Особенности работы по здоровьесбережению детей с ОВЗ в ДОУ
консультация (подготовительная группа)
Особенности работы по здоровьесбережению
детей с ОВЗ в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности работы по здоровьесбережению
детей с ОВЗ в ДОУ
Согласно Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении, необходимо плавно сочетать индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку, во всех видах детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Занятия физкультурой, игры, развлечения,
прогулки на свежем воздухе, должны быть предусмотрены ежедневно в режиме, с применением технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологий обучения здоровому образу жизни, нетрадиционных коррекционных методик. Оптимизация процесса здоровьесберегающей и развивающей предметно-пространственной среды необходима для решения специальных коррекционных задач:
-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ), овладение его элементарными нормами и правилами;
- воспитание пространственных и временных представлений, становление саморегуляции и целенаправленности в двигательной сфере;
- обеспечение эмоционально-комфортной среды, развитие морально-волевых качеств в процессе специальных двигательных занятий;
-формирование в процессе физического воспитания и двигательной активности различных видов познавательной деятельности речи, свойств материалов, назначение предметов;
-умение быть инициативным, принимать решение, использовать свое мышление и воображение, становление образа Я;
-конструктивное взаимодействие с семьей (взаимопонимание и взаимоинформирование);
- формирование положительных форм взаимодействия со здоровыми сверстниками.
Равноправное включение детей с ОВЗ, развивающийся в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной) во все необходимые сферы жизни социума – ведущее направление концепции инклюзивного обучения и воспитания. В настоящее время наиболее актуально включение в систему занятий по физическому развитию с детьми с ОВЗ – адаптивной физической культуры (АФК).
Это система включает комплекс мероприятий спортивно-оздоровительного характера, направленных на адаптацию и реабилитацию в социальной среде детей с ОВЗ. Преодолеваются психологические барьеры, препятствующие ощущению полноценной жизни, ребенок осознает необходимость своего личного вклада в социальное развитие общества. При работе по АФК необходимо учитывать рекомендации всех специалистов, индивидуально для каждого ребенка и обеспечить лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный и профилактический эффекты. Улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством спорта и физической активности – главная задача АФК, необходимо формировать у детей потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни, развивать
способность к преодолению физических нагрузок, психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни, формировать функции разных систем и органов вместо нарушенных или отсутствующих. В соответствии с принципом инклюзии обеспечить:
- индивидуальный подход, с учетом данных диагностики;
-взаимодействие взрослых, детей (здоровых сверстников), включение в образовательный процесс всех его участников;
- вариативность обучения и воспитания;
- условия для самостоятельной активности ребенка;
- партнерские отношения с семьей.
Партнерское взаимодействие с семьей, включение родителей в совместную деятельность со всеми специалистами, педагогами – важный компонент успешной деятельности по АФК. Обучить родителей педагогическим технологиям по организации жизни ребенка в обществе и осуществление комплексной оздоровительной работы во взаимодействии со специалистами – основная задача педагогов. К сожалению, часть современных родителей знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но не делают утреннюю гимнастику, не имеют элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения, не соблюдают режим дня и питания.
Чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни (период дошкольного детства) необходима огромная работа с семьей, т.к. родители выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей.
АФК объединяет все виды спорта и физической активности, соответствующие интересам детей с проблемами в здоровье (ОВЗ) и способствующие расширению их возможностей. Спорт и физическая активность – стимул к решению психолого-моторных проблем, путем изменения ребенка, его окружающей среды, устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни, к равным возможностям заниматься спортом со своими здоровыми сверстниками, ощущать свою принадлежность к обществу.
Библиографический список:
1. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – Минск.: Нар.асвета, 1984
2. Мащенко М.В. Физическая культура дошкольника: пособие для педагогов дошк. учреждений, методистов по физ. воспитанию. – Минск.: Ураджай, 2000.
3. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/26/picture-62731-1622007893.jpg)
Педагогический совет "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях"
Представлена форма педсовета с участием всех специалистов ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207048-1361261265.jpg)
Опыт работы по теме:«Комплексное использование профилактических и оздоровительных мероприятий в работе по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста»
«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье… » Н. М. Амосов: Здоровье детей – будущее страны!...
"СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»"
Сообщение к семинару -практикуму "«Эффективные технологии физкультурно-оздоровительной работы в условиях введения ФГОС ДО» в рамках муниципльной пилотной площадки по направлению "Эффетивные ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-288042-1550651012.jpg)
Консультация для воспитателей «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»
Консультация для воспитателей«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-88811-1482249147.jpg)
«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях» (из опыта работы)
Выступление освещает актуальность сохранения и укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста, отражает основные аспекты деятельности ДОУ по приоритетному направлению, показывает эффективн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-906179-1489808569.jpg)
ГОО "Организация работы по здоровьесбережению детей" (из опыта работы ДОУ) (2014 г.)
Проблема оздоровления детей дело не одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива и семьи.Основная цель, которую ставит перед соб...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-774357-1550594165.jpg)
Презентация опыта работы " Организация работы по здоровьесбережению детей младшего и среднего дошкольного возраста"
laquo;Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде все...