Здоровый образ жизни
план-конспект занятия

В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье -это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Крайне важно правильно формировать здоровый образ жизни именно в дошкольном возрасте, так как это позволит организму ребенка накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий спортивного квеста "Зарничка" в детском саду для воспитанников старших групп ко Дню Победы
Цель: Воспитание чувства патриотизма, потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Задачи:
Создать праздничное, радостное настроение у всех участников мероприятия.
Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость, а также смекалку.
Воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому нашей Родины, желание быть достойными наследниками защитников – героев.
Форма проведения: «Квест».
Оборудование: 4 маршрутных листа, мячи, гимнастические палки, яйца от киндер сюрприза, ведерки, сетка, 2 колокольчика, муляжи фруктов и овощей, мешочки с песком, 2 корзины, самолеты – макеты, 2 мата, 2 пилотки, 2 автомата игрушечных, конверты по количеству групп.
Персонажи: Постовые.
Место проведения: территория детского сада.

Ход мероприятия:

Под звуки марша дети в форме (элементы формы) войск, которые представляет группа, собираются на спортивной площадке и выстраиваются по периметру.

Инструктор 1: Группы, равняйсь! Смирно! Здравствуйте! Сегодня мы проведем спортивный праздник «Зарничка», посвящённый Дню Победы - празднику наших прадедушек и прабабушек, которые защищали Родину в суровые военные времена. Благодаря им мы живем под чистым небом.

Инструктор 2: Ребята, утром мы получили письмо, послушайте, что в нем написано.
«Внимание! Срочно! Военный самолет Республики Бурятия  пролетал над вашим детским садом и обронил секретные документы. Огромная просьба помочь в нахождении пакета с секретными документами. Отсылаем вам маршрут, по которому вы узнаете месторасположение утерянных документов. Надеемся, вы справитесь! Желаем вам удачи!».
Инструктор 1: Ой, ребята, что же делать? Нам оказана огромная честь поучаствовать в поиске очень важных документов. Я надеюсь, мы сможем отыскать секретные документы? Правда, ребята?
Дети: Да! Сможем!
Инструктор 2: Чтобы как можно скорее разыскать эти документы, предлагаю разделиться на 6 отрядов, чтобы как можно быстрее разыскать секретные документы и доставить их в штаб. Согласны?
Каждая группа – отряд. Воспитателем назначается командир отряда.
Инструктор 1: Давайте расскажем о себе.

Представление команд:
1. Команда «Танкисты»-3 гр
Ваш девиз:
Мы танкисты смелые,
Дружные, умелые.
Будем в Армии служить,
Нашу Родину хранить!


2. Команда «Моряки»- 9 гр
Девиз:
Друг за друга мы горой,
Таков обычай наш морской.
Каждое утро улыбкой встречай,
Если товарищ в беде – выручай!
3. Команда «Пехотинцы»- 4 гр
Девиз:
Пехотинец не боится
Пыли, грязи и дорог,
Прошагает, пробежится,
По-пластунски проползет!
4. Команда «Десантники»-6 гр
Девиз:
У нас в крови адреналин,
И наш отряд не победим!

Игра «Атака»
Инструктор 1:
Что ж пришла пора, ребята,
Вместе нам сходить в атаку!
Но вначале дети нам ответ дадут:
С каким кличем солдаты в атаку идут! (дети отвечают)
Когда правую руку я поднимаю –
Все громко «Ура» кричать начинают!
Как только руку левую поднимаю –
Все стоят тихо, все замолкают!
Инструктор 2: Отряды, вы готовы к поиску секретных документов? Командиры отрядов получите маршрутный лист и отправляйтесь на поиски (вручает маршрутные листы)

Кричалка:
Инструктор: Вы, ребята, ловкие?
Дети:Да!
Инструктор: Вы, ребята, смелые?
Дети: Да!
Инструктор: Вы, ребята, быстрые?
Дети: Да!
Инструктор: Вы, ребята, сильные?
Дети: Да!
Инструктор 1: Для достижения поставленной цели вам потребуются смелость, решительность, отвага. У каждого отряда есть свой маршрут, по которому вы будете передвигаться.
Инструктор 2: Ребята, помните! Документы секретные! Как только вы найдете пакет его сразу необходимо доставить в штаб, т. е. нам. Желаю вам удачи!
Инструктор 1: Командирам вскрыть маршрутные листы. Отрядам приступить к выполнению задания!
Воспитатель знакомит детей с маршрутом. Отправляются по станциям. На каждой станции, за выполнение заданий отряды получают «звездочку» на карту.

