Презентация опыта «Организация совместной деятельности педагогов и родителей в период адаптации ребенка до 3 лет в ДОО»
методическая разработка (младшая группа)
Презентация опыта «Организация совместной деятельности педагогов и родителей в период адаптации ребенка до 3 лет в ДОО»
Аннотация: Адаптация — серьезное испытание, как для малышей, так и для их родителей. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью. В данной статье раскрыт комплексный подход в решении проблемы адаптации детей раннего возраста посредством сотрудничества взрослых: педагогов и родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.5 КБ | |
| 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образование: новые смыслы, вызовы, перспективы
«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОО»
Лопатина Регина Анатольевна
Воспитатель
Красноярский край г. Ачинск.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Д/с № 40»
Аннотация: Адаптация — серьезное испытание, как для малышей, так и для их родителей. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью. В данной статье раскрыт комплексный подход в решении проблемы адаптации детей раннего возраста посредством сотрудничества взрослых: педагогов и родителей.
Ключевые слова: адаптационный период, сотрудничество, взаимодействия с родителями, «гибкий режим», «постепенное вхождение», мотивация к сотрудничеству, развивающая предметно-пространственная среда.
Ребенок – величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад «в чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т. п.
Повышенной тревожности, страхам, недоверию, фантазиям родителей способствует и закрытость дошкольных учреждений. Зачастую родители «сдают» ребенка в детский сад… как в камеру хранения, не зная, что происходит с ним в течение дня.
У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т. п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т. п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду.
Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.
Таким образом, если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это станет залогом оптимального течения адаптации детей.
Для себя определила основные принципы взаимодействия с родителями:
- Доброжелательный стиль общения. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится успешное взаимодействие в период адаптации. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
• Индивидуальный подход. Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать вместе, подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
• Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
• Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или мастер-класс могут негативно повлиять на заинтересованность родителей, их мотивацию для включения в деятельность ДОО.
• Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Направление деятельности педагогов по взаимодействию с родителями:
Направление 1. «Будем знакомы» - до поступления в детский сад.
- Сочинение «Мой ребенок. Какой он?» - для лучшего знакомства и получения как можно более разнообразной информации о поступившем малыше предлагаем родителям написать сочинение о своем ребенке, по плану: Как Вы ласково называете ребенка дома?; Какие у него любимые игры, игрушки?; Чем любит заниматься?; Что не любит делать?; Чем можно успокоить ребенка при плаче?; Сколько слов говорит ребенок, какие?; Что умеет делать сам?; Индивидуальные особенности ребенка: особенности приема пищи, особенность сна, засыпания; привычки ребенка и т.д.
- «Первое знакомство». В период комплектации, когда ребенок еще не посещает ДОО, мы связываемся с родителями и предлагаем посетить режимные моменты. Например, посетить с ребенком прогулку, что бы ребенок мог включиться в игровые действия с другими детьми и познакомился с воспитателем.
- Анкетирование, сбор данных о семье, экскурсия по ДОО, группе, первое родительское собрание, информация на стенде о программе ДОО, режиме дня, «Визитная карточка» и т.д.
Направление 2. «В детский сад без слез».
- «Гибкий режим» - что бы ребенок безболезненно прошел адаптацию и привыкание к другой обстановке, мы предлагаем родителям в начале адаптационного периода свободное посещение группы, где ребенок может познакомиться с обстановкой, поиграть игрушками. Первые дни ребенка приводят не к завтраку, а к прогулке. И оставлять ребенка без мамы рекомендуем именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.
- «Постепенное вхождение» – это значит, что вместе с ребенком в группу приходит родной человек и проводит здесь первую половину дня в течение 2 недель в зависимости от психологического состояния малыша. Так малыш чувствует себя спокойно, уверенно, узнает детей и воспитателей. Родитель также знакомится с группой, ее правилами, педагогическим подходом. Затем взрослый уходит сначала на несколько минут, потом ее отсутствие увеличивается, но она всегда предупреждает ребенка об этом заранее.
- «Любимый образ». Рекомендуем приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно. Рекомендуем приносить небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями. Если взгрустнулось, имея такой альбом, ребенок всегда имеет возможность открыть его и увидеть маму или папу, взять игрушечный телефон и, глядя на фотографию, поговорить с родными.
Направление 3. «Совместное дело сближает!»
Совместные мероприятия: конкурсы, акции, праздники, пополнение РППС, фотогазеты и т.д. Большая работа ведётся по привлечению родителей к совместной деятельности в участии в краевых, городских, общесадовых, групповых конкурсах, выставках, проектах, акциях.
Но есть обязательное условие - непосредственное участие самого ребенка, с его посильным для его возраста возможностями: приклеить элемент, повесть кормушку, выбрать игрушку или книжку для акций и т.д. Родители также делятся фотоотчетами о совместном времяпровождении.
Если проанализировать участие родителей с сентября по декабрь 2023 г. То хочется отметить, что 90% родителей приняли участие. И хочется отметить, что зачастую инициативность по участию идет от самих родителей! Мы не практикуем «по принуждению!». Мы предлагаем, сбрасываем например, если это городское мероприятие, положение, и сами родители принимают решение: участвовать или нет. Есть лидеры среди родителей, которые самостоятельно организуют участие всех родителей.
В группе есть экран « Добрых дел» - где отражается участие родителей в различных мероприятиях ДОО. Это повышает мотивацию родителей к активному участию в жизни детского сада или конкретно группы.
Направление 4. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) в период адаптации раннего возраста имеет огромное значение. И для облегчения степени адаптации мы не первый год проводим акцию «Подари игрушке вторую жизнь». В наше время у детей дома большое количество игрушек, их коллекции постоянно пополняются, и возникает вопрос, что делать с игрушками, с которыми они уже не играют, но при этом так любимы и хорошо знакомы малышам? Родители нашей группы принесли такие игрушки в группу, давая возможность своим детям частичку дома и другим детям поиграть с ними в детском саду.
Родители сами предлагают идеи по пополнению РППС игрушками, дидактическими игры. И это из домашней игротеки: куклы, кукольные кроватки и коляска, бизиборды, заводные игрушки-забавы, деревянные кубики, машинки, пирамидка и др. А также своими сделанные своими руками – автобус, коврики для зарядки, многофункциональную ширму, сшили атрибуты «Цыплята» к утреннику и т.д.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде, поэтому не забываем хвалить своих родителей и всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации совместной деятельности педагогов и родителей с детьми
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые подходы к организации взаимодействия с родителями по решению образова...

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.
"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы....
Организация совместной деятельности педагогов и родителей для физического развития детей.
Важно для родителей!...

Взаимодействие педагога и родителей в период адаптации ребенка в детском саду.
Статья рассказывает о важных аспектах взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка к ДОУ....

презентация "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Формы взаимодействия педагога с родителями в период адаптации".
презентация "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"...

Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Автор: Школьная Юлия Юрьевна Вид проекта: Долгосрочный Место реализации проекта: БДОУ детский сад N 366 общеразвивающего вида. г.Омск. Участники: Педагоги, родители, дети, врач, п...

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Развитие пространственных представлений у дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов и родителей с использованием приёмов «Метода замещающего онтогенеза»
Данная работа зщнакомит слушателей с основными этапами нейропсихологической коррекции и развития пространственных представлений у дошкольников и моделью взаимодейтсвия по данной проблеме всех уч...
