"Мы за здоровый образ жизни!"
проект (подготовительная группа)

Запотраева Яна Викторовна

Проект  по ЗОЖ подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_za_zdorovyy_obraz_zhizni.docx64.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 255»

Проект

«Мы за здоровый образ жизни!»

 (для детей подготовительного к школе возраста)

                                                                              Воспитатель: Запотраева Я.В.

Тарасенко Л.А.                          

2022 г.

Педагогический проект на тему: «Мы за здоровый образ жизни!»

Вид проекта: информационно-познавательный, групповой

Возраст детей:  6 — 7 лет

Продолжительность: краткосрочный (3 недели)

Структура проекта

Проблема: Как эффективно организовать образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников?

         Эта проблема современной системы дошкольного образования, актуальная  на сегодняшний день и волнующая педагогов. Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

В настоящее время существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс таких мер получил название здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей.

В  последние годы   при организации учебно-воспитательного процесса большое внимание стала  уделять здоровьесбережению воспитанников.

Актуальность: Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.

В общей системе физического развития детей двигательная деятельность  занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Великая ценность каждого человека – здоровье. Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.

Понимая важность здорового образа жизни, мы, воспитатели подготовительной группы, решили запустить проект «Мы за здоровый образ жизни!». Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Цель проекта: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и   научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи проекта:

  • сформировать у детей и родителей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, об умении беречь своё здоровье и заботиться о нём;
  • формировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни; — привить потребность в здоровом образе жизни, умение использовать здоровьесберегающие технологии на практике;
  • развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни.
  • подбор специальных игр, направленных на формирование здорового образа жизни, и ознакомление родителей с ними на практических занятиях и развлечениях совместно с детьми.
  • заинтересовать родителей укреплять  здоровый образ жизни в семье.

Ожидаемый результат:

 Для детей:  

  • Пробудить у детей интерес к  своему здоровью.
  • Научить детей правильно использовать различного рода гимнастики на практике.
  • Расширить представления детей о значении здоровьесберегающих технологий в  повседневной жизни.

Для педагога:

  • Приобретение педагогами нового опыта работы с использованием здоровьесберегающих технологий.
  • Пополнить развивающую среду в группах детского сада.
  • Сформировать банк методических материалов по теме проекта.

Для родителей:

  • Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания здорового ребёнка.
  • Сформировать осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.  
  • Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды по ЗОЖ.
  • Участие в совместных мероприятиях по ЗОЖ.

I Этап.  Предварительный

  • Составление плана проекта.
  • Изучение материалов по теме на различных сайтах
  • Подбор литературы
  • Создание развивающей среды (картотеки игр пальчиковых игр, релаксационных упражнений, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз)
  • Пополнение уголка ФИЗО
  • Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала

II Этап. Основной

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно – развивающей среды

1 неделя

Беседа с детьми на тему:  «Чтобы быть здоровыми…» (с использованием личного опыта детей).

НОД «Где прячется здоровье? »

Рисование: «Как я делаю зарядку»

Памятка «Развитие ручной умелости».

Памятка  «Родители – лучший пример для детей или как приучить ребенка к зарядке»

Изготовление  нестандартного оборудования для  дыхательной и зрительной гимнастик

Памятка: «Формирование культуры еды»

Памятка «Топ 9 полезных сладостей».

Изготовление иллюстраций о здоровье.

Подбор и оформление фонотеки со звуками флейты, природы, классической музыки

Изготовление схем для точечного массажа – для профилактики простудных заболеваний

Пополнение уголка здоровья

2 неделя

Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки).

Чтение К.Чуковского «Мойдодыр».

Экспериментальная деятельность: «Где прячутся микробы?».

3 неделя

Заучивание пословиц, поговорок о здоровье

НОД «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».

Викторина «Счастливый случай»

Ежедневная профилактическая работа

— Утренняя гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).

— Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья».

— Воздушное контрастное закаливание.  

— Облегченная одежда в группе.

— Прогулки каждый день с подвижными играми.

— Хождение босиком до и после сна.

— Закаливание обширное умывание после сна.

— Психогимнастика.

— Игровой самомассаж.

— Коммуникативные игры.

— Музыкотерапия.

— Пальчиковая гимнастика.

III этап. Заключительный

  • Выставка рисунков «Как я делаю зарядку»
  • Презентация проекта

 

Оценка результатов и отчетность.

