Роль подвижных игр в экологическом воспитании дошкольников
методическая разработка (младшая группа)

Белишко Оксана Александровна

В экологическом образовании детей немаловажную роль играют подвижные игры. Ведь удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания объектов и явлений природы, находить связь между ними, позволяет игровая деятельность. В игре у дошкольников формируются все личностные качества, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль подвижных игр в экологическом воспитании дошкольников

В экологическом образовании детей немаловажную роль играют подвижные игры. Ведь удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания объектов и явлений природы, находить связь между ними, позволяет игровая деятельность. В игре у дошкольников формируются все личностные качества, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

В подвижных играх, где отражаются впечатления от окружающего мира в образах, дети испытывают эстетические и нравственные чувства на высоком психо эмоциональном уровне. Играя, ребенок познает многогранный мир природы, учится взаимодействовать с животными, растениями, с предметами неживой природы, усваивая сложную систему отношений с окружающей средой. Подвижные игры экологической направленности также оказывают влияния на формирование у ребенка бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А полученные первичные экологические знания о природе, вызывающие положительные эмоции у ребенка, войдут в его самостоятельную игру, станут в конечном итоге ее содержанием.

В подвижных играх используются имитационно-подражательные действия, дети воспроизводят знакомые им образы зверей, птиц, насекомых и деревьев. То есть визуальные образы живой природы проецируются детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с ней, становясь активным участником познавательного процесса. Имитационно- подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и т.д.

Организуя подвижные игры педагогу, необходимо помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему ощущениях и сведениях. Только в этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировка в пространстве, способность использовать багаж уже имеющихся представлений об окружающем мире.

Рекомендуемые подвижные игры для детей раннего возраста.

Игра «Зимний хоровод».

Хороводные игры сближают малышей друг с другом, и дает им возможность представить красоту зимней природы. Дети выполняют ритмические движения под поэтический текст. Движения педагог показывает очень выразительными, образными и дополняет словами, что является новым для детей. В предлагаемом тексте есть два важных момента: описание зимнего пейзажа и того, что происходит в жизни ребенка в это время года.

Игра соответствует радостному настроению детей, которые увидели первый снег, она помогает глубже прочувствовать и осознать это событие. Ход игры: Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют хоровод.

Двигаясь по кругу, они хором произносят текст и сопровождают его движениями.

Вот пришла зима-зима,

Зима-зимушка, зима.

Хоровод движется вправо.

Выпал беленький снежок,

Выпал снег холодный. (два раза)

Дети опускают руки, медленно кружат- ся влево, потом вправо, слегка присе- дают.

На дорожках снег лежит, На деревьях снег висит

Поднимаются, показывают плавным движением рук, как расстилается снег на дороге, висит на деревьях.

Вот как побелели крыши домов.

Затем соединяют кисти рук над головой и кружатся на месте, изображая крышу дома.

Надо шубки надевать И сапожки обувать

Стоя на месте, дети изображают, как они надевают и застегивают шубки, натяги- вают сапожки.

Стало холодненько

Ох как холодненько! (два раза)

Кружатся, пританцовывают, хлопают в ладоши, чтобы не замерзнуть.

Подвижная игра «Мы осенние листочки»

Ход игры: Дети стоят в кругу. В руках у них веточки с осенними листочками (желательно с настоящими).

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки.

Стоят кругом и качают в руках листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул — полетели.

Приседают, встают и бегают в рассыпную

Мы летали, мы летали.

Все листочки так устали.

Останавливаются, опускают листочки.

Перестал дуть ветерок,

Все уселись в кружок.

Садятся в кружок.

Ветер снова вдруг подул И листочки с веток сдул

Все листочки полетели

Встают, бегают в рассыпную и тихонько садятся на корточки.

И на землю тихо сели.

Рекомендуемые подвижные игры для младшего дошкольного возраста

Подвижная игра «Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб».

Ход игры: Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, растущее на участке, имеющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например,

  • Кто быстрее найдет березу?
  • Раз, два, три — к березе беги!

Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.

Возможен другой вариант игры. Воспитатель называет отличительные признаки: самое высокое дерево, самое низкое, самое толстое, самое тонкое.

Подвижная игра «Найди пару»

Материал: листья 3-4 деревьев в соответствии с количеством детей. Ход игры: Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит:«Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три — пару найди!». Каждый должен встать рядом с тем, у кого в руках такой же лист.

Рекомендуемые подвижные игры для среднего дошкольного возраста Игра «Танец животных и растений»

Ход игры: Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 5—10 минут стать им, «переняв его форму, движения, повадки, звуки и т. п. О своем выборе участники не объявляют. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь. В заключение всем другим детям предлагается угадать то животное или растение, которое пытается изобразить участник игры. А участнику предлагается объяснить, почему он выбрал то или иное растение или животное.

Подвижная игра «Мошки и ласточки»

Ход игры: Педагог активизирует внимание детей экологической информацией: «Дети, кто знает, какую пользу приносят птицы? Птицы очень полезны, многие из них ловят назойливых и вредных насекомых, как это делает, например, хорошо знакомая вам ласточка». Выбирается «ласточка», остальные играющие — «мошки». «Мошки» разбегаются («разлетаются») по площадке, а

«ласточка» их догоняет, стараясь дотронуться до кого-нибудь рукой. Пойманная «мошка» выбывает из игры. Побеждает «ласточка», которая поймает больше «мошек».

Подвижная игра «Сова»

Желательно, чтобы до игры воспитатель показал картинку с изображением совы, узнал, что дети знают об этой птице, если надо дополняет информацию.

В лесу темно, Все спят давно.

Все птицы спят, Одна сова не спит, Летит, кричит.

Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.

Совушка-сова, Большая голова, На суку сидит, Головой вертит.

Во все стороны глядит, Да вдруг — как полетит!

Услышав слова «как полетит!», дети убегают, а сова их догоняет.

Рекомендуемые подвижные игры для старшего дошкольного возраста Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

*Возможен другой вариант этой игры: воспитатель называет слово

«воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей и океанов.

Игра с мячом «У меня в огороде»

Ход игры: Дети по кругу бросая мяч называют овощи, которые могут расти в огороде на грядке (помидор, огурец, баклажан, морковь и т.д.).

*Возможен и другой вариант этой игры: другие предметы живой и неживой природы. Например, подорожник, воробей и др. Ребёнок должен обосновать, что эти объекты делают у него в огороде. Например, воробей – клюёт гусениц с нашей капусты, подорожник я оставил, чтобы лечиться и т.д.

Игра-соревнование «Берегите воду»

Ход игры: Игроки делятся на 2 команды. Ребята каждой команды выстраиваются в ряд на расстоянии вытянутых рук. Около первого игрока стоит ведро с водой — это колодец. Первые игроки черпают воду маленьким ведерком и передают его по эстафете. Последние поливают огород (можно выливать в ведро с надписью «огород»). Похвалы заслуживает та команда, которая меньше расплескала воды. Когда вода будет полностью использована, игрок, стоящий у колодца, сообщает: «Мы носили воду, воду от колодца к огороду».

Игра «Разведчики»

На столе лежат предметные картинки и большая сюжетная (или пейзажная) картина. По команде "Разведчики, вперед!" дети должны выбрать те картинки, которые характерны для места, изображенного на большой картине: что обычно можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д., и положить около картины.

Ребенок придумывает ситуацию, оправдывающую его выбор. Например, если около картины с изображением фермы он положил изображение автобуса, объяснение может быть таким: "В автобусе приехали доярки".

Игра «Угадай, кого поймал»

Ход игры: Педагог предлагает детям пойти в лес и поймать там животное или насекомое. Дети изображают, как будто они кого-то ловят. Педагог говорит: «Пора домой». Дети возвращаются на свои места. При этом держат ладошки закрытыми, чтобы пойманное животное не убежало. Затем каждый из игроков по очереди без слов показывают животное, которое поймал. Например, бегает, жужжит, а потом падает на спину и болтает ногами и руками, т.е. имитирует движения жука. Дети наблюдают и отгадывают кто это. Игра повторяется несколько раз.

Подвижная игра «Стадо и волк»

Ход игры: С одной стороны площадки мелом помечаются кружки, т.е. сараи для стада. На противоположной стороне рисуется круг – логово волка. Все остальное «луг». Выбираются волк и пастух, остальные дети стадо. Стадо сидит в своих сараях, а волк в логове. Пастух подходит к каждому сараю и изображает открывание дверей. Стадо выходит пастись на луг. Дети имитируют животных, начинают блеять, мычать, ржать, прыгать и бегать. Внезапно пастух произносит «Волк!». Волк выходит из своего логова и ловит животных. Стадо убегает к пастуху и становятся за ним. Те, кого волк поймал уходят в логово к волку, и игра продолжается.

Подвижная игра «Цветы»

Ход игры: Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например, мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру.

Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Подвижная игра «Птицелов»

Ход игры: Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами.

Птицы кружатся вокруг птицелова и нараспев произносят: В лесу, во лесочке,

На зелёном дубочке Птички весело поют. Ай! Птицелов идёт!

