Зрительная гимнастика
картотека

Татьяна Петровна Жаворонок

Картотека зрительной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnaya_gimnastika.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека зрительной гимнастики

Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение. Зрение - одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир. Гимнастика для глаз - замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Регулярная гимнастика для глаз, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз. Здесь собрана зрительная гимнастика по лексическим темам, применяемая мной на занятиях в ДОУ.

Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение:
- она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;
- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

- укрепляет мышцы век;

- снимает переутомление зрительного аппарата;

- развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;

Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

- всегда снимать очки

- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

- следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным

- сосредоточить все внимание на глазах

- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Быстрая зрительная утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, в играх, во всех режимных моментах.

«АЙБОЛИТ»

Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.

(Фиксируют взгляд на докторе Айболите)

Приходи к нему лечиться, и корова, и волчица,

И жучок, и червячок, и медведица

(Дети обводят их глазами по часовой и против часовой стрелки и «отправляют лечиться» к доктору.)

Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!

Поморгать глазами и расслабиться.

 «АРБУЗ»

Вот какой у нас арбуз:

Несмышлёный карапуз.

Вдаль покатился –на место воротился.

Снова покатился –домой не воротился.

(Перемещение взгляда с дальней точки на ближнюю.)

Влево покатился,

вправо покатился

(Медленные движения глазами влево, затем вправо.)

Покатился и...разбился.

(Зажмуривание глаз.)

«БЕЛКА»
Белка дятла поджидала,
(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри!
(Смотрят вверх-вниз.)
Вот орехи — раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой
(Моргают глазками.)
И пошел играть в горелки.
(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).


«ВЕТЕР»
Ветер дует нам в лицо.
(Часто моргают веками.)
Закачалось деревцо.
(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
Ветер тише, тише, тише…
(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше!
(Встают и глаза поднимают вверх.)


 «ЁЛКА»

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

(Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.)

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

(Посмотреть слева направо.)

Есть на елке даже шишки,

(Посмотреть вверх.)

А внизу – берлога мишки.

(Посмотреть вниз.)

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

(Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.)

«ЁЖИК»

Ходил ёжик по полянке,

(ходьба на месте)

Он искал грибы опятки.

(повороты головы вправо и влево)

Глазки щурил, открывал

(прищуриться и открыть глаза)

Но грибов не увидал

(развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, вниз глядел

(посмотреть вверх- вниз)

Сам тихонечко пыхтел

(произнести “пых”, “пых”, “пых)

Смотрел влево, смотрел вправо

(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)

Вдруг увидел гриб на славу!

(закрыть и широко открыть глаза)

Оглянулся он ещё

(руки спрятать за спину)

Через левое плечо

(повернуть голову влево, посмотреть назад)

Через правое ещё

(повернуть голову вправо, посмотреть назад)

Ёж затопал по тропинке

И грибок унёс на спинке.

(ходьба на месте, высоко поднимая ноги.)

 

«ЗАЯЦ»
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
(Смотрят вверх.)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)
Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.
(Моргают глазками.)
Глазки закрывает.
(Глазки закрывают.)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
(Прыгаем, как зайчики ).

«ЗАЙКА» 

Зайка вправо поскакал,

Каждый зайку увидал.

(Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении.)

Зайка влево поскакал

Каждый взглядом увидал.

Зайка — вправо, зайка влево.

Ах, какой зайчонок смелый!

Зайка скачет вверх и вниз.

(Прячут зайку за спину, поворачивая голову, смотрят через правое плечо, затем через левое.)

Ты на зайку оглянись.

Зайчик спрятался от нас.

Открывать не надо глаз.

(Закрывают глаза на несколько секунд.)

«КАК МЫ МИШКЕ ПОМОГАЛИ»

Долго мы в лесу гуляли,

(Руки на поясе, ходьба на месте)

Наши ноги не устали.

Руки тоже не устали,

(Вытянуть руки в стороны на уровне плеч)

Хоть немного рисовали.

(Согнуть в локтевом суставе)

Будем руки поднимать

(Поднять руки вверх и посмотреть на ладошки)

Силу крепкую качать.

(Опустить руки вниз и посмотреть на носочки)

Сильна левая рука,

(Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево)

Сильна правая рука.

(Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо)

Сильна левая нога,

(Сделать шаг вперёд левой ногой, посмотреть на носочек вытянутой ноги)

Сильна правая нога.

