Плавание - как одно из средств профилактики плоскостопия в дошкольном возрасте
статья

 

Плавание – как одно из средств профилактики плоскостопия в дошкольном возрасте.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека.

В раннем возрасте формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

Стабилизация стопы и коррекция плоскостопия у детей - одна из ключевых задач, так как это  влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата ребенка.

ПЛОСКОСТОПИЕ- это деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты её сводов.

Серьезное ортопедическое заболевание

-нарушает функцию всего двигательного аппарата

-негативно влияет на общее самочувствие

-снижает выносливость к физическим нагрузкам

-ухудшает работоспособность и настроение

Заболевание сильно прогрессирующее

Сведения о стопе

-несет большую нагрузку при положении стоя, ходьбе, беге, прыжках

-обеспечивает передвижение тела в пространстве

От состояния стопы зависит:

-легкость ходьбы

-экономичность энергозатрат

                                       Функции стопы

Рессорная функция - выполняет смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна, благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы.

Балансировочная функция (двигательная) - регуляция позы человека при движениях. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию рецепторов в сумочно-связочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. Человек осязает площадь, по которой проходит. При плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.

Толчковая функция (опорная) - сообщение ускорения телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как в ней используются и рессорность и способность к балансировке. Ослабление этой функции наиболее наглядно проявляется при беге, прыжках.

Строение стопы

       три свода

-внутренний продольный

-поперечный - обеспечивает рессорную функцию стопы

-наружный продольный - обеспечивает опорную функцию стопы

-мышцы тыльной поверхности стопы

-мышцы подошвы

-передняя задняя большеберцовые (мышцы голени)

Последствия плоскостопия

-различные нарушения осанки

-головные боли

-быстрое утомление

-нервозность, рассеянность

При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая. Это сказывается на быстром утомлении, ребенок начинает нервничать, рассеян.

Виды плоскостопия

-продольное

-поперечное

-продольно-поперечное (смешанное)

При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях встречается сочетание обоих форм плоскостопия.

Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку.

Плоскостопие  не относится к расовым недугам, но все, же эта болезнь очень неприятна.

Детская стопа по сравнению с взрослой стопой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У ребенка ясельного возраста выемку свода стопы заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу. Плоскостопие мнимое, если ребенок стоит на твердой поверхности и взрослый может вложить палец под его стопу с внутреннего края.

Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена  к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее тот час, же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и к стойкому ощущению стопы.

Особенности детской стопы

-стопа ребенка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека

-детская стопа имеет свои анатомические и функциональные особенности

-костный аппарат стопы ребенка имеет во многом еще хрящевую структуру

-связки более эластичны и растяжимы

-мышцы недостаточны, сильны и выносливы

-величина отношения общего веса к размеру стопы больше

Причины плоскостопия

-наследственная

-общая слабость костно-мышечной системы

-перегрузка стоп (избыточный вес)

-некачественная обувь

Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией - получением отпечатков стоп

-нормальный отпечаток стопы имеет с внутренней стороны выемку

-отпечаток плоской стопы выемки не имеет

 

Заболевание сильно прогрессирующие, чем раньше начато лечение, тем лучше результаты

-ранняя профилактика

-лечение комплексное

-направленно на укрепление всего организма

-лечебная гимнастика, физиотерапия

-массаж и гигиенические процедуры

-ортопедический режим (рационально подобранная обувь)

Процесс коррекции регулярный, последовательный, до полного выздоровления

Подбор обуви

-жесткий, высокий задник (чтобы удерживать пятку в правильном положении)

-кожаная обувь (из натуральных материалов)

-эластичная подошва

-правильно определить размер обуви

-каблучок два-три сантиметра

Какие мышцы следует укреплять для предотвращения плоскостопия

-мышцы подошвы

-передняя и задняя большеберцовые (мышцы голени)

Система работы в детском саду по профилактике плоскостопия

 Основными задачами детского сада по физическому воспитанию являются:

1. Охрана и укрепление здоровья детей.

2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.

3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

5. Обеспечение физического и психического благополучия.

         Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

     Для детей дошкольного возраста проводятся специальные гимнастические упражнения, подвижные  игры, утренняя гимнастика.

          Игры и задания подбираются таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы.

При выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиванием с высоты.

          У ребенка нет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятиях по физкультуре дошкольники должны ходить, босиком или в носочках по разнообразным поверхностям. В нашем детском саду большой выбор инвентаря для профилактики плоскостопия. Есть специальные мешочки, сделанные  самими педагогами. Есть с камушками мелкими и крупными, с песком, кочки, массажные дорожки, коврики, шведская стенка, разнообразные лесенки, которые так же помогают в работе с детьми. Массажные дорожки и коврики используется для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата в групповых  комнатах после дневного сна и в течение дня.

В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании, оказывает укрепляющее воздействие.

 Особенно полезно плавание кролем на груди и на спине, при котором значительно укрепляются мышцы, су-пинирующие стопу (поворачивающие ее подошву внутрь), и брассом, укрепляющим мышцы, обеспечивающие подошвенное сгибание стопы. По мере освоения брасса и кроля желательно заниматься в ластах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания дошкольников является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма.

