Мастер-класс «Польза занятий йогой с элементами суставной гимнастики после пробуждения для детей и взрослых»
консультация

Екатерина Вячеславовна Максимова

Цель: Создание условий для гармоничного развития личности ребенка и укрепления его здоровья.

 

Задачи:

Образовательные:

1.  Содействовать укреплению здоровья детей, становлению ценностей здорового образа жизни;

2.  Содействовать формированию крепкого телосложения;

3.  Расширять представления детей о видах занятий, помогающих укреплению и оздоровлению организма;

4.  Расширять кругозор о разнообразных видах упражнений и их значении и пользе для здоровья человека;

5.  Формировать навыки безопасного поведения;

6.  Знакомить детей и воспитателей с историей возникновения йоги и ее полезными возможностями.

Развивающие:

1.  Способствовать сохранению положительных ассоциаций и эмоций, связанных с физической деятельностью;

4.  Развить интеллектуальные способности в процессе спокойной двигательной деятельности;

5.  Содействовать гармоничному развитию личности ребенка;

6.  Улучшать работу центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата;

9.  Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе выполнения упражнений;

10. Способствовать совершенствованию психических процессов и укреплению силы воли.

Воспитательные:

1.  Побуждать интерес к занятиям физической культурой не только у детей, но и у взрослых;

2.  Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_yoga.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                     детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга

Мастер-класс

«Польза занятий йогой с элементами суставной гимнастики после пробуждения для детей и взрослых»

Инструктор по физической культуре

Максимова Е.В.

        Санкт-Петербург        

2023 г.

Мастер класс

Цель: Создание условий для гармоничного развития личности ребенка и укрепления его здоровья.

Задачи:

Образовательные:

1.        Содействовать укреплению здоровья детей, становлению ценностей здорового образа жизни;

2.        Содействовать формированию крепкого телосложения;

3.        Расширять представления детей о видах занятий, помогающих укреплению и оздоровлению организма;

4.        Расширять кругозор о разнообразных видах упражнений и их значении и пользе для здоровья человека;

5.        Формировать навыки безопасного поведения;

6.        Знакомить детей и воспитателей с историей возникновения йоги и ее полезными возможностями.

Развивающие:

1.        Способствовать сохранению положительных ассоциаций и эмоций, связанных с физической деятельностью;

4.        Развить интеллектуальные способности в процессе спокойной двигательной деятельности;

5.        Содействовать гармоничному развитию личности ребенка;

6.        Улучшать работу центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата;

9.        Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе выполнения упражнений;

10. Способствовать совершенствованию психических процессов и укреплению силы воли.

Воспитательные:

1.        Побуждать интерес к занятиям физической культурой не только у детей, но и у взрослых;

2.        Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

Тип мероприятия: Мастер класс для воспитателей ГБДОУ Детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга. 

Методы и приемы работы педагога, использованные в ходе мероприятия

Методы: словесный, наглядно-зрительный, практический.

Приемы: объяснение-сравнение, показ упражнений, помощь в выполнении, похвала. 

Оборудование, необходимое для проведения мероприятия

 – музыкальный центр (портативная колонка) для  сопровождения.

Структура:

Вводная часть – 3 минут;

Мастер-класс – 10 минут;

Заключительная часть – 3 минут.

Ответы на вопросы – 4 минуты.

Длительность мастер класса: 20 минут.

Содержание использованного материала

Мы все прекрасно знаем, как важен отдых и полноценный сон для физического и психологического развития детей. Отдых важен и для взрослых. Где найти силы, если Вы устали? Как помочь ребенку справится с эмоциями, когда сам не в ресурсе? В этом могут помочь занятия с элементами йоги.

Во время дневного сна тело ребенка, его мышцы и системы, такие как центральная нервная система, дыхательная система расслабляются и восстанавливаются после активного времяпрепровождения.

Воспитатель в это время не только занят методической работой, но и не оставляет детей без присмотра – он постоянно сосредоточен и во время бодрствования детей, и во время сна.

После пробуждения детей от дневного сна, их мышечный тонус еще не активен, действия медлительны. Поэтому для более мягкого и благоприятного перехода в активную фазу бодрствования поможет перейти короткое, пятиминутное занятие йогой с элементами суставной гимнастики.

Для воспитателей подобные занятия тоже важны, поскольку помогают переключиться с одного вида деятельности на другой и снять напряжение с верхнего плечевого пояса и диафрагмы после методической работы.      

Мы учим детей заботиться и любить себя, ухаживать за собой, с целью гармоничного развития личности ребенка. Это важно делать и взрослым – поддерживать внутреннюю гармонию в себе.

Короткие занятия с элементами йоги не только помогут развить в теле гибкость и укрепить мышцы, но и напомнят о правильном дыхании, верном положении спины и стопы, снять напряжение и сконцентрироваться на задачах, которые предстоит выполнить.

