Консультация "Чистота - залог здоровья"
консультация (младшая группа)

Аникьева Галина Ивановна

публикация содержит воспитание чистоплотности, гигиеническое воспитание. здесь вы ознакомитесь с правилами мытья рук, уход за ногтями, одеждой, гигиена полости рта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_chistota-zalog_zdorovya_anikeva_g.i._.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

                        МБДОУ «Приморский детский сад»

      Консультация на тему:

«Чистота – залог здоровья»

Подготовила: воспитатель Аникьева Г.И.

Вторая группа раннего возраста

                                              п. Приморский 2020 г.

        Личная гигиена – один из основных факторов, влияющих на состояние здоровья взрослых и детей. первые уроки гигиены младенец усваивает неосознанно в период новорождённости, когда после купания и переодевания ощущает комфортное состояние, обеспечиваемое чистотой.

       В возрасте около года, когда дети начинают стремиться к самостоятельности, следует начинать обучение навыкам самообслуживания. Точные сроки формирования гигиенических навыков указать невозможно, они определяются индивидуальными особенностями ребёнка, терпением и настойчивостью родителей.

       Научить ребёнка умываться, одеваться, пользоваться ложкой, убирать свои игрушки, чистить зубы, сморкаться, полоскать горло для многих родителей становится сложной задачей. Гораздо проще, а главное быстрее сделать всё самому, чем наблюдать за хаотичной активностью малыша, который всё делает медленно, неловко, неумело, постоянно отвлекается. Но если период, когда ребёнок стремится всё делать самостоятельно, упущен, в дальнейшем у него пропадает это желание, и формирование навыков самообслуживания превращается в проблему.

       Существует мнение, что дети легче осваивают навыки гигиены в коллективе. Некоторые родители считают: «В саду его быстро всему научат!» - это абсолютно неправильная позиция. Естественно, никто не ждёт от ребёнка, посещающего ясли, полной самостоятельности. Воспитатель и помощник воспитателя помогут всем, кому нужна помощь. Всех покормят, оденут и разденут, умоют и высадят на горшок. Но малышу гораздо легче адаптироваться к детскому саду, если он заранее освоит полезные бытовые навыки.

        Длительность периода адаптации к дошкольному учреждению у разных детей составляет от 2-3 недель до 3-4 месяцев. И одной из причин длительной и тяжёлой адаптации является отсутствие самостоятельности у ребёнка. Задача родителей – с любовью и терпением формировать у малыша самостоятельность, в том числе необходимые гигиенические навыки.

       Мытьё рук   является самой распространённой гигиенической процедурой. Грязные руки могут стать источником многих заболеваний. К «болезням грязных рук» относятся: острые кишечные инфекции, дизентерия, гепатит А, брюшной тиф, а также некоторые глистные инвазии: энтеробиоз, аскаридоз. Вирусы ОРВИ и гриппа сохраняются на загрязнённых руках несколько часов, и их можно занести на слизистые оболочки полости рта, глаз, носа и таким образом заразиться.

       Мыть руки тёплой водой комфортнее, чем холодной, но на эффективность процедуры температура воды практически не влияет. Доказано, что антибактериальные марки мыла не обладают большей эффективностью, чем обычное туалетное мыло. Антибактериальные средства могут вызвать аллергические реакции. При частом использовании они уничтожают нормальную микрофлору кожи способствует возникновению новых штампов возбудителей инфекционных заболеваний, устойчивых к антибактериальным препаратам. Антисептические гели для рук на спиртовой основе и антисептические салфетки для рук следует использовать только в экстренных случаях, когда нет возможности вымыть руки в проточной воде с мылом.

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ БЫТЬ ПРИМЕРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ВЗОСЛЫЕ САМИ ДОЛЖНЫ ПРАВИЛЬНО МЫТЬ РУКИ!

Правила мытья рук:

  1. Снимите с рук украшения – часы, кольца.
  2. Закатайте повыше рукава.
  3. Намочите руки под струёй воды и намыльте их мылом для пены.
  4. Энергично потрите не менее 20-30 секунд ладони, тыльную сторону кистей, запястья, пальцы, между пальцами и под ногтями.
  5. Смойте большим количеством воды мыльную пену.
  6. Прежде чем закрыть кран чистыми руками, оботрите его салфеткой или облейте пригоршне воды.
  7. Тщательно высушите руки, несколько раз промокнув его чистым сухим или одноразовым полотенцем.

        Обычно дети с удовольствием намыливают руки, важно научить тщательно смывать с рук пену и вытирать руки насухо. одновременно с мытьём рук следует научить умывать лицо и шею. Лицо умывают после мытья рук: утром (после сна), днём (после дневного сна), вечером (перед сном), после прогулки, после посещения детского сада. Умывая лицо, нет необходимости каждый раз использовать мыло. Малышу нужно объяснить, что намыливать и вытирать лицо нужно лёгкими движениями, без энергичного растирания.

