Массаж и самомассаж для развития мелкой моторики (картотека)
картотека (средняя группа)

О важности развития моторики рук говорили многие ученые на разных этапах развития человечества. Еще античные мыслители, например, великий Кант, доказывали, что кисть руки – не что иное, как наружная выпуклость человеческого мозга. Впоследствии подобную мысль высказал и Сухомлинский, подарив миру знаменитую фразу – «Ум ребенка на кончиках его пальцев». Иван Павлов – первый россиянин, ставший нобелевским лауреатом, также отмечал, что руки учат голову, а потом наоборот, и это круговой процесс. Именно поэтому ответственным родителям, которые стремятся развивать ребенка не только физически, но и интеллектуально, с первых дней жизни малыша важно научиться делать пальчиковый массаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл massazh_dlya_ruk_kartochki.docx181.67 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

 

Упражнения на развитие мелкой моторики рук


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Массаж и самомассаж рук (с мячом - ежиком)

- Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

- Взад-вперед его гоняю, (смена рук)

- Им поглажу я ладошку, (соответственно)

- Будто я сметаю крошку, (смена рук)

- И сожму его немножко, (соответственно)

- Как сжимает лапу кошка (смена рук)

- Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

- И другой рукой начну (смена рук)

- А теперь последний трюк:

- Мяч летает между рук, (переброс мяча)

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

САМОМАССАЖ  ЛАДОНЕЙ

Исходное положение:

Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш находится в вертикальном положении

между ладонями и выполняет функции массажера.

Содержание упражнения:

Перемещать ладони вперед-назад, передвигая карандаш только мягкими частями

ладоней.

Дозировка: до 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.

«Карандаш в руках катаю

свои ручки разминаю

раз, два, три, четыре, пять

буду карандаш катать»

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Самомассаж (поверхностный) внешней стороны кисти руки

Исходное положение:        
Положить на стол карандаш горизонтально. Прикрыть ее ладонью с выпрямленными пальцами.
Содержание упражнения:

Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения
от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей  поверхности кисти руки, накрывающей карандаш.        
Дозировка: до 3-4 движений от кончика каждого пальца.

«Карандашик я катаю

Сильно ручки разминаю»

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Самомассаж (глубокий) внешней стороны кисти руки

Исходное положение:

Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть руку ладонью так, чтобы она

оказалась у основания пальцев и зрительно делила кисть руки на две части.

Содержание упражнения: выпрямленными пальцами другой руки с силой нажимать, пружиня мышцы первой  части кисти руки.

Переместить пальцы на вторую часть кисти и аналогичным способом подпружинить

мышцы.

Дозировка:  3-4 раза для каждой части кисти.

«Карандашик я катаю

Сильно ручки разминаю»


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Пружинка

Исходное положение:

Взять карандаш вертикально подушечками указательного и большого пальцев.

Содержание упражнения:

Сжимать карандаш, с силой пружиня ее, как бы желая расплющить.

Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением.

Перехватить карандаш в вертикальном положении большим и средним пальцами,

большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами

пружинящие движения.

После того как все пальцы подпружинили, положить карандаш на стол и стряхнуть

кисть руки, расслабляя ее.

Дозировка: 2-3 раза для каждой комбинации пальцев.

«Я пружинку буду жать

Ручки буду разминать

Как сожму я всю пружинку

Сразу буду молодчинка»

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Спускаемся по лесенке

Исходное положение:

Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью и основанием

большого пальца. Удерживать карандаш в этом положении.

Содержание упражнения:

Перехватить карандаш снизу другой рукой.

Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх-вниз.

Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке.

Дозировка: 2-3 раза с обязательным расслаблением кисти.

«Спускаемся по лесенке

Поем мы с вами песенки»

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Качели

Исходное положение:

Зажать карандаш в горизонтальном положении четырьмя пальцами.

Содержание упражнения:

Попеременно нажимайте то указательным пальцем, то мизинцем на концы карандаш.

Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.

Дозировка: 2-3 раза.

«Птицы с юга прилетели

И построили качели»

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Дудочка

Исходное положение:

Взять карандаш как обычно держат дудочку.

Содержание упражнения:

Вариант  А: Поднимать и опускать пальцы в произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке.

Вариант  Б: Нажимать на «дудочку» всеми пальчиками последовательно, высоко их поднимая.

Дозировка: произвольная, с расслаблением кисти руки после выполнения упражнения.

«Я на дудочке играю

Всех в округе забавляю»


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Трудолюбивый муравей

Исходное положение:

Зажать карандаш между указательным и средним пальцами.

Содержание упражнения:

Указательный и средний пальцы «шагают» или «бегут» вперед по столу до его края, удерживая при этом карандаш. Движения пальцев напоминают движения муравья, который тащит соломинку.

Дозировка: 2 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
           

«Ползти в песочницу
            Муравьям не хочется»

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Косичка

Исходное положение:

Взять карандаш за один конец и держать вертикально указательным и большим

пальцами одной руки.

Содержание упражнения:

Перехватить ниже карандаш указательным и большим пальцами другой руки.

Перехватывая карандаш указательным и большим
пальцами то одной руки, то другой, «дойти» до другого конца ручки.
Движения пальцев напоминают плетение косички, их можно повторить снизу вверх, сжимая при этом карандаш с максимальной силой.
Дозировка: «сплести» 2-3 «косички», после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

«Я плету косичку

Для своей сестрички»

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Пальчики»

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой. Затем - большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки и проговаривают стишок:

- Наши пальчики, как ноги,

- Побежали по дороге.

- Очень быстро мы бежали,

- Но споткнулись и упали.

«Кольца»


Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия — синхронные движения на обеих руках.


Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Замок»


Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Потянули, потянули
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

«Пальчики-труженики»

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Пальчики гуляют»

Пошли пальчики гулять,
А вторые – догонять.
Третьи пальчики – бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.

«В гости к большому пальчику»

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Утята»

Поочередно сгибать сначала все пальцы правой, а затем левой руки, начиная с большого. Со звуков «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Раз-два — шли утята.
Три-четыре — за водой.
А за ними плелся пятый.
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался —
Громко-громко запищал:
—  Пи-пи-пи!
— Не пищи!
Мы тут рядом, поищи!


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Бараны»

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Капитаны»

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой самомассаж для развития мелкой моторики руки»

Буклет для родителей, рассказывающий о массе рук и пальчикой гимнастики для подготовки руки к письму....

Консультация "Игровой самомассаж на развитие мелкой моторики рук"

Движение пальцев и кистей рук имеют и особое развивающее значение, так как  оказывают огромное влияние на разкитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Показать влияние м...

Консультация для родителей «Самомассаж для развития мелкой моторики рук детей»

Консультация для родителей«Самомассаж для развития мелкой моторики рук детей»Полноценное и своевременное формирование речи - это одно изосновных условий дальнейшей успешной жизни маленьког...

Массаж пальчиков карандашами для развития мелкой моторики

Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша,  способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук....

Развитие мелкой моторики. Картотека "Пальчиковые игры"

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие ...

"Массаж ручек, как способ развития мелкой моторики рук дошкольников"

Пальчиковый массаж и самомассаж - один из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так как не является обязательным в программе дошкольного и школьного образования.Игровой...

Мастер-класс: «Игровой массаж рук как средство развития мелкой моторики»

Презентация мастер-класс "Игровой массаж рук как средство развития мелкой моторики"...