Станции:

  1. «Доставка боеприпасов»
    Постовой: Бойцы, ваша задача переправить снаряды. Действовать нужно быстро.
    Задание: дети делятся на пары. Держа гимнастические палки за концы, передвигаются боковым шагом к «снарядам», зажав один мяч палками, двигаются в обратном направлении, донеся аккуратно, сгружают. Задание считается выполненным, когда все снаряды переправлены.
    2. «Разминирование поля»
    Постовой: Бойцы, ваша задача пройти через линию фронта и не задеть колючую проволоку. Затем, ваша задача разминировать минное поле. Из песка извлечь мины (яйца от киндер сюрприза).
    Задание: дети пробираются между натянутыми веревками, сетками, стараясь их не задеть, затем из песочницы лопаткой ищут закопанные яйца от киндеров и складывают их в ведерко.
    3. «Подача сигнала»
    Постовой: Бойцы, ваша задача забраться на лестницу и подать сигнал боевой тревоги (хлопнуть ладонью по колокольчику), спуститься вниз и передать эстафету своему товарищу.
    Задание: дети двумя колоннами оббегают змейкой конусы, добегают до лестницы, поднимаются на нее и подают сигнал, ударив ладонью по колокольчику, возвращаются таким же образом обратно и передают эстафету. Постовой осуществляет страховку.

    4. «Доставка продовольствия»
    Постовой: Бойцы, ваша задача доставить со склада продовольствие. Но здесь болото и кругом действуют вражеские отряды. Брать можно только один продукт.
    Задание: дети двумя колоннами, перепрыгивая из обруча в обруч по одному, добираются до продуктов, лежащих в корзинах, берут один и так же возвращаются обратно из обруча в обруч.

    5. «Сбей самолет»
    Постовой: Бойцы, ваша задача сбить вражеские самолеты.
    Задание: дети двумя колоннами по одному берут мешочек с песком, подбегают к матам, ложатся на живот и бросают в самолет, подвешенный на веревке, стараясь в него попасть. Бегом возвращаются обратно и передают эстафету.

    6. «Боевая тревога»
    Постовой: Бойцы, ваша задача, по команде «Боевая тревога» надеть пилотку, взять автомат, преодолеть полосу препятствий «Болото».
    Задание: проползти на животе по скамейке, по кочкам добраться до фишки, оббежать и вернуться назад.
    7. «Найди конверт»
    После выполнения эстафет, дети бегут в указанном в маршрутном листе направлении (у всех отрядов разное) и ищут пакет с секретными документами. У каждого отряда свой пакет.
    После обнаружения пакетов с документами отряды возвращаются на спортивную площадку, строятся.
    Инструктор 1: Друзья, какие вы молодцы! Нашли секретные документы! Командиры отрядов, приготовить документы!
    Инструктор 2: Ребята, посмотрите, все пакеты пронумерованы. Попробуем встать по порядку.
    Командиры берут пакеты и встают по порядку в шеренгу.
    Инструктор 1: Интересно, а что же внутри? Давайте, посмотрим.
    Командиры вскрывают свои пакеты и вынимают буквы, из которых складывается слово «Победа»
    Инструктор 1: Читаем все вместе!
    Дети: По-бе-да!!!
    Инструктор 2: С Днем победы!
    Дети: Ура! Ура! Ура!

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/81835_14ab03b7482ec8d251a7ca8f4caefaba.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/81835_07174b55286678006c010cdf9eb7540d.jpg.jpg



Предварительный просмотр:

 «…Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя».

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст это самый основной период в  формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. До 7 лет ребенок проходит огромный путь развития,  который не повторяется  на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт  развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать  базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в  занятиях физической культурой и спортом.  Согласно ФГОС, одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Значение здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий.

