Исследовательский проект в средней группе по теме "Волшебное мыло"
методическая разработка (средняя группа)

Пожарская Татьяна Юрьевна

Исследовательский проект в средней группе по теме "Волшебное мыло"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

В лаборатории известного физиолога И.П.Павлова осуществился один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребёнка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.

Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий»,
При правильной организации работы когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

При выборе темы я соблюдала следующие правила:
1. Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данному случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней групп не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.



Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование на неделю по теме «Да здравствует мыло душистое!» с26.11.2018 г. по 30.11.2018 г.

Понедельник 26.11.2018 г.

Режим

 

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

 

 

Инд. работа по развитию речи.

Цель: Закреплять умение называть существительные во множественном числе.

 

 

 

1.Ситуативный  разговор  с детьми на тему: «Как можно защититься от микробов»

2.Наблюдение все ли дети моют руки с мылом после прогулки, перед едой, после посещения туалета.

3.разучить  потешку:

Мойся мыло не ленись

Не выскальзывай, не злись,

Ты зачем опять упало,

Буду мыть тебя сначала.

Вывод: чтобы защититься от микробов  моем руки с мылом.

4. Д.и. «Чем я умываюсь» цель: уточнить представления детей о предметах для умывания (мочалка, зубная паста, мыло, и т.д) ориентироваться, какое средство нужно в разное время.

5. К.Г.Н. цель: закреплять правила мытья рук: перед едой, после туалета, после прогулки.

Иллюстрации, картины, плакаты по данной теме.

 

Выставка художественной литературы по теме здоровья.

 

Оборудование для самостоятельной художественной деятельности (карандаши, листы бумаги, раскраски, краски, кисточки)

 Игрушка доктор Айболит.

 

 

 

 

 

НОД

 

1. Музыкальное развитие.  По плану музыкального руководителя.

2. Физическое развитие.  По плану физинструктора.

Прогулка

 

 

1. Наблюдение за ветром. Цель: Учить определять наличие и направление ветра.

2. Трудовое поручение + совместная деятельность: расчистка дорожек после снегопада. Цель: закреплять умение работать сообща, радоваться результатам своего труда.

3. Подвижная игра «Раздувайся пузырь»

Цель: Учить четко проговаривать текст в играх, соблюдать правила, развивать двигательную активность

Вечер

 

 

Инд. работа по закрашиванию «Мыльные пузыри» цель: закреплять умение закрашивать изображения, не выходя за линию контура.

 

 

 

1. Подъем детей, гимнастика пробуждения, ходьба по «Дорожке Здоровья»

2. Чтение х/л: К.Чуковский «Мойдодыр» Цель: Учить внимательно слушать произведение, воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела.

3. «Делаем мыльные пузыри»
Изготавливаем совместно с детьми жидкость для мыльных пузырей:
100мл.воды, 100мл средства для мытья посуды, 2 ч.лж. сахара (можно добавить немного глицерина).
При помощи различных предметов выдуваем пузыри (трубочка для коктейля, петля из проволоки, руки и т.д).

4. Трудовое поручение + с.д. Мытье игрушек после игр. Цель: учить детей помогать взрослым доводить начатое дело до конца; учить содержать игрушки в чистоте.

Взаимодействие с родителями

Познакомить родителей с темой недели. Рекомендации,   разъяснительные беседы о правилах личной гигиены детей.

 Консультация для родителей «Экспериментируем с детьми дома».

Способствовать развитию детско-родительских отношений.

                                                                                           Вторник. 27.11.2018 г.

Режим

 

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

 

 

 

 Индивидуальная работа на закрепление цветов. «Разложи мыло по цветным мыльницам».

 

 

 

 

1. Чтение стихотворений  

А. Барто «Девочка чумазая»,

К. Чуковский  «Мойдодыр»,

В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?»

2. Разучить физкультминутку:

Мыло в руки мы возьмем

Кран с водой откроем

Щечки, шейку мы натрем,

Личико умоем

Мы намылим ручки,

Мы намылим ножки

Полотенцем обернемся

И друг другу улыбнемся.

А теперь, как мячики

Весело поскачем мы.

Цель: Вызвать у детей желание следить за своим внешним видом, чистотой и опрятностью.