Реализация проекта по здоровьесбережению детей позволила:

— снизить уровень заболеваемости детей;

— сформировать осознанную  потребность вести здоровый образ жизни.  

— заинтересованность родителей в изготовлении спортивного инвентаря из бросового материала.  

— формировать модели взаимодействия внутри ДОУ — РЕБЁНОК – РОДИТЕЛЬ –  ДЕТСКИЙ САД.

Информационные ресурсы:

  1. Александрова Е.Ю. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» издательство «Учитель» Волгоград 2007г.
  2. Алямовская В.Г. « Как воспитать здорового  ребенка» Москва 1993г.
  3. Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников» издательство «Учитель» Волгоград 2009г.
  4. Голицына Н.С., Бухарова Е.Е. «Физкультурный калейдоскоп для дошкольников» ООО издательство «Скрипторий» 2003г.
  5. Казаковцева Т.С., Косолапова Т.Л. « Растим здоровое будущее» Киров 2004г.
  6. Картушина М.Ю. « Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет» ООО «ТЦ Сфера» Москва 2005г.
  7. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» ООО «ТЦ Сфера» Москва 2004г.
  8. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду» издательство МозаикаСинтез. Москва 2009г.
  9. Подольская Е.И. « Необычные физкультурные занятия для дошкольников»  издательство « Учитель» Волгоград 2006г.
  10. Рунова М.А. « Двигательная активность ребенка в детском саду» издательство МозаикаСинтез. Москва 2000г.              

 

Приложения

Конспект беседы «Чтобы быть здоровыми»

Цель:

  • Дать детям знания о витаминах, о том, в каких продуктах они содержатся.
  • Рассказать о назначении витаминов для здоровья человека, о том, как надо питаться детям, сколько нужно человеку еды, в какое время лучше всего есть.
  • Дать понятие «Меню», поупражнять в его составлении.

Ход беседы: Ребята, вчера я звонила по телефону Ане, чтобы узнать, почему её не было вчера в д/с. К телефону подошла её мама и сказала, что Аня опять заболела. Её мама говорит, что и одевает она Аню тепло, и сосульки она не сосёт, и снег не ест, и зарядку по утрам делает. Как вы думаете, почему Аня так часто болеет? (ответы детей). А, может быть, ей витаминов не хватает?

А что такое витамины? (ответы детей). Витамины — это кирпичики нашего организма. Они помогают нам быть сильными, здоровыми, красивыми, защищают нас от болезней. И имена у них есть: витамин «А», витамин «С», витамин «Д» и т. д.

Как вы думаете, где находятся, «живут» витамины? А где их больше всего? (в овощах и фруктах). В моркови, например, живёт много витаминов, которые оберегают наши глаза. Кто ест морковку, у того хорошее зрение. А в лимоне и шиповнике много витамина «С». Он защищает наш организм от различных болезней. Витамины есть не только в сырых овощах и фруктах, но и в блюдах, приготовленных из них.

Игра «Назови фруктовые и овощные блюда».

А в какое время года человек употребляет больше всего витаминов? Почему вы так думаете? А где же нам взять витамины зимой? Их можно купить в аптеке, вот в таких баночках. Называются они «поливитамины». На что они похожи? В одной такой горошине есть все витамины, нужные для человека.

Но витамины есть не только в овощах и фруктах, но и в различных продуктах. Одни из них питают наш организм энергией. Это такие продукты: масло, мёд, мясо, рыба, разные каши, хлеб. Кого мы называем энергичным человеком? (того, кто много двигается, много думает и долго не устаёт). Как вы думаете, кто у нас в группе самый энергичный? Почему?

Другие продукты помогают строить наш организм, помогают нам расти. Это могут быть разные молочные продукты. Какие молочные продукты вы знаете? Как вы думаете, почему в д/с часто дают запеканки, молоко, молочные каши? А что бы вы посоветовали есть человеку, у которого плохие зубы? Почему?

От третьих зависит развитие человека, его защитные силы: это овощи, фрукты, соки. У нас в д/с врач и медсестра, а также повара строго следят за тем, чтобы дети регулярно получали все витамины. Они тщательно продумывают, чем будут кормить детей каждый день, какие блюда лучше приготовить. Они составляют меню — перечень блюд, которые будут готовить на завтрак, обед, полдник. Давайте и мы с вами попробуем составить своё меню.

