Особенности работы по здоровьесбережению детей с ОВЗ в ДОУ
консультация (подготовительная группа)

Шматкова Е. Н.

Особенности работы по здоровьесбережению

детей с ОВЗ в ДОУ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы по здоровьесбережению

детей с ОВЗ в ДОУ

Согласно Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении, необходимо плавно сочетать индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку, во всех видах детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Занятия физкультурой, игры, развлечения,

прогулки на свежем воздухе, должны быть предусмотрены ежедневно в режиме, с применением технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологий обучения здоровому образу жизни, нетрадиционных коррекционных методик. Оптимизация процесса здоровьесберегающей и развивающей предметно-пространственной среды необходима для решения специальных коррекционных задач:

-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ), овладение его элементарными нормами и правилами;

- воспитание пространственных и временных представлений, становление саморегуляции и целенаправленности в двигательной сфере;

- обеспечение эмоционально-комфортной среды, развитие морально-волевых качеств в процессе специальных двигательных занятий;

-формирование в процессе физического воспитания и двигательной активности различных видов познавательной деятельности речи, свойств материалов, назначение предметов;

-умение быть инициативным, принимать решение, использовать свое мышление и воображение, становление образа Я;

-конструктивное взаимодействие с семьей (взаимопонимание и взаимоинформирование);

- формирование положительных форм взаимодействия со здоровыми сверстниками.

Равноправное включение детей с ОВЗ, развивающийся в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной) во все необходимые сферы жизни социума – ведущее направление концепции инклюзивного обучения и воспитания. В настоящее время наиболее актуально включение в систему занятий по физическому развитию с детьми с ОВЗ – адаптивной физической культуры (АФК).

Это система включает комплекс мероприятий спортивно-оздоровительного характера, направленных на адаптацию и реабилитацию в социальной среде детей с ОВЗ. Преодолеваются психологические барьеры, препятствующие ощущению полноценной жизни, ребенок осознает необходимость своего личного вклада в социальное развитие общества. При работе по АФК необходимо учитывать рекомендации всех специалистов, индивидуально для каждого ребенка и обеспечить лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный и профилактический эффекты. Улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством спорта и физической активности – главная задача АФК, необходимо формировать у детей потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни, развивать

способность к преодолению физических нагрузок, психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни, формировать функции разных систем и органов вместо нарушенных или отсутствующих. В соответствии с принципом инклюзии обеспечить:

- индивидуальный подход, с учетом данных диагностики;

-взаимодействие взрослых, детей (здоровых сверстников), включение в образовательный процесс всех его участников;

- вариативность обучения и воспитания;

- условия для самостоятельной активности ребенка;

- партнерские отношения с семьей.

Партнерское взаимодействие с семьей, включение родителей в совместную деятельность со всеми специалистами, педагогами – важный компонент успешной деятельности по АФК. Обучить родителей педагогическим технологиям по организации жизни ребенка в обществе и осуществление комплексной оздоровительной работы во взаимодействии со специалистами – основная задача педагогов. К сожалению, часть современных родителей знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но не делают утреннюю гимнастику, не имеют элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения, не соблюдают режим дня и питания.

Чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни (период дошкольного детства) необходима огромная работа с семьей, т.к. родители выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей.

АФК объединяет все виды спорта и физической активности, соответствующие интересам детей с проблемами в здоровье (ОВЗ) и способствующие расширению их возможностей. Спорт и физическая активность – стимул к решению психолого-моторных проблем, путем изменения ребенка, его окружающей среды, устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни, к равным возможностям заниматься спортом со своими здоровыми сверстниками, ощущать свою принадлежность к обществу.

Библиографический список:

1. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – Минск.: Нар.асвета, 1984

2. Мащенко М.В. Физическая культура дошкольника: пособие для педагогов дошк. учреждений, методистов по физ. воспитанию. – Минск.: Ураджай, 2000.

3. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме:«Комплексное использование профилактических и оздоровительных мероприятий в работе по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста»

«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье… »    Н. М. Амосов: Здоровье детей – будущее страны!...

"СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»"

Сообщение к семинару -практикуму "«Эффективные технологии физкультурно-оздоровительной работы в условиях введения ФГОС ДО» в рамках муниципльной пилотной площадки по направлению "Эффетивные ...

Консультация для воспитателей «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»

Консультация для воспитателей«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»...

«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях» (из опыта работы)

Выступление освещает актуальность сохранения и укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста, отражает основные аспекты деятельности ДОУ по приоритетному направлению, показывает эффективн...

ГОО "Организация работы по здоровьесбережению детей" (из опыта работы ДОУ) (2014 г.)

Проблема оздоровления детей дело не одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива и семьи.Основная цель, которую ставит перед соб...

Презентация опыта работы " Организация работы по здоровьесбережению детей младшего и среднего дошкольного возраста"

laquo;Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде все...