Модернизация уголка экспериментирования. «Какое бывает мыло?» Познакомить с разными видами мыла: жидкое, хозяйственное, туалетное, детское.

 

НОД

 

 

1. Физическое развитие на улице.

2. Познавательное развитие ФЭМП «Магазин мыла».

Цель: 1.Формировать умение сравнивать предметы по величине, пользоваться приемом наложения и приложения, учить пользоваться словами «больше - меньше», «широкий - узкий».2. Закреплять знания геометрических фигур, сопоставлять с формой предметов.

Прогулка

 

 

Инд. работа по физо

Цель: отрабатывать прыжки на месте на двух ногах, энергично отталкиваться и правильно приземляться.

1.Наблюдение за птицами зимой. Цель: формировать желание детей заботится о зимующих птицах (узнавать птицу, называть части ее тела.)

2.Трудовое поручение + с.д.: подкормка птиц на участке. Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.

3. Исследовательская деятельность: «Мыльный пузырь зимой» Очень интересно выдувать мыльные пузыри зимой на улице. Пузырь при медленном охлаждении переохлаждается и замерзает примерно при –7°C. Пленка оказывается не хрупкой, какой, казалось бы, должна быть тонкая корочка льда. Если дать возможность мыльному закристаллизовавшемуся пузырю упасть на пол, он не разобьется, не превратится в звенящие осколки, как стеклянный шарик, каким украшают елку. На нем появятся вмятины, отдельные обломки закрутятся в трубочки.

Вечер

 

 

Инд. работа по лепке.

«Лепим мыло разной формы».

Цель: закреплять умение лепить предметы круглой формы, раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями.

1.Подъем детей, ходьба по «Дорожке Здоровья», босохождение.

2.Чтение худ.лит. Заучивание потешки «Чистая водичка» цель: помочь детям запомнить потешку, создать у детей потребности привычки к гигиеническим процедурам.

3.Сюжетно – ролевая игра: «К нам пришел доктор Айболит» Создать игровую ситуацию, познакомить с правилами поведения во время болезни, закреплять знания об охране своего организма от травм и простуд.

Взаимодействие с родителями

 Анкетирование родителей  «Выходные дни с ребёнком».

Проанализировать  совместную деятельность детей в семье с родителями в выходные дни.

Среда 28.11.2018 г.

Режим

 

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

 

 

 

Инд. работа по математике. «Заштриховать  мыло разной формы»

Цель: закрепить знание геометрических фигур.

 

 

 

 

1.Просмотр мультфильмов:

«Лунтик» 17 серия (Пузырьки)

«Мойдодыр»

« Микробы».

2.Знакомство со свойствами мыла.

3.Игра: «Мыльные пузыри».

Кто из детей лучше намылит руки.

(От простой воды и мыла у микробов тает сила)

Цель: учить детей определять у мыла цвет, форму и запах. Развивать ловкость, умение лучше намыливать руки мылом.

Набор карточек с алгоритмом для умывания, набор картинок «Что такое хорошо, что такое плохо».

НОД

 

1.Физическое развитие по плану физинструктора.

2. Познавательное развитие  «Путешествие в мир волшебного мыла»
Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое, детское).
Уточнить и закрепить знания детей о том, для чего используют мыло в повседневной жизни; уточнить знания о геометрических формах (овальная, прямоугольная, квадратная).
В процессе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами жидкого мыла: растворяется в воде, пенится, образуя множество пузырьков.

Прогулка

 

Инд. работа по физо.

Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2 -3 метра.

1.На прогулке игры - забавы с мыльными пузырями.

Цель: организовать соревнование на самый большой мыльный пузырь. Создать радостное настроение.

2. Подвижные игры «Мыльные пузыри», «Поймай пузырь». Способствовать двигательной активности детей.

Вечер

 

 

Инд.работа по рисованию.

Цель: закреплять умение рисовать предметы круглой формы, правильно держать карандаш.

 

 

1.Подъем детей, гимнастика пробуждения, ходьба по «Дорожке Здоровья»

2.Чтение стихотворения С. Михалкова «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу». Цель: Познакомить детей с новым произведением, побеседовать по содержанию, создать у детей настрой по выполнению гигиенических правил.

3. Трудовое поручение + с.д. уборка в своих  шкафчиках для верхней одежды. Цель: приучать к хозяйственно – бытовому труду, вызвать желание помогать взрослым.

Взаимодействие с родителями

Привлечь родителей к созданию мини-музея «Мыльные чудеса»  Способствовать развитию детско-родительских отношений, привлекать к участию в жизни группы, обогащать предметную среду.

  Четверг 29.11.2018 г.

Режим

 

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

 

Заучивание стихотворения

 Все микробы и бациллы.

Как огня боятся мыла.
Нужно ручки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг:
Мыло – наш надёжный друг!

1.Отгадывание загадок по картинкам. Цель: учить отгадывать загадки и находить соответствующие картинки

2.Д.и. «Кукла Маша проснулась» цель: закреплять знания одежды, развивать умение одеваться в правильной последовательности.

3. Проблемно – игровая ситуация «У нас в гостях Замарашка»;

4. К.Г.Н. цель: учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.

Внесение плотной ткани тёмного цвета, мыльные остатки (обмылки), трафареты. 

НОД

 

1.Музыкальное развитие по плану музыкального руководителя.

2. Художественно-эстетическая деятельность  Рисование  цветной мыльной пеной. «Облака», «Гроздь винограда».

Оно развивает у ребенка фантазию.
1 способ: На чистом белом или цветном листе бумаги кусочком мыла изобразите предметы, затем цветными карандашами наносится фон.
2 способ: жидкость для мыльных пузырей разлить по стаканчикам и добавить в них акварельные краски. Цветные пузыри пускать на белый лист бумаги.

Прогулка

 

Инд. работа по физо.

Цель: закреплять умение кидать снежные комочки вдаль

 

 

 

1.Наблюдение «Взрослые и дети». Цель: Уточнить знания детей об особенностях физического развития разных возрастов людей, чем схожи, чем отличаются, развивать интерес к изучению себя.

2.Трудовое поручение + с.д. расчистка площадки от снега. Цель: учить действовать лопаткой, доводить начатое дело до конца.

3. Подв.игры с мячом: «Передай мяч» цель: учить передавать мяч ,не роняя и не останавливаясь. «Подбрось-поймай», цель: учить действовать с мячом.

Вечер

 

 

Инд. работа по конструированию. Цель: закреплять знание строительных материалов, умение создавать знакомые постройки.

 

 

1.Подъем детей, босохождение, ходьба по «Дорожке Здоровья»

2.Просмотр мультфильма «Доктор Айболит» цель: доставить радость детям, закрепить желание детей сохранять и беречь свое здоровье.

3. Эксперимент: смывание с рук гуаши разными видами мыла и простой водой, мытьё игрушек с мылом и простой водой. Результат: грязь, гуашь и следы от шариковой ручки хорошо и быстро смывает хозяйственное мыло.
Результат: хозяйственное мыло убивает микробы, расщепляет и смывает грязь.
"Мойся мыло не ленись
Не выскальзывай, не злись,
Ты зачем опять упало,
Буду мыть тебя сначала".

4. Рассматривание иллюстраций «Что надо делать, чтобы быть здоровым»

5.Трудовая деятельность:

«Стирка полотенец», «Мытье машинок, столов».

Взаимодействие с родителями

Фото - выставка: «Мыльная неделя» фотоматериалы по теме проекта из режимных моментов.

Памятка для родителей в информационном уголке: «Мыловарение в домашних условиях.»

 

Пятница 30.11.2018 г.

Режим

 

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

 

 эксперимент: «мыльные пузыри»,  из какого мыла появляются быстрее и лучше (твёрдого, жидкого)
Результат: лучше и быстрее из жидкого мыла.
Вывод: мыльные пузыри эластичные и легче получаются из жидкого мыла, они хорошо выдуваются.

1.Знакомство с правилами личной гигиены.

2.Прослушивание песни «Моем руки»

Руки чтоб помыть, сперва

Засучим мы рукава.

Да, сперва засучим мы рукава.

Мы на «Раз» имеем план-

Открываем плавно кран,

Мы на «раз»

Открываем плавно кран.

Мыло мы возьмем на  «два»,

Намочив его едва,

На счет «два»

Намочив его едва.