Он в неволю нас возьмёт, Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и водящий начинает искать птицу. Тот, кого он нашёл, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Тот, кого он угадал, становится птицеловом.

В экологическом образовании детей немаловажную роль играют подвижные игры. Ведь удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания объектов и явлений природы, находить связь между ними, позволяет игровая деятельность. В игре у дошкольников формируются все личностные качества, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

В подвижных играх, где отражаются впечатления от окружающего мира в образах, дети испытывают эстетические и нравственные чувства на высоком психо эмоциональном уровне. Играя, ребенок познает многогранный мир природы, учится взаимодействовать с животными, растениями, с предметами неживой природы, усваивая сложную систему отношений с окружающей средой. Подвижные игры экологической направленности также оказывают влияния на формирование у ребенка бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А полученные первичные экологические знания о природе, вызывающие положительные эмоции у ребенка, войдут в его самостоятельную игру, станут в конечном итоге ее содержанием.

В подвижных играх используются имитационно-подражательные действия, дети воспроизводят знакомые им образы зверей, птиц, насекомых и деревьев. То есть визуальные образы живой природы проецируются детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с ней, становясь активным участником познавательного процесса. Имитационно- подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и па- мять, фантазию и т.д.

Организуя подвижные игры педагогу, необходимо помнить, что ребё- нок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему ощущениях и сведениях. Только в этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировка в пространстве, способность использовать багаж уже имеющихся представлений об окружающем мире.

Рекомендуемые подвижные игры для детей раннего возраста.

Игра «Зимний хоровод».

Хороводные игры сближают малышей друг с другом и дает им возможность представить красоту зимней природы. Дети выполняют ритмические движения под поэтический текст. Движения педагог показывает очень выразительными, образными и дополняет словами, что является новым для детей. В предлагаемом тексте есть два важных момента: описание зимнего пейзажа и того, что происходит в жизни ребенка в это время года.

Игра соответствует радостному настроению детей, которые увидели первый снег, она помогает глубже прочувствовать и осознать это событие. Ход игры: Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют хоровод.

Двигаясь по кругу, они хором произносят текст и сопровождают его движениями.

Вот пришла зима-зима,

Зима-зимушка, зима.

Хоровод движется вправо.

Выпал беленький снежок,

Выпал снег холодный. (два раза)

Дети опускают руки, медленно кружат- ся влево, потом вправо, слегка присе- дают.

На дорожках снег лежит, На деревьях снег висит

Поднимаются, показывают плавным движением рук, как расстилается снег на дороге, висит на деревьях.

Вот как побелели крыши домов.

Затем соединяют кисти рук над головой и кружатся на месте, изображая крышу дома.

Надо шубки надевать.

И сапожки обувать

Стоя на месте, дети изображают, как они надевают и застегивают шубки, натяги- вают сапожки.

Стало холодненько

Ох как холодненько! (два раза)

Кружатся, пританцовывают, хлопают в ладоши, чтобы не замерзнуть.

Подвижная игра «Мы осенние листочки»

Ход игры: Дети стоят в кругу. В руках у них веточки с осенними ли- сточками (желательно с настоящими).

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки.

Стоят кругом и качают в руках листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул — полетели.

Приседают, встают и бегают в рассыпную

Мы летали, мы летали.

Все листочки так устали.

Останавливаются, опускают листочки.

Перестал дуть ветерок,

Все уселись в кружок.

Садятся в кружок.

Ветер снова вдруг подул И листочки с веток сдул

Все листочки полетели

Встают, бегают в рассыпную и тихонько са- дятся на корточки.

54

И на землю тихо сели.

Рекомендуемые подвижные игры для младшего дошкольного возраста

Подвижная игра «Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб».

Ход игры: Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, растущее на участке, имеющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например,

  • Кто быстрее найдет березу?
  • Раз, два, три — к березе беги!

Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.

Возможен другой вариант игры. Воспитатель называет отличительные признаки: самое высокое дерево, самое низкое, самое толстое, самое тонкое.

Подвижная игра «Найди пару»

Материал: листья 3-4 деревьев в соответствии с количеством детей. Ход игры: Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит:

«Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бе- гать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три — пару найди!». Каждый должен встать рядом с тем, у кого в руках такой же лист.

Рекомендуемые подвижные игры для среднего дошкольного возраста Игра «Танец животных и растений»

Ход игры: Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 5—10 минут стать им, «переняв его форму, движения, повадки, звуки и т. п. О своем выборе участники не объявляют. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь. В заключение всем другим детям предлагается угадать то животное или растение, которое пытается изобразить участник игры. А участнику предлагается объяснить, почему он выбрал то или иное растение или животное.

