Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый рюкзачок»
рабочая программа (старшая группа)

Аннотация

к программе туристическо-краеведческой направленности

«Путешествуйте с нами».

Занятия спортивным туризмом представляют собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития детей. В процессе туристско-спортивной деятельности расширяется сфера общения дошкольников, происходит приобретение навыков социального воздействия, накопления положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности.

Таким образом, огромную пользу от организованных туристических прогулок (походов) получают и дети, и взрослые. Эффективно развиваются физические качества, формируются двигательные навыки, наблюдается положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей, атмосфера взаимопонимания и сотрудничества.

При составлении программы учтены следующие разделы: основы туристской подготовки, основы краеведения; экология.

Программа предназначена для   детей старшего возраста.

Продолжительность образовательного процесса 2 года.

Рекомендуемый минимальный состав группы не менее 12 человек. Это дети и их родители.

Основная форма занятий - групповая.

Занятия проходят в форме бесед, экскурсий, туристских прогулок и спортивно-оздоровительных праздников и т.д.

Цель является пропаганда физической культуры и туризма, как важного средства оздоровления и воспитания подрастающего поколения.

 Программа предусматривает следующие задачи:

Задачи:

Образовательные:

  • овладение первичными знаниями по вопросам туризма и ориентирования;
  • обучение основам туристкой подготовки;
  • овладение умениями и навыками в работе с картой и компасом;
  • обучение навыкам выживания в природной среде;
  • овладение навыками оказания первую первой медицинской помощи при ранах
  • расширение знаний у детей по истории Борисоглебского городского округа и региона в целом.

Развивающие

  • способствовать развитию устойчивого интереса к физическим упражнениям, двигательным способностям детей через освоение простейших туристских умений и навыков.
  • способствовать развитию психических процессов и расширить объем знаний в области физической культуры, туризма и краеведения.
  • развивать положительные черты характера, укрепляя понятия дружбы и взаимовыручки.

Воспитательные:

  • формирование навыков самообслуживания;
  • формирование у детей и взрослых основ здорового образа жизни;
  • формирование бережного отношения к природе родного края;
  • выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_puteshestvuyte_s_nami_1.doc291.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Содержание

 I. Целевой раздел образовательной программы.

1. 1.   Пояснительная записка.

1. 2.   Актуальность и целесообразность программы.

1. 3.   Цель и задачи программы.

1. 4.   Содержание этапов обучения.

1. 5.   Планируемые результаты освоения программы.

II. Содержательный раздел программы.

2.1.  Условия реализации программы.

2.2.  Методическое обеспечение программы.

          2.2.1.Педагогические технологии.

 2.2.2. Дидактическое обеспечение программы.

 2.2.3. Работа с родителями.

2.3. Мониторинг эффективности реализации программы.

III. Список литературы.

IV. Приложение.

  1. Целевой раздел образовательной программы.
  1. Пояснительная записка.

Наименование программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый рюкзачок».

Вид программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Направленность программы: туристско-краеведческая.

Содержательная часть Программы соответствует основным положениям следующих нормативно-правовых актов:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373.

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г.№ 2.

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28.

- Устав МКДОУ БГО Детского сада №21 комбинированного вида.

  • Положению о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Борисоглебского городского округа детский сад №21комбинированного вида (протокол № 2 от 29.11.2019 г.).

1. 2.   Актуальность и целесообразность программы.

Актуальность программы обусловлена не только потребностями и интересами воспитанниками и их родителей (законных представителей), но и государственной политикой Российской Федерации. На сегодняшний день, туризм как форма спортивно-оздоровительной работы, особенно в дошкольной среде приобретает все большее значение. Правильно организованное занятие способствует совершенствованию всех функций организма, укрепляет сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную систему, опорно-двигательный аппарат, повышает сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый рюкзачок» является средством включения детей в активную физическую деятельность и приобщения к здоровому образу жизни. Кроме того, детский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Туристический поход – путешествие в мир природы. А что может быть лучше, чем свежий воздух, великолепные места родных простор, и все это наедине с природой, с рюкзаками за спиной. К тому же это не только очень красиво и увлекательно, но еще и очень полезно. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, тем более если они проводятся на свежем воздухе. Особенно действенным в формировании ЗОЖ у детей является личный пример родителей и педагогов. Таким образом, совместные занятия по формированию навыков здорового образа жизни – главное составляющее успеха всестороннего развития ребенка. Участие родителей в физическом воспитании детей может выражаться в разных формах. Одной из таких форм– являются туристические походы. Они вызывают у детей не только устойчивый интерес к физической культуре и спорту, но и способствуют расширению общих интересов, укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций, улучшению нравственного климата, развивают организованность, отзывчивость, доброжелательность. А также совместные туристические походы – это ещё и форма разумного, полезного и приятного досуга, экологического воспитания, возможность общения с природой, знакомство с его растительным и животным миром, развитие эмоционально-эстетической и этической сферы личности ребенка. При планировании похода, с детьми проводятся беседы, предварительная работа о технике безопасности, о правилах поведения. Продумывается организация проведения мероприятий: народных, подвижных, спортивных игр и упражнений, игр малой подвижности, загадывание и придумывание загадок. Так же большое внимание уделяется работе с родителями (тематические родительские собрания, брошюры, памятки…). Решается вопрос о маршруте похода. Инструктор с родителями заранее осматривает место похода и путь следования. Распределяются обязанности по организации похода. Во время игр в походе используется природный материал, например, метание шишками в горизонтальную и вертикальную цель, спрыгивание с пенька, перепрыгивание через ручеек и др.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, средствами спортивного туризма, пробуждению интереса детей к новой деятельности. В процессе туристско-спортивной деятельности расширяется сфера общения дошкольников, происходит приобретение навыков социального воздействия, накопления положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности.

