Доклад "Образовательная среда и здоровьесберегающие факторы"
статья

Антошина Лариса Сергеевна

Доклад «Образовательная среда и здоровьесберегающие факторы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Образовательная среда и здоровьсберегающие факторы»

Цель рассмотреть особенности образовательной среды и здоровьесберегающие факторы.

Задачами работы являются:

- определить ценность здоровья в адаптивно-развивающем образовании

- рассмотреть принципы и прикладные аспекты организации адаптивно-развивающей образовательной среды

- проанализировать факторы образовательной среды, значимые для психологического здоровья и развития личности

- выявить социально-педагогические модели сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно - образовательного процесса

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется как

состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов

Учитывая, что здоровье человека - динамически изменяющееся естественное явление, обусловленное тремя основными факторами, многие авторы рассматривают отдельные его аспекты: биологические, психологические и социальные.

Биологический уровень анализа понятия «здоровье» характерен для медицины, психофизиологии, генетики, которые изучают здоровье личности или группы людей, выделенных по признаку пола, возраста, образа жизни, состояния болезни и определяют его как сумму показателей заболеваемости, смертности, инвалидности, физического развития.

Под физическим (соматическим) уровнем здоровья следует понимать такую совокупность статических (морфологических) и динамических (функциональных) физических свойств конкретного человека, которая позволяет ему в соответствии с возрастом, полом и социальной ролью адаптироваться к окружающей действительности, выполнять свои биологические и социальные функции. Очень часто биологическое (физическое) здоровье человека ассоциируется с его способностью к эффективной поведенческой активности, в качестве характеристик которой выступают координированность, скорость, сила. В этом случае критериями здоровья человека являются спортивные достижения, производственные успехи, физическая работоспособность.

Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения при выполнении биологических и социальных функций. Психическая компонента здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе формирования личности и социальной адаптации при реализации собственных или коллективных (семейных, политических и т. д.) потребностей, замыслов и целей.

Здоровье в психологическом аспекте — способность субъекта к целостному, интегрированному поведению, направленному на удовлетворение собственных потребностей (включая потребности в поиске и саморазвитии), с учетом индивидуальных психосоматических особенностей организма и личности, закономерных требований социальной среды и не сопровождающемуся неразрешенными внутренними противоречиями.

С учетом вышеизложенного возможны следующие подходы к пониманию категории здоровья: здоровье как нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации; здоровье как динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой; здоровье как способность к адаптации-, здоровье как полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил, позволяющее личности реализовать принцип само регуляции всех органов и систем организма, активно взаимодействовать с окружающей средой.

Развиваемый в настоящее время подход к оценке и обеспечению здоровья человека базируется на нескольких основных принципах. В качестве ведущих следует отметить комплексность и системность. Он ориентирован на поиск оптимального набора признаков и раскрытие механизмов функционирования организма человека, которые позволяли бы на практике решать задачи формирования, сохранения и укрепления здоровья как психофизиологической интегральной целостности.

Уровень здоровья, его качественные и количественные параметры зависят от внутренних и внешних факторов, в том числе и социальных. Мировоззрение личности как наиболее полное отождествление целостности человека проявляется в виде соответствующих психических феноменов и обладает возможностью активного «строительства» индивидуального здоровья.

Другими словами, здоровый образ жизни - это стиль жизнедеятельности, который соответствует возрастным, половым, наследственно обусловленным особенностям организма человека, условиям его существования и ориентирован на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций.

Адаптивная школа-образовательное учреждение, в котором обучаются дети с разными образовательными возможностями и потребностями. Процессы адаптации в такой школе имеют встречный характер: образовательный процесс должен гибко учитывать особенности обучения разных детей, с другой стороны - школа должна обеспечить адаптацию ребенка к образовательной среде на уровне, требуемом государственными образовательными стандартами

Характерной особенностью адаптивной школы является формирование в ней адаптивно – образовательной среды, способствующей самостоятельному выбору учеником индивидуальной траектории развития. Думается, следует согласиться с точкой зрения И.С. Якиманской, что в адаптивной многопрофильной школе через организацию единой образовательной среды создаются условия для изучения личности каждого ученика, определение индивидуальной траектории обучения, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок.

Этому способствуют такие структурно-функциональные особенности образовательного пространства адаптивной школы, как открытость, динамичность, сложность, неопределенность и автономность, единство систематического, синергетического и диалогического подходов к выстраиванию педагогического взаимодействия (Т.И. Шамова).

Следует учитывать, что адаптивная, т.е. максимально приспособленная к ребенку образовательная среда, в функционале педагогического воздействия отнюдь не утверждает приоритеты излишней заботы об учащихся, что замедляет процесс формирования необходимых навыков по преодолению жизненных трудностей, а наоборот, способствует преодолению трудностей. Например, освоение профильных программ обучения, не за счёт высокой цены здоровья школьников, а за счёт индивидуальной, самостоятельно выбранной траектории индивидуального развития. Наибольшее значение для успешной адаптации к условиям обучения в профильной школе имеют следующие характеристики личности старшеклассников: высокий уровень развития личностного адаптационного потенциала, адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, общительность и самоконтроль.

Изучение подходов к пониманию сущности понятия «адаптивная образовательная среда» позволило сделать следующие выводы:

Сущность понятия «адаптивная образовательная среда» следует рассматривать в общей сложности таких как «среда», «образовательная среда», «адаптация»; в свою очередь понятие «адаптация» - в философском, социологическом и психологическом аспектах;

Под адаптивной образовательной средой мы понимаем все протекающие в школе процессы, в которых ученик без принуждения, по собственному выбору может принимать участие, развивать свои индивидуальные способности, получать возможность для саморазвития, самоопределения, самореализации при условиях сохранения здоровья

Таким образом, думается, что адаптивно-образовательная среда профильной школы представляет собой разнообразное пространство единой образовательной среды, в которой создаются условия для изучения и развития личности каждого ученика, самостоятельного определения его индивидуальной траектории обучения в виде профиля обучения, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок.

Факторы образовательной среды, значимые для психологического здоровья и развития личности

Среда обитания человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые прямо или косвенно, мгновенно или долговременно могут влиять на жизнь, здоровье и деятельность людей. «Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие».

Образование зависит от среды, в которой протекает развитие человека. Оно в большей мере определяет индивидуальный контекст его мировосприятия. Понятие «образовательная среда школы» в последние десятилетия разрабатывается отечественными и зарубежными учеными и рассматривается авторами с разных позиций.

Понятие «образовательная среда» развивает и конкретизирует понятие «социальная ситуация развития», которое понимается, согласно Л. С. Выготскому (1984), как единственное и неповторимое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной средой. Качественная образовательная среда в равной мере должна обеспечивать возможности для личностного развития всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей и других лиц, включаемых в социальной компонент данной среды.

В целях создания предпосылок для раскрытия индивидуальных предпочтений каждого учащегося в работе с программным материалом, становления его учебных и профессиональных интересов, познавательных потребностей особое внимание в рамках психологопедагогического сопровождения следует обратить на физическое, психическое и социальное здоровье учащихся и педагогов как на одно из основных условий личностного роста.

Факторы риска в педагогике отражают условия обучения, учебную нагрузку и особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Первый из этих факторов обобщает все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляцию учебных помещений, полиграфические параметры учебников - всё то, что подлежит гигиеническому нормированию.

Второй фактор отражает информационную сторону учебного процесса и организацию обучения: объем заданий, распределение видов учебной деятельности в течение учебного дня, недели, четверти, года.

Третий фактор характеризует стиль взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов его учебной деятельности. В конечном счете к «факторам риска» относится любое несоответствие условий, требований, взаимоотношений индивидуальным возможностям и особенностям учащихся в ходе учебного процесса.

В связи с вышеизложенным уровень оптимальности системы «образовательная среда — ребенок» должен оцениваться на основе интегральных здоровьесберегающих характеристик, которые отражают не только степень приспособления к учебной деятельности, но и способность к дальнейшему психофизиологическому, личностному, социальному развитию индивида. При этом следует предусмотреть соответствие условий воспитания и обучения ребенка его возрастным, морфофункциональным особенностям развития, комплексу экологических, социальных, психологических и педагогических условий и факторов. Необходима, по крайней мере, трехмерная система оценок здоровья подрастающего поколения, в которую должны быть включены социально-педагогические, психологические и медико-биологические критерии.

Особое внимание следует уделить анализу взаимосвязи и взаимозависимости эмоционально-мотивационной сферы и систем вегетативного регулирования, что в свою очередь обусловливает потребность в изучении соотношения социальных и психологических психовегетативных функций в процессе адаптации к учебной деятельности.

Школьная среда может оказать позитивное воздействие на поведение индивида, если, начиная с первых дней обучения, для всех без исключения малышей создать зону безопасности и комфорта, сформировать у ребенка потребность в таком окружении, где его любят и принимают в виде значимой ценности.

Таким образом, среда, формирующаяся в образовательных учреждениях, является сложным комплексом физических, химических, биологических и социальных факторов, степень интенсивности и характер влияния которых возрастает вследствие различных отступлений от установленных валеологических, санитарно-гигиенических требований либо несовершенства некоторых действующих регламентов. С целью снижения ее неблагоприятного влияния на обучающегося в образовательных учреждениях должна разрабатываться система воспитательных, профилактических мероприятий, направленных на обеспечение комфортных условий, уменьшение напряжения механизмов адаптации, сохранение и укрепление здоровья школьников.

Адаптивно-развивающая образовательная среда в учреждениях различного типа и вида должна быть организована с учетом следующих подходов:

- системного - взаимодействие специалистов всех уровней (администрации школы, педагогов, психологов, медицинских работников и т. д.);

- комплексного - использование различных средств, методов и приемов для сохранения, укрепления здоровья и адаптации к воспитательно-образовательному процессу;

- индивидуального - учет типологических психофизиологических особенностей развития учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности;

- личностно ориентированного подхода к развитию ценностных ориентаций - опора на уже сформированные структуры учеников (их мотивацию, когнитивное развитие, эмоционально-волевые качества, адаптивные ресурсы, самосознание);

- позитивного — опора на сильные стороны в личности и поведении ребенка (учить тому, что нужно делать для формирования адаптивных, идентифицирующих, само актуализирующих ценностных ориентаций).

