Двигательная активность
консультация

Кених Ирина Ивановна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Презентация 1.42 МБ
Файл Доклад32.08 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую зависит от двигательной активности. Так Жак-Жозеф  Тиссо говорил: «Движение составляет главный источник здоровья». Тема доклада: «Создание условий для поддержки самостоятельной двигательной активности детей»

СЛАЙД 2

С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная деятельность. Именно двигательная деятельность способствует   укреплению  здоровья человека, повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Движения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению. Словом, движение - это жизнь ребенка, его стихия!

СЛАЙД 3

Однако, согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 6-8 тысяч активных перемещений в пространстве в сутки - для детей 2-3 лет, от 8-10 тысяч - для детей 3-4 лет; от 8-11 тысяч - для детей 4-5 лет; от 10-12 тысяч - для детей 5-6 лет;  от 10 до 15 тысяч для детей 6-7 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении. Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей (как утренняя гимнастика, НОД по физической культуре, подвижные игры, физминутки, прогулка…) большое место должна занимать и – самостоятельная двигательная деятельность детей.

СЛАЙД 4

Самостоятельная двигательная деятельность – это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. По данным физиологов, дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество её заключается в том, что ребенок сам выбирает вид движения, темп, делает паузы, чередует их. У ребенка появляется возможность играть, двигаться по своему собственному желанию. Однако и здесь его действия во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно в значительной степени повлиять на разнообразие их игр, движений, не подавляя инициативы.

СЛАЙД 5

Самостоятельная двигательная  деятельность детей решает следующие задачи:

Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки.

Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.

Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к ЗОЖ, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

СЛАЙД 6


Для удовлетворения двигательных потребностей детей должны быть созданы специальные условия, основанные на следующих принципах:

  • непрерывность (с утра до вечера);
  • добровольность (вызывать желание, а не принуждать);
  • доступность упражнений;
  • чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.

СЛАЙД 7

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

- организацию физкультурно-игровой среды: достаточное количество пространства для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;

- закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;

- владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

СЛАЙД 8

Условия для организацию физкультурно-игровой среды

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям. Задача взрослых - научить детей правильно и разнообразно их использовать. Пособий и игрушек должно быть в группе в достаточном количестве, однако, не слишком много, и чтобы соответствовали возрасту детей. Отметим, что пособия необходимо периодически менять, чтобы у детей не пропал интерес к ним. В нашем дошкольном учреждении в каждой группе организован центр физического развития, где можно встретить различные мелкие и крупные физкультурные пособия, игрушки. Все центры физического развития находятся в доступном для детей месте. Двигательное пространство в группе организуется в безопасном для детей месте, в шаговой доступности от центра физического развития. Оборудование центра физического развития настолько разнообразно, что дети свободно могут использовать в свободной двигательной деятельности и в сюжетно- ролевых играх. Подборка детской музыки, песен интересная, привлекает, запоминается и вызывает интерес вспомнить выполняемое движение под ту или иную песенку и выполнить двигательное действие.

  

СЛАЙД 9

Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития в группах. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. Так же должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.

Для детей второго и третьего года жизни - подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия — это каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки. Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребенок упражняется в лазании, ползании, перешагивании и т.д.

СЛАЙД 10

Для детей четвертого года жизни -  подбираются двигательные игрушки, мелкие пособия и игры: для упражнений в бросании и метании даются мячи разных размеров, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвижения по улице.

СЛАЙД 11

Для детей пятого года жизни - широко используются элементы спортивных игр - волейбол, баскетбол, городки, бадминтон подготавливающие детей к ознакомлению с правилами этих игр и к овладению некоторыми простейшими элементами в целях подготовки к школе и занятию спортом.

СЛАЙД 12

На 6-м - 7-м году жизни у ребёнка возникает сравнительно более устойчивые интересы к самостоятельным формам познавательной и изобразительной деятельности. Дети увлечённо рисуют, лепят, конструируют, слушают сказки, рассказы, рассматривают и обсуждают картины. Значительное развитие получает ролевая игра. Всему этому необходимо найти место в режиме дня. Следовательно, чем старше дети, тем сложнее педагогу найти место в режиме дня и руководить самостоятельной двигательной деятельностью, регулировать разные виды деятельности чередуя физические нагрузки с отдыхом. Повышение двигательной активности ребёнка в подготовительной группе достигается прежде всего поощрением индивидуальных игр с мячом, обручами и другими игрушками. Воспитатель поддерживает интерес малоподвижного ребёнка к тому или иному движению, упражняясь и играя вместе с ним как можно чаще.

СЛАЙД 13

Когда дети должны самостоятельно двигаться?

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок.

Каждому из режимных отрезков соответствуют особые требования к интенсивности движений.

