Проект «Уроки Мойдодыра» (формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста)
проект (младшая группа)

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moydodyr2022.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

        

Проект

«Уроки Мойдодыра»

(формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста)

Разработал:

Воспитатель Иванова Е.И.

Ядрин, 2022г.

Пояснительная записка

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Актуальность

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств.

Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Таким образом, проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является одной из самых актуальных. И насколько она изначально продумана, спланирована и организованна, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

Цель: Формирование культурно гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Задачи проекта:

1. Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

2. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

3.Формировать навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

4. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

5. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в игре, в быту, в процессе организации свободной деятельности.

Цель и задачи определяются новыми требованиями, которые предъявляются к воспитанию подрастающего поколения.

При разработке проекта рабочей программы руководствовалась документами: Предлагаемое издание программы «Истоки» (далее программа) приведено в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены Приказом Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.2013).

Реализация программы поможет организовать деятельность дошкольников для лучшего изучения своего села, воспитанию патриотических чувств. Исторического самопознания, социальной активности.

Ожидаемые результаты:

  • Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:
  • Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
  • Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых).
  • Пользуются индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, салфеткой, расческой).
  • Правильно пользуются столовыми приборами; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
  • Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.
  • Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Сроки реализации проекта: один учебный год.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1  этап. Организационный:

• Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы.

• Подбор и изучение педагогической литературы по формированию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.

• Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые ситуации, художественно – литературные произведения, иллюстративный материал и оформить их в виде картотек, подобрать алгоритмы одевания, умывания, сервировки стола, как пользоваться платочком.

• Подбор консультаций педагогической информации для родителей по формированию культурно – гигиенических навыков детей данного возраста.

2  этап. Основной:

•   Выполнение плана работы с детьми;

•  Совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; презентация проекта.  

Используемая литература:

  1. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.:Просвещение, 2003.- 95с.
  2. Парамонова Л.А.Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования.-5-е изд.-М.: ТЦ Сфера.2014.-150с.
  3. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2011-141с.
  4. Развитие игры детей 2-3 лет/ Под ред. Е.В. Трифоновой.-М.:ТЦ Сфера, 2014.-208 с.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( утверждены Приказом Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.2013).

Перспективный план работы:

Месяца

Режимные моменты

Совместная деятельность

Наблюдения

сентябрь

- Утренняя зарядка;

- Гимнастика после пробуждения;

-Ходьба по массажным дорожкам;

- Следить за питанием;

- Гимнастика для глаз;

- Беседа «Чистота и здоровье»;Познакомить детей с основами здорового образа жизни, развить бережное и ответственное отношение к здоровью

-Рассматривание  плаката «Строение тела человека»;

-Пальчиковая гимнастика: «С добрым утром», «Водичка, водичка!»

Руки мыли?

Мыли.

Ушки мыли?

Мыли.

Щечки мыли?

Мыли.

Все помыли?

Ничего не забыли?

октябрь

- Утренняя зарядка;

- Гимнастика после пробуждения;

-Ходьба по массажным дорожкам;

- Следить за питанием;

- Гимнастика для глаз;

- Беседа «Кукла Катя пришла в гости»;

-Рассматривание картинки «Правильное поведение за столом»

-Д/и «Сделаем куклам разные прически»;

- Потешки: «Водичка, водичка»;

Нужно мыться, непременно,

Утром, вечером и днём,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном..

ноябрь

- Утренняя зарядка;

- Гимнастика после пробуждения;

-Ходьба по массажным дорожкам;

- Следить за питанием;

- Гимнастика для глаз;

-Беседа «Хорошо у нас в детском саду»;

-Потешки: «Расти, коса, до пояса»;

-Рассматривание картинки «Хорошие манеры»;

-Д/и «Таня простудилась»;

-Чтение художественной литератуы Демьянов «Замарашка»;

Таня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла,

Я уж стол накрыла.

декабрь

- Утренняя зарядка;

- Гимнастика после пробуждения;

-Ходьба по массажным дорожкам;

- Следить за питанием;

- Гимнастика для глаз;

Беседа «Катя заболела»;

-Рассматривание плаката «Правильное поведение за столом»;

-Лепка: «Слепи мыло для зайчишки»

- Д/и «Вымоем куклу»;

- Чтение художественной литературы:  Г. Зайцев «Дружи с водой»;

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся

январь

- Утренняя зарядка;

- Гимнастика после пробуждения;

-Ходьба по массажным дорожкам;

- Следить за питанием;

- Гимнастика для глаз;

-Беседа «Кукла идет на прогулку»;

-Рассматривание плаката «Правила гигиены»;

- Рисование «Укрась платочек»;

-Д/и «Уложи Машу спать»;

- Чтение художественной литературы:  К. Чуковский «Мойдодыр»;

А у нас есть ложки

волшебные немножко.

Вот – тарелка, вот –еда,

не осталось и следа.

февраль

- Утренняя зарядка;

- Гимнастика после пробуждения;

-Ходьба по массажным дорожкам;

- Следить за питанием;

- Гимнастика для глаз;

- Беседа «Старайся выглядеть опрятно», Перед едой мой руки с мылом»;

- Рассматривание иллюстраций с изображением предметов личной гигиены.

-Д/и «Угостим кукол чаем»;

-Уборка и мытье игрушек,

- Чтение художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая»;

Лейся, лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей!

Катя умывайся веселей

март

- Утренняя зарядка;

- Гимнастика после пробуждения;

-Ходьба по массажным дорожкам;

- Следить за питанием;

- Гимнастика для глаз;

- Беседа «Учись есть не спеша и аккуратно»;

- Рассматривание сюжетной картины «За обедом»;

-Д/и «Кукла идет гулять»;

-Умывание кукол

- Чтение художественной литературы: С. Бягковская «Юля-Чистюля;

От водички, до водицы,

Все улыбками искрится!

От водички до водицы

Веселей цветы и птицы

апрель

- Утренняя зарядка;

- Гимнастика после пробуждения;

-Ходьба по массажным дорожкам;

- Следить за питанием;

- Гимнастика для глаз;

- Беседа «Не болтай за столом»;

-Д/и «Почистим зубы»

- Стирка кукольной одежды;

- Чтение художественной литературы: Александрова

«Купание»;

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою,

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его, наконец, бы умыло.

май

- Утренняя зарядка;

- Гимнастика после пробуждения;

-Ходьба по массажным дорожкам;

- Следить за питанием;

- Гимнастика для глаз;

-Беседа«Чистота и здоровье»;

-Д/и «Вымой руки кукле Маше»;

- Опытно-исследовательская деятельность: «В чем поможет нам вода?»;

- Чтение художественной литературы:

Яснов «Я мою руки».

Эх, водичка, добрый друг,

Грязь смывай с лица и рук.

Чистоту подаришь нам,

Взрослым всем и малышам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "

Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста.

формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, кгн....

Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста . Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.

Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возрастаТрудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но в раннем возрасте у детей ...

Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"

Презентация  "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей  раннего возраста"...

Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"

Презентация  "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей  раннего возраста"...