Представление собственного педагогического опыта Фитболгимнастика в физическом и речевом развитии детей
проект (подготовительная группа)

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся речевым развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Количество детей с речевой патологией растет из года в год. Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80% от всех детей.

Часто для достижения оптимальных результатов работы с детьми с речевыми нарушениями бывает недостаточно традиционных форм и методов логопедического воздействия. Поэтому мы, прибегли к внедрению современных инновационных средств обучения и развития, одним из которых является фитбол-гимнастика.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onr.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

1

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся речевым развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Количество детей с речевой патологией растет из года в год. Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80% от всех детей.

Часто для достижения оптимальных результатов работы с детьми с речевыми нарушениями бывает недостаточно традиционных форм и методов логопедического воздействия. Поэтому мы, прибегли к внедрению современных инновационных средств обучения и развития, одним из которых является фитбол-гимнастика.

Неоспоримым фактом является то, что ребёнок должен пойти в первый класс со сформированными определё нными навыками: развитой и чистой речью, готовностью к обучению, сидя за партой по 4-5 часов, развитой соответственно возрастной норме, общей и мелкой моторикой, правильной осанкой.

Детям с речевыми нарушениями присуще отставание в формировании двигательной сферы, а также некоторые психоэмоциональные особенности, обусловленные дефектом речевого развития, низкая обучаемость, требующая постоянного стимулирования.

(Слайд № 2).

Целью применения фитбол-гимнастики в работе с детьми с ОНР мы считаем развитие и коррекцию как двигательной, так и речевой сферы. Для этого мы ставим задачи, которые вы видите на экране.

Применение фитбол-гимнастики позволяет сделать процесс обучения привлекательным, интересным и по-настоящему современным в целях полноценной коррекции речедвигательной сферы ребёнка.

Программы по фитбол-гимнастике уникальны по своему воздействию на организм ребенка и вызывают большой интерес у детей и взрослых.

(Слайд № 3) Фитбол имеет форму шара. Никакое другое тело не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, дающее полноту ощущения формы. Известно, что именно ладонь является проекцией высших отделов головного мозга, обеспечивающих работу мысли и функции речи.

(Слайд № 4) Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, повышает результативность занятий.

Упражнения с фитболами обладают огромным оздоровительным эффектом.

(Слайд № 5).

Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, повышает результативность занятий.

Упражнения с фитболами обладают огромным оздоровительным эффектом.

 (Слай № 6)

Дети с ОНР при выполнении даже сравнительно лёгких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому очень важно является обучение правильному дыханию через специальные дыхательные упражнения.

(Слайд №7)

Упражнения, сопровождаемые музыкой и стихотворными строчками, приучают ребёнка выполнять задания в определённом ритме, координируя движения и речь.

(Слайд № 8)

Этот приём особенно важен для детей с речевыми расстройствами, т. к. индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот замедлен.

Различные игровые упражнения используются на этапе постановки и дифференциации звуков.

(Слайд № 9)

Коррекционно-развивающее направление в становлении речи в нашем детском саду представленокоррекционными подгрупповыми и индивидуальные занятиями. Во всех этих занятия включаются техники, направленные на сбережение здоровья у детей с ОНР и развитие речи в процессе обучения, в нашей логопедической группе. Содержание фитбол - гимнастики состоит традиционно из трех частей, вы их видите на экране.

(Слайд №10).

Фитбол-гимнастику, как оздоравливающую технологию мы применяем регулярно и можем с уверенностью сказать, что уникальное сочетание физических упражнений на фитболах, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.

Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и не речевых нарушений у детей мы используем речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую гимнастику, речевые игры и ролевые стихи), танцевально-ритмические комплексы, игрогимнастика, игроритмика, упражнения и игры на фитбол -мячах, а также упражнения на расслабление и релаксацию.

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами  сказок, стихов. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической импровизации.

Дыхательно-артикуляционный тренинг. Игры и игровые упражнений этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в игровые ситуации. Упражнение выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.

Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения только для рук с предметами и без. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и  упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

Речевые игры и ролевые стихи являются основой развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу (Теплов, 1947; Зееман, 1962).

Игра «Веселый мяч»

        

Дети стоят по кругу. Говорят стихи про мячик и перекатывают его от одного к другому в произвольном направлении. На ком закончится стихотворение, тот из детей называет, а затем пропевает название цветка. Педагог одевает ребенку на голову ободок с названным цветком.

        Ты катись веселый мячик,                

        Быстро – быстро по рукам,

        У кого веселый мячик,

        Назовет цветочек к нам.

Дыхательно-артикуляционный тренинг.

Дети с ОНР при выполнении даже сравнительно лёгких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому очень важно является обучение правильному дыханию через специальные дыхательные упражнения.Учим детей согласовывать амплитуду и темп упражнений с глубиной и темпом дыхания.Вдоху способствует упражнения с подьемом рук в верх, разведением в стороны, а выдох – опускание рук вниз, приседание, наклоны туловища. Игры и игровые упражнений этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в игровые ситуации.

     Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами  сказок, стихов. Упражнения , сопровождаемые музыкой и стихами, приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, т.к. индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот замедлен.Различные игровые упражнения используются на этапе постановки и дифференциации звуков.

 Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения только для рук с предметами и без. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и  упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

Речевые игры и ролевые стихи являются основой развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи

Игра «Веселый мяч»

        Дети стоят по кругу. Говорят стихи про мячик и перекатывают его от одного к другому в произвольном направлении. На ком закончится стихотворение, тот из детей называет, а затем пропевает название цветка.

Ты катись веселый мячик,                

  Быстро – быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

        Назовет цветочек к нам.

Фитбол-гимнастику, как оздоравливающую технологию мы применяем регулярно и можем с уверенностью сказать, что уникальное сочетание физических упражнений на фитболах, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.

Используемые в  работе технологии:

1. Фитбол-гимнастика (А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова).

2. Логоритмика (Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова, Г. А. Волкова, М.Ю. Картушина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте

Это сообщение о там как педагогам создать свой персональный сайт...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Представление собственного педагогического опыта работы по ранней профориентации детей в старших группах

Противоречия стали условием углубленного изучения данной проблемы и обобщения опыта работы.Для успешной работы по формированию профессионального становления личности играет...

Публичное представление собственного педагогического опыта "Театрализованная деятельность на занятиях по физической культуре "

Представление пеагогического опыта  "Театрализованная деятельность на занятиях по физической культуре "...

Представление собственного педагогического опыта Комплексы общеразвивающих упражнений на фитболах для детей дошкольного возраста (сентябрь – ноябрь).

Использование фитболов оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой....