Здоровьесберегающие картотеки
картотека (младшая, средняя группа)

Меркульева Оксана Валерьевна

Представленный материал является приложением к проекту "На планете Здоровья" для детей разновозрастной группы (3 -5 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дыхательной гимнастики

Составила воспитатель Меркульева О.В.

Комплекс дыхательной гимнастики для использования на улице.

  1. «Погрейся». И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.
  2. «Конькобежец». И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны (подражая движениям конькобежца) и произнося: «Кр-р-р!». Повторить в среднем темпе 5-8 раз.
  3. «Заблудился». И. п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.

Упражнения, имитирующие звуки различного характера.

  1. «Трубач». Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.
  2. «Каша кипит». Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш». Повторить 1-5 раз.
  3. «На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

                             Упражнения для удлинения выдоха.

  1. «Наклоны вперед». И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
  2. Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 - вернуться в и. п.
  3. «Наклоны в сторону» («Наклоны с зонтиком»). И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой - «накрылись зонтиком» - выдох. 4 - вернуться в и.
  4. «У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.

Упражнения для укрепления мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

Упражнения можно выполнять стоя или в движении.

«Ёжик». Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

«Ушки». Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.

Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.

 



Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр

Составила воспитатель Меркульева О.В.

  1. «Перелетные птицы»

Тили - теле, тили - теле -

С юга птицы прилетели! (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж – 

(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой рук).

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели! 

(Указательным и большим пальцами делают клюв - «птицы поют»)

2. «Рыбы. Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

3. «Овощи»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:              Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец,                  Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина - молодец!            Показывают большой палец.

4. «Сад огород»  - «Засолим капусту»

 

Мы капусту рубим,        

(Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз).

Мы морковку трем,        

(Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим,        

(Движение   пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

   

5. «По грибы» (потешка)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел. (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

6. «Комнатные растения»

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония - (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Мы все названья помним! (Раскрывают ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польем,

(Пошевеливают опущенными вниз пальцами)

Пусть подрастают день за днем!

(Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и        

раскрывают «цветком»)

7. «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила. (Показывают большой палец)

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

(Поочередно соединяют большой палец с остальными)

8. «Семья»

Этот пальчик (Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца).

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

Вот и вся моя семья.

9. «На страже Родины»  

  

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой! (Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

10.«Транспорт»

Будем пальчики сгибать - (Сжимают и разжимают пальчики).

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца).

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого)

11.«Насекомые»

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! (прячем руки за спину)

12.«Игрушки» (Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.)    

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

13. «Домашние животные» (Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.)

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

14.«Профессии»

Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим)

И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим)

Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки)

Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

15. «Весна». « Круглый год»

 

Круглый год, круглый год! (Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем)

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим -

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима. (Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой)

16. Прогулка

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп"),

Спать легли (ладошки под щечку).



Предварительный просмотр:

Картотека - самомассаж для детей

Составила воспитатель Меркульева О.В.

 Карточка №1. Массаж спины.

Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом! (Дети встают друг за другом «паровозиком» и прихлопывают друг друга по спинкам).

Дома, дома посидите,- Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите,- Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками).

Почитайте, поиграйте,- Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте, Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками).

Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом! (Поглаживают ладошками).

Карточка №2. Массаж рук.

Домик едет по тропинке - объезжает все тропинки. (Растирающие круговые движения кулачком от кисти к плечам).

То улитка ползёт, домик на себе везёт. («Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу).

Вот подул ветерок, закачался листок. (Поколачивание кулачками).

И опять по травинке. (Поглаживание руки ладонью).

Медленно ползёт улитка. (При повторении делается массаж другой руки).

Карточка №3. Массаж головы. «Круговой массаж черепа».

На комод забрался ёжик. (И.П.- правая ладонь на лбу, левая - на затылке).

У него невидно ножек. (Затем правая ладонь, поглаживая правый висок).

У него, такого злючки, (Перемещается к затылку, а левая, через левый висок уходит ко лбу).

Не причёсаны колючки. (Ладони и пальцы надавливают на кожу).

И никак не разберёшь-

Щётка это или ёж? (Средними пальцами  массировать круговыми движениями точки у основания черепа на затылке).

Карточка №4. Массаж лица.

Водичка, водичка, (Потереть ладонями друг о друга)

Умой моё личико, (Умыться)

Чтобы глазки блестели, (Средними пальцами провести, не надавливая о закрытым глазам от внутреннего края века к внешнему)

Чтобы щёчки краснели, (Ладонями провести от бровей до подбородка и обратно вверх)

Чтоб смеялся роток, (Улыбнуться)

Чтоб кусался зубок. (Показать зубы)

Карточка №5. Массаж ушей.

Тили- тили, тили - бом! (Загнуть вперёд ушные раковины и отпустить их так, чтобы ощутить хлопок).

Сбил сосну зайчишка лбом. (Оттягивать мочки вниз и в стороны).

Жалко мне зайчишку: (Массаж козелка ушной раковины).

Носит зайка шишку (Массаж вершины завитка).

Поскорее сбегай в лес, (Растирание ладонями ушей)

Сделай заиньке компресс! (Поглаживание ушей ладошками)

Карточка №6. Самомассаж.