Главное в данном процессе не забывать про регулярность. Подобные занятия можно проводить не каждые день, но соблюдать системность стоит: например, вторник-четверг или понедельник-среда-пятница.

Задания для участников мероприятия

Для воспитателей:

  1. Упражнения на дыхание;
  2. Работа шейного отдела;
  3. Работа верхнего плечевого пояса;
  4. Работа верхней части туловища.

Для детей от воспитателей:

  1. Упражнения на дыхание;
  2. Упражнения на гибкость и подвижность суставов;
  3. Упражнения на концентрацию и расслабление;
  4. Упражнения на мобильность суставов и элементы самомассажа.

Целевая аудитория: воспитатели старших возрастных группы и их воспитанники.

Первая часть мастер-класса для воспитателей, упражнения, которые они могут выполнять самостоятельно для себя перед пробуждением воспитанников.

И сейчас мы с Вами выполним несколько простых движений, которые вы можете выполнять самостоятельно перед пробуждением детей:

  1. Расположитесь удобно на своем стуле, сядьте так, чтобы вы ощущали две седалищные косточки под собой. Макушкой вытянетесь вверх, плечи расправьте, слегка сведите лопатки, руки опущены и удобно лежат на коленях, закройте глаза и дышите через нос: глубокий вдох и глубокий выдох. Делаем таких еще 4 повторений и каждый вдох нас вытягивает за макушкой еще выше.
  2. Легкими похлопывающими движениями открываем глаза (представьте, что ваши веки – это крылья бабочки), продолжаем дышать и добавляем к дыханию движение рук через стороны наверх при вдохе и вниз – на выдохе. Делаем так еще 4 раза.
  3. На выдохе опускаем руки на колени и расслабляем их. Начинаем совершать наклоны головы вправо и влево ухом к плечу начиная с небольшой амплитуды, постепенно ее увеличивая. Помните, что все движения должны быть мягкими, спокойными. Делаем 4 наклона в каждую сторону. Теперь разворот головы вправо и влево также мягко и плавно, начиная с небольшой амплитуды. 4 повторений на каждую сторону. И затем наклон головы вперед и наверх, будьте аккуратны и внимательны, когда выводим подбородок вверх, стремимся им не в потолок, а в диагональ наверх, чтобы не запрокидывать голову назад и не создавать давления на заднюю поверхность верхнего плечевого пояса. 4 повторения в каждую сторону. И в завершение вытяжение всех сторон шейного отдела вправо, влево, вверх и вниз. По 5 секунд на каждую сторону.[1]
  4. Переходим к верхнему плечевому поясу: выполняем круговые движения плечами назад 5 раз, затем вперед, далее поднимаем плечи к ушам и держим статику в течение 5 секунд, после этого плечи с выдохом опускаем, выполняем 3 повторения. Данное упражнение очень хорошо снимает тонус с верхнего плечевого пояса.
  5. Теперь берем левой рукой прямую правую руку и притягиваем к грудному отделу, обратите внимание, что плени в этом упражнении, не должны подниматься вверх. Вытягиваем мышцы и связки правого плечевого сустава на протяжении 5 секунд, затем меняем руки.

Далее поднимаем обе руки через стороны вверх, снова берем левой рукой правую руку в районе предплечья и стараемся завести ее за голову в течение 5 секунд, затем сгибаем правую руку в локтевом суставе и стремимся ладонью к позвоночнику между лопаток, держим 5 секунд. Повторяем оба действия с левой руки.

Медленно через стороны опускаем руки вниз, уводим за спину и собираем ладони в положение молитвы, ладони стараемся расположить ближе к лопаткам и в этом положении отводим локтевые суставы назад, задерживаемся на три счета, возвращаемся, делаем вдох, на выдохе снова уводим назад. Делаем три повторения.

  1. Аккуратно расслабляем руки и опускаем их на ноги. Делаем один длинный вдох и один длинный выдох. Левая рука опускается вниз, и мы беремся за сиденье стула, на котором сидим, правая рука вытягивается через строну вверх, и мы вытягиваемся за правой рукой влево и больше вверх в диагональ, не зажимая ребра с левой стороны. Представьте, что за правую руку вас кто-то тянет. В данном положении находимся 5 секунд и меняем сторону. После чего левой рукой снова держимся за сиденье стула, а правая рука вытягивается перед собой параллельно полу, и за рукой мы начинаем скручивать корпус сначала влево по диагонали, затем вправо и назад.
  2. Возвращаемся в исходное положение, руки расслаблены на коленях, спина ровная, выполняем еще 3 дыхательных цикла, концентрируемся на будущей рабочей деятельности и идем будить детей.

Вторая часть мастер-класса посвящена упражнениям, которые вы можете выполнять с детьми в игровой форме для наилучшего их пробуждения.

