Методические разработки для родителей в старшей группе «Лимпопо» Тема: «Психологический комфорт дома и в ДОУ»
методическая разработка (старшая группа)

Богданова Дарья Михайловна

«Психологический комфорт дома и в ДОУ»

Методические материалы рекомендованы педагогам дошкольных учреждений и родителям, занимающимся самообразованием и психологическим здоровьем своей семьи.

Содержание:

  1. Что такое детский сад и что он дает ребенку?
  2. Психологический комфорт.
  3. Принципы психологического комфорта в семье и детском саду (психолого-педагогическое взаимодействие).
  4. Методические разработки и рекомендации.
    1. Как оставаться в состоянии психологического комфорта
    2. Принципы воспитания современных детей
    3. Психологические игры и занятия
  5. Заключение.
  6. Литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_dlya_roditeley.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 49 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Методические разработки для родителей

в старшей группе «Лимпопо»

тема: «Психологический комфорт дома и в ДОУ»

Автор составитель:  

Воспитатель

Богданова Дарья Михайловна

 

Санкт-Петербург

2023г.

«Психологический комфорт дома и в ДОУ»

Методические материалы рекомендованы педагогам дошкольных учреждений и родителям, занимающимся самообразованием и психологическим здоровьем своей семьи.

Содержание:

  1. Что такое детский сад и что он дает ребенку?
  2. Психологический комфорт.
  3. Принципы психологического комфорта в семье и детском саду (психолого-педагогическое взаимодействие).
  4. Методические разработки и рекомендации.
  1.  Как оставаться в состоянии психологического комфорта
  2.  Принципы воспитания современных детей
  3.  Психологические игры и занятия
  1. Заключение.
  2. Литература.
  1. Что такое детский сад и что он дает ребенку?

Детский сад — учреждение для временного пребывания детей дошкольного возраста (Википедия).

Детский сад – это государственное или частное учреждение, которое обеспечивается присмотр, уход и оздоровление, обучение и воспитание детей. Другими словами, детский сад — это учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста.

Что дает детский сад ребенку?

Детский сад — первое образовательное учреждение на пути развития ребенка от 1,6 до 7 лет. Вместе с семьей, детский сад участвует в воспитании и становлении личности малыша. Воспитатели, как вторые родители, закладывают все самые важные черты характера человека. Умения, приобретенные в этом возрасте, остаются на всю жизнь. В детском саду ребенок получает первый социальный опыт.

Малыш учится общаться со сверстниками и взрослыми людьми, не являющимися его родственниками. Особо важно, что именно в этом возрасте закладывается самооценка и ощущение себя личностью. Поэтому очень важно выбрать такую форму обучения, при которой ваши сын или дочь смогут не только получить необходимые знания, умения и навыки, но и комфортно себя чувствовать.

Существуют программы воспитания и обучения детей в детском саду, по которым работают педагоги. Но очень важно, чтобы воспитатели и все, кто окружают вашего ребенка находились в полном психологическом комфорте.

  1. Психологический комфорт

Слово «комфорт» с английского переводится как «поддержка, укрепление». Психологический комфорт  это условия жизни, при которых человек чувствует себя здоровым и счастливым, он в гармонии с самим собой и с миром. В состоянии комфорта индивид не испытывает тревоги, страхов или других негативных чувств и эмоций, он доволен собой и своей жизнью, чувствует себя уверенным и умиротворенным, т.е. человек удовлетворен собой, своей работой и жизнью. А дискомфорт, с которым сейчас сталкивается современная действительность  это проблема, которая накладывает отпечаток на жизнь и состояние человека и всего, что его окружает. А самое главное, в первую очередь на близких семью и детей. Однако, от него можно избавиться, комфорт  дело рук самого человека.

Невозможно совсем избежать стресса, но нужно стремиться к тому, чтобы минимизировать число стрессогенных факторов и их влияние на человека.

Особенно важно обрести комфорт в общении, как взрослому, так и ребенку. Когда человеку комфортно, то он может спокойно говорить обо всем подряд. Он не боится поделиться чем-то очень личным. Человек доверяет и не боится, что его слова будут потом истолкованы не верно и использованы против него. В этом вопросе, очень важно воспитателям быть отрытыми и искренними по отношению к родителям. Внимательное слушание и безоценочное принятие  вот, что позволяет чувствовать себя комфортно во время общения. Главный принцип психологического комфорта  создание доверительной атмосферы и минимизация стрессовых факторов.

  1. Принципы психологического комфорта в семье и детском саду (психолого-педагогическое взаимодействие):
  • безусловная любовь и принятие;
  • ориентации на интересы и потребности ребенка;
  • индивидуальный подход;
  • позитивное эмоциональное состояние взрослого и ребенка;
  • уважение личности ребенка;
  • критика поступков, а не личности ребенка;
  • отсутствие физических наказаний;
  • отсутствие полярных оценочных суждений («хороший – плохой», «умный – глупый»);
  • доброжелательное отношение;
  • адекватные требования и ожидания;
  • поддержка и помощь;
  • уверенность в завтрашнем дне.

Психологическая безопасность  важное условие психологического комфорта как для ребенка, так и для взрослого. Это означает, что должны быть такие условия, в которых человек не чувствует физическую или психологическую угрозу, расслаблен и спокоен.

Для ребенка такое состояние особенно важно! Потому что он ещё только учится жить и не умеет открыто говорить о своих чувствах и переживаниях. Помните, вовремя остановиться, задуматься над ситуацией и оглянуться — это путь к пониманию действий ребенка, к представлению о том, как действовать в данной ситуации, к устранению раздраженности. Всегда рассматривайте ситуацию и поступок с обеих точек зрения: и своей, и ребенка. Немедленное эмоциональное реагирование взрослого на проступки ребенка — это прямой путь к конфликтам с ребенком.

Помочь вам в такой ситуации может искренняя демонстрация своих чувств — огорчения и его понятное ребенку объяснение и, связь с поступком ребенка. Покажите ребенку, что вы поняли, чего он хотел. Предложите ему другие, более приемлемые пути достижения цели. Вы увидите выражение уверенности, что ребенок все понял и в подобных случаях уже поступит иначе. При этом, важно, не выходить далеко за пределы происходящей ситуации, нужно оставаться в реальности и не обобщать: «Ты вообще безрукий, все только портишь!» или «Ты никогда не научишься соображать, что можно, а что нельзя» и т.п.

Важно запомнить и осознать, что ругаем не ребенка, а его поступок. И при этом ценно сказать, что вы любите своего ребенка! А в данной ситуации расстраиваетесь только из-за его поступка.

К сожалению, у многих родителей есть заблуждение по поводу своих прав. Очень часто родители считают, что их право, как родителей  запрещать или разрешать, а ребенок обязан немедленно повиноваться, а не рассуждать. При этом характер запрещений всегда категоричен, нет попыток объяснить ребенку, почему именно нельзя. Часто в таких ситуациях уже слышен от взрослых повышенный угрожающий тон или крик. Такие требования подчиняться без раздумываний однозначно ведут к конфликтам. Единственное, чего не происходит в этих случаях,  это умение разумно поступать и находить выход из них, и видеть возможные последствия своих поступков.  А ведь именно в совместном размышлении, рассуждении о том, чего нельзя и почему, закладываются задатки умения «соображать, что делаешь», которое мы требуем от ребенка, очевидно предполагая, что он этому сам как-нибудь научится от наших воспитательных выкриков.

На сегодняшний день в крайне динамичном ритме повседневной жизни современный человек не уделяет должного внимания себе и своему внутреннему миру. Также человек забывает о важных вещах, к которым относится атмосфера жизни человека и ощущение удовольствия от жизни. Не все обращают внимание на то, что именно благоприятную атмосферу возможно и нужно создавать своими руками. Для выстраивания своего психологического комфорта прислушайтесь к себе, к своему внутреннему миру и своим желаниям, привычкам и требованиям. Разрешите себе сделать то, что так необходимо именно вам! Конечно, нужно помнить, чтобы ваши желания были экологичны для окружающих и не принесли вреда. И помните, что все хорошо в меру.

  1. Методические разработки и рекомендации

4.1. Как оставаться в состоянии психологического комфорта

Современным родителям приходится не легко из–за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах домашней педагогики и психологии. Поэтому предлагаю вам начать с того, что уделите время самоанализу. Необходимо заботиться о своем ментальном и физическом здоровье. Подумайте, от чего зависит ваше спокойствие и гармония? Чего вам не хватает? Вы можете достичь этого без ущемления интересов других людей? Основные рекомендации:

  1. Стараться соблюдать режим сна и бодрствования.
  2. Бывать на воздухе и устраивать пешие прогулки.
  3. Не забывать принимать пищу (желательно здоровую и в удовольствие)
  4. Добавлять в жизнь новые занятия — чтобы приобрести новые ресурсы и опыт.
  5. Проводить как можно времени с близкими людьми в душевном комфорте.
  6. Повышать психологическую грамотность.

