Игры, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков, и навыков самообслуживания
презентация к уроку (младшая группа)

Орлова Елена Рэмовна

Игры, направленные на формирование

культурно – гигиенических навыков,

и навыков самообслуживания

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков, и навыков самообслуживания Сентябрь 2022 Автор составитель: воспитатель Орлова Е.Р.

Слайд 2

Формирование культурно – гигиенических навыков Игра «Водичка, водичка!» Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Оборудование: две куклы. Ход игры : взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку. Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо по подражанию. При этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!»

Слайд 3

Занятие «Вымой руки» Цель: учить мыть руки. Оборудование: уточка резиновая. Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Уточка будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени уточки хвалит ребенка. В дальнейшем навык мытья рук усложняется: ребенка учат открывать кран с водой, намыливать руки мылом, вытирать полотенцем и вешать полотенце на крючок.

Слайд 4

Занятие «Сделаем лодочки» Цель: учить последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого. Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий 1.Засучить рукава, проговаривая потешку : Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!; 2. открыть кран; 3. сложить ладони рук «лодочкой»; 4. подставить руки под струю воды; 5. закрыть кран; 6. вытереть руки полотенцем. Затем взрослый предлагает ребенку выполнить действия по подражанию, обращая внимание ребенка на положение рук.

Слайд 5

Занятие «Мыльные перчатки» Цель: учить намыливать руки с внешней и внутренней стороны. Оборудование: детское мыло, полотенце. Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук с мылом. Затем ребенку передает кусок мыла и просит повторить движения намыливания. Намыливание рук нужно проводить до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки белые!» Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом проговаривает одну из потешек . Например: Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Машенька Егорова (или взрослый называет имя ребенка) Знаем, знаем, да, да, да! Где тут прячется вода! В конце игры взрослый хвалит ребенка и обращает внимание на его чистые руки. При затруднениях используются совместные действия взрослого и ребенка.

Слайд 6

Занятие «Умывалочка» Цель: учить умываться. Оборудование: зеркало, полотенце. Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит ребенка посмотреть па себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умыться имеете с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. В процессе действия взрослый произносит потешку: Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку по-нем-нож-ку... Нет, не понемножку — посмелей, будем умываться веселей! В конце умывания взрослый учит малыша выти­рать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, произносит: «Ай, какой чистый ребе­нок, посмотри на себя в зеркало!»

Слайд 7

Игра «Делаем прическу» Цель: учить держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз. Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла. Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать расчесаться самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает ему удерживать расческу, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Слайд 8

Игра «Кукла заболела» Цель: учить пользоваться носовым платком. Оборудование: кукла, одноразовые носовые платки. Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, заболела, ей трудно дышать носиком. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше почистить носик!» Взрослый проговаривает потешку: Маша заболела, трудно ей дышать, Мы платочком будем носик вытирать! Взрослый показывает детям, как правильно ис­пользовать носовой платок, демонстрируя действие на кукле. Предлагает детям повторить действие по подражанию.

Слайд 9

Занятие «Носики- курносики » Цель: продолжать учить пользоваться индивидуальным носовым платком. Оборудование: индивидуальные носовые платки. Ход занятия: взрослый проговаривает потешку , демонстрируя каждое действие: Носовой платок в кармашке, (достает платок из кармана) Будем нос им вытирать. (показывает действие с платком) Чтобы носик, наш курносик , (убирает платок в карман) Снова чистым был опять. Взрослый просит каждого ребенка, показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Слайд 10

Игра «Чистоплотные дети» Цель . Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше). Затем воспитательница говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.). Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок и пр.)

Слайд 11

Игра «День рождения» Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга. Оборудование: гости - куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки. Ход игры: ребенок (или выбранный персонаж) сегодня именинник. Он с помощью педагога готовится к приему гостей: сервирует праздничный стол, украшает шариками, мишурой и приводит в порядок помещение. Дети-гости берут маленькие подарки-поделки (заранее приготовленные). Именинник встречает гостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки. Гости «пробуют» угощение, «пьют» чай, «едят» мороженое. Педагог рассказывает детям о правилах поведения в гостях: - поздороваться, когда приходишь в гости; - без приглашения не входить в комнату; - дарить подарок с пожеланиями имениннику (в качестве подарка может быть стихотворение, песня, танец); - за столом не шуметь, не брать пищу руками; - приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение; - не перебивать друг друга; - пользоваться приборами и салфеткой во время еды; - придвигать и отодвигать стул неслышно; - после еды не забыть поблагодарить именинника; - перед уходом попрощаться; - когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду со стола. Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Педагог во время игры напоминает детям, как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей.

Слайд 12

Игра "Угостим кукол чаем" Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки). Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник). Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку: Чайник на столе поставим, Блюдца, чашки мы расставим, Будем мы гостей встречать, Кукол чаем угощать!

Слайд 13

Формирование навыков самообслуживания Игра «Куклу на прогулку» Цель: Развивать представление детей об одежде, назначении вещей. Учить последовательно одеваться. Воспитывать бережное отношение к одежде. Материал: кукла, коробка с одеждой. Ход игры: Перед детьми сидит кукла Катя. На столе красивая коробка с вещами. Воспитатель говорит и показывает: -В коробке Катина одежда. Достает пальто и говорит: -Это пальто. Дети повторяют за воспитателем. Воспитатель называет цвет пальто (дети повторяют). Воспитатель достает шапочку: -На, Катя, шапочку. Ее надевают на голову. Дети поочередно достают из коробки колготки, кофточку. Воспитатель начинает одевать Катю на прогулку. Воспитатель: -Сначала наденем кофточку. Вместе с детьми воспитатель последовательно одевает колготки, кофту, шапку, пальто. Куклу выносят в раздевалку. Она смотрит как дети начинают одеваться на прогулку. Некоторым детям воспитатель (кукла) напоминают последовательность одевания, поощряют самостоятельные действия детей. Кукла с детьми идет гулять.