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки.

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т. п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика.

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз.

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика.

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из  специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика.

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.

Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия.

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия.

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом, происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • арт-терапия
  • песочную терапию.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к  здоровому образу жизни.                                       

Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду согласно ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Мы стараемся чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.



Предварительный просмотр:

Картотека здоровьесберегающих технологий.

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки.

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т. п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика.

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз.

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика.

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из  специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика.

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.

Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия.

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия.

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом, происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • арт-терапия
  • песочную терапию.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к  здоровому образу жизни.                                       

Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду согласно ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Мы стараемся чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов.

«Минутки здоровья»

Цель: формирование представлений и навыков здорового образа жизни.

Задачи:

- Укрепление мышц участвующих в удержании позвоночника в вертикальном положении, улучшение функции сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

2. Профилактика нарушения зрения, расслабление напряжения  мышц на которые приходится основная нагрузка, включение в работу быстродействующих глазных мышц.

3. Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей, дыхание через нос, улучшение дренажной функции бронхов, укрепление аппарата кровообращения, повышение общей сопротивляемости организма.

4. Укрепление здоровья, поддержание здоровья, предупреждение заболеваний.

5. Развитие мелкой моторики, концентрация внимания на основном виде деятельности.

Массаж спины

  (дети стоят в кругу, делают массаж впереди стоящему)

«Свинки»

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки (Дети поворачиваются друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребёнка.)

Всё постукивают, всё похрюкивают: (Поколачивают кулачками.)

Туки – туки – туки – тук! (Постукивают пальчиками.)

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк! (Поглаживают ладонями.)

На повторение – поворот на 180 градусов.

«Дятел»

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.  (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями  по спине.)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Долбит дятел крепкий сук. (Поколачивают пальцами.)

Клювом, клювом он стучит,

Дятел ствол уже долбит. (Постукивают кулачками.)

Дятел в дуб всё тук да тук…

Дуб скрипит: что за стук? (Постукивают рёбрами ладоней.)

Дятел клювом постучал, постучал и замолчал. (Поглаживают ладонями.) 

«Дождик»

Движения выполняются в направлении сверху вниз (от периферии к центру).

Дождик бегает по крыше – бом! бом! бом! (Дети встают «паровозиком» и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.)

По весёлой звонкой крыше – бом! бом! бом!  (Постукивают пальчиками.)

Дома, дома посидите – бом! бом! бом! (Легко постукивают кулачками.)

Никуда не выходите – бом! бом! бом! (Растирают рёбрами ладоней – «пилят».)

Почитайте, поиграйте – бом! бом! бом! (Разминают пальцами плечи  впереди стоящего ребёнка.)

А уйду – тогда гуляйте.… Бом.… Бом.… Бом… (Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.) 

«Капуста» 

Мы капусту рубим, рубим. (Рубящие движения рёбрами ладоней.)

Мы морковку трём, трём.  (Трущие движения костяшками пальцев.)

Мы капусту солим, солим. (Точечные прикосновения пальцами.)

Мы капусту жмём, жмём.  (Прожимание мышц пальцами.)

Сок капустный пьём, пьём. (Поглаживающие движения пальцами.)

                                        Укрепление мышц спины.

«Тушканчик»

Я – тушканчик, я – тушканчик.

Я как маленький чуланчик (Руки за головой.)

Спинку ровно я держу,

Прыг – и в кустик ухожу. (Присесть, спина прямая, плечи отвести назад.)

 «Петушок»

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Ты подай свой голосок. (Ходить с высоким подниманием колена, спина прямая, руки в стороны.)

Через лес, через реку прокричи: «Ку-ка-ре-ку!» (Голову приподнять, плечи расправить, руки на поясе.)  

«Гладь мои ладошки, ёж»

«Гладь мои ладошки, ёж»

(массаж ладоней)

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж! (Педагог берёт 2 массажные щётки и проводит ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог.)

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить. (Потом педагог держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит «ёжика» ладошками.)

                                               Самомассаж тела.

«Неболейка»

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело. (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать. (Указательными пальцами растирать крылья носа.)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком. (Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны – вместе.)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело! (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону.)

