывно связаны с природой.

Сегодня, мы отправимся путешествовать по Легендам народов Севера. А для этого нам надо позвать Хозяйку тайги. (Под музыку входит Хозяйка тайги).

Хозяйка тайги: Я – Хозяйка тайги. Много сказок, легенд я знаю, и в края Югорский в гости приглашаю! Кому, как не мне, Хозяйке тайги, хорошо знать землю моих предков, моих народов. Северный край – край холодный и суровый. Чтобы выжить в таких условиях, нужно теплое и надежное жилье. Ребята, а как называется – жилище хантов? (Чум) Слайд 5.

Не страшны чуму ветры, метели, морозы. Не из камня, не из бревен, из оленьих шкур построен чум. По вечерам у огня в чуме, детям любят загадывать загадки. И я вам сейчас загадаю загадки. Тогда слушайте,

Загадки:

1.Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко (Лось)

2. Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (Медведь).

3. Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный? (Волк)

4. Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,

Спит под кустом, там его дом.

Зима наступает, он шубу меняет (Заяц).

5. За деревьями, кустами,

Промелькнула, будто пламя,

Промелькнула, пробежала…

Нет ни дыма, ни пожара (Лиса).

Хозяйка тайги: Молодцы, ребята, отгадали все загадки. Живут на нашем Севере - сказки и легенды. Сейчас, я вам поведаю о некоторых из них…

Слайд «Реки и озера»

Легенда: Озера и реки. Озера без края – Ковши голубые, Вода голубая.

Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, честная, внимательная. И любили её все в округе. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум, увидал её и решил забрать её с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняли реки и озера. Вот по легенде образовались в Югорской земле все водоемы.

А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.

А теперь давайте, поиграем в национальную игру, которая так и называется «Ручейки и озера».

Игра «Ручейки и озера».

Дети строятся по три колонны, звучит быстрая музыка «Ручейки» - дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «Озера» - становятся в круг. Игра повторяется 3 – 4 раза.

Слайд «Солнце и луна»

Легенда: В очень далекие времена; жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру – Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро свою сестру, за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, а сам отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже погас. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказав, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только Хейро (Солнце) взойдет на небо, как Иде (Луна) спускается на землю, чтобы брата искать, а как только Иде (Луна) восходит на небосклон, а Хейро (Солнце) спускается на землю, чтоб искать свою сестру. С тех давних пор, они не могут встретиться…

Ведущая: Ребята, а давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы немного стало веселей.

Игра «Солнце»

Один ребенок стоит в центре, расставив руки в стороны, а остальные идут по кругу. Как только музыка останавливается, водящий ловит лучиком детей.

Слайд «Тайга»

Легенда: Эта история произошла давным-давно. Жил-был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях – мало, грибов и ягод – мало, чум ему самый большой хотелось. Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лису, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь одарю!» обрадовался жадный Пим и пожелал много, чтобы рыба в озерах принадлежала лишь ему, и все, что растет в лесу, и на охоте, чтоб ему только зверь попадался. И вообще, вся Тайга, лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал обернулась Лисица в Хозяйку леса по имени Унт, что означает Тайга. И сказала ему: «Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь, только гость, и хозяйничать ему здесь не положено». И превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.

Ведущая: Вот так, ребята, нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А сейчас я познакомлю вас с народной игрой, которая связана с дарами природы, она называется «Собери ягоды».

Игра «Собери ягоды»

Хозяйка тайги называет ягоду. Дети должны показать, как её надо собирать.

Черемуха – на носочках,

Морошка – вниз наклон,

Голубика – на корточках.

Игра «Капканы»

Мальчики – «капканы», а девочки – «лисички». Мальчики образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка девочки пробегают под Капканами», как только музыка завершается, мальчики закрывают «капканы» и ловят девочек «лисичек».

Хозяйка тайги: Вот и подошли к концу мои Легенды Народов Севера. А вам, ребята, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты. Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю, я хочу провести Национальный обряд «Дерево желаний» (Дети по очереди подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание).

Ведущая: Спасибо тебе большое за прекрасные и удивительные Легенды! Мы очень рады, что познакомились с тобой и подружились, а напоследок, ребята приготовили стихи, посвященные нашей прекрасной малой Родине – Югре.