 Этапы выполнения занятия:

  1. «Расслабление перед вхождением в позу»

Дети на кроватях садятся в удобное для них положение. Напоминаем им, что спину держим ровно, макушкой вытягиваемся наверх, как будто к голове привязан воздушный шар, а второй шар спрятан в ребрах и на вдохе ребра раскрываются, шар надувается, на выдохе ребра сужаются, шар сдувается. Надуваем и сдуваем шар всегда через нос. Выполняем 3 повторения.

  1. «Мысленная концентрация на выполнении упражнения»   

Воспитатель показывает позу, рассказывает, как она называется.

  1. «Вхождение в позу»

Дети выполняют вслед за воспитателем позу медленно, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.

  1. «Фиксация позы»

Дети вместе с воспитателем удерживают в статике положение тела не больше 10 секунд. Рекомендуется увеличивать время статики постепенно от 3 секунд, добавляя на каждом занятии по 2 секунды.

При фиксировании положения воспитатель может отвлечь детей рассказом о чём-нибудь добром и хорошем и попросить детей думать об этом.

Мысленная концентрация в позитивном ключе очень важна.

  1. «Выход из позы»

Выход из позы в исходное положение выполняется плавно и спокойно, напоминаем детям про глубокое дыхание через нос.

  1. «Отдых после выхода из позы»

Воспитатель просит детей принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть в течение 3 секунд лежа на спине. Затем цикл этапов повторяется с выполнением другой позы.  

Дети выполняют все упражнения сидя на своих кроватях, воспитатели выбирают для себя наиболее удобное положение. И сегодня мы с вами выполним небольшой комплекс на основе сказки про курочку Рябу.

Алгоритмы выполнения заданий

Сказка «Курочка ряба».

Начиная сказку, попросите детей расположиться удобно на кровати, не спине, включите легкую спокойную музыку без слов. Поза расслабления. 

«Жили-были дед да баба, и была у них курочка ряба». Поза «Зародыша»: дети, лежа на спине, возьмите руками правую ногу, согнутую в колене, и притяните к себе (внимание на правой стороне живота, удерживаем позу 5-6 секунд). Отпускаем ногу и возвращаем ее в исходное положение. Повторяем тоже самое с левой ноги. Затем возьмите обе ноги, согнутые в колене, и прижмите к себе так, чтобы колени коснулись лба (внимание при этом в области пупка, статика на 5-6 секунд) и, спокойно опустите обе ноги, расслабляясь. Дыхание спокойное произвольное.

«Снесла курочка яичко не простое, а золотое». Поза «Горы».  Дети переворачиваются на бок и поднимают туловище. Принимают сидячее положение, далее просим детей оторвать ягодицы от ног, так что бы они стояли на двух коленях. Ноги примерно на ширине плеч для более устойчивого положения. Руки через стороны идут наверх и соединяются над головой в замок. Далее, просим детей развернуть кисть ладонями в потолок, замок при этом не открываем, и потянуться за руками вверх. Воспитатель описывает ощущения, которые дети могут испытывать: чувство растяжение всего позвоночника и мышц спины, представляя, что за замок из рук кто-то тянет наверх (статика 5-6 секунд, дыхание спокойное).

«Дед бил, бил не разбил, баба била, била не разбила». Поза «Ребёнка». Дети опускаются из положения стоя на коленях в сидячее положение, стопы спрятаны под ягодицы. Просим детей сделать вдох, вытянуться макушкой вверх, на выдохе медленно прямой спиной наклонится вперед и вниз, руки вдоль туловища, помогают держать равновесие, опора на матрас кровати руками. В нижней точке глубокий вдох, просим надуться детей как воздушный шарик, и глубокий выдох, шарик сдуть. Снова вдох и на выдохе просим подняться вверх и принять исходное положение.

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко и разбилось». Поза «Бриллианта». Дети сидят в исходном положении на пятках, колени держат вместе. Руки соединяются перед грудным отделом в положение молитвы, затем большие пальцы уводятся вниз, образуя таким образом форму «бриллианта». Просим детей слегка надавить пальцами обеих рук друг на друга, удерживаем статику 5-6 секунд.

«Дед плачет, баба плачет». Поза «Головоколенная». Просим детей сесть вдоль своих кроватей, выпрямив ноги перед собой, носки натянуть на себя, руки вдоль туловища, опора в матрас кровати. Через стороны руки поднимаем вверх на вдохе, на выдохе наклоняемся вперед, тянемся руками вдоль ног 3-5 секунд, затем опускаем руки на щиколотки и прижимаем корпус к ногам, держим статику 5-6 секунд. Сделать вдох и на выдохе подняться в исходное положение, руки при этом ведем вперед, наверх и через стороны опускаем.

