Двигательная активность как фактор, направленный на охрану и укрепление здоровья детей в ДОО.
статья (младшая группа)

Пенькова Татьяна Евгеньевна

В статье раскрываются разнообразные формы двигательной активности в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Двигательная активность как фактор, направленный на охрану и укрепление здоровья детей в ДОО.

   Двигательная активность оказывает огромное влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка, поэтому она очень важна и входит в систему здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

  Двигательная активность дошкольников может осуществляться в различных формах организации:

- на утренней гимнастике

- на физкультурных занятиях

- при проведении подвижных игр

- на физминутках

- на прогулках

- во время дыхательной и артикуляционной гимнастики

- во время динамических пауз

- на гимнастике после сна

- во время музыкально- двигательной терапии

- на физкультурных праздниках и  спортивных досугах

- во время привлечения детей к различным видам спорта ( волейбол, баскетбол, футбол, теннис и т.д)
- в самостоятельной двигательной деятельности

    Двигательная активность детей 2-3 лет – это неотъемлемая часть их гармоничного развития, главная задача в этот период создать условия для безопасного движения ребенка в пределах помещения и на улице. На третьем году жизни темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Поэтому для детей 2-3 лет велика вероятность ушибов, синяков, царапин. Третий год жизни - важный этап в развитии ребенка. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача каждого дошкольного учреждения. С этой целью  мы проводим  занятия по физической культуре, утреннюю гимнастику, физминутки, гимнастику после сна и т.д. Их строим в соответствии с психологическими особенностями детей раннего возраста, выбираем доступные и целесообразные упражнения. Комплексы упражнений предусматривают физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и , конечно, стараемся чтобы они были увлекательными для детей. С этой целью используем различные формы  организации двигательной активности, учитывая возраст, время года, суток, индивидуальные возможности ребенка

 В занятия включаем разнообразные подвижные игры, а так же игры на развитие координации, ловкости, быстроты, выносливости.  Необходимо поощрять  активность каждого ребенка, развивать его стремление заниматься еще и еще. В этом  нам помогают упражнения, основанные на игровых приемах. Окрашенные эмоционально они делают движения для ребенка желанными и достижимыми. Играя, ребенок незаметно осваивает основные движения. И самое главное каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только все получается, но каждый раз - все лучше и лучше.

 Существуют и инновационные формы организации двигательной активности дошкольников

Креативная гимнастика»  предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений,  специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности, мышления, свободного самовыражения и закрепощенности. В нее входят музыкально – творческие игры, специальные задания.

2 «Занятия на тренажерах»  - двигательная активность дошкольников с использованием тренажеров

3 «Упражнения игрового стретчинга» охватывает все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполнение по ходу сюжетно – ролевой игры, основанной на сказочном сценарии.

4. «Фитбол - гимнастика»  Фитбол – мяч для опоры, используется в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что на прямую связано с развитием интеллекта. Занятие на фитболах  прекрасно развивает чувство равновесия, укрепляются мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет.

5. «Черлидинг» - зажигательные спортивные танцы с помпонами,  сочетающие элементы акрабатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Черлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки дошкольников, позволяет увеличить обьем двигательной активности в режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.

6. «Фрироуп» - это новый вид двигательной активности с элементами спорта, основанный на преодолении участниками специальных дистанций, состоящих из веревочных элементов, без касаний контрольных поверхностей (земли).

7. «Геокешинг» - одновременно и очень древняя, и совсем новая игра. С давних пор  тема поиска клада окружена атмосферой притягательной таинственности.  В нее можно играть в детском саду, поскольку каждый ребенок мечтает найти клад. Воспитанники, конечно навигатором не пользуются, ищут место по его описанию, фотографии, рисунку, плану,  схеме, карте.

8. «Динамический час» - осуществляется на прогулке от 18 до 30 минут в зависимости от возраста детей. Состоит из оздоровительной разминки и оздоровительно - развивающей части- тренировки определенного вида физических умений и навыков.

9. «Квест- игра» - выполнение заданий в сопровождении двигательной деятельности

10. «Час»  двигательного творчества  организуется в физкультурном зале , дети сами выбирают вид двигательной активности

11. «Степ- аэробика» - танец аэробика с использованием  специальных невысоких платформ – степов.

12. Детский пилатес – специально составленная программа на основе базовых упражнений  Pilates, адаптированных к детям различного возраста

13.СОРСИ - двигательная игра, состоящая из 6 испытаний, в которых дети должны найти ключевое слово   Использование традиционных форм организации двигательной активности  дошкольников в сочетании с инновационными формами обеспечивает эффективность организации двигательной активности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность как фактор укрепления здоровья дошкольников и неотъемлемая часть в подготовки детей к обучению в школе

В данной презентации раскрыты основные аспекты моей многолетней работы по теме: "Двигательная активность детей, как фактор укрепления здоровья"...

Двигательная активность как фактор социальной адаптации детей с ОВЗ

Образования всех без исключения детей дошкольного возраста является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации и эффективной самореализации в различных видах деятельности....

Методическая система «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»

Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности...