мастер-класс «Мяч в жизни дошкольника».
материал

Полина Викторовна Болдырева

Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях дошкольного учреждения

Одной из главных задач ДОУ, в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Проблема оздоровления детей — это работа не одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx268.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Мастер-класс «Мяч в жизни дошкольника».

Подготовил: инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад № 6 «Сказка», Болдырева Полина Викторовна.

Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях дошкольного учреждения

Одной из главных задач ДОУ, в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Проблема оздоровления детей — это работа не одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

           В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в нашем дошкольном учреждении имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования основ здорового образа жизни.  Для полноценного физического развития в ДОО созданы комфортные условия, имеется физкультурный зал, оснащенный спортивным оборудованием, батутами, пятиопорным комплексом со скалодромом,  шведской стенкой. В каждой возрастной группе учреждения оформлены спортивные уголки. На территории ДОУ имеется спортивная площадка.

           В ДОУ разработана и реализуется программа «Здоровый малыш» на 2022-2026 годы (Приказ 63 от 01.09.2022г), основной целью которой является обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников  и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Программа регулирует деятельность медицинского и педагогического персонала в вопросах оздоровления, развития физической подготовленности детей и формирования у них мотивации к здоровому образу жизни.

Реализуется программа по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Степ - аэробика», рабочая программа по физической культуре, так же план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.              

С целью укрепления здоровья, предупреждения развития туберкулезного заболевания у детей с начальными проявлениями туберкулезной инфекции и полного клинического излечения детей с малыми и затихающими формами туберкулеза и во исполнение Приказа Министерства здравоохранения РФ от 22.11.95 N 324 «О совершенствовании противотуберкулезной помощи населению РФ», постановления  Главы Барабинского района от 25.01.2022 №176 «О работе группы оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией в МКДОУ №6 «Сказка» Барабинского района НСО» в ДОУ функционирует   оздоровительная  группа для детей с туберкулезной интоксикацией, такая группа единственная в районе.

В группе предусмотрено 15 мест для направления детей из  семей – очагов бациллярного туберкулеза на льготных условиях. На сегодняшний день группу посещают 11 детей. Осуществление оздоровительной, образовательной деятельности, присмотр и уход за детьми осуществляют два воспитателя  ВКК, прошедшие в 2021 году курсы повышения квалификации по теме: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста», младший воспитатель, имеющий курсовую подготовку. В группе работает медицинская сестра, инструктор по ФК, музыкальный руководитель. С целью сохранения и укрепления психического здоровья  педагог-психолог реализует план по психологическому сопровождению воспитанников группы оздоровительной направленности на 2022-2023 учебный  год. В групповом помещении  имеется рециркулятор для обеззараживания воздуха, воспитанники группы 3 раза в год посещают кабинет спелеотерапии.

Медицинский и педагогический персонал проводит комплексное оздоровление детей с учетом состояния их здоровья согласно Плану оздоровительно-профилактических и санитарно-гигиенических процедур в группе оздоровительной направленности. План включает следующие направления работы: физкультурно-оздоровительное, психологическое, оздоровительное, лечебно-профилактическое. Результаты проведенных мероприятий отслеживаются по завершению учебного года путем мониторинга заболеваемости воспитанников.

Формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о ЗОЖ, организовать совместные спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы и т. п. 05.04.2023г в ДОУ прошел Родительский кампус, приуроченный к Дню Здоровья.

Налажено сотрудничество с МБОУ СОШ №92 в направление  физкультурно-оздоровительной работы. Ежегодно в рамках проведения Дня Здоровья приглашаем своих выпускников (первоклассников) на спортивное мероприятие.

Педагогический коллектив в физкультурно- оздоровительной деятельности применяет здоровьесберегающие технологии,  технологии проектной деятельности, личностно-ориентированные технологии, систему игровых технологий, направленных на формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни, на взаимодействие         педагогов и родителей в вопросах здоровьесбережения.

Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид - игры мячом.  История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. Для ребенка мяч – это предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает, ловит и т.п., что развивает его эмоционально и физически. 

Сегодня вашему вниманию я хотела представить  мастер-класс «Мяч в жизни дошкольника».

