Проект "Здоровьесберегающие технологии,как один из методов обеспечения здоровья детей дошкольного возраста" ".
проект (подготовительная группа)

Баландина Наталья Михайловна

В новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Здоровьесберегающие  технологии, обеспечивают  каждому ребенку укрепление психического и физического развития,  музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovesberezhenie.docx42.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад№76 «Виктория»

города Смоленска

               УТВЕРЖДАЮ

Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №67 «Виктория» города Смоленска

_______________А.М Гордина

приказ от 31.08.2022 № 327од

ПРИНЯТО

на педагогическом совете муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №67 «Виктория» города Смоленска

протокол от 31.08.2022 № 1

                                                                  

                                              ПРОЕКТ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


                         автор: музыкальный руководитель Баландина Н.М.

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.

Музыка — целитель здоровья.»

Бехтерев В.

Краткая аннотация проекта

Актуальность: В новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Здоровьесбережение        становится        приоритетным направлением  в  работе многих  ДОУ, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает  осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений.

На музыкальных занятиях,  возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии.

Научная основа:  проект базируется на программах и методических пособиях музыкального воспитания – А. Бурениной. Н. Ветлугиной, О. Радыновой, а также по воспитанию здорового ребенка и диагностике – В. Алямовской, Г. Урунтаевой и др.

Сущность проекта: музыкально-оздоровительный проект состоит из блоков:

 Определение проблемы, выбор темы проекта, определение цели проекта и задач.

Сбор, систематизация, хранение информации

Условия (создание предметно-развивающей среды и условий для музыкального воспитания)

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Взаимодействие ДОУ с родителями по музыкальному воспитанию

Степень распространения: 

Представление проекта в ДОУ

Публикация материалов проекта на личной  страничке   интернет сайта

Продолжительность:  долгосрочный

Участники проекта:    воспитанники ДОУ, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, медицинский работник, старший  воспитатель, родители.

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

                 НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ВВЕДЕНИЕ 

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось и в исторических трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства. Пифагор разработал понятие-учение об эвритмии, которая понималась как – «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях»- не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Именно от Пифагора пошла традиция сравнивать, общественную жизнь с музыкальным ладом, оркестром, где каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль. Великий Платон считал, что «сила государства находится в прямой зависимости от того в каких ладах и ритмах в нем звучит музыка.

Итак, с одной стороны музыка благоприятна для организма в целом и является одним из средств физического воздействия на организм человека, (в дошкольном учреждении на физическое развитие ребенка). С другой стороны использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, ритмопластика) используемых на музыкальных занятиях развивают не только музыкальные способности, но и помогают развитию и укреплению здоровья ребенка.

Этот вывод послужили для меня стимулом к созданию проекта и внедрения его в работу по музыкальному воспитанию.

Новизна проекта:

• Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и дополнительных занятиях по обучению детей пению посредством фольклора, праздниках и развлечениях.

• Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной деятельности.

• Новые формы воздействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщение детей к здоровому образу жизни.

• Активное сотрудничество музыкального руководителя с инструктором по физвоспитанию.

Цели и задачи

Целью данной работы является организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающая каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Опираясь на современные программы и методики по воспитанию и оздоровлению детей (А.И.Буренина «Топ-хлоп, малыши», О.Н.Арсеневская “Система оздоровительной работы в детском саду»”, Г.К.Зайцев “Расти здоровым” и другие), были поставлены следующие задачи:

  • Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  • Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  • Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
  • Формировать осанку, гигиенические навыки
  • Организовать сотрудничество с родителями в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни, профилактики заболеваемости.

включать в планирование музыкальных занятий здоровьесберегающие  технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

 Образовательные задачи:

Создавать предметно-развивающую среду  и условия для формирования гармоничной, духовно богатой. Физически здоровой личности.

Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

Развивать и укреплять здоровье ребенка, через систему дыхательных упражнений. Охранять детский певческий голосовой аппарат.

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, патриотические чувства, через детский фольклор.

Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе.

Гипотеза:

развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Предполагаемый результат:

повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

устойчивость эмоционального благополучия каждого ребёнка;

повышение уровня речевого развития;

снижение уровня заболеваемости;

развитие физической и умственной работоспособности.