«Дед плачет, баба плачет». Поза «Угла». Из исходного положения сидя на кровати вдоль ее длинного края, руки на вдохе прямые выводим вперед и, округляя спину буквой «с» мягко и очень медленно просим детей опуститься и принять положение лежа на спине. Сделать спокойно вдох и выдох. На следующем выдохе поднимаем правую прямую ногу вверх, вдох, выдох – поднимает левую пряную ногу вверх. Из этого положения на вдохе опустить правую ногу ближе к кровати, продержать 5-6 секунд, но не касаться ее, на выдохе поднять ногу в исходное положение. Повторить с правой и левой ноги по 3 раза.

«А курочка кудахчет: не плач дед, не плач баба. Я снесу вам яичко не золотое, а простое». Поза «Расслабления».  Исходное положение лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища, глаза закрыты. Просим детей напрячь все туловище, как будто они струны на гитаре, затем расслабить. Так чередовать 3 раза. Заканчиваем упражнение, открываем глаза.

«Баба и дед довольны. Наступил в доме мир и покой». Переход к суставной гимнастике. Просим детей снова поднять обе ноги вверх и руки вверх. В каждую руку и ногу берем невидимую кисточку и рисуем круги сначала кистью правой руки, затем левой, потом правой и левой стопой поочередно. Далее просим детей рисовать круги и правой и левой рукой одновременно, стопами тоже самое и после просим все четыре конечности двигаться одновременно. Затем просим детей сесть через бок и выпрямить спину, сделать боковые наклоны головы 4 раза в каждую сторону, затем развороты. Далее наклоны вправо и влево туловищем. И в заключение растираем ладони, а затем указательным и большим пальцем рук растираем мочки ушей.

Заключительная часть.

Занятия после пробуждения в игровой форме с элементами йоги и суставной гимнастики легко доступна для понимания детям дошкольного возраста. Движения легко выполнимы и запоминаемы. В отличие упражнений во время динамических пауз, физминуток и занятий физической культурой, которые имеют активный характер, в данных занятиях, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Благодаря занятиям с элементами йоги и суставной гимнастики дети становятся спокойнее, добрее, внимательнее. У них лучше получается концентрироваться на поставленных перед ними воспитателями задачах. Подобные занятия очень хорошо развивают воображение, усидчивость, организованность.

Правильное глубокое спокойное дыхание помогает улучшить кровообращение и проток жидкостей в организме, что позволяет нормализовать и улучшить давление, работу внутренних органов и общее состояние организма.

Спокойные занятие с небольшой физической нагрузкой способствуют снятию усталости, развитию гибкости, помогают укрепить мышцы спины, что является профилактикой сколиоза.

Суставная гимнастика способствует улучшению мобильности суставов, помогает взбодриться после дневного сна и сделать пробуждение более приятным.

Движения на данных занятиях естественны и физиологичны и соответствуют одному из главных принципов оздоровления: не навреди.


[1] Выполняя вытяжение передней поверхности шейного отдела, создайте из пальцев рук замок и расположите за задней поверхностью шейного отдела для безопасного вытяжения мышц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика после пробуждения

Комплексы гимнастики для детей 4-5 лет после пробуждения...

Мастер- класс для педагогов ДОУ. "Развитие творческих способностей ребенка в совместном созидательном взаимодействии детей и взрослого посредством технологии ниточного дизайна "Изонить"

Мастер - класс для педагогов по теме "Изонить"  дает начальные представления по данной теме. Включает в себя по мимо теоретической, практическую часть - обучение заполнению угла. Практи...

Мастер-класс для родителей на тему "Использование элементов Орф-педагогики в музыкальном развитии детей в семье"

Данный мастер-класс проводился с родителями. В ходе мероприятия я знакомила родителей с интересными методами, приёмами, играми, взятыми из практики Карла Орфа, которые они могли бы с лёгкостью проигры...

Мастер-класс для родителей с детьми «Использование элементов хатха-йоги в гимнастике»

Мастер-класс для родителей для ознакомления с применением элементов хатха-йоги в гимнастике....

Картотека гимнастики после пробуждения для детей ранней группы № 2 «Медвежата» 23.01.2021 г.

Комплекс № 1«Мы проснулись»В кроватиНаконец - то мы проснулись,(сидя, ноги скрещены)Протирают глаза кулачками.Сладко, сладко потянулись,Чтобы сон ушел, зевнули,Головой слегка тряхнули.(пов...

Бодрящая гимнастика после сна для детей. «Веселый зоопарк» (с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

Бодрящая гимнастика после сна для детей.«Веселый зоопарк»(с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)...

Комплекс занятий гимнастикой после пробуждения дневного сна после дневного сна в средней группе

Весёлый, доступный комплекс занятий гимнастики после дневного сна. Простые, понятные упражнения дарят хорошее настроение, заряд бодрости и позитива!...