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги! Сегодня свой мастер-класс начну с загадки:

Стукнешь о стенку, а я отскачу.

Бросишь на землю, а я подскачу.

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу.

Что это такое коллеги? Да действительно это МЯЧ.

Тема мастер-класса «Мяч в жизни дошкольника».

Мяч – это самая универсальная, удобная, динамическая игрушка.

Положительные стороны игр с мячом:

1. Развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость, глазомер, меткость.

2. Мячи разного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук.

3. Ребёнок получает положительные эмоции.

4. Игры с мячом совместные, приобщают ребёнка к коллективу, учат совместным действиям.

Сегодня подвижные спортивные игры заменяются компьютерными, делается упор на интеллектуальное развитие детей. Недостаточная физическая активность детей, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса.

Ведущие педагоги не рекомендуют спорт в дошкольном возрасте для достижения высоких результатов, а советуют использовать отдельные элементы спортивных игр и упражнений с мячом, элементы соревнования, воспитывая положительное отношение к спорту, потребность к самостоятельным занятиям.

Практическая часть:

Давайте поиграем!

Игра «Виды спорта с мячом»

Дорогие коллеги, какие спортивные игры и виды спорта с мячом вы знаете? (Футбол, баскетбол, волейбол, теннис, баскетбол, хоккей с мячом, велобол, гандбол, крикет, бильярд, крокет.)

Я буду бросать вам мяч, тот, кто получит мячик называет вид спорта с мячом или игру с мячом. Затем возвращает мяч мне. И т.д

Проиграв в эту игру, мы с вами не только вспомнили о различных видах спорта, но и активизировали словарный запас. Играя с детьми в подобные игры, мы расширяем их словарный запас.

В детском саду спортивные игры как футбол, хоккей с мячом, баскетбол. Пионербол и.т д. не рекомендуется проводить полноценные игры, из-за непосильной психологической и физической нагрузки для ребенка. Но элементарные действия в спортивных играх, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. Для дошкольников достаточно освоения элементов спортивных игр. Это составляет основу для дальнейших занятий спортом.

Сейчас на примере игры баскетбол мы рассмотрим подвижные игры для всех возрастов.

В младшей группе знакомим детей с мячом, учим брать, ловить, переносить мяч. Здесь целесообразны игровые упражнения с мячом.

1. Бросание мяча двумя руками от груди.

2. Бросание мяча двумя руками из-за головы.

3. Бросание мяча об землю и попытки ловить.

4. Бросание и ловля мяча от воспитателя с расстояния 1-1,5м.

В средней группе с детьми проводят следующие игровые упражнения:

1. Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3-4раз подряд).

2. Бросание мяча об землю и ловля.

3. Бросание мяча друг другу и ловля его с расстояния 1-1,5м.

4. Отбивание мяча об землю двумя руками, стоя на месте.

5. Отбивание мяча об землю одной рукой, стоя на месте.

6. Бросание мяча об стену и ловля его.

Важно обрушать внимание, как правильно ловить мяч (встречать мяч руками, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч);

С целью изучения элементов баскетбола проводится подвижная игра «Забрось-ка!» Бросание мяча двумя руками из-за головы или от груди через сетку, веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (стоя на расстоянии 2м).

С детьми старшей и подготовительной групп начинают разучивать элементы спортивных игр с мячом: через игровые упражнения с элементами баскетбола:

1.«Мяч через сетку». Играющие располагаются по обе стороны от натянутой сетки или какого-либо ограничения на расстоянии 2-2,5м и перебрасывают мяч различными способами (снизу, из-за головы, от груди).

2. «Мяч в корзину». Играющие располагаются полукругом (или колонной по одному) перед баскетбольной корзиной и бросают мяч разными способами (двумя руками от груди, из-за головы, снизу).

3.«Низко – высоко». Ведение (отбивание) мяча на месте правой и левой рукой, меняя высоту отскока мяча.

4.«Мяч по кругу». Дети свободно располагаются по площадке, ведут мяч на месте, затем вокруг себя, попеременно правой и левой рукой.

В своей работе после знакомства детей с видами спорта и играми с мячом, для закрепления знаний использую «Круги Луллия»

Раймунд Луллий — философ, богослов и алхимик XIII века создал логическую машину — круги Луллия — для открытия новых истин и умозаключений. Позже этот принцип стали широко использовать в педагогике.

