Мастер – класс для педагогов «Использование народного фольклора в повышении эффективности работы по физическому развитию детей» (17.05.2023 г)
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Аббасова Анастасия Александровна

Мастер - класс для педагогов по физическому развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер - класс21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

«Использование народного фольклора

в повышении эффективности работы

по физическому развитию детей»

Цель:

- повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения использования фольклора в повышении эффективности работы по физическому развитию детей.

Задачи:

- систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности,

- внедрить в режим двигательной активности народные игры.

 В общей системе образования и воспитания физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Важной задачей, определяющей значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические упражнения, самостоятельно ориентирующего в окружающей среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности. Благодаря фольклору, ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы. Усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно. Само слово «фольклор», произошло от соединения двух английских слов: folk –народ – и lore – мудрость.

Фольклор – одно из действенных и ярких её средств, таящий огромные дидактические возможности. В любом, даже самом произведении – будь то потешка, песня или сказка – высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры. Физическая культура включает знания, мотивы, ценностные ориентиры и предлагает их определённое развитие. Культурной ценностью является также и общий уровень о методах и средствах развития и совершенствования физического потенциала человека. Это знание тысячами нитей связывает физическую культуру с общей культурой, и через него происходит их взаимное обогащение. В процессе воспитания дошкольников с использованием средств фольклора важно решать следующие задачи:

 - Создать здоровьесберегающую и развивающую среду;

 - Помочь ребёнку накопить необходимый двигательный и речевой опыт для успешной реализации основных задач физического воспитания;

 - Сформировать через активную двигательно-речевую деятельность здоровый организм ребёнка;

- повышать творческий двигательный потенциал детей;

 - Стимулировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепления своего здоровья, ведение здорового образа жизни, формирование личностной культуры здоровья.

Включение средств фольклора в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста требует выполнения определённых условий: - детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные, основные движения. Также в соответствии с возрастными особенностями детей должны быть использованы и средства фольклора: потешки, прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски;

 - для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;

 - большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми;

 - педагог должен учитывать , с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала;

 – моторная плотность физкультурных занятий с использованием средств фольклора может достигать от 80% до 95 %. Основные принципы в работе по физическому воспитанию дошкольников с использованием средств фольклора:

 - позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы взаимопомощи и творческого сотрудничества);

 - духовности (установление взаимосвязи между высшими ценностями: здоровьем, добром, счастьем и внутренним миром ребёнка, его поведением); - комплексности ( формирование всех компонентов здоровья и здорового образа жизни);

- целостности ( развитие самосознания личности каждого ребёнка);

 - индивидуальности (учёт индивидуального физического и психического развития, социокультурного опыта ребёнка);

- саморазвития ( активности творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию).

Жанры детского игрового фольклора:

Загадки, 

Потешки: это песенки - приговорки, сопровождающие особые забавы взрослых с детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Изучение потешек вне игры невозможно. Потешка призвана - потешить развеселить, позабавить ребёнка. Потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. В потешку вводится счет, ребёнка приучают к пересчёту без абстрактного цифрового обозначения счёта (пример – «Сорока»). И это же первые шаги к общению, абстракции.

 Скороговорки — быстрое повторение труднопроизносимых слов. Скороговорки являются излюбленной словесной игрой детей старшего возраста. Очевидна польза скороговорки – это упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции.

Считалка - рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. При помощи считалок дети распределяют роли для игры или устанавливают очередь для начала игры. В древности существовал запрет на прямой пересчёт дичи, добытой на охоте, на прямое количественное определение приплода в хозяйстве и т.д. Но так как знать количество было всё же необходимо, изобрели косвенно форму пересчёта, в котором счётные единицы заменялись их эквивалентами

 Дразнилки: Традиция давать прозвища унаследована детьми от взрослых, но они пошли дальше: создали рифмованные прозвища, которые дали начало дразнилкам. Дразнилки применяются только к случаю и не закрепляются за отдельным лицом. Прозвища и дразнилки бытуют в среде дошкольников и младших школьников

Докучные сказки: - большой педагогической ценности не имеют, но способствуют развитию выдержке, умеренности в желаниях, чувства юмора. Своеобразными словесными упражнениями были молчанки — стихотворный уговор молчать. Молчанки имеют ряд специфических черт, присущих только этим произведениям. Они обычно представляют собой рифмованное стихотворение и содержат в форме заклинания уговор молчать. Прыгалки – зазывалки: Способ сбора участников совместного игрового действия при помощи специальной зазывалки имеет давнюю традицию, использовался как зачин, призывающий к игре. Перед началом игры несколько её инициаторов прыгают, как мячики, и скандируют, приглашая всех стать участниками игры. На такие сборные зазывалки все откликались, и начинались игры, хороводы.

Детские сказки: Путешествие в мир народных сказок развивает воображение детей, помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Яркие образы в сказках лучше запоминаются детям и помогают выразительно, эмоционально через язык жестов, мимики, слова передать движение сказочного персонажа. Для каждого возраста имелись свои сказки. Сказки для маленьких развивают фантазию детей, несут определенную дозу информации. С возрастом объем информации увеличивается. При помощи сказок детям даются основы нравственности, они знакомятся с законами, обычаями, взаимоотношениями. В физическом воспитании детей дошкольного возраста необходимо использовать обширный сказочный репертуар русского народа.

Народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Русские народные подвижные и хороводные игры  используются и для закрепления двигательных умений и навыков, как эмоционально образное средство влияния на детей, вызывая у них интерес к физическим упражнениям, и активное правильное выполнение движений. В подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей.

Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народные хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода. Русские народные хороводные игры: Каравай, пузырь, дубок, березка, вьюн.

Русские подвижные игры: «Горелки», пятнашки (играющие выбирают водящего – пятнашку, все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит).

"Гуси-лебеди", "Волк во рву", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" , "Стадо" «Хитрая лиса" , "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи", "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.

  С новыми народными играми детей можно познакомить до занятия; на прогулке, в свободное от занятий время по подгруппам.  Рассказать  им о ее названии, правилах, содержании. При этом подчеркнуть смысловое содержание действий каждого персонажа, раскрывая причинную обусловленность характера движений. (В игре «Баба Яга» - быстро допрыгать до «домика»; скамейка, куб; подняться на него, чтобы Баба Яга не успела схватить убегающего). Разучить рифмованный текст, который раскрывает содержание игры и служит в ней сигналом к действию.

 Как один из приемов организации подвижной игры используются заклички к играм.  

Во время прогулок  знакомые зачины и переклички к подвижным играм, помогают быстрее вовлечь детей в игру и, как правило, нежелающих играть нет. Распределять ведущие роли в игре можно с помощью считалок.  Дети быстро запоминают считалку, используют ее в своих играх, читают с особым чувством и выражением.

  Помимо занятий с использованием фольклора, русских народных подвижных и хороводных игр,  фольклор можно включить в активный отдых детей: физкультурные досуги, праздники, в физкультурно – оздоровительную работу

   Вывод: Возникновение радостных эмоций, посредством фольклора, способствует развитию двигательной активности детей. На фоне положительных эмоций условно - рефлекторные связи создаются значительно ярче. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой. Двигательная деятельность приобретает осознанный мотивированный целенаправленный характер. Следовательно, использование фольклора благотворно сказывается на двигательной активности, на формирование эмоционально-волевой сферы, является эффективным подходом в воспитании детей дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"

 Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....

Мастер-класс для педагогов «Использование игрового стретчинга в структуре НОД образовательной области «Физическое развитие»

Игровой стретчинг - это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников, специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия, постро...

Мастер-класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»

Цели тренинга:способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию,снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.Количество человек...

Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...

Мастер - класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога

Данный мастер-класс поможет  самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии синквейн в коррекционно-педагогической работе с детей с ТНР"

Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольного образования. Античная поговорка гласит: «Кто ясно мыслит — тот ясно излагает»В современном мире активно происходят процессы м...