Из опыта работы «Организация игровой деятельности и включение физических упражнений в период адаптации детей в ДОО»
консультация (младшая группа)
Основная задача педагога в период адаптации -формирование эмоционального контакта, доверия . Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа села Амзя городского округа г.Нефтекамск РБ
Из опыта работы
«Организация игровой деятельности и включение физических упражнений в период адаптации детей в ДОО»
Подготовила:
Инструктор по физкультуре
Порсева Н.В.
2023 год
Адаптация– это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в ДОО.
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях – 7-10дней, в детском саду в 3года – 2-3 недели. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему.
Основная задача педагога в период адаптации -формирование эмоционального контакта, доверия . Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама). Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку.
В период адаптации занятия по физкультуре проходят в групповом помещении. Для привлечения внимания я приходила с игрушкой (мишка, зайчик, еж) и рассказывала, что мишка пришел в гости, для того, чтобы поиграть с ребятами. Для того, чтобы научить приветствию, я предлагала детям поздороваться с игрушечным гостем и погладить его. Для развития физических навыков я использовала потешки с элементами подражания поведению животных (мишка косолапый по лесу идет, зайка серенький сидит, вот вернулся еж в клубок…) Игрушечный герой всегда приносил для детей спортивное оборудование для игр (мячики, кубики). Красивые разноцветные мячи привлекали внимание детей и вызывали эмоциональный отклик, выполняя различные движения. Больше всего им нравилось бросать мячик и догонять его. Начинали мы с одного мяча, а потом раздавали мяч каждому ребенку. Также большой эмоциональный отклик у ребенка вызывает музыкальное сопровождение (игровые упражнения, подвижная игра).
У детей раннего возраста ярко проявляется потребность в движениях, от степени удовлетворенности которой зависит здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, работоспособность. Двигательная активность связана с чувством удовольствия, поэтому все физические упражнения проводятся игровой форме. Ведь именно играя, дети незаметно для себя, без принуждения выполняют все необходимые требования и совершенствуются в двигательном развитии. В начале игры носят тематический характер. Они очень просты, их содержание, понятия и определения взяты из детского мира: животные, простые предметы и действия с ними. Например:
«Ребята, сейчас мы с вами превратимся в маленьких медвежат, которые идут друг за другом» (ходьба в колонне)
«Сегодня мы с вами будем бегать как зайчата. Зайчики очень быстро бегают. Каждому зайчику нужно добежать до своей морковки (умения быстро бегать)
«Сегодня мы с вами будем запускать бумажных самолетиков. Постарайтесь, чтобы ваши самолетики летели высоко и далеко» (бросок вперед – вверх)
Учитывая психологические особенность детей раннего возраста, эти упражнения необходимо проводить индивидуально или с несколькими детьми, проявившими интерес. Остальные могут просто наблюдать, заставлять или навязывать ребенку какие-либо действия нельзя. Действовать надо аккуратно и терпеливо. Постепенно дети с радостью и быстрее включаются в занятия по физкультуре, также увеличивалось количество детей. Инициатором игр в этом возрасте является взрослый. Рекомендацией для педагогов является повторение потешек, подвижных игр в режимных моментах для закрепления.
Для совершенствования двигательных навыков в группе необходимо обеспечить развивающую предметно-пространственную среду спортивными атрибутами: мячи разного размера, мягкие модули разного цвета и формы, массажные коврики, обручи, кубики, ребристые дорожки, шапочки для подвижных игр. Все это помогает разнообразить содержание работы с детьми 2-3 лет в период адаптации к детскому саду.
Для работы я использую такое методическое обеспечение: Н.Ф.Губанова Развитие игровой деятельности., С.Ю. Федорова "Планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет"
Проблема адаптации дошкольников с каждым годом становится все более актуальной, так как этот период оставляет неизгладимый след в жизни каждого ребенка и его семьи. Игровая деятельность выступает эффективным средством в решении этой проблемы. Она способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию ребенка раннего возраста. Оказывает существенное влияние на самооценку ребенка, его коммуникативные способности, снимает психологическое напряжение, помогает преодолеть скованность и следовательно, увеличивает способность ребенка к успешной адаптации.