Лечебная физическая культура, которая в последнее время стала использоваться в детских садах, для профилактики различных заболеваний и поддержки здоровья дошкольников имеет огромную, значимую роль.

Все мы знаем, какую важную функцию в жизнедеятельности человека играет стопа. Последствия плоскостопия слишком опасны для здоровья человека.

 

                               ЭТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

                                                  ПАМЯТКА

1.Нельзя донашивать чужую обувь, даже если она в отличном состоянии

2.Полезно ходить босиком по неровной поверхности

3.Залогом здоровья стоп является правильный гигиенический уход за ними

4.Стопа ребенка не является уменьшенной копией стопы взрослого  ребенка

5.Нельзя использовать ортопедические стельки без назначений врача

6.Лечебная гимнастика и массаж- это важнейшие основные методы лечения и профилактики плоскостопия

7.Подбирайте правильную обувь: жесткий задник, эластичная подошва, маленький каблучок.

8.При профилактике плоскостопия необходимо уделять внимание общей физической подготовке ребенка

9.Чем раньше начать лечение и профилактику, тем лучше результаты.

                                 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

         

     1. Бабенкова Е, А Игры, которые лечат, от 3-5

2.Алексеев М.А. и др. О механизме регуляции вертикальной позы человека при движениях стопы.//Физиология человека.-1981, т.3, №5.- С.644-653.

3.Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. - М: Творческий центр, 2008.

4.Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия 2-е изд. - М.: Медицина, 1980. - С.107-125.

5.Клиническая биомеханика/ под ред. В.И. Филатова. - Л.: Медицина, 1980.- С.82-92.

6.Справочник по детской лечебной физкультуре/ под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983.- С.319-321.

7.Личные лекции по спорт медицине и ЛФК из института физкультуры (РГАФК)

8.А.С Галанов Игры, которые лечат 1-3 года

     9.В.С Лосева Плоскостопие у детей 6-7 лет

10.Подольская Е.И Комплексы лечебной гимнастики 5-7 лет

11.Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ

12.Сидорова.И.В Как научить ребенка плавать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ploskostopie.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Плавание – как одно из средств профилактики плоскостопия в дошкольном возрасте.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека.

В раннем возрасте формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

Стабилизация стопы и коррекция плоскостопия у детей - одна из ключевых задач, так как это  влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата ребенка.

ПЛОСКОСТОПИЕ- это деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты её сводов.

Серьезное ортопедическое заболевание

-нарушает функцию всего двигательного аппарата

-негативно влияет на общее самочувствие

-снижает выносливость к физическим нагрузкам

-ухудшает работоспособность и настроение

Заболевание сильно прогрессирующее

Сведения о стопе

-несет большую нагрузку при положении стоя, ходьбе, беге, прыжках

-обеспечивает передвижение тела в пространстве

От состояния стопы зависит:

-легкость ходьбы

-экономичность энергозатрат

                                       Функции стопы

Рессорная функция - выполняет смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна, благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы.

Балансировочная функция (двигательная) - регуляция позы человека при движениях. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию рецепторов в сумочно-связочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. Человек осязает площадь, по которой проходит. При плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.

Толчковая функция (опорная) - сообщение ускорения телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как в ней используются и рессорность и способность к балансировке. Ослабление этой функции наиболее наглядно проявляется при беге, прыжках.

Строение стопы

       три свода

-внутренний продольный

-поперечный - обеспечивает рессорную функцию стопы

-наружный продольный - обеспечивает опорную функцию стопы

-мышцы тыльной поверхности стопы

-мышцы подошвы

-передняя задняя большеберцовые (мышцы голени)

Последствия плоскостопия

-различные нарушения осанки

-головные боли

-быстрое утомление

-нервозность, рассеянность

При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая. Это сказывается на быстром утомлении, ребенок начинает нервничать, рассеян.

Виды плоскостопия

-продольное

-поперечное

-продольно-поперечное (смешанное)

При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях встречается сочетание обоих форм плоскостопия.

Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку.

Плоскостопие  не относится к расовым недугам, но все, же эта болезнь очень неприятна.

Детская стопа по сравнению с взрослой стопой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У ребенка ясельного возраста выемку свода стопы заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу. Плоскостопие мнимое, если ребенок стоит на твердой поверхности и взрослый может вложить палец под его стопу с внутреннего края.

Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена  к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее тот час, же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и к стойкому ощущению стопы.

Особенности детской стопы

-стопа ребенка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека

-детская стопа имеет свои анатомические и функциональные особенности

-костный аппарат стопы ребенка имеет во многом еще хрящевую структуру

-связки более эластичны и растяжимы

-мышцы недостаточны, сильны и выносливы

-величина отношения общего веса к размеру стопы больше

Причины плоскостопия

-наследственная

-общая слабость костно-мышечной системы

-перегрузка стоп (избыточный вес)

-некачественная обувь

Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией - получением отпечатков стоп

-нормальный отпечаток стопы имеет с внутренней стороны выемку

-отпечаток плоской стопы выемки не имеет

Заболевание сильно прогрессирующие, чем раньше начато лечение, тем лучше результаты

-ранняя профилактика

-лечение комплексное

-направленно на укрепление всего организма

-лечебная гимнастика, физиотерапия

-массаж и гигиенические процедуры

-ортопедический режим (рационально подобранная обувь)

Процесс коррекции регулярный, последовательный, до полного выздоровления

Подбор обуви

-жесткий, высокий задник (чтобы удерживать пятку в правильном положении)

-кожаная обувь (из натуральных материалов)

-эластичная подошва

-правильно определить размер обуви

-каблучок два-три сантиметра

Какие мышцы следует укреплять для предотвращения плоскостопия

-мышцы подошвы

-передняя и задняя большеберцовые (мышцы голени)

Система работы в детском саду по профилактике плоскостопия

 Основными задачами детского сада по физическому воспитанию являются:

1. Охрана и укрепление здоровья детей.

2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.

3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

5. Обеспечение физического и психического благополучия.

         Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

     Для детей дошкольного возраста проводятся специальные гимнастические упражнения, подвижные  игры, утренняя гимнастика.

          Игры и задания подбираются таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы.

При выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиванием с высоты.

          У ребенка нет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятиях по физкультуре дошкольники должны ходить, босиком или в носочках по разнообразным поверхностям. В нашем детском саду большой выбор инвентаря для профилактики плоскостопия. Есть специальные мешочки, сделанные  самими педагогами. Есть с камушками мелкими и крупными, с песком, кочки, массажные дорожки, коврики, шведская стенка, разнообразные лесенки, которые так же помогают в работе с детьми. Массажные дорожки и коврики используется для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата в групповых  комнатах после дневного сна и в течение дня.

В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании, оказывает укрепляющее воздействие.

 Особенно полезно плавание кролем на груди и на спине, при котором значительно укрепляются мышцы, су-пинирующие стопу (поворачивающие ее подошву внутрь), и брассом, укрепляющим мышцы, обеспечивающие подошвенное сгибание стопы. По мере освоения брасса и кроля желательно заниматься в ластах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания дошкольников является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма.

Лечебная физическая культура, которая в последнее время стала использоваться в детских садах, для профилактики различных заболеваний и поддержки здоровья дошкольников имеет огромную, значимую роль.

Все мы знаем, какую важную функцию в жизнедеятельности человека играет стопа. Последствия плоскостопия слишком опасны для здоровья человека.

 

                               ЭТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

                                                  ПАМЯТКА

1.Нельзя донашивать чужую обувь, даже если она в отличном состоянии

2.Полезно ходить босиком по неровной поверхности

3.Залогом здоровья стоп является правильный гигиенический уход за ними

4.Стопа ребенка не является уменьшенной копией стопы взрослого  ребенка

5.Нельзя использовать ортопедические стельки без назначений врача

6.Лечебная гимнастика и массаж- это важнейшие основные методы лечения и профилактики плоскостопия

7.Подбирайте правильную обувь: жесткий задник, эластичная подошва, маленький каблучок.

8.При профилактике плоскостопия необходимо уделять внимание общей физической подготовке ребенка

9.Чем раньше начать лечение и профилактику, тем лучше результаты.

                                 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

         

     1. Бабенкова Е, А Игры, которые лечат, от 3-5

2.Алексеев М.А. и др. О механизме регуляции вертикальной позы человека при движениях стопы.//Физиология человека.-1981, т.3, №5.- С.644-653.

3.Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. - М: Творческий центр, 2008.

4.Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия 2-е изд. - М.: Медицина, 1980. - С.107-125.

5.Клиническая биомеханика/ под ред. В.И. Филатова. - Л.: Медицина, 1980.- С.82-92.

6.Справочник по детской лечебной физкультуре/ под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983.- С.319-321.

7.Личные лекции по спорт медицине и ЛФК из института физкультуры (РГАФК)

8.А.С Галанов Игры, которые лечат 1-3 года

     9.В.С Лосева Плоскостопие у детей 6-7 лет

10.Подольская Е.И Комплексы лечебной гимнастики 5-7 лет

11.Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ

12.Сидорова.И.В Как научить ребенка плавать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия детей дошкольного возраста"

Данный материал предназначен для педагогов, работающих по направлению "Здоровье"....

Здоровьесберегающие технологии. Профилактика плоскостопия в дошкольном возрасте.

Сегодня в дошкольных учреждениях большое значение уделяется сдоровьесберегающих технологий, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогати...

Из опыта работы "Профилактика плоскостопия детей дошкольного возраста"

Работая в детском саду, мы часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия у детей. Не следует считать плоскостопие несерьезным заболеванием. При отсутствии лечения заболевание прогрессирует и может приве...

Профилактика плоскостопия в дошкольном возрасте.

С целью профилактики плоскостопия у детей в ДОУ используются массажные коврики для корригирующей ходьбы, которые не трудно изготовить из подручных материалов: пуговиц, разноцветных крышек из-под пласт...