Во время утреннего приема двигательная деятельность спокойная, умеренная. Воспитатель занят приемом детей, не может уделить должного внимания прямому руководству  и поэтому заранее создает условия для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: раскладывает на полу плоскостные дорожки, шнуры, дуги, кегли, несколько раз меняет их расположение, что-то быстро убирает.

                Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил.

         В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами, игра в шашки, шахматы, которые развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и целеустремленность.

СЛАЙД 14

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно, чтобы на участке, помимо стационарных пособий, были и выносные пособия: мячи, обручи, кегли, ведерки, метелки, лопатки, санки, ледянки. Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снеговик с обручем, в который дети могут бросить льдинки, снежки и т. п. В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания. Например, летом - добежать до березы, кустарника, проскакать по дорожке до определенного ориентира, подлезть под кустик, допрыгнуть до веревки, натянутой между деревьями, и позвонить в колокольчик или снять ленту и т. п. Зимой можно пройти по снежному валу, перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку и т. п.

СЛАЙД 15

Как мы отмечали выше, двигательный опыт у дошкольников еще невелик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность должна проходить самостоятельно, но под наблюдением взрослого при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, играя с ними, воспитатели видят, как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления. Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.

       В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения или особой осторожности при пользовании пособием, например, прокатить мяч по узкой доске в воротики; попасть мешочком с песком в цель и т. д.    

        Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним; прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д.

СЛАЙД 16

      Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей могут быть выделены два основных этапа.

       Вначале устанавливаются непосредственные контакты воспитателя с каждым ребенком, выясняется его интерес к играм, упражнениям и физкультурным пособиям, его взаимоотношения со сверстниками, выявляется наличие у него двигательного опыта.  Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приемы: совместное выполнение упражнений ребенка с воспитателем или с другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движений; поощрение. Основным направлением руководства двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение ее разнообразными движениями.

       На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность дошкольников. Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Очень подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая будет способствовать снижению их двигательной активности и формированию внимания.

СЛАЙД 17

Несмотря на большую физкультурно-оздоровительную работу, существует проблема – дети не умеют правильно организовывать самостоятельную двигательную активность в условиях ограниченного пространства. Дошкольники очень активны и не могут соотносить свои желания с возможностями группы и участка. В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка. Она не рассматривается как составляющая физической культуры и средство развития личности человека.

                                           Рекомендации:

    1.Предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода использовать в работе с учетом интересов ребенка к играм и разным видам деятельности.

    2.Воспитателям учитывать при организации самостоятельной двигательной активности детей предшествующую и последующую деятельность детей.

    3. Контролировать и направлять деятельность детей с учетом индивидуальных особенностей, своевременно переключая с одного вида занятий на другой, с большей или меньшей степенью подвижностью.

СЛАЙД 18

Вывод:           Детям в зале или на улице должна быть предоставлена возможность самостоятельных действий на игровой или спортивной площадке. Воспитателям необходимо позаботиться о том, чтобы им было чем заняться: поиграть в мяч или покачаться на качелях, погонять шайбу или попрыгать через скакалку. На самостоятельную двигательную деятельность всегда отводится время. Она является своеобразной психической разгрузкой для детей. О физической нагрузке в данном случае беспокоиться не стоит, дети всегда в состоянии регулировать ее и никогда не перегружаются.

Педагогическая работа по формированию самостоятельной двигательной активности детей является ведущей задачей в детском саду. В ходе самостоятельной активности развиваются ведущие процессы формирования личности дошкольника, что обеспечивает гармоничное развитие ребенка в целом. 


     

         






Примерные задания, стимулирующие двигательную активность:

  • Ребята, попробуйте показать, как можно больше движений с любым предметом, который вам нравится
  • Возьмите один предмет и придумайте различные движения с ним
  • Придумайте движение с любыми двумя предметами
  • Сегодня движения вы будете выполнять в паре. Возьмите один любой предмет и выполните как можно больше разных движений
  • Выберите каждый то пособие, которое нравится больше всего, а затем объединитесь в пары по желанию и попробуйте выполнить разные движения вдвоем с двумя предметами
  • Попробуйте объединиться по три человека. Выберите любые пособия, стройте дорожку, а потом каждый придумает свои движения на ней (как можно больше). Посмотрим, кто придумает больше всего движений
  • Задача сегодняшнего занятия в том, чтобы придумать как можно больше движений и посчитать их количество
  • Сегодня каждый должен продемонстрировать для всех детей движение, которое он больше всех любит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Методическое пособие "Работа с тренажерами как средство развития двигательных качеств и потребностей в ежедневной двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Методические материалы по работе с детскими спортивными тренажерами подготовлены в рамках реализации гранта «Развитие двигательных качеств, потребностей в ежедневной двигательной активности, осознанно...

"Организация двигательной активности на занятиях и прогулках". "Организация двигательной активности в групповой комнате"

консультация для воспитателей  по образовательной области "Физическое развитие"...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....