Проект "Азбука здорового питания" для детей подготовительной группы.
проект (подготовительная группа)

Максимова Елена Валентиновна

Проект "Азбука здорового питания" поможет в формировании у детей основ культуры здорового питания; закреплении культурно-гигиенических правил в процессе приема пищи; закреплении знаний о полезных и нездоровых продуктах питания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_azbuka_zdorovogo_pitaniya.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №48 «Белочка»

Проект «Азбука здорового питания»

для детей старшего дошкольного возраста и родителей.

Автор: Максимова Елена Валентиновна, воспитатель (2021 г.)

Актуальность

                               «Умный человек должен считать, что здоровье – это величайшее из  

                                   человеческих благословений. Пусть еда будет твоим лекарством».

                                                                                                                                   Гиппократ.

Рациональное питание – залог здоровья. С этим можно согласиться, поскольку от рационального здорового питания зависит самочувствие человека, его активность, работоспособность и долголетие. А.С.Алексеева считала, что состояние здоровья взрослого человека во многом зависит от правильной организации питания в детском возрасте.    

Вкусовые привычки и пристрастия у человека появляются с раннего детства, и главную роль в их формировании играет семья. Ребенок видит, воспринимает и перенимает привычки домочадцев. Семья, являясь примером, должна с пеленок привить правильные привычки.  Представления о здоровом питании, как неотъемлемой части здорового образа жизни, важно формировать с раннего возраста.

Культура приема пищи также оставляет желать лучшего. Многие дети, зная правила поведения за столом при приеме пищи, не стремятся их соблюдать.

Питание большинства семей на сегодняшний день далеко небезупречно. Сложность вызывает ассортимент продуктов на современном рынке. В рационе детей все чаще появляются продукты, в которых содержатся различные пищевые добавки, улучшающие вид, вкус и сроки хранения продуктов. Но здоровья детям они не добавляют. Рекламная продукция манит малышей, а родители не могут отказать своему любимому чаду. Дети не понимают опасности ситуации, а папа с мамой не всегда готовы поразмыслить о своей родительской позиции.

Именно поэтому в настоящий момент проблема здорового питания является приоритетной.

Одной из задач современного стандарта дошкольного образования, является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни (1.6 п.6).

Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек для усвоения культурных традиций питания, формирования вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения.

По мнению О. А. Маталыгиной ребенок 6–7 лет должен и может самостоятельно оценивать свое питание, в том случае, если взрослые ему помогут.

С точки зрения А.С.Макаренко здоровый образ жизни является условием и результатом

воспитательной работы.

Мы должны проинформировать детей, дать представление о том, что от питания зависит состояние человека, его здоровье. Задачей педагогов является создание условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни.

К решению данной задачи необходимо привлекать и родителей. Одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей (ФГОС 1.4, п.5). Наша задача обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах развития и укрепления здоровья детей (1.6.9).  

Педагоги дошкольного образования способны грамотно и эффективно оказать помощь родителям в повышении их компетентности. Мы должны донести до родителей, что разработка и внедрение данного проекта поможет достичь максимальных результатов в воспитании и развитии гармоничного и здорового ребенка и формировании у него представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к своему здоровью.

Взаимодействие детского сада с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития счастливого и здорового ребенка. А здоровье и есть счастье!

Цель проекта.

Создание условий для формирования у детей основ культуры питания, ориентированных на сохранение собственного здоровья. Создание условий для участия родителей в образовательном процессе.

Задачи:

  • Пропагандировать здоровый образ жизни и ответственное отношение к своему здоровью;
  • Просвещать родителей в вопросах организации здорового питания детей.
  • Расширять знания детей о влиянии пагубных привычек и нездорового питания на здоровье человека.
  • Закреплять представления детей о том, какие продукты отрицательно влияют  на организм человека.
  • Показать через практическую деятельность, какой вред для здоровья человека приносят некоторые продукты.
  • Формировать представления о натуральных витаминах и минералах, содержащихся в продуктах, их пользе для здоровья человека.
  • Закреплять культурно-гигиенические навыки в процессе приема пищи (мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу).
  • Популяризовать интерактивные игровые формы подачи информации, как наиболее эффективные для детей дошкольного возраста;
  • Развивать и поощрять творческие способности детей.
  • Вызвать интерес к самостоятельному приготовлению полезных блюд из овощей и фруктов.