Д/И «Составь меню».

Ребята, сколько раз в день вы едите? (4). Когда вы всегда завтракаете? (обедаете, полдничаете? Вы едите всегда в одно и то же время. Т. е. ваш желудок работает по расписанию. Подходит время обеда или ужина и желудок уже готов к работе. А почему нельзя есть сладости перед едой?

Но важно не только что ты ешь, но и сколько ты ешь. Запомните простое правило: никогда не переедайте. Вспомните, какой сказочный герой не знал этого правила, и из-за этого попал в неприятную историю? А что станет с человеком, который постоянно переедает? (он начнёт толстеть, станет слабым, может, даже, заболеть).

Ребята, что мы посоветуем Ане, чтобы не болеть? (ответы детей).

 

Конспект НОД: «Где прячется здоровье?»

Цель:

 Воспитывать привычку здорового образа жизни.

  Учить детей заботиться о своем здоровье.

Задачи:

 Формировать представления детей о зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания.

 Продолжать учить осознанно подходить к своему питанию, уточнить знания о витаминной ценности продуктов.

 Расширение и активизация словаря.

 Понимать значение пословиц и поговорок о питании.

 Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.

Материал и оборудование:

  • Картинки режима дня.
  • Картинки полезных и вредных продуктов для детей.
  • Грамзапись для физкультурной минутки.
  • Ёмкость со снегом и льдом.

Ход

Воспитатель: Ребята, когда мы приходим в гости что мы говорим? А когда к вам приходят гости? Всегда здороваемся.

А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Недаром русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”.

Вопрос: Ребята, скажите, пожалуйста, какого человека вы считаете здоровым? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы умеете беречь своё здоровье? Что вы делаете, чтобы быть здоровыми? (Подсказка — я каждое утро делаю зарядку и умываюсь прохладной водой.)

Вопрос: А как ты (имя ребёнка) заботишься о своём здоровье? Расскажи нам (имя ребенка), как ты бережёшь своё здоровье?  “Здоровью цены нет”, только сам человек должен научиться беречь своё здоровье.

Вопрос: Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Послушайте себя. Что значит, быть здоровым? А как ты считаешь? А ты здоров? Почему ты так решил?

Воспитатель: Я открою вам маленький секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма. Первый лучик вашего здоровья – это сила.

Воспитатель: Давайте проверим, много ли силы в ваших руках. Какие у вас крепкие мышцы. Расскажи нам, пожалуйста, что ты делаешь, чтобы твои руки стали сильными? (обращение к ребенку).

                                                         Физминутка.

Рано утром все проснулись,

Хорошенько потянулись.

Спинки дружно все прогнули –

Вот и детки отдохнули.

Нашей матушке-землице

В пояс надо поклониться.

Повернулись вправо, влево-

Стало гибким наше тело.

Поднимаемся все выше.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Носом воздух мы вдыхаем

И на месте пошагаем.

И, как бабочки, попляшем.

Плавно ручками помашем.

Мы размялись хорошо.

Завтра повторим еще.

Ты мой друг, и я твой друг-

Встанем все в большущий круг.

Воспитатель: Молодцы!  

Ребята все мы знаем:

Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим он, и я, и ты.

Давайте проверим, так ли это.

Воспитатель:  Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой рот и нос.

Вопрос: Что вы чувствуете? Почему не смогли долго быть без воздуха? А ты что чувствовал?  (обращение к детям)

Воспитатель: Правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась – пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем (давайте вспомним, какое упражнение на дыхание мы знаем).

Носик, дыши!                                    Вдох через правую ноздрю
                                                           выдох – через левую. Затем наоборот.

Сдуем снежинку.                               Вдох через нос, выдох через рот
                                                            (2-3 раза).

Ребята, воздух, богатый кислородом, – это чистый воздух!!

Воспитатель: Чтобы быть здоровым нужен, что? Чистый свежий воздух

 Воспитатель: А что еще нам помогает оставаться бодрым, веселым в течение всего дня?  (Режим дня).
 
Воспитатель: Что такое режим дня? (Ответы детей)
 
Воспитатель: Внимательно рассмотрите и скажите: такой ли у вас режим дня? Составьте правильный. (Дети раскладывают картинки правильно)

 Воспитатель:  Зачем человеку еда? Как ты считаешь? Вы согласны?