        Ежедневно перед сном следует вымыть ноги и провести интимную гигиену. Вечерние гигиенические процедуры можно выполнять перед душем.

        Подмывать интимную область девочки можно только спереди назад.   Струю воды нужно направлять со стороны живота. Во время интимной гигиены девочки нельзя раздвигать половые губы, чтобы не травмировать нежную слизистую оболочку. Для интимной гигиены у ребёнка должно быть отдельное полотенце, идеально чистое и мягкое. После процедуры нужно высушить вымытые места, промокнув их полотенцем. С 6-7 лет нужно приучать девочку к самостоятельным гигиеническим процедурам.

       Гигиеническая ванна с мылом проводится 2 раза в неделю. Мыло, даже детское, при более частом использовании нарушает естественную защиту кожи. Гели для душа и пенна для ванн могут вызывать раздражение слизистых оболочек половых органов. Купание должно проходить в спокойной обстановке, на положительном эмоциональном фоне и доставлять ребёнку удовольствие.

ПОСАДИВ МАЛЫША В ВАННУ, НЕЛЬЗЯ ОТХОДИТЬ ОТ НЕГО И ТЕМ БОЛЕЕ ОСТАВЛЯТЬ ЕГО ОДНОГО. ПЫТАЯСЬ ВСТАТЬ, ОН МОЖЕТ ПОДСКОЛЬЗНУТЬСЯ И УПАСТЬ, ОН МОЖЕТ ВКЛЮЧИТЬ ГОРЯЧУЮ ВОДУ И ОБЖЕЧЬСЯ. РЕБЁНОК МОЖЕТ ЗАХЛЕБНУТЬСЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ В ВАННЕ ОЧЕНЬ МАЛО ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ.

 

        Мыть голову детским шампунем рекомендуется 1-2 раза в неделю. У детей до 4-х лет волосы очень тонкие и хрупкие, они легко спутываются и вырываются при расчёсывании. Стянутые заколками и резинками волосы на виска и надо лбом редеют. Поэтому маленьким девочкам лучше носить короткие волосы. Стрижка должна учитывать особенности роста волос в этом возрасте. Детские волосы растут вертикально, и как правило, на голове отчётливо виден центр роста волос. Оптимальная причёска для малыша – недлинные волосы, лежащие естественным образом. Если волосы причёсаны «на пробор», нужно постоянно менять место пробора. Для расчёсывания лучше использовать щётки с гладкими деревянными зубьями.

       Ушные раковины и слуховые проходы после ванны, душа, посещения бассейна нужно просушить. Для этого лучше воспользоваться готовыми «ушными» ватными палочками с ограничителями или сделать из ваты маленькие плотные жгутики. Для каждого слухового прохода используйте отдельную палочку или жгутик. Аккуратными промокательными движениями просушите ушки малыша. Если в слуховом проходе скопилась ушная сера, её нужно удалить. Смочите жгутик вазелиновым или детским маслом и введите в слуховой проход осторожными вращательными движениями на глубину не более 0,5 см. если сера расположена глубже и удалить её не удаётся, необходимо посетить ЛОР- врача. Оториноларинголог удалит серу и порекомендует использование специальных аптечных препаратов для её удаления.

       Ногти ребёнку нужно подстригать по мере их отрастания. Для этой цели удобно использовать специальные безопасные детские ножницы с закруглёнными концами. Ногти на руках подстригают в форме полукруга, на ногах по прямой линии, чтобы избежать врастания ногтя. Подрезать ногти нужно непрерывными движениями ножниц, а затем проверить, нет ли выступающих острых частей.

       Одежду ребёнка следует стирать при каждом загрязнении. Бельё, носки, колготки необходимо менять ежедневно. Пижаму, в которой ребёнок спит в детском саду, и спортивную форму (если она имеется), нужно стирать каждую неделю. Для стирки детской одежды следует использовать специальные, предназначенные для этой цели порошки или детское мыло. После стирки бельё необходимо тщательно прополаскивать. В машине-автомат следует установить режим дополнительного полоскания. Совместная стирка взрослых и детских вещей нежелательна, так как при температуре 40 градусов не все микробы уничтожаются. Нельзя оставлять выстиранное бельё надолго в стиральной машине, так как влажность способствует размножению бактерий.

      Ребёнок дошкольного возраста должен иметь свою отдельную посуду – чашку, тарелки, столовые приборы. Совершенно недопустимо взрослому и ребёнку пользоваться одновременно одной чашкой или ложкой, пить из одной бутылки. С самого раннего возраста необходимо приучать к аккуратности во время приёма пищи. Малышу нужно показывать, как правильно пользоваться столовыми приборами, объяснять, что пить и есть нужно бесшумно, жевать с закрытым ртом. Все успехи отмечать похвалой, а неудачу не превращать в трагедию. Следует отметить, что положительный пример действует сильнее, чем многократные подробные объяснения. Для воспитания хороших манер самое главное, чтобы все члены семьи ели правильно.