Выходят три ребенка

  1. «Югра» Л. Гайкевича

Югра – какой волшебный звук,

В нем слышен бубна громкий стук,

Оби веселое журчанье

И тихий шум лесов вокруг.

Югра – какой прекрасный мир,

Здесь кедр – загадочный кумир,

Медведь – могучий предок ханты,

Муксун нагуливает жир.

Югра – какая благодать,

Она для нас отец и мать,

Она и дом наш, и Отчизна,

Чего же нам ещё желать?

  1. «Дети Севера»

Мы любим смеяться,

На нартах кататься,

По белому снегу зимой,

И честное слово с мороза большого

Идем с неохотой домой.

Пусть рыжее солнце

Глядит к нам в оконце

Лучами касается глаз

Мы севера дети

На нашей планете

Друзей очень много у нас.

  1. «Югра»

Югорский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг,

Сады цветут на юге,

На севере снега вокруг –

Там холода и вьюги…

Я люблю тебя, север мой,

Я люблю бора глухариные,

И места шаманно – былинные,  

Я такие люблю места

С детства с ними я навсегда,

И поля Иван-чая, клевера,

Никогда не уеду с севера.



Предварительный просмотр:

Развлечение «Мой край Югра».

Подготовила воспитатель Ледащева М.А.

Цель: Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО

Через национальные игры, песни, танцы.

Предварительная работа:

- Прослушивание хантыйской музыки, разучивание песни «Север наш»

- Подготовка слайдовой презентации.

-Вход детей «Волшебный край»

-Разучивание национальных игр.

-Разучивание танца «Дружба»

-Разучивание стихов о Югре:

Атрибуты: Веревочки-косички.

Ведущая: Среди просторов нашей страны есть край, с красивой природой, где вы родились, живете, где ваш дом родной, а называется он – Ханты – мансийский Автономный округ. Слайд 1,2. А старинное название нашего округа – Югра.

Можно сколько хочешь восхищаться,

Знаю каждый славит край родной,

Но не перестану восторгаться,

Воспевать любимый Север!

Ведущая: На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам! Каким? (Ответы детей: ханты и манси) Слайд 3, 4.

Ведущая: Правильно ребята! Ханты и манси – трудолюбивый народ: они растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят рыбы столько – сколько смогут съесть, собирают ягоды сколько могут унести, не губят даже и травинку попросту.

Ведущая: Культура народов Севера очень разнообразна, очень много мифов и легенд есть у народов ханты и манси. И все они неразрывно связаны с природой.

Сегодня, мы отправимся путешествовать по Легендам народов Севера. А для этого нам надо позвать Хозяйку тайги. (Под музыку входит Хозяйка тайги).

Хозяйка тайги: Я – Хозяйка тайги. Много сказок, легенд я знаю, и в края Югорский в гости приглашаю! Кому, как не мне, Хозяйке тайги, хорошо знать землю моих предков, моих народов. Северный край – край холодный и суровый. Чтобы выжить в таких условиях, нужно теплое и надежное жилье. Ребята, а как называется – жилище хантов? (Чум) Слайд 5.

Не страшны чуму ветры, метели, морозы. Не из камня, не из бревен, из оленьих шкур построен чум. По вечерам у огня в чуме, детям любят загадывать загадки. И я вам сейчас загадаю загадки. Тогда слушайте,

Загадки:

1.Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко (Лось)

2. Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (Медведь).

3. Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный? (Волк)

4. Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,

Спит под кустом, там его дом.

Зима наступает, он шубу меняет (Заяц).

5. За деревьями, кустами,

Промелькнула, будто пламя,

Промелькнула, пробежала…

Нет ни дыма, ни пожара (Лиса).

Хозяйка тайги: Молодцы, ребята, отгадали все загадки. Живут на нашем Севере - сказки и легенды. Сейчас, я вам поведаю о некоторых из них…

Слайд «Реки и озера»

Легенда: Озера и реки. Озера без края – Ковши голубые, Вода голубая.

Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, честная, внимательная. И любили её все в округе. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум, увидал её и решил забрать её с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняли реки и озера. Вот по легенде образовались в Югорской земле все водоемы.

А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.

А теперь давайте, поиграем в национальную игру, которая так и называется «Ручейки и озера».

Игра «Ручейки и озера».

Дети строятся по три колонны, звучит быстрая музыка «Ручейки» - дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «Озера» - становятся в круг. Игра повторяется 3 – 4 раза.