Воспитатель: В магазинах продают много разных продуктов, если бы вас мама попросила сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты. Давайте поиграем в игру «Полезные продукты» и узнаем, можно ли вам доверять домашнее хозяйство (игра).

Воспитатель: вместе с детьми:

Мы запомним навсегда
Для здоровья нам нужна витаминная еда.

Воспитатель: Что находится под салфеткой? Пусть ваши руки отгадают, что под салфеткой находится? (На подносе лежит снег).

Вопрос: Как вы думаете, почему именно холодом закаляется человек? А вам нравится закаляться? Чем ещё вы закаляетесь? (Водой, воздухом и солнцем) Чем больше всего вам понравилось бы закаляться, снегом или холодной водой? (Ответы детей).

“Закаляться надо снегом и водой холодной,
И тогда микроб голодный вас вовек не одолеет»

Вопрос: Так что надо делать, чтобы стать здоровым? (Картинка закаливание детей).

Воспитатель: “С молода, закалишься, на весь век сгодишься”

Вопрос:  Почему вы закаляетесь?

Ответы детей:  Что бы не болеть, быть здоровыми и т.д.

Воспитатель: Вы сегодня отлично занимались. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддается болезни. А хорошее настроение и улыбка – как защита от болезней.

Воспитатель: Давайте же чаще дарить друг другу улыбки.  

Воспитатель: А какое настроение у вас сейчас?

Рефлексия.

Дети улыбаются.

 

 

Конспект НОД:  «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

Задачи:

  • Продолжать учить осознанно подходить к своему здоровью.
  • Уточнить значимость питания для ценности здоровья.
  • Учим понимать значение пословиц и поговорок о здоровье.
  • Развивать познавательный интерес, мыслительную активность,  воображение детей.
  • Формировать представления дошкольников о зависимости здоровья, о двигательной    активности и закаливании, питании.
  • Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье, стремление  вести здоровый образ жизни.

Оборудование: дидактический материал о здоровом образе жизни,  чудесный мешочек с предметами личной гигиены, картинки с изображением зубов,  мяч.

Ход

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас с вами поздороваемся друг с другом. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы  сказали: “Здравствуйте!” Здоровья желаю. Недаром русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”.

А еще есть поговорка  — «Я здоровье берегу — сам себе я помогу».

Давайте выучим наизусть эту  пословицу. (Заучивание).

Как вы понимаете, что такое здоровье? Здоровье – это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается. А сейчас поговорим о том, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье. Как вы считаете, что вы можете сами сделать для своего здоровья? Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться.  Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.

Отгадывание загадок

Ускользает, как живое,                                                      

Но не выпущу его я                                                                              

Белой пеной пенится,

Руки мыть не лениться. (Мыло)                         

Скажите, сколько раз в день вы должны мыть руки?

Зубов много,

     А ничего не ест. (Расческа)

А кто ещё может пользоваться твоей расческой?

Хвостик из кости,                                                    

На спинке – щетинка.                                                 

Эта вещь поможет нам                                               

Чистить брюки и кафтан. (Щетка)                           

Пластмассовая спинка,

Жесткая щетинка,

 С зубной пастой дружит,

 Нам усердно служит. (Зубная щетка)   

 Сколько раз нужно чистить зубы?

И сияет, и блестит,                                              

Никому оно не льстит,                                           

А любому правду скажет –                                    

Все как есть ему покажет. (Зеркало)                   

Вытираю я, стараюсь,

После ванной паренька.

Все намокло, все измялось –

Нет сухого уголка.          (Полотенце)  

Я увидел свой портрет.

Отошел — портрета нет    (Зеркало)

Лёг в карман и караулю –

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос.  (Носовой платок)

Физкультминутка

Солнце глянуло в кроватку.         Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку.         Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть по шире.         Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре.         И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.         Дружно делаем зарядку. 

Воспитатель: Интересный рисунок. Что на нем изображено? Зубы. Вот на этой картинке зубы белые, веселые. А здесь темные, грустные. Каково ваше мнение, что произошло с этими зубами? Белые зубы чистят, кормят полезной пищей, а за темными не ухаживают, не чистят, кормят пищей, которая разрушает зубы. Как вы думаете, какая пища разрушает зубы? Конфеты, торты, шоколад, леденцы, мороженое разрушаю зубы. А какая пища полезна зубам? Овощи, фрукты, творог.