        Гигиена полости рта является важнейшим фактором профилактики заболеваний зубов и дёсен. Правильный уход за зубами подразумевает тщательную чистку зубов 2 раза в день. Зубы необходимо чистить утром и вечером после приёма пищи. Если чистка зубов осуществляется до завтрака (дома), то после завтрака (в детском саду нужно прополоскать рот водой).

       Специалисты считают, что правильно и качественно чистить зубы ребёнок может научиться к 8-9 годам.  А чистить зубы нужно начинать с момента появления первого зубика. Естественно, эта обязанность ложится на плечи родителей. Для грудных детей существуют специальные щётки – напальчники из силикона, затем можно использовать специальную силиконовую зубную щётку. К 2-м годам у малыша должна появиться первая настоящая зубная щётка. В этом возрасте следует начинать обучение правилам гигиены полости рта. В возрасте от2 до9-10 лет ребёнок чистит зубы вместе с родителями, с помощью взрослых, под их постоянным контролем. Обучение должно происходить в форме игры. Ребёнку нужно объяснить, для чего нужно чистить зубы.

       Детям до 5 лет рекомендована очень мягкая зубная щётка. Детям от 5 до 12 лет – мягкая. Щётка должна быть с короткой рабочей поверхностью (головкой), охватывающей 2-2,5 зуба, около 20 мм. Такой щёткой легче манипулировать во рту, проще добраться до труднодоступных задних зубов. Соединение головки зубной щётки с ручкой должно быть мягким, подвижным. При таком соединении уменьшается риск повреждения дёсен и слизистой оболочки полости рта во время процедуры. Перед чисткой зубов необходимо тщательно вымыть руки с мылом, а после чистки прополоскать рот. После каждой чистки щётку нужно тщательно промыть под проточной водой и намылить головку щётки мылом. Щётку можно оставить намыленной, можно смыть мыло. Щётку следует хранить в отдельном стаканчике головкой вверх. Зубную щётку можно использовать 3 месяца, затем нужна новая щётка. Заменить щётку следует после перенесённого острого заболевания.

       Родители должны быть примером для своих детей. невозможно объяснить малышу, почему ему нужно ежедневно и тщательно чистить зубы, если родители сами этого не делают.

      Правша должен держать щётку в правой руке хватом сверху. Во время чистки зубов рот должен быть открыт. Наружную поверхность передних зубов чистят вертикальными движениями щётки от десны к краю зуба. На верхней челюсти – движения сверху вниз, на нижней челюсти – движения снизу вверх. Очень важно чётко объяснить главный принцип – щётка движется от дёсен к зубам. При движении щётка должна слегка поворачиваться вокруг своей оси, как бы сметая налёт с зубов.

      После освоения техники правильных движений можно переходить к чистке щёчных поверхностей зубов, такими же вертикальными движениями от дёсен к краю зубов.

     Затем нужно научить чистить жевательные поверхности верхней и нижней челюстей –движениями зубной щётки от боковых зубов к передним зубам.

    Во время обучения взрослый находится рядом с ребёнком. Контролируя его действия и дочищая те участки зубов, которые ребёнок не может качественно вычистить. В 5 лет начинается прорезывание первых постоянных зубов, а затем смена молочных зубов на коренные даже если к этому возрасту ребёнок достаточно хорошо владеет зубной щёткой, ему необходима помощь родителей.

НАУЧИВ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ЧИСТИТЬ ЗУБЫ, ВЗРОСЛЫЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ ЕМУ ПРЕКРАСНЫЙ ПОДАРОК – ЗДОРОВЫЕ И КРАСИВЫЕ ЗУБЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

     К 1 году малыша следует научить правильно сморкаться. Правильное очищение полости носа позволяет быстрее излечиться от насморка и является профилактикой развития отита.

     Для того чтобы высморкаться, нужно прижать одно крыло носа к носовой перегородке и несильно выдуть воздух из второй половины носа. Рот при этом должен быть открыт. Сильное резкое сморкание может привести к забросу слизи через слуховую трубу в барабанную полость с последующим развитием отита.

     Для того чтобы ребёнок понял,  как это сделать, следует показать ему, что выдувать воздух («дуть») можно не только ртом, но и носом. Для этого можно подуть на верртушку, заставляя её вращаться, вначале ртом, а затем носом.

     При насморке следует использовать бумажные одноразовые платки или салфетки и сразу же их выбрасывать. Очень часто сморкаться не следует, поскольку это вызывает раздражение воспалённой слизистой оболочки носа. Для профилактики заболеваний полезно промывание носа и носоглотки ребёнка после возвращения из детского сада. Для промывания используются физиологический раствор 9% поваренной соли или специальные препараты на основе морской соли (спреи «Аква ЛОР», «Физиомер», «Хумер» и т.д.)

