"Использование музыкально-ритмических движений при проведении утренней гимнастики в ДОУ".
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кирьянова Елена Александровна

В статье подчеркивается значение утренней гимнастики в физическом и психическом развитии дошкольников . А так же значение музыкально-ритмических движений в решении данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utrennyaya_gimnastika.doc35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                               

Использование музыкально-ритмических движений при проведении

                            утренней гимнастики в ДОУ.

     Одной из главных задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями, является нравственное воспитание дошкольников и формирование у них основ здорового образа жизни.

     Необходимым условием гармоничного развития личности ребенка является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки уже в дошкольном возрасте у большинства детей наблюдается дефицит двигательной активности, обусловливающая появление гипокинезии, которая, в свою очередь, может вызвать ряд серьезных изменений в организме дошкольника. Поэтому грамотному планированию и организации двигательной активности в детских садах  уделяется большое внимание, в частности одной из форм физкультурно-оздоровительной работы – утренней гимнастике.

     Двигательная деятельность, будучи специфической формой человеческой деятельности, способствует совершенствованию организма, включая все основные средства физического воспитания. Посредством двигательной деятельности осуществляется взаимодействие организма с окружающей средой. Дефицит двигательной активности может выступать в качестве тормозящего фактора реализации интеллектуального и физического потенциала ребенка. Здоровье человека можно определить как состояние полного физиологического, психического и социального благополучия.  При этом главным источником укрепления здоровья человека является его  систематическая активность  в течение всей жизни. Задача каждого дошкольного учреждения – растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными.

     Гимнастика – важная составляющая физического воспитания. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органов, регулировать нагрузку с учетом возраста, уровня физической подготовленности. Гимнастика – это школа движений, которая обеспечивает высокую двигательную культуру. Во время гимнастики формируются жизненно важные прикладные навыки и умения: правильно ходить, бегать, прыгать, преодолевать препятствия и др., при этом развиваются волевые, эстетические и физические  качества, дети овладевают сложными движениями, с которыми повседневно встречаются в быту, труде. Как средство воспитания гимнастика имеет многовековую историю.

     Утренняя гимнастика – одна из наиболее распространенных форм физкультуры. Проводимая после сна, она тонизирует организм, повышает основные процессы жизнедеятельности организма, обеспечивает постепенный переход организма из состояния покоя к его повседневному рабочему состоянию. У детей, систематически занимающихся гимнастикой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья. Физические упражнения и форма проведения зарядки подбирается в соответствии с планом и с учетом возраста.

     В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика проводится перед завтраком. Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического (формирование правильной осанки, развитие физических качеств), умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

     Традиционная гимнастика состоит из: вводной части – непродолжительная ходьба, легкий бег; основной части – ОРУ или другие виды физических упражнений: хороводные, подвижные игры, музыкально-ритмические движения и заключительной части – ходьба, малоподвижная  игра. На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка является умеренной. Физические упражнения благотворно влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. Музыкальное сопровождение помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

     Одним из ритмопластических направлений, используемых в процессе физического воспитания в ДОУ, является танцевально-ритмическая гимнастика.  Эта гимнастика – доступна, эффективна, эмоциональна, поэтому широко используется и во время утренней гимнастики. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

     Использование танцевально-ритмических движений во время утренней гимнастики способствует развитию опорно-двигательного аппарата; формирует правильную осанку; содействует профилактике плоскостопия, развитию чувства ритма, познавательной активности, эмоционального выражения.

     Утренняя гимнастика с использованием музыкально-ритмических движений строится следующим образом: в водной части используются движения динамичного характера: строевые упражнения, разные виды ходьбы, чередующиеся с бегом. Основная часть состоит из общеразвивающих упражнений, выполняемых под музыку. В заключении основной части детям предлагаются музыкально-ритмические упражнения, которые используются и раздельно, и могут составлять композицию. В заключительной части используются упражнения на расслабление и малоподвижная игра.

     Таким образом, проведение утренней гимнастики может быть разнообразно. Использование на зарядке музыкально-ритмических движений превращает ее в веселую игру, повышает настроение и жизненный тонус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкально-ритмических упражнений в логопедической практике

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Ритм чистоговорок, слоговых дорожек, ...

«Использование музыкально-ритмических упражнений с детьми дошкольного возраста.»

Музыка- одно из могучих средст эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Использование музыкально-ритмических упражнений в детьми дошкольного ...

сценарии развлечений с использованием музыкально - ритмических игр

Развиваем звуковысотный слух, чувство ритма и совершенствует умение игры на детских музыкальных инструментах....

Досуг для родителей с детьми.Тема: «Развитие речи и умственных способностей посредством использования музыкально-ритмических и пальчиковых игр»

Тема: «Развитие речи и умственных способностей посредством использования музыкально-ритмических и пальчиковых игр»Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства ...

Цикл занятий по физической культуре с использованием музыкально-ритмических композиций для детей 4-7 лет

Цикл занятий по физической культуре с использованием музыкально-ритмических композиций для детей 4-7 лет...

Презентация "Использование музыкально-ритмических игр и артикуляционных распевок для музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста»

 Главная цель педагога- развивать способности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить её с самого раннего детства.     ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ С МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕМАТИКОЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ДОШКОЛЬНИКАМИ КАК ЧАСТЬ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В настоящее время во всем мире резко увеличивается популяция школьников, имеющих выраженные признаки дезадаптивного поведения с трудностями в обучении, но не имеющих клинических диагнозов. Они находят...