Сценарий развлечения "Мой край - Югра"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Пищаева Светлана Васильевна

Сценарий развлечения «Мой край - Югра» для детей старшей и подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_razvlecheniya_dlya_starshih_doshkolnikov.docx513.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения «Мой край - Югра» для детей старшей и подготовительной группы.


Цель: Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (ХМАО).

Задачи:
• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

• Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.

Предварительная работа:
• Слушание музыки народов ханты и манси
• Просмотр презентации «Мой край – Югра»
• Разучивание национальных игр
• Разучивание танца «Северное сияние»

• Знакомство со сказкой «Кукушка» и разыгрывание ее по ролям
• Разучивание стихов о Югре.


Ход мероприятия:


ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята! Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом родной, а называется он - 

ДЕТИ: Ханты-Мансийский Автономный Округ.

ВЕДУЩАЯ: А старинное название нашего округа – Югра. 
На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким?

ДЕТИ: Ханты и манси.

ВЕДУЩАЯ: Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят стильно рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько я годы - сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту. А теперь давайте посмотрим презентацию про край, в котором живет этот удивительный народ!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЮГРА»

ВЕДУЩАЯ: 
Ребята, давайте послушаем стихи про нашу землю Югорскую…

РЕБЕНОК:
Моя Югра – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
Твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

РЕБЕНОК: 
Можно сколько хочешь восхищаться,
Знаю, каждый славит край родной,
Но не перестану восторгаться,
Воспевать любимый Север свой!



ВЕДУЩАЯ: Культура народов Севера очень разнообразна, очень много мифов и легенд есть у народов ханты и манси. И все они неразрывно связаны с природой.
Сегодня мы отправимся путешествовать по Легендам народов севера.
А для этого нам надо ударить в Волшебный бубен и отправиться в дорогу на оленьих упряжках.
Игра«Оленьи упряжки»
раздаются уздечки, через 1 чел. Идут по кругу.
Открывается занавес, у чума сидит Хозяйка Тайги.

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Здравствуйте ребята!
Я – Хозяйка Тайги,
Охраняю лес волшебный,
От рассвета до зари.
Много сказочных легенд я знаю
к себе в гости приглашаю!
Только я хочу узнать
Сможете ли загадки отгадать? (ДА!)

Тогда слушайте…

Загадки:
1. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

2. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

3. Что за зверь зимой холодной 
Ходит по лесу злой и голодный? (Волк)

4. Водяные мастера строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины – Называется плотина. (Бобр)

5. Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,
Спит под кустом, там его дом.
Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц)

6.На спине иголки – длинные да колкие,
А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног. (Ёжик)

7.Остренькие зубки, рыженькая шубка.
Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка)

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Молодцы ребятки, отгадали все загадки.
Живут на нашем Севере Сказки и Легенды, смелые и героические, затейливые и мечтательные, светлы и улыбчивые. Великое множество их, 
волшебниц. Весело и вольготно живут они в наших сердцах. 
Сейчас я вам поведаю о некоторых из них…

Слайд 1 «РЕКИ И ОЗЕРА»

Легенда:
Озёра и реки
Озёра без края –
Ковши голубые,
Вода голубая.
Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, и честная, и внимательная. И любили её все в округ. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались в Югорской земле все водоемы. 
А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.

ВЕДУЩАЯ: Ребята, а какие вы знаете реки и озера нашего края? (р.АГАН, р.ОБЬ, о.САМОТЛОР, о. ГОЛУБОЕ.)
А теперь давайте поиграем в национальную игру, которая так и называется «Ручейки и озера»
1.Игра «Ручейки и озера».
Дети строятся по 3 колоны, Звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «озера» - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.

Слайд 2 «СОЛНЦЕ И ЛУНА»
Легенда:
В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказавв, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только Херо(Солнце) взойдет на небо, как Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать,а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, так Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.

ВЕДУЩАЯ: 
Ребята, а давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы немного стало веселее.
Игра 2. «Солнце». Один ребенок стоит в центре, расставив руки в стороны, а остальные идут по кругу, как только музыка останавливается, водящий ловит лучиком.

Слайд 3 «ТАЙГА»
Легенда:
Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях - мало, грибов и ягод – мало, чум ему самый большой хотелось. 
Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много, чтобы рыба, в озерах принадлежа лишь ему, и все что растет в лесу, и на охоте, чтоб ему только зверь попадался. И вообще все Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, как обернулась Лисица в Хозяйку Леса по имени Унт, что означает Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено».
Но желание Унт исполнила, превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.
ВЕДУЩАЯ: 
Вот так, ребята нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А сейчас мы с вами поиграем в две игры, которая связана с дарами природы, она называется «Собери ягоды», а другая «Капканы».

3.Игра «Собери ягоды». 
Хозяйка тайги называет ягоду, а дети показывают, как её надо собирать. Черемуха – на носочках, морошка – вниз наклон, голубика – на корточках.
4. Игра «Капканы». 
Мальчики – «капканы», девочки – «лисички». Мальчики образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка девочки пробегают под «капканами», как только музыка завершается, мальчики закрывают «капканы» и ловят «лисичек».

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Вот и подошли к концу мои Легенды Народов Севера. А вам ребята, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты, от этих рассказов.

ВЕДУЩАЯ:
Спасибо тебе большое за прекрасные и удивительные Легенды! Мы очень рады, что познакомились с тобой и подружились, а напоследок, ребята подарят тебе замечательный танец!

ТАНЕЦ «Северное сияние»

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Сегодня Вы и пели, и танцевали, и в игры народные играли, и много легенд народов ханты и манси узнали. Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю я хочу вас одарить раскрасками, на которых изображены богатства Югорской земли. Олтул олнэ. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром! »До свиданья!

Хозяйка Тайги вручает детям подарки - раскраски. И под музыку уходит. 

ВЕДУЩАЯ: 
Югорский край, как ты велик, гостеприимен, щедр, красив.
Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!
Вот и закончилось, наше путешествие. Пора нам ребята, возвращаться в группу.

Сценарий театральной деятельности по сказке «Кави - Кукушка»

Персонажи:

Сказитель

Мама - рукодельница

Сын Пах

Дочка Ави

Атрибуты: принадлежности для шитья (мешочек для рукоделия, оленьи сухожилья) - сак детский недошитый - люлька с куклой - лук со стрелами

Декорация: Чум в миниатюре. Ветки - имитация леса

Сказитель: Когда-то давным-давно, на берегу нашей реки Аган в далёком лесу жила семья охотника. Отец- охотник, каждое утро уходил на охоту. Мама - рукодельница, шила одежду для своих детей. А возле - мамы дети: сынок Пах и дочка Ави.

Сын: Смотри, какой у меня лук со стрелами!

Дочка: Смотри, какая кукла паки у меня красивая!

Сказитель: Девочка качала в берестяной люльке тряпичную куклу и напевала усыпительную песенку.

Песня девочки «Колыбельная медведицы Апа – люли»

Сказитель: А мать была занята шитьем. На коленях у нее лежал недошитый сак для дочери, а на саке - доска, на которой она острым ножичком вырезала из меха нарядный орнамент «Заячьи ушки». Умелые руки женщины работали ловко, а крайний палец прижимал к соседнему безымянному проворную иголку с ниткой. Но вдруг маме пить захотелось, и она попросила детей:

Мама: Воды мне подайте, во рту пересыхает, пить хочется.

Сын Пах. Сейчас, мама.

Дочка Ави: Сейчас, мама (сказала дочка, не отрывая головы).

Дочка Ави: Какая красивая кукла Паки у меня.

Сын Пах: А у меня какой лук красивый.

Сказитель: А мама шьет, торопится. Скоро зима наступит. Без теплой одежды не прожить. Некогда ей встать и за водой сходить. А пить хочется. И она снова просит:Мама: Сынок Пах, водицы мне дай! Ох, как пить хочется!..

Сын Пах. Сейчас.

Мама: Дочка Ави, водицы мне подай! Ах, как пить хочется!..

Дочка Ави: Сейчас, - окликается дочка, но не двигается с места.

Сказитель: Мама шьет, а дети все продолжают играть. Не несут маме свежей водицы. А жажда томит, не дает покоя. И мама снова поворачивается, просит:

Мама: Сынок, доченька, руки ваши проворны, ноги ваши быстры. Принесите мне водицы, горло совсем пересохло!..