В процессе достижения психологического комфорта помните о нижеследующем:

  1. Максимально удовлетворяйте свои желания и потребности, давайте выход эмоциям, не подавляйте себя.
  2. Разрешайте выражать себя в той форме, которая вам близка. Кому–то нравятся яркие краски, кто-то не может расслабиться без музыки. Не нужно постоянно ограничиваться!
  3. Учитесь планировать время и организовывать дела, не ленитесь и не накапливайте незавершенные задачи.
  4. Разрешайте себе отдыхать, развлекаться, тратить время на себя без чувства вины. Балуйте себя.
  5. Каждый день хвалите себя и делайте комплименты другим людям, находите минимум по 5 поводов для радости.
  6. Творите. Даже если вам кажется, что ничего не получается. Предоставляйте свободу своей душе. Найдите для себя занятие, где душа творит и летает.
  7. Примите тот факт, что идеальных людей не существует. Научитесь принимать свои слабости и работать над этим. Не требуйте от себя совершенства и идеальности! Поверьте, это лишнее.
  8. Оформите свой дом, рабочий стол так, как хотите только вы. Не думайте о том, как якобы правильно.
  9. Читайте книги и обзаведитесь хобби. У каждого человека должна быть своя отдушина.
  10. Старайтесь принимать такие решения, которые позволят вам чувствовать себя максимально комфортно. Не жертвуйте собой, не подменяйте свои желания и потребности чьими-то навязанными целями.
  11. Следующая важная составляющая получения удовольствия от жизни  дружелюбная атмосфера. Всем известно, что лишний негатив и стрессы любому человеку просто ни к чему, но почему-то многие просто терпят то, что есть. Не стоит сравнивать себя и свою жизнь с теми, у кого хуже. Это проще всего. Чтобы добиться чего-то и гордиться собой, стоит брать в пример тех, у кого получилось изменить свою жизнь.
  12. Ставьте перед собой цели, пусть маленькие, но они должны существовать. Если нет целей  нет мечты, в таком случае жизнь превращается в обыкновенное существование и выживание, а позитива такой уклад жизни не приносит однозначно.

Дискомфорт связан с неудовлетворенными потребностями, подавленными желаниями и эмоциями. Нужно понять, в чем вы уже долгое время подавляете себя. Если в чем-то сомневаетесь, боитесь или не хотите делать, то задайте себе 4 вопроса:

  • Что произойдет, если я это сделаю?
  • Что произойдет, если я это не сделаю?
  • Что не случится, если я это сделаю?
  • Что не случится, если я это не сделаю?
  1. Принципы воспитания современных детей

Современные дети откликаются на уважение! На уважение к ним как к разумным личностям, на уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для их родителей. Они не всегда ведут себя правильно. Среди них есть трудные дети. Но каждому из них нужно предоставить шанс получить от взрослых те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях. Дети нуждаются в том, чтобы их поняли! Лучший способ узнать детей — общаться с ними.

Основные принципы воспитания современных детей:

  1. Обращайтесь с детьми уважительно. Не унижайте их!
  2. Всегда предоставляйте детям свободу выбора, чего бы это не касалось!
  3. Помогайте детям принимать самостоятельные решения в том, что касается их дисциплины.
  4. Всегда объясняйте детям, почему вы даете им какие-то инструкции.
  5. Сделайте детей своими партнерами в их собственном воспитании.
  6. Формируйте у детей чувство безопасности, поддерживая их начинания.
  1. Психологические игры и занятия

Родители также способны создать благоприятную атмосферу вокруг ребенка, благодаря которой он будет с удовольствием посещать детский сад. Взаимодействие родителей и воспитателей положительно влияет на отношение ребенка к детскому саду. Необходимо соблюдать следующие принципы при работе с родителями: 1) открытость детского сада для семьи; 2) сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; 3) отсутствие формализма в организации работы с семьей; 4) создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Для лучшего понимания эмоционального состояния детей можно сделать «уголки настроения». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому, воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку. Для детей, которые часто вступают в конфликты, необходимо сделать «Коробочку для примирения», которая помогает поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом. После такого примирения дети ссорятся гораздо реже.

В детском саду, например, рисование, или арт-терапия, могут использоваться воспитателями для снятия негативных эмоций и агрессивных проявлений (физических и вербальных), для преодоления гиперактивных проявлений, для раскрытия собственного «Я» ребенка, на приобретение коммуникативных навыков, на разрешение конфликтов и т. д. Можно использовать следующие упражнения: «Нарисуй безопасную комнату», «Нарисуй любимую вещь», «Нарисуй свое настроение». Чтобы улучшить психологическое самочувствие детей, процесс рисования необходимо сопровождать музыкой (желательно выбирать классическую музыку). Музыка вызывает у людей определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию. Детям можно предлагать рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка — яркая, эмоционально богатая, негромкая, не более 60–65 ударов в минуту.

Социо-игровая технология предполагает использование нескольких видов игр:

  1. Игры для рабочего настроя. Задачи: пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания тела.
  2. Игры-разминки. Задачи: разрядка трудоемкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания; снятие усталости; переход от одного вида деятельности к другому.
  3. Игры социо-игрового приобщения к делу. Задача: выстраивание деловых отношений детей с воспитателем и друг с другом.
  4. Игры творческого самоутверждения. Особенность этих игр в том, что при их выполнении учитывается художественно — исполнительский результат деятельности.
  5. Игры вольные. Задача: физически активный и психологически эффективный отдых. В основе педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка есть ресурс потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.

Таким образом, у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия. Различные психологические игры позволяют детям находится в состоянии психологического комфорта в детском саду.

  1. Заключение

Психологический комфорт  главное условие профилактики психосоматических заболеваний и конфликтов, как внутриличностных, так и межличностных. Нужно стремиться к комфорту в каждой из сфер жизни и в любых условиях: на работе, дома, в семье, в детском саду или в другой социальной группе. Проблема психологического комфорта актуальна не только для педагогов, психологов, руководителей, но и родителей, и всех членов семьи и общества. При создании удобных условий для себя, важно помнить о психологическом комфорте других людей, а главное  детей.

Таким образом, психологический комфорт является основополагающим, как в ДОУ, так и семье, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду и дома, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Психологический комфорт предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса. Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности.

Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача, как и родителей в целом — развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес, инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и малых делах группы.

Ошибки и неудачи не должны вызывать у детей чувство страха, ограничивать их активность и инициативу. Воспитатель внимательно выслушивает все ответы, идеи и предложения детей. В ситуациях, когда предложенный ребенком ответ, идея или решение проблемы «не подходят», стараться подвести его к тому, чтобы он сам в этом убедился и остался в здоровом и уверенном расположении духа.

  1. Литература
  1. Блейхер В. М., Крук И. В. Словарь психиатрических терминов. 1995.
  2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. 3–е изд. — СПб.: Питер, 2008.- 272с.
  3. Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. 2-е изд. — Москва: АСТ, 2015. — 96 с.
  4. Ивакина, Е. А. Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического комфорта в детском саду (практические рекомендации) / Е. А. Ивакина. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016.
  5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2014. — 160 с.
  6. Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2–7 лет. — Волгоград: Учитель, 2011.- 169 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД в старшей группе "Давайте, жить дружно"

ГБДОУ №76ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА   Методическая разработка НОД«Давайте жить дружно»  Муз.руководитель: Салихова Аэлита Геннадиевна Санкт-Петербург2018год Цел...

Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: учебно - методическое пособие.

Игра на развитие навыков словообразования и словоизменения....

Методическая разработка НОД в старшей группе Гномики на тему: «В поисках Колобка».

Конспект занятия.Интегрированное занятие в старшей группе в виде квест-игры...

Методическая разработка проекта в старшей группе "Волшебный мир песка"

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождении, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.Задачи: Дать детям представление о песке как о природном материале...

Методическая разработка НОД в старшей группе на тему: «Путешествие в осенний лес».

Харланова Елена АнатольевнаВоспитатель 1к.к.МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1»Воронежская область с. Верхний Мамон Цель: создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создат...

Методическая разработка по физкультуре (старшая группа) ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ЭСТАФЕТЫ, НАРОДНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Введение Основу каждого занятия составляют подвижные игры разной направленности. На каждом занятии решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач....