Методическая разработка.
методическая разработка (средняя группа)

Долова Ольга Владимировна

Глазная гимнастика в доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glaznaya_gimnastika.docx371.2 КБ

Предварительный просмотр:

G:\上传盘\_稻壳认证\1-信纸\0302-猫咪-鲜花-风景\小清新\6~10\10.jpg10

ADD YOUR CONTENT HERE

ADD YOUR CONTENT HERE

ADD YOUR CONTE

Глазная гимнастика

Проблема нарушения зрения у детей существует давно, но сейчас положение стало настолько тревожным, что не говорить об этом во всеуслышание уже нельзя. Наступила эра информационных технологий. Еще 15 лет назад все свободное время дети проводили на улице в подвижных играх и общении со сверстниками. При этом взгляд устремлялся вдаль, следил за движением. Аккомодационный аппарат находился в динамическом равновесии. Современные дети проводят за компьютерными играми и общением по интернету, по некоторым данным, от 20 до 60% свободного времени. Часами взор остается прикованным к монитору. Особенно «продвинутые» родители поощряют даже своих двух – трехлетних чад к освоению компьютера или смартфона. Появился даже специальный термин – «близкофокусный» мир. Длительная фокусировка взгляда на экране обеспечивается напряженной работой глаз. Офтальмологи – педиатры полагают, что нагрузка, которой в условиях «близкофокусного» мира подвергается еще незрелый аккомодационный аппарат ребенка, в большей степени, чем наследственность, обусловливает развитие миопии. В подтверждение сказанному, по данным Минздрава РФ, число близоруких первоклашек за последние 30 лет возросло вдвое: с 2,1% до 4-4,5%. Среди учащихся старших классов частота встречаемости миопии достигает 20-25%.

Одним из требований ФГОС ДО при организации воспитательно - образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является соблюдение принципа здоровьесбережения, неотъемлемой частью которого предполагается строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных профилактикой зрительных нарушений.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относятся:

- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

- чередование  занятий  детей с отдыхом;

- организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

- активное гармоничное физическое развитие детей;

- организация рационального питания и витаминизации;

- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна;

- применение в образовательном процессе ДОУ «здоровьесберегающих      технологий»;

- просветительская работа с родителями  по  профилактике нарушения зрения.

Одна из традиционных «здоровьесберегающих   технологий» – гимнастика для глаз (ГДГ) – крайне эффективное средство обеспечения работоспособности детей и борьбы с утомлением, как с целью профилактики близорукости, так и с целью предупреждения прогрессирования зрительной патологии у детей.

Цель зрительной  гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка. В процессе ГДГ улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Глазное яблоко приводится в движение шестью глазодвигательными мышцами прямыми и косыми. В соответствии с этим офтальмологи рекомендуют в любую зрительную гимнастику включать движения глаз в следующих направлениях:

Упражнения для тренировки зрения:

Движения глазными яблоками вверх – вниз.

Движения глазными яблоками вправо – влево.

Движения по диагонали (лево верх – право низ, право верх – лево низ).

Вращения.

Моргание.

Фиксация взгляда на кончике носа.

 Фиксация взгляда на пальце движущейся руки.

 Зажмуривание.

 

Рекомендации по проведению зрительной гимнастики

1.Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони,  дети лежат на ковре руки за головой) – это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2.Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3.Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

 - сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

- следить за дыханием, оно должно быть глубоким  и равномерным

- сосредоточить всё внимание на глазах

- после выполнения упражнения хорошо потянуться, зевнуть и часто поморгать.

 

Варианты использования зрительной гимнастики

  • Комплексы со стихами.
  • Комплексы с опорой на схему.

Традиционные гимнастики для глаз. Традиционные гимнастики для глаз разрабатывались преимущественно врачами офтальмологами (Демирчогляном  Г.Г, Аветисовым Э. С. и др.).

  • «Метка на стекле» – эффективное  упражнение для тренировки аккомодации

Это упражнение следует выполнять в очках или линзах, если таковые имеются.  На оконное стекло на уровня глаз детей прикрепляют цветную метку, размером 3-5мм (в оригинале). Мы для дошкольников увеличиваем размер метки до 1см. и делаем её красного цвета. Ребенок сначала должен зафиксировать  взгляд на метке на 1-2 секунды, затем переводит взгляд на какой-либо удаленный объект, который проходит через эту метку на такое же время. Это  упражнение выполняется взрослыми на протяжении семи минут, а детьми дошкольного возраста – время до пяти минут. Упражнение следует повторять как для обоих глаз, так и для каждого по отдельности.

  • ГДГ со схемой, предложенной автором су–джок терапии Паком Чже Ву. Эта гимнастика проводится следующим образом: перед ребёнком на подставке располагается схема со стрелками; ребёнок начинает по команде взрослого начинает прослеживать глазами по стрелкам: «верх– низ» – 4раза; «лево – право» – 4раза; «лево верх – право низ» – 4раза; «право – верх – лево низ» – 4раза. По мере освоения дети самостоятельно выполняют движения глазами по данной схеме.

 

  • Варианты гдг по методике Базарного:
  • Гимнастика для глаз с сигнальными метками.
  • Гимнастика для глаз с настенными и потолочными офтальмотренажерами.
  • Гимнастика для глаз с предметами, с индивидуальными зрительными тренажерами.
  • Электронная зрительная гимнастика.

 Следующие  гимнастики для глаз, основаны на авторской методике профессора мед наук Базарного В.Ф., созданной им для профилактики миопии у школьников, которая впоследствии была модифицирована  педагогами для дошкольных учреждений.

 

В методике доктора Базарного учтены все негативные моменты, связанные с физиологическими особенностями зрения у дошкольников. Так Базарный предлагает несколько приемов, способствующих расширению зрительно- пространственной активности в режиме дня дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...