Преимущество позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями) - один из важнейших общебиологических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.

В Российской Федерации сложился социальный заказ на поиск путей сохранения и развития нации, ее здоровья, трудовой и репродуктивной достаточности, и он адресован педагогической общественности, членам семьи, работникам здравоохранения, культуры - людям, которые всё в большей мере, всё острее начинают понимать свою ответственность за физическое, психологическое, социальное, экологическое благополучие новых поколений. Вместе с тем, стратегические цели модернизации системы образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Смысл концепции здорового ребенка состоит в том, что контроль за его состоянием предусматривает поиск скрытых резервов здоровья, оценку функциональных возможностей организма обучающихся и воспитанников применительно к тем условиям, в которых он живет и учится. В этом случае большая часть нагрузки по формированию, сохранению и укреплению здоровья становится приоритетом образовательного учреждения и самого обучающегося. Система образования должна поддерживать деятельность, способствующую укреплению здоровья ребенка, развитию физической культуры, формированию санитарно-гигиенического благополучия образовательного учреждения.

Сохранение здоровья должно быть нацелено не только на физическую и психическую составляющие, оно определяется как социальное свойство личности, обеспечивающее ей успешность в учебе, конкурентоспособность, мобильность, правильный выбор профессии и др. Учреждения образования, осуществляющие здоровьесберегающую деятельность, нацелены на создание условий для внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния обучающегося и воспитанника, а также общности с экологической и социальной средой; ориентированы на использование здоровьесберегающих, оздоровительных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Таким образом, здоровье становится педагогической категорией, а его психофизиологический потенциал социальной. Психологические качества, важные для успешной учебы, адаптации, социализации, выступают как фактор здоровья и приобретают интеллектуальную ценность.

Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений по программе «Образование и здоровье» включает:

- создание безопасных здоровьесберегающих психолого-педагогических, социальных и медико-гигиенических условий учебной деятельности (здоровьесберегающих инфраструктуры) образовательного учреждения;

- рациональную научно обоснованную организацию учебного процесса; физкультурно-оздоровительную работу с субъектами воспитательно-образовательного процесса;

- создание системы воспитательной работы с учащимися и просветительской - с педагогами и родителями, способствующей осознанию ценности здоровья и формированию навыков здорового образа жизни;

- организацию научной и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленной на повышение мотивации к охране и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, обучение эффективным здоровьесберегающим педагогическим технологиям, методам и методикам;

- информационно-просветительскую работу в области здоровье- сбережения с социальными партнерами, в том числе с общественными организациями; мониторинг и динамическое наблюдение за состоянием здоровья;

- организацию необходимой медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам, консультации специалистов для детей, родителей и педагогов;

- использование педагогических технологий оздоровительной направленности; разработку новых методов экспресс-диагностики функциональных резервов и адаптивных возможностей организма.

Ожидаемыми итогами ее реализации являются: разработка надежной и эффективной системы управления процессами здоровьесбережения в образовательных учреждениях различного типа и вида; совершенствование и оптимизация единого многоуровневого здоровьесберегающего пространства и создание адаптивно-развивающей образовательной среды, способствующей формированию навыков здорового образа жизни, высокого уровня готовности к сохранению и укреплению своего здоровья.

Совершенствование и обновление управления здоровьесберегающими процессами в муниципальной системе образования возможно при соблюдении следующих условий:

планомерном взаимодействии всех субъектов здоровьесберегающей деятельности в муниципальной системе образования;

сочетании организационно-педагогических, правовых и здоровьесберегающих форм и методов деятельности; системном и рациональном учете и контроле здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;

комплексном мониторинге образовательной среды и состояния здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорная музыка, как один из здоровьесберегающих факторов работы с дошкольниками.

Человеческая жизнь и здоровье являются высшей ценностью и должны быть бесспорным приоритетом в решении любых проблем, в том числе проблем воспитания ребенка.  Поэтому воспитательный процесс в дош...

Семинар практикум для педагогов: "Игровой самомассаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста".

Семинар практикум для педагогов использование самомассажа как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста....

Игровые самомассажи как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми

В настоящее время существует ряд современных недорогих и эффективных методов профилактики заболеваемости детей (природные физические факторы и народные системы оздоровления). Так, многие педагоги...

Консультация для педагогов на педсовете «Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающий фактор»

Современная система образования, определяющая развитие ребенка в дошкольном возрасте, ориентирована на сбережение и поддержание его здоровья как высшей ценности в жизни человека.Здоровье...

Мастер-класс "Игровой массаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста"

Познакомить участников мастер – класса с игровым массажем, как здоровье сберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста....