Коррекционно - познавательное занятие "Вредные привычки.Курение"
план-конспект занятия

Левченко Елена Тимофеевна

Цели:

  • Формирование осознанного негативного отношения  к курению;
  • Воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье;
  • Коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vrednye_privychki_kurenie.docx43.87 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»

Коррекционно- развивающее занятие

«Вредная привычка. Курение»

Разработала и провела: Левченко Е. Т.

Р.п. Благовещенка

2023 год

Вредная привычка: курение

Цели:

  • Формирование осознанного негативного отношения  к курению;
  • Воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье;
  • Коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.

Ход:

  1. Организационный момент
  2. Добрый день. Ребята  обратите внимание  у нас сегодня гости.
  3. Введение в тему.

Ребята. Смотрите я сегодня на занятие принесла пакет, хотите посмотреть ,что в нем? Вы должны на ощупь определить что это, назвать и только потом достать.

В пакете лежат полотенце, зубная щетка, мыло, зубная паста, шампунь, крем, расческа, носовой платок. Обучающиеся по очереди на ощупь определяют предметы, называют их и достают

- Как можно назвать эти предметы и средства одним словом?

 ( Оставить только мыло, крем, зубную пасту, положить к ним пачку сигарет и спичек.)

-Найдите признак, по которому можно все разделить на две группы.

-Почему так разделили? В чем польза первой группы и вред второй?

-А как вы думаете, какая тема нашего занятия?

Итак, тема нашего занятия: «Вредная привычка. Курение»

А как вы думаете, каковы цели нашего занятия?

Что же означает само слово «курение»? В энциклопедическом словаре сказано: «Курение - вдыхание некоторых тлеющих растительных продуктов (табак, опиум и др.). Курение табака - одна из наиболее распространенных вредных привычек, отрицательно влияющих на здоровье курильщика и окружающих его людей...»

Откуда же появился табак?

Европейцам долгое время не было известно курение табака. Все началось в XV веке, когда Колумб высадился за океаном в далекой и неведомой стране. Американские индейцы, одними из первых начавшие потреблять табак, использовали его в малых дозах как стимулирующее средство, для подавления голода и жажды, а также как болеутоляющее. Выкуривание небольшого количества табака проводилось во время военных переговоров, для подтверждения дружбы, усиления боевого духа воинов. Стоит отметить, что курение не было главным способом потребления табака. Чаще индейцы добавляли табак в пищу, жевали листья, пили сок табака или сироп.

Табак попал сначала на корабли Колумба, а потом с легкой руки его матросов – в Европу, в 1560 году табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в благодарность Жану Нико это целебное средство Екатерина Медичи стала называть никотином.

В Россию тлеющие головешки завезли английские купцы через Архангельск.

Из-за неосторожности курящих в Москве и в других городах России стали случаться пожары… Царь Михаил Фёдорович вёл жестокую борьбу с курильщиками. Увидев, что дело приняло столь неприятный оборот, запретил табак и даже ввел различные наказания. Наши предки видели в них происки злых сил.

… Затем Петр I, разрешил продажу табака и установил правила его распространения.

Так постепенно все народы пристрастились к курению.

Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал всюду:

Борьба велась во всех странах.

В России подружившихся с синим дымом, наказывали: I раз — 60 ударов палками по стопам, II-й раз — отрезали нос или ухо, В 3 раз садили на кол. Жестоко, однако во благо.

Но даже жестокие методы борьбы с курением не смогли победить этот порок человечества. И в наше время курильщиков очень много. Среди них все возрастные категории - от детей до престарелых. Курят мальчики и девочки, курят мужчины и женщины, курят даже беременные. Возраст приобщения к курению снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 лет у девочек.

Игра «Ассоциации на слово «курильщик».

Цель: сформировать негативное отношение к курению.

Представьте себе человека который уже курит очень давно и расскажите как вы его себе представляете.

Дети по кругу перекидывают мяч и называют ассоциацию на слово «курильщик»

(жёлтые зубы, ухудшение внешности, неприятный запах, и т.д.)

Хотите ли вы быть похожими на таких  непривлекательных людей? (ответы детей).

- Многие говорят, что курение никак не влияет на здоровье.  Иногда от курильщика можно услышать: «Какое ваше дело, курю я или нет. Это мой организм, хочу и отравляю его. Это мое личное дало». Правильно ли это?

– Сейчас, ребята, мы посмотрим отрывок из мультфильма «Ну, погоди!»

Просмотр фрагмента мультфильма “Ну погоди”(5 серия, пролог)

Беседа по просмотренному мультфильму

– Почему Волк взял в рот несколько сигарет? (Чтобы напустить в будку как можно больше дыма).

– Что произошло с Волком, когда он начал курить сразу несколько сигарет? (Он покраснел, у него закружилась голова, он чуть не попал под машину, упал и сильно ударился).

– Почему с ним такое произошло?

(ответы детей)

 Что же случилось с Зайцем? Почему Зайчик в будке стал кашлять, хотя сам не курил?

(Потому что табачный дым вреден не только для самого курящего, но и для того, кто находится рядом.)

Следующая. игра «Собери или расшифруй слово» ( на карточках разрезаны слова ни-ко-тин, смо-ла, у-гар-ный газ).

-Что это за вещества?

-Как вы думаете, где они содержаться?

Никотин- это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание. Причем никотин не выводится из организма, он там накапливается и разрушает его.

Смолы- это названия нескольких веществ, которые образуются при горении табака.

Угарный газ-это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.

В табачном дыме сигареты содержится более 100 вредных для здоровья человека веществ.

А теперь посмотрим небольшой опыт.

Оборудование опыта:

Пластиковая бутылка с крышкой.

Резиновая трубка длиной 5 см

Ватные шарики

Пластилин

Сигарета, лучше без фильтра.

Спички.

В крышке пластиковой бутылки проделать отверстие размером с диаметр трубки. Вставить трубку и замазать щель пластилином. В один конец трубки вставить ватный шарик, в другой – сигарету. Завернуть крышку. На дно бутылки положить ватные шарики.

Демонстрационный прибор готов.

Сжав бутылку, выдавив из неё часть воздуха. Зажечь сигарету и начать равномерно ослаблять давление на бутылку. Сигарета начинает дымиться.

Ребята обратите внимание, что вата стала коричневой. Это – табачный деготь – яд, который содержится в дыме. Если помазать уши кролику этим дегтем, он заболеет и умрет.

 Говорят, что капля никотина убивает лошадь. Воробьи и голуби погибают, если к их клюву всего лишь поднести палочку, смоченную никотином. Собака погибает от половины капли.

Если перевести никотин на сигареты, то 1 капля никотина содержится в 25 сигаретах. Для взрослого человека одна пачка, выкуренная за один приём, смертельна, для детей – полпачки. И это было доказано множеством фактов. Например, во Франции однажды проводился чудовищный конкурс «Кто больше выкурит». В результате двое горе-победителей умерли, выкурив по 60 сигарет, остальные же участники были отправлены в больницу в тяжёлом состоянии.

Маленькая девочка умерла только из-за того, что в комнате, где она спала, положили табак в связках.

Смерть может наступить даже от одной сигареты, если она выкурена впервые. Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в 1 прием. Систематическое поглощение некрупных, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.

Действительно, при первом курении у человека обычно першит в горле, учащённо бьётся сердце, во рту – противный вкус, в глазах темнеет, голова начинает кружиться, тошнит… И это не случайно. Так организм человека борется с ядом и «говорит» хозяину: «Не губи себя! Никогда не пробуй больше!» Ну, а если за одной сигаретой последует другая, то организм перестаёт сопротивляться: человек привыкает к курению, а потом уже и бросить трудно.

Давайте, сравним здорового и курящего человека

Посмотрите на картинку и ответь на вопрос, на что влияет курение?

За последние годы мы уже успели привыкнуть к людям, которые вместо обычных сигарет курят электронные. Часто они называют себя вейперами , а вместо слова «курить» предпочитают использовать глагол «парить».

Что такое электронная сигарета?

Начнём с истории. С чего всё началось

В мире огромное количество людей стало умирать из-за курения

Стала вестись пропаганда о вреде курения.

Как продолжилось

В 2003 году изобрели электронную сигарету, а затем и вейп (паритель).

Производители электронных сигарет стали вести пропаганду о безопасности парения, внушая людям что в них не содержится никотина,а исследований влияния парителей на здоровье не было.

К чему пришли

  • Появилась мода на парение (вейпинг)
  • Увеличилось общее количество курильщиков, которые впоследствии возвращаются или переходят на сигареты
  • Увеличилось количество курящих детей

Сравните состав сигарет и электронных сигарет.