Методическое обеспечение реализации проекта:

Данный проект рассчитан на развитие личности ребенка в нескольких направлениях:

- познавательное развитие (формирование представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к своему здоровью);  

- социально-коммуникативное развитие (общение с воспитателем, родителями и сверстниками);

- физическое развитие (развитие двигательной активности);

- речевое развитие (развитие связной речи; расширение словарного запаса по теме);

- художественно-эстетическое развитие (развитие творчества, воображения).

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта: информационно-исследовательский, здоровьесберегающий.

Сроки реализации проекта: проект долгосрочный, реализуется в течение четырех месяцев.

Ожидаемые результаты проекта:

Педагоги:

- повышение профессиональной компетентности;

-  повышение авторитета педагога в глазах родительской общественности;

- приобретение опыта межличностного общения.

Дети:

- узнают, о влиянии вредных привычек и нездорового питания на организм человека;

- у детей сформируется представление о здоровом образе жизни;

- начнут самостоятельно, без напоминания соблюдать правила гигиены и поведения во время приема пищи;

- научатся определять, какие продукты полезны для нашего организма, а какие не очень;

- узнают о полезных свойствах продуктов, а также какие витамины в них содержатся;

получат радость от процесса, результата совместной работы с воспитателем в детском саду, с родителями дома.

Родители:

- получат информацию об организации здорового питания детей.

- приобщаться к жизни детей в детском саду;

- начнут проявлять творческие способности;

- будут более активно принимать участие в жизни группы и ДОО;

- повысится авторитет перед детьми.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

- Подготовительный этап.

- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

- подбор методической, познавательной, художественной литературы, иллюстрационного материала;

- подбор необходимого материала для продуктивной деятельности;

- подбор музыкального репертуара;

- разработка конспектов бесед и занятий, составление игр;

- подготовка информации для родителей;

- составление плана мероприятий.

II Основной этап – реализация проекта.        

Мероприятия, направленные на:

- расширение знаний и представлений детей о здоровом образе жизни; о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них;

- закрепление культурно-гигиенических навыков в процессе приема пищи;

- развитие физической сферы (развитие двигательной активности).

III Заключительный этап.

Анализ результатов проекта.

Перспективный план мероприятий

- Подготовительный этап.

1.Анкета для родителей «Оценка эффективности обучения детей правильному питанию в детском саду»

2.Диагностика уровня сформированности основ культуры, эстетики и гигиены питания дошкольников (адаптированная методика Е.В. Вершининой).  

3.Оценка сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей («Диагностическая система исследования представлений дошкольников о здоровье и ЗОЖ» (автор: И.М. Новикова).

4.Памятки для детей: «Когда следует мыть руки», «Моем руки правильно», «Правила поведения за столом».

II Основной этап.

1.Беседы: «Зачем нужна еда?», «Полезно и не очень», «Правила питания».

2.Просмотр презентаций: «Полезно и не очень», «Правила питания».

3.Разучивание стихотворений, песен по теме проекта, чтение художественной и познавательной литературы: А.Ремизов «Хлебный голос»; К.Паустовский «Теплый хлеб»; В.Катаев «Дудочка и кувшин»; Н.Коростелев «Про орехи, репку и зубную щетку», «Показания к житейскому обхождению», «Для чего существуют правила поведения за столом?», «В определенные часы», «Разве с хлебом так можно?», «Ты идешь в магазин», «Ты помогаешь готовить обед» и другие из книги «50 уроков здоровья для маленьких и больших»; Н.А. Надеждина «По ягоды»; М.Шкурина «Сказка про мальчика Петю, который превратился в поросенка», «Сказка о грустной тарелочке»; Э.Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду»; Д.Хармс «Очень, очень вкусный пирог»; «Про девочку, которая плохо кушала»; З. Александрова «Большая ложка»; М.Яснов «Я мою руки»; Ю.Тувим «Овощи», русские народные сказки «Репка», «Мужик и медведь» (см. Приложение 6).

4.Разгадывание загадок, заучивание считалочек, пословиц и поговорок на тему «Здоровое питание» (см. Приложение 6).

5.Дидактические игры. «Загадочный плод», «Хлопни-топни», «Меняйтесь местами, кто любит...», «Полезно-неполезно», «Загадки с грядки» (ребусы).

Другие игры: «Продолжи предложение», «Можно-нельзя», «Угадай на вкус», «Назови молочные продукты», «Назови мучные изделия», «Несоглашайка», «Полезно и не очень» с мячом, «Я знаю пять названий...» с мячом.