Дидактическая игра «Полезно – вредно»

На большом листе бумаги (доске) изображены различные продукты питания (овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке, рыба, мороженое, яйца, черный хлеб и т. п.). Дети обводят зеленым маркером то, что полезно. Воспитатель объясняет почему нельзя есть чипсы и прочую вредную еду, почему сладости нужно есть умеренно.

Игра в кругу с мячом.

Вспомните и назовите, какими полезными продуктами вас кормят в детском саду. (Дети перечисляют продукты из меню детского сада).

Воспитатель: Что еще нам нужно, что бы быть здоровыми? (Заниматься спортом)

Ребята, давайте поиграем в игру  «Море волнуется раз…»

-фигура любимого вида спорта  - на месте замри

-фигура летних видов спорта - на месте  замри

-фигура спортивного оборудования - на месте  замри

-фигура зимних видов спорта - на месте  замри

         Для здоровья нам нужно – витаминная еда, правильное питание, соблюдение режима дня, соблюдение правил гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание.

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

 

Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Ну а утром не лениться –

На зарядку становиться!

 

Чистить зубы, умываться,

И почаще улыбаться,

Закаляться, и тогда

Не страшна тебе хандра.

 

У здоровья есть враги,

С ними дружбы не води!

Среди них тихоня лень

С ней борись ты каждый день

 

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

 

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты —

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

 

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

 

Ну, а если уж случилось:

Разболеться получилось,

Знай, к врачу тебе пора.

Он поможет нам всегда!

 

Вот те добрые советы

В них и спрятаны секреты,

Как здоровье сохранить.

Научись его ценить!

Воспитатель: Вы сегодня отлично занимались. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддается болезни. А хорошее настроение и улыбка – как защита от болезней. Давайте же чаще дарить друг другу улыбки.

 

Доброго вам всем здоровья!

 

Экспериментальная  деятельность «Где прячутся микробы»

Цель: Формирование  основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.

Задачи:

  • Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.
  • Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.
  • Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.
  • Ввести в активный словарь слова: гигиена, микроорганизмы, чистота, гигиенические процедуры, размножение, микроскоп, микробиология, зоология
  • Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены.
  • Создать условия для перевода  полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые  привычки

Ход

Воспитатель: Вот все говорят «Микробы, микробы». Какие такие микробы ничего я не вижу и ничего не знаю.  Значит, их нет.

Стихи о микробах

             И. Обыдённый «Вирусы вреднилусы»

             Г. Кружков) «Микроб — ужасно вредное животное»

Воспитатель: Микробы - мельчайшие микроорганизмы, которых на нашей  планете миллиарды миллиардов. Даже в нашей комнате, на ваших руках и одежде. Они живу кругом. На одном  отрезке кожи размером один квадратный сантиметр их миллион. А каких микробов вы знаете (вредных и полезных). Не будь он таким  шустрым и маленьким, мы бы обязательно увидели микроба. Микробов изучают разные науки микробиология, зоология. И как они выглядят,  я предлагаю вам посмотреть. (картинки)

Вредные  микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы  разлетаются. Хотите проверить?

1 Опыт:

Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки  индивидуально, пульверизатор с теплой водой.

Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно?

Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало  ко рту.

Проверьте чистое ли ваше  зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много,  много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).

Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей,    могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот ладошкой,  воспользоваться салфеткой)

  1. Опыт:

Оборудование: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.

 Ход:

Вы сказали воспользоваться ладошкой. Я предлагаю опустить руки в чашу, (один или два ребенка) перемешайте мишуру. Классно. Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого  руки в мишуре. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой.

Вывод: Мишура с ваших рук  как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который  не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими.

Так как же нам, все таки, спастись от микробов? Правильно, надо закрывать рот  платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, сбегут ли наши микробы через платочек? (проводится повторно первый опыт с зеркалами и платком)

3 Опыт:

Микробы у нас разные и Вани свои, у Ани свои.  Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим.

Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой  синего, желтого, зеленого, красного цвета.

Ход: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан  к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета.

Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много  чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.

  1. Опыт:

Хотите проверить, ребята,  что на ваших руках имеются микробы.