Подвижная игра «Мошки и ласточки»

Ход игры: Педагог активизирует внимание детей экологической информацией: «Дети, кто знает, какую пользу приносят птицы? Птицы очень полезны, многие из них ловят назойливых и вредных насекомых, как это делает, например, хорошо знакомая вам ласточка». Выбирается «ласточка», остальные играющие — «мошки». «Мошки» разбегаются («разлетаются») по площадке, а «ласточка» их догоняет, стараясь дотронуться до кого-нибудь рукой. Пойманная «мошка» выбывает из игры. Побеждает «ласточка», которая поймает больше «мошек».

Подвижная игра «Сова»

Желательно, чтобы до игры воспитатель показал картинку с изображением совы, узнал, что дети знают об этой птице, если надо дополняет информацию.

В лесу темно, Все спят давно.

Все птицы спят, Одна сова не спит, Летит, кричит.

Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.

Совушка-сова, Большая голова, На суку сидит, Головой вертит.

Во все стороны глядит, Да вдруг — как полетит!

Услышав слова «как полетит!», дети убегают, а сова их догоняет.

Рекомендуемые подвижные игры для старшего дошкольного возраста Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

*Возможен другой вариант этой игры: воспитатель называет слово

«воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей и океанов.

Игра с мячом «У меня в огороде»

Ход игры: Дети, по кругу бросая мяч называют овощи, которые могут расти в огороде на грядке (помидор, огурец, баклажан, морковь и т.д.).

*Возможен и другой вариант этой игры: другие предметы живой и неживой природы. Например, подорожник, воробей и др. Ребёнок должен обосновать, что эти объекты делают у него в огороде. Например, воробей – клюёт гусениц с нашей капусты, подорожник я оставил, чтобы лечиться и т.д.

Игра-соревнование «Берегите воду»

Ход игры: Игроки делятся на 2 команды. Ребята каждой команды выстраиваются в ряд на расстоянии вытянутых рук. Около первого игрока стоит ведро с водой — это колодец. Первые игроки черпают воду маленьким ведерком и передают его по эстафете. Последние поливают огород (можно выливать в ведро с надписью «огород»). Похвалы заслуживает та команда, которая меньше расплескала воды. Когда вода будет полностью использована, игрок, стоящий у колодца, сообщает: «Мы носили воду, воду от колодца к огороду».

Игра «Разведчики»

На столе лежат предметные картинки и большая сюжетная (или пейзажная) картина. По команде "Разведчики, вперед!" дети должны выбрать те картинки, которые характерны для места, изображенного на большой картине: что обычно можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д., и положить около картины.

Ребенок придумывает ситуацию, оправдывающую его выбор. Например, если около картины с изображением фермы он положил изображение автобуса, объяснение может быть таким: "В автобусе приехали доярки".

Игра «Угадай, кого поймал»

Ход игры: Педагог предлагает детям пойти в лес и поймать там животное или насекомое. Дети изображают, как будто они кого-то ловят. Педагог говорит: «Пора домой». Дети возвращаются на свои места. При этом держат ладошки закрытыми, чтобы пойманное животное не убежало. Затем каждый из игроков по очереди без слов показывают животное, которое поймал. Например, бегает, жужжит, а потом падает на спину и болтает ногами и рука- ми, т.е. имитирует движения жука. Дети наблюдают и отгадывают кто это. Игра повторяется несколько раз.

Подвижная игра «Стадо и волк»

Ход игры: С одной стороны площадки мелом помечаются кружки, т.е. сараи для стада. На противоположной стороне рисуется круг – логово волка. Все остальное «луг». Выбираются волк и пастух, остальные дети стадо. Стадо сидит в своих сараях, а волк в логове. Пастух подходит к каждому сараю и изображает открывание дверей. Стадо выходит пастись на луг. Дети имитируют животных, начинают блеять, мычать, ржать, прыгать и бегать. Внезапно пастух произносит «Волк!». Волк выходит из своего логова и ловит животных. Стадо убегает к пастуху, и становятся за ним. Те, кого волк поймал, уходят в логово к волку, и игра продолжается.

Подвижная игра «Цветы»

Ход игры: Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например, мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физ...

Роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников раннего возраста

Доклад на тему "Роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников раннего возраста"...

Презентация на педагогическом совете на тему: "Роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников".

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней физ...

Консультация «Роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников»

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физ...

Роль подвижной игры в физическом воспитании дошкольников

Роль подвижной игры в физическом воспитании дошкольников(консультация для родителей)...