ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
материал (средняя группа)

Полосухина Мария Юрьевна

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательной учреждение

«Детский сад № 7»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

В ДОУ

 

Воспитатель: Полосухина Мария Юрьевна

г. Энгельс

2023 год

 «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».

                                                                                                                         В.М. Букатов

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

 Цель игровой технологии-  не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Целевые ориентации игровых технологий:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитее трудовых навыков.                                                                                                                          Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.                                                                                                                 Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.                                                                                                        Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, само регуляция.

      Основной идеей социоигровой технологии является организация собственной деятельности детей – это та деятельность, которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит. Социоигровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Социо-игровая технология

 Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.  В рамках данной технологии ставятся задачи: Помочь детям научиться эффективно общаться. Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей. Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.

Составляющие социоигровой технологии:

 - работа в микро группах                                                                                                                 - смена лидерства                                                                                                                           - дети двигаются                                                                                                                                         - смена темпа и ритма                                                                                                                               - интеграция нескольких видов деятельности                                                                                             - воспитатель – партнер, советчик

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя

      Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.                                                                                                                                

      Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.                      

       В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.                                                            

        Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно действенным, наглядно-образным и логическим. Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному.  С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление.

Общение детей в рамках данной технологии проходит три этапа:

• на самом первом этапе дети учатся правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);                                                                                                      • на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро группе, чтобы выполнить учебную задачу;                                                                                                                  • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.

Виды игр в ДОУ:

Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):                              - сюжетно -отобрази тельная;                                                                                                                            сюжетно-ролевая игра;                                                                                                                              - режиссёрская постановка;                                                                                                                     - театрализованная импровизация.                                                                                                      Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:                                                                                                                                                             - дидактические игры с сюжетным рисунком;                                                                                             - игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;                                                   - подвижные разного уровня интенсивности;                                                                                                                           - дидактические игры с музыкальным сопровождением.                                                                                  Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:                                                                                                          - развлекающие игры;                                                                                                                               - интеллектуальные головоломки и состязания;                                                                                                                      - календарные и тематические праздники, карнавальные представления;                                            - театрально-костюмированные;                                                                                                                - народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Последовательность введения игр и их классификация

  1. Игры для рабочего настроя.                                                                                                                  2. Игры социо- игрового характера.                                                                                                           3. Игры разминки.                                                                                                                                    4. Игры творческого самоутверждения.                                                                                                            5. Игры на воле.

Классификация игр социо-игровой технологии

  1. Игры для рабочего настроя.                                                                                                                                                        Пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть и решать поставленные задачи. Например игра «Рыба, птица, зверь» .                                                                                                    2. Игры-разминки (разрядки).                                                                                                                                                                     Разрядка трудоемкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания; снятие усталости; переход от одного вида деятельности к другому. Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности, элемент соревновательного и смешного, несерьезного выигрыша. В играх-разминках доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха. Например игра-разминка «Карлики и великаны» .                                                                                                                                                    3. Игры социо-игрового приобщения к делу.                                                                                                            Выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом. Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу («Составь слово», «Живой алфавит, «Комплимент» и проч.). Например: Игра «Рассказ-рисунок о том, что вижу».                                                                                                                                                                       4. Игры творческого самоутверждения.                                                                                                                                               Особенность этих игр в том, что при их выполнении учитывается художественно исполнительский результат деятельности. Однако не следует считать, что задания этой группы нужны детям только с особой творческой одаренностью. Целесообразно рассматривать творческую активность (поддающуюся тренировке и развитию) каждого ребенка. Выполняя задания данной группы, дети получают возможность создать результаты этически привлекательные, что является мощным стимулом для развития каждого из зрителей-наблюдателей.                                                                                                                                                            Например: упражнение «Рисунок по кругу» Игры: «Костюм-превращение»,                                                                                       5. Игры вольные.                                                                                                                                                                                              Физически активный и психологически эффективный отдых. В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, такие как «Ловушки», «Колечко-колечко», «Где мы были — не скажем, а что делали — покажем», «День и ночь», «Воробьи — вороны» и др. Одно из главных условий социо-игровой технологии: в игре должно быть интересно не только ребенку, но и взрослому, в противном случае игровая деятельность не достигнет цели. Здесь целесообразно говорить о субъект-субъектных отношениях участников игровой деятельности. Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей». Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями. Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр. Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.

    Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей». Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями. Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр. Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания. Основными функциями педагога, ведущего игровые занятия, является создание атмосферы принятия ребенка:                                                                                                                                         •эмоциональное сопереживание ребенку;                                                                                         • отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме,                                                                                                                                          •обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживание ребенком чувства достижения, собственного достоинства и самоуважения. Акт коммуникации строится так, чтобы предоставить ребенку определенную свободу выбора, а не навязывать свой способ взаимодействия.

         Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Главное — не пренебрегать играми, правильно планировать их цели и ожидаемые результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

  Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...