Методика бодрящей гимнастики
методическая разработка

Смирнова Ольга Николаевна

методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_bodryashchey_gimnastiki.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

         «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ»

        Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально. 

       Цели, задачи и приёмы

Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

Целями проведения таких занятий является:

  • подъём мышечного тонуса;
  • улучшение настроения;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • укрепление дыхательного аппарата;
  • предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
  • воспитание привычки разминать тело после пробуждения

Для реализации поставленных целей, педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

  • приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
  • улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
  • создание позитивной атмосферы в группе.

 Это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.

  1. Сюжетность пробуждения.

Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.

  1.  Музыкальность.

Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.

  1.  Упражнения лёжа.  Эти комплексы помогают постепенно восстановить тонус мышц и перейти к более активным действиям. Для малышей этому блоку упражнений уделяется больше внимания, так как, чем младше детки, тем сложнее им адаптироваться к активной деятельности после сна.
  2. Активный блок гимнастики (или «упражнения на коврике»). В него входят задания, которые выполняются стоя. В комплекс включены махи руками, ногами, повороты туловища, приседания, хождение по массажным коврикам и т.д. Для ребят старших групп задания такие комплексы играют очень важную роль в выработке правильной осанки.
  3.  Дыхательная гимнастика. Для детей средней — подготовительной групп это чуть ли не самый важный этап работы, так как, кроме задачи общего укрепления организма и дыхательной системы в частности, упражнения помогают вырабатывать правильное звукопроизношение, что очень актуально для малышей, полноценно овладевающих речью или тех, у кого есть проблемы с речевым аппаратом.

    Виды гимнастики, или немного о терминах

        Гимнастика после сна называется корригирующей, бодрящей.

Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo — выпрямляю, исправляю) — это вид лечебной гимнастики — специальных упражнений для устранения нарушений осанки; оказывает общеукрепляющее действие (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет отдельные группы мышц); восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника.

     Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая — это всё термины одного синонимичного ряда.    Видами корригирующих упражнений могут быть:

  • коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
  • закаливание (если не считать прогулки, то закаливание — удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);
  • ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
  • физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
  • профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).

Правила проведения бодрящей гимнастики

Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций:

  1. Температура воздуха в спальне не должна быть ниже +16/+18 градусов.
  2. Выбирать комплекс упражнений нужно с учётом занятий, которые были до сна. Например, перед обедом у малышей была сюжетная игра, значит, после сна можно больше внимания уделить блоку с приседаниями, пробежками, а также поворотам тела.
  3.  Для тех детей, которые просыпаются раньше, неплохо было бы подготовить 1–2 комплекса упражнений, например, «ленивого» вида
  4. Из одежды на детках должны быть трусы и майка. Если речь идёт о холодном времени года, то пижама. Для выполнения упражнений на коврике стоит надеть чешки или носки.
  5. Отсутствие принуждения. Если ребенок отказывается работать вместе со всеми, то ругать его категорически нельзя. Нужно только выяснить, что стало поводом для такого поведения.
  6. В летнее время года блок активных упражнений рекомендуется проводить на улице.
  7. В процессе выполнения упражнений расслабление должно быть более длительным по сравнению с напряжением.
  8. Инструкции по выполнению следует повторять большее или меньшее количество раз в зависимости от эмоционального состояния малышей.

Наглядность для проведения гимнастики

Как известно, у малышей-дошколят наглядно-образное восприятие мира лидирует. Выполнение заданий должно идти в сопровождении ярких, подходящих по размерам:

  • картинок;
  • мягких игрушек;
  • слайдов;
  • плакатов.

Примерная схема проведения гимнастики после дневного сна:

  1. Гимнастика в постели («ленивая»)
  2. Ходьба по «тропе здоровья»
  3. Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки
  4. Дыхательная гимнастика
  5. Упражнения для глаз

Методика проведения гимнастики после дневного сна:

   Пока дети спят, педагог создает условия для проведения гимнастики: желательно, чтобы пробуждение детей происходило под звуки плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает. Начинать гимнастику надо с детьми, которые проснулись, остальные присоединяются по мере пробуждения.

   Гимнастика в постели может включать в себя потягивания, поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Главное – исключить резкие движения, которые могут вызвать перевозбуждение, растяжение мышц, головокружение.

Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты.

    Затем корригирующая ходьба: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, в полуприсяде. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнения, но и за осанкой. Длительность 2-3 минуты.

    Далее следует комплекс, направленный на профилактику нарушений осанки или несколько физминуток. Можно использовать кубики, мячи, обручи.

    В конце гимнастики дети под руководством воспитателя выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук водой комнатной температуры)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика проведения бодрящей гимнастики в 1 младшей группе

Значение бодрящей гимнастики, примернык комплексы...

Методика проведения бодрящей гимнастики для детей после дневного сна в детском саду

Консультация для воспитателей инструктора по физической культуре высшей категории ГБДОУ детский сад №19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга, по методике проведения бодрящей гимнас...

«Методика проведения бодрящей гимнастики после сна в ДОУ»

«Методика проведения бодрящей гимнастики после сна в ДОУ»...

Методика проведения бодрящей гимнастики

Описание как правильно проводить гимнастику после сна...

Консультация для педагогов "Методика проведения бодрящей гимнастики после сна в ДОУ"

Консультация для педагогов по теме: "Методика проведения бодрящей гимнастики после сна в дошкольном образовательном учреждении"...

Методика проведения бодрящей гимнастики после дневного сна

Создание условий для проведения с детьми 6-7 лет комплекса бодрящей гимнастики после дневного сна со спортивным функциональным оборудованием и массажными щетками для пробуждения детей, проведения орга...

Консультация для родителей "Бодрящая гимнастика после сна" Консультация для родителей на тему: "Малыши и бодрящая гимнастика"

Дневной сон для детей, а тем более для малышей, жизненно необходим для их правильного физического и интеллектуального развития. Однако, малыши после дневного сна часто остаются в полусонном состоянии ...