Простота конструкции позволила мне применить ее на физкультурных занятиях.

 Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно крутят круги и с интересом ждут, что им выпадет, что делает игру интереснее, так как присутствует момент неожиданности.

Благодаря этой игровой технологии можно выбрать игру и разнообразить её с помощью спортивного атрибута.

Круги Луллия использую для выбора водящего, для подвижных игр. Для деления детей на команды (два, три вида цветов раскладываю на круги, и дети по очереди вращают стрелку).

Конструкция представляет собой три круга. На каждом круге 8 секторов.

Благодаря такой конструкции можно закрепить знания с теоретической точки зрения о различных видах спорта.

Игра называется «Команда чемпионов» развивающая игра, знакомство с видами спорта. На картинках изображены забавные спортсмены и их схемы. В игре будем использовать два круга, второй и третий. Располагаем схемы на втором круге, а картинки на третьем круге и по очереди вращаем стрелку. Выпала схема, например, игра в футбол, дети анализируют схему, сравнивают к какому виду спорта подходит схема и на втором круге ищем картинку с данным видом спорта.

«Круги Луллия» развивают внимание, мышление, память, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект.

Благодаря несложной конструкции Раймондо Луллия занятия по физкультуре стали намного интереснее, разнообразнее и увлекательнее.

Кроме спортивных есть и другие разнообразные мячи:

1. Массажные: мячик-ёжик.

Давайте проведём релаксацию с таким мячом. Я буду читать стих, а вы - выполнять упражнение из стиха.

Мячик – ежик мы возьмем

Покатаем и потрем.

Вверх подбросим и поймаем

И иголки посчитаем.

Пустим ежика на стол,

Ручкой ежика прижмем

И немного покатаем,

Потом руку поменяем.

Практическая часть нашего мероприятия подошла к концу.

 Важно знать и основные ошибки воспитателей при организации работы с мячом:

  • необходимо помнить о дозировке игры, учитывая возрастные особенности занимающихся, их подготовленность и состояние здоровья;
  • нагрузку стоит увеличивать постепенно. Иногда следует прерывать игру, даже если играющие еще не почувствовали потребности в отдыхе;
  • после проведения каждой игры необходимо дать оценку и анализ, которые интересны детям, не превращаясь в скучные нравоучения.

В заключении я хочу напомнить о правилах безопасности при играх с мячом: мяч нельзя пинать, бросать в голову окружающих, его нужно использовать по назначению, строго следуя правилам игры или упражнения, внимательно слушая указания воспитателя.

HL-nyiIeFHM


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс от родителей "Сладкая жизнь"

В воскресенье, 15 ноября, в детском саду прошла "Встреча выходного дня". Родители вместе со своими детьми групп «Слонёнок» и «Чебурашка» приняли активное участие в мастер - классе «Сладкая жизнь», кот...

Мастер - класс " Сказки в нашей жизни"

Цель:Познакомить педагогов с опытом работы по использованию сказки для познавательного развития дошкольников.Задачи: ·         Расширить знания педагогов о сказ...

Мастер - класс для родителей Вторая жизнь ненужных вещей

Учить изготавливать поделки из бросового материала; развивать интерес к декоративно-прикладному творчеству...

Мастер класс для воспитателей "Вторая жизнь пластиковой бутылке"

Мастер класс для воспитателей"Вторая жизнь пластиковой бутылке"...

Мастер - класс для родителей "Новая жизнь одинокой перчатки и варежки"

В данной разработке мною предлагается практикум для родителей по изготовлению из бросового материала перчаточной куклы на развитие речи и мелкой моторики пальцев рук и кисти, в осн...

Мастер-класс. Тема: «Мяч в жизни дошкольника»

Цель: Показать родителям приемы совместной двигательной деятельности с детьми.Задачи: Формировать у родителей и детей умение выполнять движения в детско-родительской паре; сов...

Мастер класс "Формирование здорового образа жизни дошкольников"

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с анатомо-физиологическими поняттиями, строение тела человека, дать элементарное представление о строении и функции дыхательной системы организма,сформ...