Упражнения: «Назови ласково», «Слова-родственники», «Один – много», «Посчитай до 5», «Посчитай до 7 и обратно», «Назови, какой, какая, какое?», «Назови по образцу», «Сравни продукты».

Интерактивная игра: «Ребусы».

6.Пальчиковые игры: «Накроем стол», «Магазин», «Повар готовил обед», «Будем мы варить компот», «Пирожки», «Мы варили суп», «Мороженое», «Каша», «Тортик», «Пельмени».

7.Подвижные игры. Авторские: «Полезно и не очень», «Федорино горе», «Садовники, «Кто скорее соберет?», «Витамины всем нужны», «Непослушные овощи».

Другие игры: «Мы не скажем, а покажем», «Овощная тренировка», «Чучело огородное»; игры-эстафеты «Полезные и нездоровые продукты», «Что в борщ, а что в компот».

8.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Столовая», «Кафе», «Пекарня», «Семья», «Поликлиника».

9.Мини-проект «Вкусно-вредные продукты» – опытническая деятельность «Что скрывают вкусно-вредные продукты?»

10.Викторина «Азбука здорового питания».

11.Продуктивная деятельность:

Лепка из соленого теста «Фрукты в вазе»; из пластилина «Овощи и фрукты для игры в магазин».

Аппликация «Ваза с фруктами» (коллективная работа);

Рисование с элементами аппликации «Корзина полезных продуктов» (коллективная работа).

Ручной труд «Яблоко» (объемная игрушка из бумаги).

12.Развлечение «Ох и Ах зовут на помощь».

Взаимодействие с родителями.

1.Родительские собрания:

- Круглый стол: «Что? Где? Когда?» на тему «Здоровый образ жизни»;

- Семинар-практикум: «Жить здорово» на тему «Здоровьесберегающие технологии».

- Семейный клуб: «Здоровое питание – детишек процветание».

2.Консультации для родителей: «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья», «Что должен знать родитель о питании ребенка», «Дыхательная гимнастика. Игровые упражнения», «Самые нездоровые продукты», «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты», «Здоровое питание – детишек процветание», «Музыка на кухне», «Питьевая вода и здоровье ребенка».

3.Памятки для родителей: «Движение – это жизнь», «Дети и спорт», «Правила здорового питания детей», «Культура питания», «Здоровое питание – полезная привычка», «Почему для питания ребенка необходимы салаты», «Где искать витамины?», «Правила здорового питания детей», «Берегите своих детей», «Профилактика кишечных заболеваний».

4.Рекомендации и советы родителям: «Игровые упражнения для самомассажа», «Релаксационные упражнения с детьми дошкольного возраста».

5.Сюрпризы домой: «Вкусно и весело с овощами вместе нам» (интересные факты об овощах), «Ты готовишь себе и своей семье. Блюдо своими руками» (рецепты салатов), «Копилочка полезных рецептов» (сбор домашних рецептов полезных блюд).

6.Обмен опытом в сфере воспитания здорового поколения среди родителей. Выступление родителей на собрании на тему «Здоровое питание в нашей семье».

7.Создание тематических творческих работ совместно с родителями.

III – Заключительный этап.

1.Выставка детских работ.

2. Создание лэпбука «Азбука здорового питания» (собрать в один альбом, накопленный за время внедрения проекта материал: загадки, стихи, пословицы и поговорки о полезных и вредных продуктах питания, игры, полезные рецепты).

3.Фотоотчет по итоговому мероприятию - развлечению «Ох и Ах зовут на помощь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг на свежем воздухе «На прогулку за здоровьем» для детей подготовительной группы.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымский район»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Физкультурный досуг на свежем воздухе«На прогулку за...

Методическая разработка по физическому развитию. На тему: «Путешествие по тропинкам здоровья» для детей подготовительной группы.

Цель: Закреплять у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека....

Проект "Неделя здоровья" для детей подготовительной группы

     В современном мире остро стоит проблема здоровья детей. Необходимопоставить цель перед педагогами и родителями о сохранение и укрепление, а также охраны здоровья ребенка, по...

Конспект ООД "Страна здоровья" для детей подготовительной группы

   Конспект ООД по валеологии "Страна здоровья" для детей подготовительной группы...

Беседы о здоровье для детей подготовительной группы

Беседы о здоровье для детей подготовительной группы ...

Конспект НОД "Путешествие в страну здоровья" для детей подготовительной группы

Воспитывать у детей положительное отношение к здоровому образу жизни, что здоровье надо беречь, сохранять и поддерживать....