      Воспитание чистоплотности. Изобретение памперсов облегчило уход за детьми, и теперь многие родители не торопятся приучать ребёнка к горшку. Но с точки зрения врача, чем быстрее ребёнок перестанет пользоваться памперсами, какими бы «комфортными, сухими, дышащими» они ни были, тем лучше для его здоровья. Внутри подгузника создаётся неправильный температурный режим, а это опасно развитием патологии репродуктивной сферы у мальчиков и раздражением слизистых оболочек половых органов у девочек.

      Чтобы приучить ребёнка к горшку, нужно начиная с 8-9 месяцев высаживать его на горшок после сна, перед прогулкой, после еды. Очень важно, чтобы малышу было удобно. Горшок должен быть устойчивым, а сиденье не должно быть холодным.

     Если у малыша выработался определённый режим опорожнения кишечника, например сразу после завтрака, следует высаживать на горшок его в это время. Если стул не регулярный, нужно постараться уловить нужный момент. Внимательные родители по поведению ребёнка могут понять, что он готовится к дефекации: он перестаёт играть, замирает, становится сосредоточенным, присаживается на корточки. Если он не желает садиться, можно подержать его над горшком. Если малыш стремится встать, можно постараться удержать его, развлекая игрушками, но не нужно, чтобы ребёнок сидел на горшке дольше 5-10 минут.

      Малышу нужно объяснить, что памперсы ему теперь не нужны, так как он уже большой и может вести себя как остальные члены семьи, которые не пользуются памперсами. Иногда прекрасно понимая, чего от него хотят взрослые, ребёнок отказывается от горшка. Можно попробовать не одевать ему памперс, чтобы он ощутил дискомфорт. Но такое воспитательное воздействие возможно только в тёплой квартире, и оставлять ребёнка мокрым ни в коем случае нельзя. Его нужно сразу же переодеть.

      Некоторые дети боятся горшка и не хотят на него садиться наиболее часто это связано с болью во время дефекации причиной болей могут быть запор, грыжи. В таких случаях необходима консультация специалиста. Причиной негативной реакции может быть чрезмерная настойчивость родителей или связанный с горшком неприятный инцидент. Для успешного освоения этого важного гигиенического навыка нужно запастись спокойствием и терпением. Нельзя ругать ребёнка, если он совершил оплошность, достаточно лёгкого упрёка, но нужно обязательно хвалить после удачного опыта. Постепенно малыш начнёт осознавать позывы к опорожнению кишечника и мочеиспусканию и поймёт, что может управлять собственным телом.

      Для успешного формирования гигиенических навыков очень важно, чтобы самостоятельность доставляла ребёнку удовольствие. Нужно отмечать каждый, даже небольшой успех, чаще хвалить. Нельзя смеяться над неловкостью, ругать за неудачи и случайные ошибки. Взрослые должны вести себя тактично и доброжелательно. Объяснения должны быть понятными. Хорошим средством закрепления гигиенических навыков являются игры. Например, когда дети сажают кукол за стол, уместно поинтересоваться: «А куклы вымыли руки?»

     Гигиеническое воспитание – это не только формирование полезных навыков, но и профилактика развития вредных привычек. Детям следует объяснять, что нельзя:

- трогать лицо грязными руками;

- есть на улице и в транспорте;

- брать в рот пальцы и игрушки;

- пользоваться личными вещами других людей (расчёской, полотенцем);

- ковырять в носу.

     Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях. Установив правила и объяснив их ребёнку, нужно и самим их выполнять. Следует помнить, что лучший способ воспитать у малыша полезные привычки – положительный пример.

Литература: журнал «Дошкольная педагогика» №5, май, 2016.

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День здоровья "Чистота -залог здоровья"

Развлечение для детей средних и старших групп...

Спортивный праздник «Физкультура и спорт – залог здоровья» в рамках ДНЯ ЗДОРОВЬЯ.

сценарий спортивного праздника посвященный дню здоровья. содержит интересные эстафеты, подвижные игры. задачи праздника продолжать  формирование привычек ЗОЖ, желания заниматься физическими упраж...

Консультация для родителей "Здоровые зубы - залог здоровья"

Родители играют важную роль в сохранении зубов ребенка. Именно они начинают первый уход за полостью рта малыша. Очень важно поддерживать у малыша желание ухаживать за зубками....

Конспект родительского собрания "Здоровый образ жизни - залог здоровья"

Родительское собрание в нетрадиционной форме....

Информационно - творческий проект «Здоровое питание – залог здоровья»

Совместный проект  для родителей с детьми  старшего дошкольного возраста...