Применение в работе МБДОУ "ясли-сад №167 г.Донецка" здоровьесберегающих педагогических технологий .
статья

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

 Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю  невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

В нашем ДОУ используют следующие педагогические оздоровительные технологии:

Ритмопластика - это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность. Она содержит в себе элементы гимнастики и хореографии.

Динамические паузы (физкультминутки) - Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры - Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация - это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них. Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.  Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Технологии эстетической направленности - особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

Гимнастика пальчиковая - в детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности. Пальчиковая гимнастика в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. Упражнения периодически надо менять, оставляя для повторения любимые игры ребёнка. Поощрять и хвалить ребёнка при правильном выполнении движений. Организация ортопедической гимнастики. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз - одно из эффективных средств  профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. При проведении гимнастики с младшими дошкольниками упражнения должны быть предельно простыми, но при этом занимательными   Имеет обучающее значение. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», «поворот». Помимо этого, проведение гимнастики способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закрепляет знакомые понятия об устройстве окружающего мира. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная - Комплекс дыхательных упражнений, направленный на укрепление здоровья детей, а также приучающий их расслабляться. Основные Цели дыхательной гимнастики: развитие и совершенствование диафрагмального дыхания; расширение грудной клетки, для большего забора воздуха, что способствует лучшему насыщению кислородом детского организма и повышению тонуса кровеносных сосудов; тренировка сердечной мышцы и дыхательной мускулатуры, улучшение кровообращения.

Во время выполнения дыхательной гимнастики, дети учатся прислушиваться к своему дыханию; расслаблять и восстанавливать организм  после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей; улучшение обменных  процессов и повышение иммунитета.

 Гимнастика пробуждения - способствует быстрому и комфортному пробуждению после сна;  с помощью контрастных  воздушных   ванн  и  физических   упражнений поднять  мышечный тонус и эмоциональный настрой  детей на продолжение дня.  Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт применения интерактивной педагогической технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность. Инновационный процесс развития общества касается и системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. В своей практике ...

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

«Поддержка детской инициативы у детей 4 -7 лет» Представление опыта работы по применению педагогической технологии «Шкатулка предметов по интересам» старшего дошкольного возраста»

- Инициативность – частный случай самостоятельности, это мотивационное качество  и  волевая характеристика поведения человека....

Презентация опыта работы "Развитие творческих способностей дошкольников через педагогическую технологию рисования "Эбру"

Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея раз...

Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина Б.П. в рамках работы инновационной площадки «МИР ГОЛОВОЛОМОК»

Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина Б.П. в рамках работы инновационной площадки «МИР ГОЛОВОЛОМОК»...