(Сделать шаг вперёд правой ногой, посмотреть на носочек вытянутой ноги)

Кулаки крепко сжимаем,

(Выполнять в соответствии со словами)

Руки мы в локтях сгибаем.

Раз, два, три, четыре

Глазки мы откроем шире.

Мишка, прыгай вместе с нами,

Силушку тебе собрали.

(Прыжки на месте)

Сладко ты в берлоге спи. (Присесть, закрыть глаза ладошками)

«КОШКА»

Вот окошко распахнулось,

(Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз.

(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх.

(Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз.

(Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась.

(Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух.

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

(Дети приседают.)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

(Смотрят прямо.)

И закрыла их руками.

(Закрывают глаза руками.)


«КОТ»
Кот на солнышке сидит,
Глаз закрыт, другой закрыт
(закрыть по очереди оба глаза)
Кот играет в «Жмурки»
(крепко зажмуриться)
С кем играешь, Васенька?
— Мяу, с солнцем красненьким!
(открыть оба глаза)

«ЛИМПОПО»

А в Африке, а в Африке,

На черной Лимпопо,

Сидит и плачет в Африке

Печальный Гиппопо.

(Сидят по-турецки, медленно, в ритме стихотворения двигают зрачками слева направо.)

Он в Африке, он в Африке.

Под пальмою сидит

И на море из Африки

Без отдыха глядит:

Не едет ли в кораблике

Доктор Айболит?

(Переводят взгляд вверх-вниз.)

Но вот, поглядите, какая-то птица

Все ближе и ближе по воздуху мчится.

(Складывают пальцы трубочкой и смотрят в «трубу» сначала правым глазом, потом левым.)

На птице, глядите, сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит

«Да здравствует милая Африка!»

«ЛИСТЬЯ»

Ах, как листики летят,

Всеми красками горят

(Круговые движения глазами:

налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.)

Лист кленовый, лист резной,

Разноцветный, расписной.

(Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.)

Шу-шу-шу, шу- шу- шу.

Как я листиком шуршу.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш листок,

(Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.)

Полетел над головой

Красный, желтый, золотой.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Как листиком шуршу.

(Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.)

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат,

Будем мы сейчас гулять

И букеты собирать

(Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Посмотреть влево – вправо.)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Как я листиком шуршу.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.)

«НОЧЬ»

Ночь. Темно на улице.

(Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 - 4 раз)

«НОСИК»

Смотрит носик вправо-влево,

(Резко перемещают взгляд вправо и влево)

Смотрит носик вверх и вниз.

(Резко перемещают взгляд вверх и вниз.)

Что увидел хитрый носик?

Ну, куда мы забрались?

(Мягко проводят указательными пальцами по векам.)

«ОСЕНЬ»

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

(Выполняют круговые движения глазами)

Слева - сосны, справа – ели.

(Выполняют движения глазами влево – вправо)

Дятел сверху, тук да тук.

(Выполняют движения глазами вверх – вниз)

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

«ОСЕНЬ»

Жёлтый - красный

Красный – жёлтый

Разный красный.

Жёлтый разный.

(Прослеживание глазами за движением листочка

вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз.)

Это ветер листья носит.

Звонкий ветер.

(Движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6раз.)

Это осень…

(Поморгать и закрыть глаза.)

«ОВОЩИ»

Ослик ходит, выбирает,

(Обвести глазами круг.)

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

(Посмотреть вверх.)

А внизу растет крапива,

(Посмотреть вниз.)

Слева – свекла, справа – брюква,

(Посмотреть влево – вправо)

Слева – тыква, справа – клюква,

(Влево — вправо.)

Снизу – свежая трава,

(Посмотреть вниз.)

Сверху – сочная ботва.

(Посмотреть вверх.)

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

(Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза))

«ПТИЧКИ»

Летели птички,

(Прослеживание глазами за предметом по кругу)

Собой невелички.

Как они летели,

(Движения глазами вправо – влево)

Все люди глядели.

Как они садились,

(Движения глазами вверх – вниз)

Люди все дивились.

 «РАЗДЕВАЕМ ЛУК»

Сняли тоненький сюртук,

(Потирают средние пальцы рук друг о друга, чтобы их разогреть.)

Сняли рыжую рубашку,

Сняли желтую рубашку,

(Неплотно прикрывают глаза и мягко проводят пальцами от внутреннего края глаз к внешнему.)