 Знаем, знаем – да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг о друга.)

«Жаворонки»

Жаворонок на проталине распевает, (Проводят большими пальцами по шее от подбородка вниз.)

Он зовёт весну красную, вызывает. (Кулачками энергично проводят по крыльям носа.)

Не летать снегам в чистом поле, растопились,

(Массируют лобную зону – от середины лба к вискам.)

Буйной реченькой в сине море укатились. (Сделав из указательного и среднего пальцев «вилочку», энергично растирают ушную зону.)

«Лечим медвежонка»

Медвежонок наш простужен,

Мёд ему сегодня нужен.

Мы дадим ему на ужин. (Поглаживание шеи от подбородка к грудному отделу.)

А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживание области грудной клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.)

«Мурочка-Снегурочка»

Мурка шёрстку прилизала, (Дети поочерёдно поглаживают руки от кисти к плечу.)

Новый банник повязала. (Мягко поглаживают шею сверху вниз.)

А ещё нашла у кошки (Трут ладони друг о друга.)

Рукавички (Показывают ладошки.)

И сапожки (Поглаживают колени.)

Улыбнулась Мурочка: (Ставят руки «полочкой» и качают головой вправо-влево.)

-Я теперь – Снегурочка! (Ставят руки на пояс и выпрямляют спинку.)

«Ёжик»

Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверёк.

Ни головы, ни ножек, -

Конечно, это ёжик. (Указательными пальцами растирать крылья носа и массировать ноздри сверху вниз и снизу вверх.)

«Слива»

Сливу я держу в руке, (Положить массажный мячик на правую ладошку.)

Зажимаю в кулаке. (Крепко сжать его.)

Отпускаю, разжимаю (Раскрыть ладонь.)

И ладошками катаю. (Катать между ладонями.)

             Регулировка процесса дыхания, развитие дыхательных мышц.

«Ветры»

Дети делают короткий вдох носом и продолжительный выдох, произнося звук «с» и выполняя соответствующие движения.

Мы подуем высоко: с-с-с… (Встают на носки, поднимая руки.)

Мы подуем низко: с-с-с… (Приседают, руки на пояс.)

Мы подуем далеко: с-с-с… (Вытягивают вперёд руки.)

Мы подуем близко: с-с-с… (Подносят ладони ко рту.)

«Слоник»

Я – весёлый слоник Бой,

Я люблю играть с водой.

Воду хоботом беру, (При вдохе дети имитируют всасывание воды хоботом.)

А потом, как лейка, лью. (При выдохе – имитируют разбрызгивание воды; воздух выдыхается через сжатые зубы.)

«Корова»

Вот мы слышим -  на лугу

Зазвучало: «Му-му-му!»

Будем тоже мы мычать и дыханье проверять. (Дети делают глубокий спокойный вдох и продолжительный выдох – «му-у-у…»)  

                                        Расслабление мышц рук, шеи.

«Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара смотрит влево,

Сморит вправо, (Повороты головы вправо-влево.)

А потом вперёд – тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена и расслаблена…

А Варвара смотрит вверх! Выше всех,

Дальше всех! (Смотреть вверх, напрягая мышцы).

Возвращается обратно – расслабление приятно

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно – расслабление приятно

Шея не напряжена и расслаб-ле-на

«Лимон»

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.  (Опустить руки вниз и представить, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.)

Я его слегка сжимаю –   (Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак.)  

Сок лимонный выжимаю. (Почувствовать, как напряжена рука.)

Всё в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю. (Бросить «лимон» и расслабить руку.)

Выполнить это же упражнение левой рукой

«Олени»

Посмотрите: мы – олени,

Рвётся ветер нам навстречу (Руки скрещены над головой, пальцы широко расставлены; руки твёрдые, как у оленя рога; напряжение неприятно)

Ветер стих. Расправим плечи.

Руки снова на колени. (Уронили руки на колени.)

А теперь – немного лени…

Руки не напряжены и расслаб-ле-ны… (Расслабились: вдох – выдох.)

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики.