Этапы реализации проекта:

этапы

цель

форма работы

содержание

сроки

1 этап

организационный

Изучение литературы по данной проблеме

Накопление методического материала

Определение задач реализации проекта

самообразование

самоанализ

знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в муз. воспитании

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов работы

На протяжении всего учебного года

2022-2023

2 этап

диагностический

 

выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей

диагностирование детей при участии старшего воспитателя

разработка инструментария процесса работы

сентябрь-октябрь 2022

3 этап

практический

Создание методических разработок для реализации проекта

Музыкальные занятия с  использованием здоровьесберегающих технологий

Развлечения и досуги для детей и родителей

Музыкально-валеологические занятия

Музыкотерапия в повседневной жизни

Игротеропия в поаседневной жизни

Музыкально-физкультурные развлечения

Самообразование

Педагогический проект

Мастер-классы, консультации, творческие площадки

Тема:  «Если с  музыкой дружны – нам болезни не страшны »

октябрь-май

2022-2023

ноябрь

4 этап

обобщающий

Исследование результатов практической деятельности

перспективное планирование с учетом этих результатов

диагностика уровня развития музыкальных и творческих способностей

создание методических рекомендации, брошюр, пособий

Анализ, обобщение полученных результатов. предварительное подведение итогов. Разработка методических рекомендаций. Коррекция деятельности

Май 2023

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Условия

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны  быть созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОУ.

Поэтому при организации предметно - развивающей среды  старалась учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Организация педагогического процесса музыкального развития старших дошкольников во многом  зависит от оснащения необходимым оборудованием.  Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОУ, осуществляется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги...

Музыкальный кабинет оснащён - музыкальными игрушками инструментами, музыкально -дидактическими пособиями и играми, инструментами-самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.

    

Помещения

Процессы

Участники

1

2

3

Музыкальный

зал

Утренняя гимнастика

Музыкальные занятия

Индивидуальные занятия

Праздники, досуги, развлечения

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Групповая комната

Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках.

Индивидуальная работа с детьми.

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели.

Физкультурный зал

Утренняя гимнастика.

Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением.

Музыкально-спортивные праздники и развлечения

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели.

Территория детского сада

Праздники.

Развлечения.

Музыкально-физкультурные праздники

Спортивные праздники и развлечения

Досуги и развлечения, организованные на улице

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели.

                

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий В своей работе использую следующие здоровьесберегающие технологии:

-валеологические песенки - распевки использую в процессе проведения образовательной деятельности на этапе развития певческих навыков

- дыхательная гимнастика повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности

- артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.

- артикуляционная гимнастика - использую в процессе  проведения образовательной деятельности на этапе развития певческих навыков

- оздоровительные и фонопедические упражнения - использую в процессе  проведения образовательной деятельности на этапе развития певческих навыков

-ритмопластика, игротеропия  - использую в процессе проведения образовательной деятельности на этапе развития музыкально-ритмических движений, на досугах и праздниках

- игровой массаж повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез

- пальчиковые игры развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

- речевые игры развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность

- музыкотерапия способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

-технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы используются в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

-игротеропия – используется чаще других технологий, практически во всех видах музыкальной деятельности, так как это ведущий вид деятельности ребенка любого возраста.

Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы:

  • литературно-музыкальные гостиные,
  • театрализованные постановки;
  • беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников.

Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:

• способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,

• способствует формированию потребности в двигательной активности,

• способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,

• позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,

Сохранение здоровья детей, создание сопутствующих условий - важнейшая задача всех ДОУ.

Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей  деятельности приведет к положительному результату эффективности овладения детьми музыкальной деятельности, а также   к  формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Список используемой литературы

1. Арсеневская О. Н. "Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

2. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.

3. Подольская Е. И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

4. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – М.: Линка – Пресс,

5. «Коррекционная ритмика», авторы: М.А.Касицина, И.Г. Бородина;

6. «Адаптация ребенка в детском саду», автор И.С.Ильина;

7. Программа эмоционально – личностного развития «В мире друзей», автор 8.В.Котова;

9. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская;

10. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» авторы: М.А.Михайлова, Н.И.Воронина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание и организация работы по обеспечению физически здоровых детей дошкольного возраста».

Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в системе воспитания и образования. Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое,...

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Статья расскрывает используемые технологии здоровьясбережения для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста...

Сказкотерапия, как один из методов работы с детьми дошкольного возраста.

Невозможно переоценить роль сказок в дошкольном возрасте. ...

Опытническая деятельность - как один из практических методов экологического воспитания детей дошкольного возраста

Выступление на педагогическом совете № 2 «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО» по теме: Опытническая деятельность - как один...

Использование технологии метода теории решения изобретательных задач в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста.

Технология ТРИЗ, созданная учёным-изобретателем Т.С. Альтшульцером, получила широкое  распространение в работе дошкольных учреждений потому, что она максимально увеличивает эффективность работы п...

Проект «Чудные предметы» (Использование нестандартного оборудования, как метод укрепления здоровья детей дошкольного возраста)

Цель проекта: обогащение оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного физкультурного  оборудования, способствующей повышению  двигательной активности детей и эфф...