А стянув еще рубашку,

Все заплакали вокруг.

(Расфокусируют зрение и совершают круговые движения зрачками глаз сначала в одну сторону, потом в другую.)

Вот как мы вчера на кухне

Раздевали сладкий лук.

 «СОВЕНОК»

Вращать глазами по часовой стрелке, «рисуя» на стене максимально большой круг. То же против часовой стрелки.

«СОРОКА»

Длиннохвостая сорока

Хлопотунья белобока.

По лесу летает

Вести собирает.

(Проследить глазами за движением

птицы «далеко - близко» 6- 8 раз;)

Вправо-влево, вправо-влево

Все летает то и дело.

(Движение глаз вправо-влево 6-8 раз)

С веточки на веточку

Отлетает чуточку.

Вверх и вниз, верх и вниз.

Лишь смотреть ты не ленись.

(Движение глазами вверх вниз 6-8 раз)

Затрещит и застрекочет,

Будто кто ее щекочет.

(Проследить глазами по кругу в одну и другую сторону)

Ну, сорока – егоза,

Мы зажмурили глаза.

(поморгать и зажмурить глаза.)

Поскорей улетай

Ты нам больше не мешай.


«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

(Дети вытягивают вперед ладошку.)

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

(Ставят на ладонь указательный палец другой руки) Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.

(Голова все время находится в фиксированном положении.)

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

(Закрывают глаза ладонями.)

«ТРЕНИРОВКА»

Раз – налево, два – направо,

(Посмотреть влево. Посмотреть вправо.)

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

(Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.)

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

(Поднять взгляд вверх.

Опустить взгляд вниз.)

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

(Быстро поморгать.)

«ТРЕНИРОВКА»

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано -

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

«ФИЗКУЛЬТУРА»

(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками.

 «ЩЕНОК»

Я щенка нарисовал, милого, смешного. (большой круг)

В целом мире не найти друга мне такого! (малый круг)

Он протягивает лапу (по траектории восьмерка).

И глядит лукаво.

Убежать бы из рисунка – солнце светит справа (смотрим глазами вправо).

Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево)

Убегает вдаль река (посмотрим вниз).

На другом большом рисунке

Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх).

«ХОМЯК»

(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)

Хомка - хомка хомячок ,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт

Глазки свои хомка трет.

Поморгает – раз, два, три

Вдох и выдох. Посмотри

Далеко ручей бежит,

На носу комар пищит.

Смотрит хомка выше, ниже,

Вправо, влево, дальше, ближе…

Осмотрел он все кругом

Прыг! и в норочку бегом!

«ФИЛИН»

На счет 1-4 закрыли глаза, 5-6 широко раскрыли глаза, посмотрели вдаль.

 

«ШИШКА»

Как-то осенью в лесу висела шишка у всех на виду.

Шишка на всех глядела и тихонечко висела.

(Смотреть на указательный палец вытянутой руки)

Лось сказал, что низко,

(Движения глазами вниз)

А зайчонок — высоко,

(Движения глазами вверх)

Белочка, сказала — близко,

(Движения глазами на кончик носа.)

А ежонок — далеко.

(Движения глазами вдаль.)





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.

Целью методических рекомендаций  «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в  формировании у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  ...

Принцип подбора упражнений для зрительной гимнастики в соответствии со зрительным нарушением

Материал подготовлен для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Как подобрать комплекс упражнений для зрительной гимнастики, если у вашего ребенка миопия? гиперметропия? астигматизм? Мате...

Картотека зрительной гимнастики. Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Картотека   зрительной  гимнастики.Профилактика зрительного утомления и близорукости. Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредит...

Мастер класс по зрительной гимнастике. Виды зрительной гимнастики.

Зачем нужна зрительная гимнастика? И когда ее проводить? Здесь вы узнаете о ее разнообразии и правилах применения зрительной гимнатсики....

Зрительные упражнения, зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения (часть 1)

Регулярно выполняемые зрительные упражнения позволяют повысить остроту зрения у дошкольников, укрепить зрительные мышцы и осуществлять профилактику зрительных нарушений....

Зрительные упражнения, зрительная гимнастика для детей (часть 3)

Регулярно выполняемые зрительные упражнения позволяют повысить остроту зрения у дошкольников, укрепить зрительные мышцы и осуществлять профилактику зрительных нарушений....