Дышится легко… ровно… глубоко

                                        Профилактика плоскостопия

«Весёлые спортсмены»

Важно цапля прошагала, ноги высоко держала. (Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с «подошвенным сгибанием» стопы.)

Начиная тренировку, журавли ступают ловко. (Ходьба на носках, руки на поясе.)

Лебедь лапки разминает,

Лебедят он наставляет:

В небе будете летать,

В речке плавать и нырять. (Сидя, активное сгибание и разгибание стоп)

«На прогулке»

На носочках ходят мыши,

Чтобы кот их не услышал. (Ходьба на носках, руки на поясе.)

Тук, тук, тук, тук  - моих пяток слышен стук.

Так кабанчики идут, никогда не упадут. (Ходьба на пятках, руки за спиной.)

А потом прошёл медведь,

Любит мишенька шуметь. (Ходьба на внешней стороне стопы.)

Пантера бесшумно по лесу идёт,

Пантера сегодня добычу найдёт. (Ходьба крадучись с постановкой ноги с носка на всю ступню.)

Лёд, лёд, лёд, лёд, а по льду пингвин идёт.

Скользкий лёд, скользкий лёд,

Но пингвин не упадёт. (Ходьба, носки разведены в стороны, руки опущены, ладони отведены в стороны.)

Можно выбрать любых «животных» (виды ходьбы) и отправиться вместе с ними на прогулку.

«Ждём вас на дорожке…»

Козоньки рогатые, козоньки бодатые,

Ждём вас на дорожке, разомните ножки. (Ходьба на пятках, держа руки перед собой, опустив кисти - «копытца».)

Барашек – свисток, левый рог – завиток,

Правый рог – завиток, на груди – цветок. (Ходьба, сведя ноги вместе, руки на поясе.)

Уточка – крылатка, у неё повадка,

У неё походка – качается, как лодка! (Ходьба, сведя вместе пятки, руки вдоль туловища, кисти перпендикулярно руке – «крылышки».)

Стоит олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах! (Ходьба с высоким подъёмом колена, скрестив руки над головой, раздвинув пальцы – «рога».)

Упражнение можно проводить по частям на разных занятиях по данной теме.

                             Снятие зрительного напряжения

«Лиса»

Ходит рыжая лиса, щурит хитрые глаза. (Крепко зажмурить и открыть глаза.)

Смотрит хитрая лисица,

Ищет, чем бы поживиться. (Медленно прослеживать взглядом вправо, затем – влево за движущимся предметом – лисой, не поворачивая головы.)

Пошла лиска на базар, посмотрела на товар. (Взгляд направлен вниз, затем – вверх.)

Себе купила сайку, лисятам – балалайку. (Самомассаж века путём лёгкого надавливания на него тремя пальцами.)

Снежинка»

Мы снежинку увидали, со снежинкой играли. (Берут снежинку на палочке, вытягивают руку перед собой, фокусируют взгляд на снежинке.)

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели. (Медленно отводят руку вправо, следя глазами за снежинкой, не поворачивая головы.)

Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели. (Движения глазами влево.)

Ветер вверх их поднимал и на землю опускал. (Поднимают руку вверх и опускают вниз, медленно следя глазами за снежинкой; затем приседают, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем, глазки отдыхают. (Закрывают глаза ладонями.)

«Зайчик»

Длинноухий озорник

В огород ходить привык. (Отводить взгляд за пальчиком-тренажёром вправо, а затем влево с остановкой на каждом        направлении.)

Он по грядкам прыгать стал,

Всю капусту потоптал. (То же вверх, а затем вниз.)

Мы за ним – он скок-поскок с огорода наутёк! (Переводить взгляд с ближней точки на дальнюю и наоборот.)

        «Глазки»

Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

Быстро, быстро поморгай –

Отдых глазкам своим дай!

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить. (Вращать глазами по кругу.)

Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле. (Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.)

Литература:

1. Шарманов С.Б., Федоров А.И. Укрепление мышечного корсета у детей в процессе формирования правильной осанки. М., Просвещение 1986

2. Жданов В.Г. Верни себе зрение (по методу Шичко - Бейтса), лекции.

3. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. М. Метафора, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...

«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Разработала: воспитатель МДОУ  ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...