Слайд «Солнце и луна»

Легенда: В очень далекие времена; жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру – Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро свою сестру, за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, а сам отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже погас. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказав, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только Хейро (Солнце) взойдет на небо, как Иде (Луна) спускается на землю, чтобы брата искать, а как только Иде (Луна) восходит на небосклон, а Хейро (Солнце) спускается на землю, чтоб искать свою сестру. С тех давних пор, они не могут встретиться…

Ведущая: Ребята, а давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы немного стало веселей.

Игра «Солнце»

Один ребенок стоит в центре, расставив руки в стороны, а остальные идут по кругу. Как только музыка останавливается, водящий ловит лучиком детей.

Слайд «Тайга»

Легенда: Эта история произошла давным-давно. Жил-был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях – мало, грибов и ягод – мало, чум ему самый большой хотелось. Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лису, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь одарю!» обрадовался жадный Пим и пожелал много, чтобы рыба в озерах принадлежала лишь ему, и все, что растет в лесу, и на охоте, чтоб ему только зверь попадался. И вообще, вся Тайга, лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал обернулась Лисица в Хозяйку леса по имени Унт, что означает Тайга. И сказала ему: «Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь, только гость, и хозяйничать ему здесь не положено». И превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.

Ведущая: Вот так, ребята, нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А сейчас я познакомлю вас с народной игрой, которая связана с дарами природы, она называется «Собери ягоды».

Игра «Собери ягоды»

Хозяйка тайги называет ягоду. Дети должны показать, как её надо собирать.

Черемуха – на носочках,

Морошка – вниз наклон,

Голубика – на корточках.

Игра «Капканы»

Мальчики – «капканы», а девочки – «лисички». Мальчики образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка девочки пробегают под Капканами», как только музыка завершается, мальчики закрывают «капканы» и ловят девочек «лисичек».

Хозяйка тайги: Вот и подошли к концу мои Легенды Народов Севера. А вам, ребята, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты. Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю, я хочу провести Национальный обряд «Дерево желаний» (Дети по очереди подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание).

Ведущая: Спасибо тебе большое за прекрасные и удивительные Легенды! Мы очень рады, что познакомились с тобой и подружились, а напоследок, ребята приготовили стихи, посвященные нашей прекрасной малой Родине – Югре.

Выходят три ребенка

  1. «Югра» Л. Гайкевича

Югра – какой волшебный звук,

В нем слышен бубна громкий стук,

Оби веселое журчанье

И тихий шум лесов вокруг.

Югра – какой прекрасный мир,

Здесь кедр – загадочный кумир,

Медведь – могучий предок ханты,

Муксун нагуливает жир.

Югра – какая благодать,

Она для нас отец и мать,

Она и дом наш, и Отчизна,

Чего же нам ещё желать?

  1. «Дети Севера»

Мы любим смеяться,

На нартах кататься,

По белому снегу зимой,

И честное слово с мороза большого

Идем с неохотой домой.

Пусть рыжее солнце

Глядит к нам в оконце

Лучами касается глаз

Мы севера дети

На нашей планете

Друзей очень много у нас.

  1. «Югра»

Югорский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг,

Сады цветут на юге,

На севере снега вокруг –

Там холода и вьюги…

Я люблю тебя, север мой,

Я люблю бора глухариные,

И места шаманно – былинные,  

Я такие люблю места

С детства с ними я навсегда,

И поля Иван-чая, клевера,

Никогда не уеду с севера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический КВН по теме: «Знаете ли вы, природу Краснодарского края» В старшей группе

1.      Воспитывать любовь к своей малой Родине – Кубани.2.      Развивать познавательный интерес о животном и растительном мире, память, быстро...

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Конспект занятия "Перелетные птицы нашего края" в старшей группе

Конспект занятия по развитию природоведческих представлений...

Перспективное планирование образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем детей старшей группы

Формирование исторического и патриотического сознание дошкольников очень важная составляющая развития личности ребёнка. Поэтому необходимо включать разнообразные виды деятельности по освоению основ кр...

Проект «Белое золото нашего края» для старшей группы

Формирование у детей представлений о пользе и свойствах мела для человека....

Сценарий развлечения "Мой край - Югра"

Сценарий развлечения «Мой край - Югра» для детей старшей и подготовительной группы....

Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера

Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера.  Занятие провели в рамка...