Оборудование:  стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона,  лист белой бумаги, утюг.

Ход: Проводим  опасный эксперимент. Сейчас мы с вами увидим  микробов, будем их ловить. Кто не боится. Что у меня в   руках? (белая бумага) На ней есть какие-нибудь следы? Нет.  2 ребенка опускают руки в стаканчик с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги. Видите ли вы теперь микробов. Нет. А теперь в дело  вступаю я, самый ловкий искатель микробов. Я включила утюг, он уже очень сильно нагрелся. Нужно ли вам его трогать (Нет) Почему? А что может случится,  если я не выключу утюг. Я обязательно выключу его после нашего опасного эксперимента. А пока я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.

Вывод: Под воздействием горячего утюга,  следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы. Посмотрите, они сидели  по всей ладошке. Но мы поймали их.

  1. Опыт:

И как же от них спастись?

Оборудование:

Чаша с  подкрашенной черным мукой, таз с водой, мыло, у детей лупы.

Ход: Кто самый смелый?  Опускай руки в чашу. Фу, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все  встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще потрясешь или, все таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя  чистые? Нет. Сильнее полощи. А может, помоешь тщательно с мылом. После каждого действия дети рассматривают мучные руки через лупу.   До тех пора руки не будут чистые.

Вывод: Руки теперь чистые. Ребята,  а вода в тазу стала какая? Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.

Стих  Бредихин В.   «Поселился раз микроб и ещё один микроб»

Физкультурная минутка

Оборудование: магнитофон, запись с мелодиями двух видов: тревожная грозная, легкая и  приятная.

Ход: Под одну мелодию дети изображают страшных  микробов, под легкую – приветливых и дружелюбных.

  1. Опыт:  (опыт – хитрость, небольшой обман)

Я знаю, что микробы есть везде. На одежде, игрушках в воде. Кстати о воде.  Наши некоторые девчонки и мальчишки очень любят кушать снег. Посмотрите, я принесла для вас с улицы снег и поставила его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане? (грязная) А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим?

Оборудование: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала), стакан, кипяченая вода, йод.

Ход: Для чистоты эксперимента надо налить в этот стакан кипяченой воды. Ребенок наливает воду в стакан из чайника с кипяченой водой. А что это такое   у меня? (йод). Надо его бояться. А для чего он нужен. Правильно. Все вредные микробы очень боятся йода, они от него погибают. Какого цвета йог? Если я его налью в чистую воду. Какого цвета будет вода?  Проверяем. Это чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой. Мы наливаем йод.

Вывод: в  стакане с чистой водой вода становится под цвет йода.  В другом стакане (крахмальная вода) вода становится синей. Дети видят разницу. В этом опыте хитрость  главное не показатель химической реакции йодо-крахмальное соединение. Главное, что йод нужен для обеззараживания, полезен и грязную воду, снег есть нельзя.  Попались наши микробы голубчики. Больше никогда вредить нам не будете. И снег на улице, и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?

Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование.

Рефлексия  

Что нового и интересного вы сегодня? Какие решения вы для себя приняли? О каком опыте вы расскажете  дома маме и папе?

 Стих Л. Авдеева «Не забудь о гигиене!»

 

Викторина «Счастливый случай»

Цель: 

  • Упражнять детей в выделении первых звуков в словах и произнесении целого слова; самостоятельно читать задания (в кроссвордах), правильно находить ответ, соотнося его с количеством клеток.
  • Содействовать совершенствованию умения подвергать самоанализу индивидуальный опыт поведения, связывая, привычным образом для внутреннего самочувствия своего и окружающих.
  • Развивать логическое мышление, умение отвечать грамматически правильными по конструкции сложноподчиненными предложениями.
  • Создать психологический комфорт, положительный эмоциональный настрой.
  • Активизировать в речи слова и словосочетания: здоровый образ жизни, позвонки, грудная клетка, череп; понимать их смысл.

Материал: два ребуса для определения ключевого слова — по начальным звукам изображенных предметов отпечатанные крупным шрифтом вопросы, кроссворды, мяч, скакалка, мешочек, карточки с заданием.

Ход занятия:

Аутотренинг (под тихую светлую музыку).

День наступает,

Природа оживает

Солнце встает

Нам светло дает.

Мы собираемся

В долгий путь отправляемся.