Сын: Сейчас.

Мама: Дети мои, что-то туловище мое сужается, что-то лицо мое уменьшается, что-то ноги мои тонкими становятся, что-то язык мой колоться стал, как бы в птицу мне не превратиться, принесите мне любой воды, хоть из речки, хоть из озера.

Сказитель: А дети так заигрались, что совсем забыли про маму. Мальчик играл с луком и стрелами, изображая смелого охотника, а девочка, молча, перепелёнывала тряпичную куклу, которая не умела ни плакать, не есть и не просила пить.

Мама: Сыночек, доченька, что-то руки мои пухом покрываются, что-то тело мое легким становится, что-то голос мой по-птичьи хочет звучать, а губы мои в клюв превращаются… Что-то в мыслях я на дерево хочу взлететь, кхук -ку!… Последний раз прошу, принесите мне водицы.

Дочь: Ну погоди, мамочка… Дай в люльке куклу зашнурую.

Сказитель: Не дождалась мама ленивых детей и взлетела птицей на нижний сосновый сук, а недошитый сак упал на землю в серую пыль. И запела с дерева уже не красивая женщина, а неприглядная маленькая серая кукушка.

Кукушка: Ку-ку, ку-ку!..

Нет у меня любимых детей,

Не для кого мне шить красивые вещи.

Ку-ку, ку-ку!..

Некому для меня принести водицы…

Ку-ку, ку-ку!…

Полечу я в березовый лес напиться прозрачной росы.

Ку-ку, ку-ку…

Сказитель: Услышали это дети, схватили ковшик с водой, за мамой-кукушкой бросились. Сын: На, мамочка, водицы испей!

Дочка: Вот тебе, мамочка, водица!

Сын: Вот водица, к нам вернись!

Дочка: Кукушкой не улетай, к нам вернись!

Сказитель: Да поздно спохватились дети. Мама-кукушка не слышит их. С дерева на дерево перелетает, все одно повторяет: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Дети с ковшиком воды бегают за ней от одного дерева к другому. Плачут, зовут её:

Дети: «Мамочка, напейся водицы! Домой вернись! Вот водица, к нам вернись! К нам вернись! Вернись!..»

Сказитель: Долго бегали дети за мамой-кукушкой, всё звали её. Так долго бегали, что в кровь изодрали свои ноги. И вдоль таежных рек, где они пробегали, кусты от их крови стали красными. До сих пор на берегах рек и ручьев, недалеко от воды, растут эти кусты с красной корой. Красноталом их зовут… А весной, когда кукушка прилетает в наши края и подает голос, женщины в селениях строго внушают своим детям: «Не дразните кукушку!.. Это человеческая женщина, несчастная мать непослушных детей…»

Сказитель:

Светлая сказка над нами летала,

Добрыми быть - она всех призывала.

Слушаться старших, с природой дружить.

Землю родную, очень любить!!!

C:\Users\Елена\Desktop\педагог года 2019\фото конкурс\IMG_1073.JPG

C:\Users\Елена\Desktop\педагог года 2019\фото конкурс\IMG_1097.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой край-Югра" для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет

Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми,  консультации для родителей, подвижные игры для детей.Дети узнают историю нашего края, города Сургута других городов Югры,  п...

"Наша Родина- Россия, наш любимый край Югра!"

Музыкально-спортивный праздник, посвящённый Дню России и Дню города Сургута....

Сценарий концертной программы «Мой край – Югра»

Сценарий концертной программы  «Мой край – Югра»Посвящается 83-летию Ханты-Мансийского автономного округа....

Сценарий викторины «Мой родной край – Югра»

Цель: воспитание патриотических чувств. Задачи:расширить и закрепить знания детей о родном крае,развивать связную речь, память, мышление,воспитывать чувство привязанности к своему родному кр...

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...

Сценарий музыкального досуга для детей подготовительной к школе группе «МОЙ КРАЙ – ЮГРА »

Цель: расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.Задачи:• приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народ...

Сценарий конкурса чтецов «Наш край - Югра», посвященный годовщине образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.

Цели:1. Знакомство с литературным наследием Югры, отражающим величие нашей культуры и богатство ресурсов.2.Пропаганда произведений современной поэзии патриотической направленности, воспитание подраста...