Мыло мы назад положим,

Пеной мылим нашу кожу.

Долго, долго мылим руки-

Все, как сказано в науке.

Наконец, на счете «три»

Появились пузыри.

На «четыре» мыло смоем,

Аккуратно кран закроем.

А на «пять»

Станем руки вытирать

И опять

Эту песню напевать.

Выставка плакатов на тему: «Как я дружу с водой и мылом» 

Способствовать развитию детско-родительских отношений, повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

НОД

.

1.Речевое развитие Заучивание наизусть стихотворения «Мыло бывает разным-преразным»  М. Яснова

1. Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его.
2. Учить детей отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста.
3. Добиваться хорошего запоминания стихотворения, используя приёмы моделирования.
4. Учить детей читать стихи выразительно.
5. Развивать поэтический слух.

2.Художественно-эстетическое развитие Лепка «Да здравствует мыло душистое».

Закрепить умения детей овладевать основными гигиеническими навыками: умываться;

развивать самостоятельность, приобщать к здоровому образу жизни;

работать над чётким произношением звуков, слов;

учить детей лепить мыло, раскатывая кусочек пластилина круговыми и продольными движениями ладоней рук, сплющивать при помощи ладоней и пальцев рук, придавая нужную форму.

Прогулка

 

Инд. работа по физо.

Цель: закреплять умение ходить в колоне по одному.

 

 

1.Наблюдение за деревьями и кустарниками под снегом. Цель: формировать знания о жизни деревьев зимой.

2.Трудовое поручение + с.д. Сбор снега к корням деревьев. Цель: объяснить детям, зачем это необходимо для деревьев, учить трудиться.

3.На прогулке игры- забавы с мыльными пузырями.

Цель: организовать соревнование на самый большой мыльный пузырь. Создать радостное настроение.

Вечер

 

Инд. работа по аппликации. Цель: закреплять умение намазывать клеем готовые формы и заклеивать на бумагу.

1.Подъем детей, закаливающие процедуры.

2. Чтение стихов о спорте. Цель: Учить внимательно слушать стихи, отвечать на вопросы по содержанию, вызвать желание самим заниматься физкультурой.

3. Сенсорная игра «Узнай мыло по запаху». Цель развивать сенсорные способности детей.

4. Трудовое поручение дежурным. Цель: закреплять у детей желание помогать младшему воспитателю в сервировке и уборке стола.

5. Вечер загадок и отгадок об умывальных принадлежностях.

Взаимодействие с родителями

Выпуск книжки-ширмы для родителей «Советы Мойдодыра»;

Сформировать осознанное отношение к гигиеническим процедурам;

Заинтересовать  родителей в воспитании у детей аккуратности.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательский проект в средней группе "Мы и Олимпийские игры"

представлен план проектной деятельности в средней группе "Мы и Олимпийские игры"...

Исследовательский проект в средней группе «Волшебные свойства магнита»

ДАННЫЙ ПРОЕКТ РЕАЛИЗОВЫВАЛСЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.В ЕГО РАМКАХ БЫЛ ПРОВЕДЕН ЦИКЛ ОЫТОВ, ИГР И ЗАНЯТИЙ.ДЕТИ ПОЗНАКОМИЛИСЬ СО СВОЙСТВАМИ МАГНИТА, С ИХ ВИДАМИ, А ТАК ЖЕ ИЗГОТОВЛИЛИ ВМЕСТЕ С ВОСПИТАТЕЛЕМ МАГН...

Творческо-исследовательский проект в средней группе «Что растёт в огороде?»

Творческо-исследовательский проект в средней группе «Что растет в огороде?»Цель:  Познакомить и обобщить знания детей о народных традициях, расширить  и обобщить знания  детей об овощах...

Образовательный познавательно-исследовательский проект в средней группе «Дом, в котором я живу» . педагог Шкилева Елена Валерьевна

На сегодняшний день тема проекта актуальна тем, чтобы воспитать любовь к своей малой родине, к своему поселку и дому. Познакомить детей с разнообразием исторических ценностей мировой архитектуры...

Исследовательский проект в средней группе по теме "Волшебное мыло"

Проект направлен на развитие познавательного интереса у детей  к исследовательской деятельности....