Друг на друга поглядим

Про себя поговорим

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Все у нас хорошие

Все у нас пригожие»

Вот таких детей я приглашаю сыграть в занимательную, увлекательную, познавательную игру «Счастливый случай». Нам понадобиться две команды.

Дети делятся на две команды.

— А какова же тема нашей игры? Для этого каждой команде предлагается угадать слово в ребусе.

— А Илья и Маша  разложат вот эти карточки в порядке возрастания от маленькой к большой и угадают что это за слово. (получается слово здоровье)

Правильно, мы сегодня поговорим о здоровье, о здоровом образе жизни.

Итак, начинаем нашу игру:

Пусть каждый смело вступит в бой,

В азарт соревнования.

Успех придет не сам собой

Помогут наши знания.

Наш первый гейм открывает блиц вопросы. Каждой команде дается по пять вопросов, на которые нужно ответить быстро коротко и правильно.

  1. Сколько раз в день нужно есть?
  2. Чем покрыто наше тело?
  3. Что защищает наше сердце и легкие?
  4. Когда надо больше есть: в завтрак, обед, полдник, ужин?
  5. Важный орган — насос нашего организма?

 

  1. Когда полезней пить воду: до еды, во время еды, после еды?
  2. Из чего состоит позвоночник?
  3. Сколько раз в день нужно чистить зубы?
  4. Как называются кости, защищающие головной мозг от внешних воздействий?
  5. С какой стороны должен падать свет при чтении, рисовании?

— Молодцы ребята. Мы провели гимнастику для ума.

Продолжаем нашу игру, следующий гейм называется «Заморочки из мешочка».

  1. Как бы вы поступили, если бы вы почувствовали, что вам стало плохо?
  2. Вы играете на песочнице, около вас курит человек. Как вы поступите?

Дети дают аргументированные ответы.

— Молодцы. Следующий гейм — интеллектуальный — будем разгадывать кроссворды.

  1. Кроссворд «Чем ты слышишь, видишь, дышишь»

1) Ими ты целуешь маму.

2) Им ты нюхаешь.

3) Ты его иногда морщишь, когда задумываешься.

4) Им ты слышишь.

5) Их у тебя больше всего на голове.

6) Ими ты смотришь.

Где это все находится, узнаете, прочтя слово в выделенных клетках, если решите кроссворд правильно. (Голова)

  1. Кроссворд «В ванной»

1) Им ты вытираешь лицо, руки.

2) В него ты смотришься.

3) Ею ты причесываешься.

4) Ею ты чистишь зубы.

5) В ней ты моешься.

Если вы решите кроссворд правильно, то в выделенных клетках прочитаете, что выдавливают из тюбика и кладут на зубную щетку. (Паста)

А сейчас самый таинственный, удивительный гейм — «Темная лошадка». Угадайте, кто наш гость? (звучит отрывок из песни, про Буратино).

— Это Буратино!.

— Здравствуйте, здравствуйте! Да, да, да это я — Буратино! Как принято, когда все тебя узнают! Что у вас тут?

— Викторина о здоровье!

— Здоровье, здоровье. Я открываю школу вредных наук. Урок первый. Будем учиться простывать, болеть. Знаете, как здорово пройтись по луже в валенках. Идешь, а холодная вода, в валенках хлюпает — хлюп, хлюп! Вот здорово! А еще берешь сосульку и сосешь вкуснее всякой конфетки!

— Нет, Буратино, ты не прав. Сосулька холодная, грязная, в ней много микробов. Если последуешь вашим советам можно надолго и очень сильно заболеть.

— А я что говорю. Когда болеешь, все вокруг тебя бегают, покупают все, что захочешь.

— Нет, это не так. Здоровье — это большое богатство. Когда мы не болеем, мы играем, бегаем, веселимся. Здоровый человек — ловкий, быстрый. Вот давайте проверим это. Приглашаю поиграть в игру «Перепрыгни лужу».

— Я не буду играть. Мне не нравиться эта игра, надо высоко подпрыгивать, а я не могу.

— Для того чтобы прыгать высоко, надо быть здоровым и вести здоровый образ жизни.

— Здоровый образ жизни? А что это такое? А с чем его едят?

Ответы детей:

— Здоровый образ жизни — соблюдение режима дня, правильное питание, закаливания, занятия спортом.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...

«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Разработала: воспитатель МДОУ  ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...