На крылечке ножками потопали, (Ручками по щёчкам похлопали)

Присели, через пальчики в щель посмотрели. (Пальчики в кулак сжимаем)

Воздух набираем. (Ладошки на грудки положили)

И давай ладошками по своей грудке стучать.

Стук- стук, стук- стук - Вот как получается.

Стук- стук, стук-стук - Грудка наслаждается.

Карточка №7. Массаж глаз.

Косой, косой, не ходи босой, а ходи обутый, лапочки закутай (Потереть друг о друга средние пальцы рук, чтобы их разогреть, прикрыть неплотно глаза и проводить пальцами, не надавливая сильно на кожу, от внутреннего края глаза к внешнему).

Если будешь ты обут, волки зайца не найдут (Совершать круговые движения глазами в одну сторону).

Не найдёт тебя медведь.        

Выходи - тебе гореть!

 Карточка №8. Массаж лица.

Где ты дождик побывал? Где ты дождик поливал? (Поглаживание лица от бровей до подбородка)

Побывал в саду, полил ягоду! (Лёгкое поколачивание пальцами лба)

А какую ягоду ты полил  саду? (Поколачивание щёчек)

-И клубнику, и малину, и смородину! (Лёгкое похлопывание щёк)

А крыжовник ты полил?

-Не полил, забыл. (Похлопывание шеи)

Ой, вернись назад да полей весь сад! (Поглаживание лица и шеи сверху вниз)

Карточка №9. Массаж стопы.

Баю- баю - баиньки, купим сыну валенки. (Потирание стопы)

Наденем на ноженьки, пустим по дороженьке. (Разминание пальцев стопы)

Будет наш сынок ходить, новы валенки носить. (Поглаживание стопы)

Карточка №10. Массаж стоп.

Ду – ду – ду - от медведя я уйду. (Согнуть пальцы правой руки («грабельки») и энергично провести ею 6 раз по подошве левой ноги от пальцев к пятке)

Да- да- да- не ходи, медведь, сюда. (Сжимать кончик большого пальца)

Ды – ды – ды - на тропинке чьи следы? (Разминать пальцы ног руками)

Оди – оди – оди - мишка в лесу бродит. (Плотно захватить большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, 3 раза сдавить и отпустить его)

Ди – ди – ди - ну, мишка, погоди! (Быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги. При повторении поменять ногу)

Карточка №11. Массаж ушей.

Ши – ши - ши – что-то шепчут камыши. (Ладонями накрыть уши, пальцами захватить затылок и легко постучать по нему)

Шах- шах- шах- это утка в камышах. (Провести пальцами по краям ушных раковин от верха до мочек)

Шей- шей- шей - выходи из камышей. (Потерев, зажать край ушной раковины между большим и указательным пальцами)

Шах- шах- шах-нет уж утки в камышах. (Потянуть ушные раковины верх, в сторону, вниз)

Ши- ши- ши- что же шепчут камыши. (Погладить уши ладонями)

Карточка №12. Массаж стоп.

Застучали в мастерской молоточки снова, починить мы башмачки каждому готовы. (И.П.- сидя на стуле, одну ногу положить на другую. Выполнять потирание стопы ладонями)

Тук- тук- тук, тук- тук- тук - всюду слышен перестук. (Разминание пальцев стопы)

Нам в работе нет тоски: наши молоточки забивают в каблучки тонкие гвоздочки. (Энергично провести всеми пальцами руки по стопе, как бы царапая, в направлении от пальцев к пятке)

Сил, сапожник, не жалей. Доставай колодки, и посадим мы на клей новые подмётки. (Поглаживание стопы)

 

Карточка №13. Массаж ушей.

Зеленеет лук в воде, пузырьки на бороде, (Левой рукой обхватить шею с правой стороны и потереть её,  проводя ладонью к основанию горла)

Пузырёчки, пузырьки - шалуны, озорники! (Повторить правой рукой)

Каждый этот пузырёчек очень бороду щекочет.

Если так щекотать, всяк захочет хохотать! (Указательным и большим пальцем руки оттянуть кожу на шее и отпустить её (16 раз))

Лук трясёт бородой, настраивает стрелки:

Скоро буду молодой лежать на тарелке. (Большим пальцем левой руки обхватить шею слева, а остальными пальцами – справа, помассировать шею вверх и вниз)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников

Картотека упражнений дыхательной гимнатсики, утренней гимнастики, точечный массаж....

Картотека здоровьесберегающих технологий.

Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы и многое другое....

Картотека здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста

Картотека содержит коммуникативные игры, игровой массаж, дыхательные упражнения, физкультминутки, используемые в работе с детьми раннего возраста....

Здоровьесберегающие технологии. Игровой самомассаж. Картотека нетрадиционных оздоровительных упражнений

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Возникла необходимость оздоро...

Картотека "Здоровьесберегающие технологии"

Комплекс №1.(включить не громко музыку для пробуждения)Гимнастика в постелиПотягивание И,п. - лежа на спине, руки поднять вверх.«Вы проснулись?» - «Да»«Улыбнулись?» - «Да» Потянулись?» - «Да»«С б...

Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям

Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям для детей старшего дошкольного возраста. ...