Слайд 14

По методике М. Монтессори Портной Вам потребуются: картон, дырокол, разноцветные шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите малышу, как сквозь них можно протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. В дальнейшем задания можно усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка. Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений. Пуговица. Вам потребуются: круг из цветного картона диаметром 10 см, картонный лист, дырокол, разноцветные шнурки. Сделайте дыроколом по два отверстия на круге и на листе картона. Предложите малышу «пришить пуговицу» на лист с помощью шнурков. Покажите, как это делается. Обращайте внимание ребенка на цвет круга и шнурков: «Давай пришьем желтую пуговицу красным шнурком». Попросите ребенка сделать это самодеятельно. « Дождь пошел» Вам потребуются: картон, дырокол, разноцветные шнурки. На листе картона нарисуйте тучи. Под ними сделайте несколько отверстий таким образом, чтобы продетые в них шнурки образовывали прямые линии (дождь из тучи). Покажите малышу, как можно продевать и сквозь отверстия. Змейка Вам потребуются: картон, дырокол, цветные шнурки. Проделайте отвейся в картоне так, чтобы при продевании сквозь них шнурка образовывалась волнистая линия. Попросите малыша сделать змейку из шнурков. Называйте цвет каждого шнурка.

Слайд 15

Рамки с застежками. Деревянные рамки с различными застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который наматывается на крючки и петли, застежки из ремешков, застежки-"липучки". Материал. В качестве примера приводим работу с застежкой "бант". Квадратная деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которых пришиты по 5 тесемок. Тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой. Цель: развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация движении. Возраст: около трех лет. Как работать с материалом. Учитель начинает снизу вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта - очень сложное действие. Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон. Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине. Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга крест - накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками. Затем учитель просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами. Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем учитель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился «бант с равными концами. Ребенок может повторить упражнение полностью или только часть. Контроль над ошибками: половинки ткани не подходят друг другу. Бант развязывается сам собой. Применение: завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка. Помощь в приобретении самостоятельности.

Слайд 16

Игра «Приведи куклу в порядок» Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при одевании. Оборудование: кукла, кукольная одежда. Ход игры: взрослый приходит с раздетой куклой, приносит кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу. При этом говорит: «Кукла Оля не может одеться, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье». Взрослый предлагает ребенку оде­вать куклу, соблюдая последовательность. При затруднении применяются совместные действия.

Слайд 17

Занятие «Оденемся на прогулку» Цель: учить одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду на липучки. Оборудование: одежда ребенка. Ход занятия: взрослый предлагает одеваться на прогулку: раскладывает вещи перед ребенком и объ­ясняет, что определенный предмет одежды надо наде­вать на определенную часть тела. Ребенок одевается, при затруднении взрослый помогает ему одеваться, обращает внимание на способ застежки липучкой.

Слайд 18

Игра «Найди пару» Цель: учить различать парную обувь, подбирать нужную пару обуви. Оборудование: обувь — сапоги, ботинки, кукла Маша. Ход игры: взрослый вводит ребенка в игровую си­туацию: «Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!» и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обу­ви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти пару и т.д. Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.

Слайд 19

Игра «Оденем кукол» Цель: знакомить с разными видами застежек и способами застегивания. Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски. Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках: «Смотрите, какая у кукол красивая одежда!» Взрослый вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания. Предлагается детям самостоятельно одеть кукол, после чего покатать их в коляске.

Слайд 20

«Подберем куклам одежду» Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу. Оборудование: две куклы - кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли. Ход игры: Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой - Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

Слайд 21

Художественное слово

Слайд 22

УШИ Доктор, доктор, Как нам быть? Уши мыть Или не мыть? Если мыть, То как нам быть? Часто мыть Или пореже? Отвечает доктор: - Еже...! Отвечает доктор гневно: - Еже...еже...ежедневно! (Э. Мошковская.)

Слайд 23

Утром звери просыпались, Чисто звери умывались. Лишь Медведь не умывался, Неумытым он остался. Стали мы его купать, С головою окунать. Плачет Мишенька: - Простите! И меня вы отпустите! Я большой, Я буду сам - Умываться по утрам!

Слайд 24

С ДОБРЫМ УТРОМ! Б.Белова Почему, встречаясь утром, Говорим мы: «С ДОБРЫМ УТРОМ»? Потому что утром — солнце, Темной ночи больше нет, И свободно в окна льётся Добрый-добрый, Мирный свет. С добрым утром, люди, Взрослые и дети! Радостно и дружно Будем жить на свете!

Слайд 25

САМ Сам одевается Серёжа, Вставая по утрам, И умывается он тоже — Совсем как взрослый — сам. Сам поиграет и разложит Игрушки по местам. Так начинает жить Серёжа С хорошим словом "сам". (С. Ильина.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Конспект по воспитанию у детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном.

Это конспект открытого показа режимного момента, в рамках детского сада: раздевание перед сном, с детьми раннего возраста.Для этого я использовала инсценирование рассказа Л. Воронковой "Маша раст...

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего воз...

Организация и содержание работы с детьми первой младшей группы по обучению культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания

В данном материале представлено содержание работы по организации обучения малышей навыкам культуры и самообслуживания...

Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста «Мы играем, развиваемся, растём»

Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживанияу детей раннего возраста«Мы играем, развиваемся, растём»...

Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста «Мы играем, развиваемся, растём»

Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста«Мы играем, развиваемся, растём»...