Игровые упражнения с использованием гимнастической палки
«Поймаем кошечку»
Задачи:
- вызывать у детей желание проявлять физическую активность в игровом упражнении;
- учить поднимать и опускать руки, стараясь поймать персонаж;
- создавать условия для проявления речевого отклика в игровых действиях.
Оборудование: гимнастическая палка (1м), перчаточная кукла (игрушка) кошка.
***
Инструктор показывает гимнастическую палку, на которой вверху «сидит кошечка».
Высоко на палочке
Кошечка сидит.
Тихо мяукает,
На деток глядит.
Показ имитации «Кошечка мяукает»
Кошечка, к нам, спустись.
Все (вместе) Кис, кис, кис.
Показ имитации «Кошечка лениво мяукает и качает головой».
Инструктор. Кошечка, не ленись.
Все (вместе). Кис, кис, кис.
Показ имитации «Кошечка спускается вниз по палке и быстро поднимается вверх».
Инструктор. С кошечкой, ребятки, поиграйте, её попробуйте поймайте.
Показ имитации «Кошечка спускается вниз по палке и быстро поднимается вверх» (5-6 раз).
Дети поднимают руки вверх и пытаются поймать кошечку. Игровое упражнение повторяется 2-3раза.
«Убеги от кошечки»
Задачи:
- развивать у детей желание изображать сказочных персонажей (мышек) в игровом упражнении;
- учить ходить врассыпную и разбегаться в разные стороны от кукольного героя.
Оборудование: гимнастическая палка (длина 1м), перчаточная кукла Кошка, мышиные шапочки – маски (для каждого ребёнка).
***
Инструктор показывает им гимнастическую палку, на которой вверху «сидит кошечка».
Кошечка на палочке сидит и мышат сторожит.
Показ имитации «Кошечка смотрит по сторонам».
А мышата рядом гуляют, Кошечку не замечают.
Дети в мышиных шапочках – масках ходят врассыпную вокруг палки, на которой «сидит кошечка».
Кошка с палочки слезает.
Показ имитации «Кошечка спускается вниз по палке».
И мышат догоняет.
Показ имитации «Кошечка догоняет мышат».
Инструктор поворачивает куклу в разные стороны, имитируя «погоню кошки за мышками». Свободной рукой держит палку.
Дети разбегаются в разные стороны.
Игровое упражнение повторяется 2-3 раза.
Игровые упражнения с мячиком «Веселый мячик»
Задачи:
- стимулировать инициативу к участию в игровой деятельности, сопровождаемой речевым откликом;
- развивать реакцию, согласовывая совместные действия, в процессе ловли мячика;
- поощрять попытки детей к игровому взаимодействию со взрослым.
***
Инструктор показывает им маленький мячик в своих руках.
Мячику на месте не лежится,
Очень любит он повеселиться.
Инструктор поворачивает мячик в разные стороны.
Прыгает мячик высоко
Поймать его нелегко.
Инструктор подкидывает мячик на резинке вверх, мячик ударяется об стол и снова подскакивает вверх.
С мячиком поиграйте,
Его попробуйте поймайте.
Показ имитации «мячик прыгает».
Инструктор совершает рукой движения вверх- вниз и захватывает мячик в кулак. Дети тянутся к мячику, пытаясь поймать его своими ручками.
Куда мячик пропал?
Инструктор осматривает свой кулак, в котором находится мячик.
Все (вместе). В кулачок ускакал.
Дети рассматривают кулачок взрослого, в котором находится мячик.
Инструктор: Пальчики разжимаем.
Взрослый разгибает пальчиками свободной руки пальчики, сжатые в кулак. Или же один – два ребёнка подходят к взрослому и помогают ему разжать пальцы.
Мячик выпускаем.
Взрослый показывает детям мячик на ладони своей руки. Игровое упражнение повторяется 2-3 раза.
Где мячик?
Задачи:
- учить ориентироваться в помещении и согласованно действовать в игровой ситуации;
- вызывать желание включаться в речевое взаимодействие средствами игры;
- создавать игровые условия для обучения прыжкам на месте;
- стимулировать желание перемещаться за взрослыми в заданном направлении (парами, подгруппой);
- приучать брать мяч и отдавать его взрослому.
***
Дети стоят около взрослого.
Инструктор.
Мячик круглый и большой,
Посмотрите, вот какой (показывает детям мячик)
Мячик прыгал и скакал (показ имитации «мячик прыгает». Инструктор кидает и ловит двумя руками мяч.
Все (вместе).
Прыг-скок, прыг-скок (дети приседают, стараясь подпрыгивать).
И куда – то вдруг пропал (взрослый прячет мячик за спину).
Инструктор: Где мячик? (взрослый и дети осматриваются по сторонам)
Мячик быстро покатился (взрослый отталкивает мячик вперёд).
И в уголочке притаился (показ имитации «мячик укатился в уголок группы».
Кто за мной пойдёт?
Кто же мячик найдёт?
Дети выражают желание – идти искать мячик. Взрослый называет имена этих детей. Далее дети по желанию идут за взрослым искать мячик.
Как варианты: взрослый называет по именам детей, которые пойдут искать мячик; дети по желанию берутся за руки и идут за взрослым искать мячик; дети по желанию идут за взрослым искать мячик, высоко поднимая ноги, и т.д.
Все (вместе) Вот он мячик!
Кто – то из детей поднимает мяч и отдаёт его взрослому. Игровое упражнение повторяется 2-3 раза.
Грустный мячик.
Оборудование: резиновый мячик (диаметром 30-40 см).
Инструктор обращает внимание детей на мячик, который лежит на полу.
Лежит мячик на полу и вздыхает (берёт мячик в руки)
Мячик. Никто со мной не играет. Показ имитации «мячик говорит». Взрослый покачивает мячик в такт своим словам.
Все (вместе)
Мячик не надо скучать, Мы с тобой будем играть.
Вариант 1. Друг другу мячик катаем.
Задача: учить катать мяч двумя руками взрослому в игровой ситуации.
Дети садятся на ковёр полукругом, вытягивают ножки вперёд и расставляют их в стороны.
Все (вместе)
Друг другу мячик катаем,
Весело играем.
Инструктор откатывает поочерёдно мячик каждому ребёнку. Ребёнок ловит катящийся к нему мяч двумя руками, отталкивает мячик другому ребёнку. Игровое упражнение повторяется 5-6 раз.
Список литературы :
1.Н.Ф.Губанова Развитие игровой деятельности.- М.: Мозаика- Синтез, 2012.-128с.
2. С.Ю. Федорова "Планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой деятельности на прогулках в зимний период
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышени...

консультация для родителей "Организация игровой деятельности на прогулках в зимний период"
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышени...
из опыта работы «Театрализованно – игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
"Развитие творческих проявлений детей"...

Сообщение из опыта работы "Организация игровой деятельности по формированию звуковой культуры речи детей"
Общеизвестно, что основной вид деятельности у дошкольников – это игра, поэтому целесообразно проводить работу по улучшению звуковой культуры речи различными игровыми приёмами. Это заинтересовыва...
Из опыта работы "Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с целью формирования коммуникативных навыков"
Из опыта работы "Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с целью формирования коммуникативных навыков"...

Из опыта работы. «ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ»
Центр детской активности «Театр» – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу,...

Презентация опыта «Организация совместной деятельности педагогов и родителей в период адаптации ребенка до 3 лет в ДОО»
Презентация опыта «Организация совместной деятельности педагогов и родителей в период адаптации ребенка до 3 лет в ДОО» Аннотация: Адаптация — серьезное испытание, как дл...