Все эти  вещества могут вызывать интоксикацию организма.

Проведённое исследование показало, что при вдыхании пара умирают клетки легких и крови.

Процент разрушения от 20 до 50% клеток!

.Содержащийся в жидкости для заправки ЭС никотин – при попадании в организм через кожу или желудок способен вызвать тяжелые отравления вплоть до смертельного исхода. Самые доступные жидкости для вейпов по-прежнему приходят в Россию из Китая. Что именно в них намешано — проверить трудно. Нередко товар оказывается просроченным или некачественным. Поэтому многие вейперы предпочитают будить в себе юного химика и замешивать жидкости самостоятельно. Так и дешевле, и спокойнее. Вместо заправки можно использовать практически все что угодно — от лекарства до наркотиков. Все это может не только пагубно повлиять на ваше здоровье, но и привести к смерти. А еще вейпы могут взрываться.

А сейчас я предлагаю выполнить упражнение «Верно – неверно», а для этого нужно встать.

 Я буду зачитывать высказывания. Если высказывание, на ваш взгляд, верно, вы поднимаете руки вверх, неверно – машете отрицательно головой.

  1. Курить это модно.
  2. Некурящие страдают из-за вдыхания табачного дыма
  3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.
  4. Табакокурение является одной из основных причин заболевании сердца
  5. Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами.
  6. От дыма желтеют зубы и пальцы.
  7. Изо рта плохо пахнет.
  8. Кожа у курильщика рано стареет.
  9. Если бросить курить, быстро потолстеешь.
  10. Курящий человек плохо различает вкус еды. Снижается аппетит.
  11. Дым сигарет загрязняет легкие – делает их черными, вызывает кашель и отдышку.

12 С сигаретой ребенок кажется взрослее.

Давайте поразмыслим над вопросом: «Почему дети начинают курить?»

Психологическая игра «сюрприз»

Цель игры: выяснить и обсудить мотивы начала курения.

Материалы: непрозрачная красивая коробка на ней надпись – «Ты слабак!».

Ребята, посмотрите, какая красивая коробочка у нас есть! То, что в ней лежит «плохо», «нельзя», «запрещено» и даже опасно.

(Коробочка в руках у ведущего в руках. Но каждый ученик может проявить себя по отношению к коробочке, как хочет.)

Прием «Мозговой штурм»

- Как вы думаете, что бы это могло быть? (дети предлагают свои версии)

(

Вывод: Вы все знали, что то, что лежит в коробочке это – «плохо», «нельзя», «запрещено» и даже опасно, но, несмотря на это, открыли коробочку. Вы даже не захотели принять во внимание предупреждение.

Так бывает и в жизни, все знают, что курение это плохо, нехорошо и даже опасно, но все же пробуют и даже употребляют их.

Воспитатель фиксирует первую распространенную причину курения..

2. Рисунок-работа в парах.

- Чтобы найти следующую причину курения, выполним задание “Рисунок”. Возьмите одну на двоих ручку и один лист. Теперь каждый из вас будет рисовать свой рисунок, не сообщая о нем соседу! Одной ручкой одновременно, т.е. держите вместе, и на одном листочке! (3 мин.)

- Покажите, что у вас получилось и расскажите, что вы чувствовали. Какие у вас были ощущения от такой совместной работы?

Кто-то расскажет, что настойчиво рисовал свое, кто-то посчитал, что легче сдаться и стал водить своей рукой чужой рисунок! Делаем вывод, что так же и в жизни - при давлении на нас нам порой легче подчиниться, чем вести свою линию! Мы не умеем сказать: “Нет”, а это так необходимо во многих ситуациях!

-Выведите из этого эксперимента вторую причину курения, распространенную среди подростков!

- Это давление.

3. Проигрывание с удочкой и рыбками.

- Представьте себе двоих ребят (в виде рыбок). Один из них плавает и думает: “Если закурю, то сразу стану взрослым, независимым, девочке понравлюсь, друзья начнут уважать…” Рисовал он такие картины в своем воображении, рисовал, и в один день показалась “приманка” на крючке – ему представилась возможность закурить. (К рыбке с магнитом подносим удочку с магнитом)

- Как вы думаете, попадется он на крючок? Да, он на крючке сигареты. Его неправильные представления о взрослении и важности подтолкнули на этот крючок!

- Легко ли рыбе сорваться с крючка? Это стоит ей больших усилий, так же трудно освободиться от курения!

Один взрослый мужчина сказал: “Думал, я осилю сигарету, но это она осилила меня”.

Вывод: третья причина курения – ложные представления. (Это модно, круто…Я стану взрослее, меня начнут уважать…) Однако, известно, что рано начавшие курить ребята, отстают от своих ровесников в развитии: и в умственном, и в физиологическом, и в социальном. Так, они не достигают успеха не только в учебной деятельности и спорте, на уроках физкультуры, но и продолжают по-детски реагировать на трудные ситуации: больше конфликтуют со взрослыми, ссорятся с ровесниками, не умеют самостоятельно принимать зрелые решения! Сигарета не помогает им взрослеть! Они обманули себя!

4. Опыт с “Пепси-колой”.

- Знаете ли вы, какие продукты входят в состав этого напитка? - Сахар, кофеин, кукурузный сироп, пищевые красители, консерванты, газированная вода.

- Как вы думаете, что произойдет, если я добавлю еще один новый ингредиент? Добавим к напитку немного соли. Как она повлияла на “Пепси-колу”? (Происходит бурная реакция – пена поднимается до края стакана)

- Что произойдет, если я добавлю в два раза больше соли?

Прежней бурной реакции уже не произошло, но изменится вкус и цвет.

- Почему уже нет той реакции? Что показывает наш эксперимент, если “Пепси-кола” символизирует человеческий организм, а соль вещество, которое находится и в сигаретах.

Для организма вещество сначала в новинку. Организм с трудом его принимает и будет отторгать. Но со временем человек его приучает, никотин становится частью организма, т.е. происходит привыкание! Бурной реакции мы уже не видим. Однако, от сигареты у зависимого появляется потребность в большей дозе!

- Может ли “Пепси-кола” выполнить свое первоначальное предназначение?

– Нет, вкус испортился, а соль только усиливает жажду, изменился цвет напитка. Все это говорит, что изменения в организме от никотина коснутся каждой клеточки, ничто не останется незагрязненным!

Приходим к выводу о четвертой причине курения – привыкании, потребности в больших дозах.

- Развивающийся организм особенно чувствителен к действию ядовитых веществ! Курение будет разрушать все его органы.

А как вы думаете, ребята, много ли людей на земле курят?

Дети высказывают предположения.

По подсчетам ученых, каждый третий человек на земле курит. А это значит, что некурящих людей на земле значительно больше, чем курильщиков.

И это неспроста, так как сильных людей больше чем слабовольных и они понимают опасность сигарет.

А опасность заключается в том, что:

Курение отнимает жизнь. Курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет.

Курение добавляет болезни. Все органы человеческого тела страдают от табака.

Курение отнимает наши деньги, которые можно было бы потрать на что-то полезное.

_Ребята, а кто знает , сколько стоит пачка сигарет?

Давайте посчитаем, сколько стоит выкуривание по одной пачке сигарет в день в течении одного года. Я узнавала одна пачка самых дешевых сигарет стоит 100 рублей, а пачка самых дорогих 550 рублей.  В месяц при покупке самых дорогих будет тратиться 16500 рублей, а самых дешевых 3000 рублей. То есть если курить самые дешевые сигареты будешь тратить 36000 рублей, а если самые дорогие то 198000 рублей в год на дым, на яд. Что можно купить на эти деньги?

Курение мешает работе. Многие компании уже отказываются брать на работу курильщиков.

Курение становится причиной пожаров, от которых гибнут люди, уничтожаются материальные ценности.

Курение - это немодно. Сейчас в моде гладкая, ухоженная кожа, ослепительно белые зубы, спортивная фигура и крепкие мышцы.

Ребята, сейчас нам с вами нужно собрать картинку, ответив на вопросы, а для начала нужно перевернуть карточки и правильно сложить их.

На доске прикрепляется шесть карточек мозаики обратной стороной. Получив от детей правильный ответ на вопрос, переворачивается соответствующая карточка, и постепенно открывается знак «Курить запрещается!»

1. Втягивание дыма тлеющих растений – это … (курение).

2. Человек, предложивший тебе закурить, должен услышать твой … (отказ).

3. Курение плохо влияет на все внутренние …(органы) человека.

4. Растение, которое используют для курения … (табак).

5. Курение – это вредная …(привычка).

6. Яд, содержащийся в табачном дыме - …(никотин).

- Посмотрите, что это за знак?

(Не курить)

_Видели ли вы где  ни будь этот знак?

-Приведите примеры мест, где курение запрещено.

-От табакокурения в мире ежегодно умирает около шести миллионов человек. Это больше, чем от войн, ДТП, алкоголя, наркомании…

- Распространение табакокурения в России - самое высокое в мире.

- Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирает до 500 тысяч человек.

- До 500 тысяч человек уничтожено без авиации, без артиллерии, без подводных лодок…

- Из-за курения умирает  6 человек ежеминутно…

Европа и Америка отказываются от сигарет. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией. На Западе молодежь занимается спортом, ведет здоровый образ жизни. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить. День 31 мая объявлен как Всемирный день без табака.

В России так же приняты законы против курения. У каждого человека есть право дышать чистым воздухом. Курильщики не должны вредить здоровью остальных людей. Существует «Антитабачный закон» - федеральный закон ФЗ – 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который  был принят в 2013 году.

   На основании этого закона курить нельзя в общественных местах (в образовательных  и  учебных организациях, в мед. учреждениях, в любом  виде общественного транспорта, в общежитиях, не рабочих местах, на детских площадках и АЗС)

   Если проигнорировать ограничение, то есть риск получить штраф за курение в общественном месте. Штраф за вовлечение несовершеннолетних в курение табака: от 1000 до 2000 рублей для граждан, от 2000 до 3000 руб. для родителей ребенка.

В России ведется антитабачная реклама в СМИ, так же ведется антитабачная реклама на пачках сигарет и др.

- В народе сложено много пословиц о вреде курения. И следующее задание «Сложи пословицу»:

У вас на столе конверты № 2 Вам необходимо правильно собрать разрезанную пословицу:

  • Один курит, а весь дом болеет.
  • Курить много табака – поубавится ума.
  • Кто табачье зелье любит – тот сам себя губит.
  • Кто курит табак, этот себе враг.
  • Если хочешь долго жить, брось курить.
  • От кого табаком несет, тот сам себя не бережет

- Ребята, мы с вами сегодня, много говорили о курении, как о вредной привычке.

Следующая игра: «Закончи предложение»

Я зачитываю начало предложения, а вы должны его закончить.

1. Если хочешь долго жить

Сигареты брось…(курить)

2. вас мы очень – очень просим

Не курите...(папиросы).

3. коль ты у мамы не дурак –

Срочно брось курить… (табак)

4. Чтобы стал наш мир иным

Исчезнет пусть …(табачный дым)

5. Напоминаем каждому с любовью –

Курение вредит …(здоровью)

  1. Итог. Рефлексия.
  2.  Наше занятие подходит к концу Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Дети. Да. \ Нет. \ Не очень.

  За одно занятие мы, конечно же, не смогли рассмотреть всех проблем и последствий, связанных с курением. Но хочется надеяться, что вы задумываетесь над тем, курить или не курить и, главное, в курении ли состоит сущность настоящего современного человека.

Выбирайте здоровый образ жизни!

Будьте счастливы не только в молодости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.

Эффективность познавательной деятельности зависит от способности детей  к познанию окружающей действительности.Однако в настоящее время увеличилось количество детей  испытывающих трудн...

Интегрированное коррекционное познавательно-речевое занятие по теме « Что нам осень принесла»

Это итоговое занятие по лексической теме "Осень" в старшей  логопедической  группе  для детей с ОНР.Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях Задачи:Коррекционно-о...

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» коррекционно - познавательное занятие для учащихся 2 класса

Занятие предназначено для учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида....

«Система коррекционной педагогической работы по формированию познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ Тема проекта: коррекционно – психологическая программа «Театралия – чудесная страна»

Актуальность. Практическая направленностьСоциально – коммуникативное развитие и социальное воспитание детей дошкольного возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или...

Итоговое интегрированное коррекционное познавательно-речевое занятие по теме: "В гостях у Осени"

Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях. Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Активизировать  и уточнить словарь по теме – Осень.2. Совершенствование грамматическог...

Логопедический коррекционно-познавательный проект «Мастер слова»

Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается невнятная речь, недостаточное развитие моторики речи двигатель...