Таким образом, огромную пользу от организованных туристских прогулок (походов) получают и дети, и взрослые. Эффективно развиваются физические качества, формируются двигательные навыки, наблюдается положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей, атмосфера взаимопонимания и сотрудничества.

Содержание туристской деятельности по программе строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей и охватывает все основные сферы жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Решение программных задач отражаются в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности детей (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также через взаимодействие с семьями воспитанников по реализации программы дополнительного образования.

Адресат программы –воспитанники 5-7 лет и их родители.

Рекомендуемый максимальный состав группы – 15 человек.

Уровень освоения: ознакомительный.

Общее количество часов по программе:74ч. (1 год обучения-36ч., 2 год обучения -38ч.)

Основная форма занятий - групповая.

Занятия проходят в форме бесед, экскурсий, туристских прогулок и спортивно-оздоровительных праздников и т.д.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня. По форме и содержанию туристская деятельность в условиях детского сада очень разнообразна (игры-занятия, прогулки, походы, экскурсии и др.)                                                                                                              

С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований   продолжительность игр-занятий по туризму соответствует возрасту детей.  

Продолжительность занятия для   детей дошкольного   возраста: 30-35 минут 

Каждое занятие – игры-путешествия. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.  

I. Подготовительная часть занятия   занимает 5-15%   от   общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой.  

II. Основная часть занимает   70-85% от общего   времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа. В этой части даётся большой объём знаний, развивающие способности детей.

  1. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени.

  1. 3. Цель и задачи программы.

Цель: оздоровление и воспитание детей дошкольного возраста средствами туризма.

Задачи:

Образовательные:

  • овладение первичными знаниями по вопросам туризма и ориентирования;
  • обучение основам туристкой подготовки;
  • овладение умениями и навыками в работе с картой и компасом;
  • овладение навыками оказания первую первой медицинской помощи при ранах
  • расширение знаний у детей по истории Борисоглебского городского округа и региона в целом.

Развивающие:  

  • способствовать развитию устойчивого интереса к физическим упражнениям, двигательным способностям детей через освоение простейших туристских умений и навыков.
  • способствовать развитию психических процессов и расширить объем знаний в области физической культуры, туризма и краеведения.
  • развивать положительные черты характера, укрепляя понятия дружбы и взаимовыручки.

Воспитательные:

  • формирование навыков самообслуживания;
  • формирование у детей и взрослых основ здорового образа жизни;
  • формирование бережного отношения к природе родного края;
  • выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.

  1. Содержание этапов программы обучения.

Учебно-тематический план первого года обучения

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

Основы туристской подготовки

9

4

5

Топография и ориентирование

10

4,5

5,5

Краеведение

5

1,5

3,5

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

6

2

4

Физическая подготовка

6

2

4

Итого 

36

14

22

Содержание программы первого года обучения.

1.Основы туристской подготовки (9 ч.)

Теория (4 ч.) История развития туризма. Оздоровительная роль туризма. Знакомство с туристским снаряжением. Питание в туристском походе. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.

Практика (5 ч.) Подготовка к походу. Правила движения в походе, преодоление препятствий. Туристские слеты, соревнования.

2. Топография и ориентирование (10 ч.)

Теория (4,5 ч.) Понятие о топографической и спортивной карте. Рельеф местности и его изображение на спортивных картах. Условные знаки. Компас, правила пользования им.

Практика (5,5ч.) Работа с компасом. Способы определения точки стояния на плане. Чтение карты. Мини-соревнования по ориентированию: «В поисках сокровища»

3. Краеведение (5 ч.)

Теория (1,5 ч) Родной край, его природные особенности, история, известные земляки. История края, памятные исторические места.

 Практика (3.5ч.) Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи. Экскурсии, прогулки, экологические тропы.

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь. (6 часов)

Теория (2 ч.) Походная медицинская аптечка. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Краткие сведения о строении и функциях организма человека.

Практика (4ч.) Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Изготовление носилок

5. Физическая подготовка (6 ч.)

Теория (2ч.) Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности. Общая, специфическая физическая подготовка.

Практика (4ч.) Игры, эстафеты. Развитие равновесия, силы, гибкости, быстроты, выносливости.

Учебно-тематический план второго года обучения

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

Основы туристской подготовки

8,5

4

4,5

Топография и ориентирование

9,5

4

5,5

Краеведение

5

2

3

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

7

         2,5

4,5

Физическая подготовка

8

    2,5

5,5

Итого 

38

    15

23

Содержание программы второго года обучения

1.Основы туристской подготовки (8,5 ч).

Теория (4 ч). Значение детского туризма для оздоровления организма, познания окружающего мира и самого себя. Перечень снаряжения для однодневного похода. Туристические должности в группе, дисциплина. Питание в туристском походе. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.

Практика (4,5 ч). Подбор снаряжения в зависимости от сезона и метеоусловий. Подготовка к походу. Правила движения в походе, преодоление препятствий. Укладка рюкзака, сбор аптечки. Мини-соревнование «Собери необходимое».

 2. Топография и ориентирование (9,5 ч)

Теория (4ч). Понятие о топографической и спортивной карте. Рельеф местности и его изображение на спортивных картах. Повторение условных знаков. Компас, правила пользования им.

Практика (5,5 ч). Работа с компасом. Ориентирование на местности. Способы определения точки стояния на плане. Чтение карты. Мини-соревнования по ориентированию: «Найти пункт назначения»

3. Краеведение (5ч)

Теория (2 ч). Родной край, его природные особенности. Климат края, его влияние на возможности занятий туризмом. История края, памятные исторические места.

 Практика (3ч). Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи. Экскурсии, прогулки, экологические тропы.

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь. (7 ч)

Теория (2,5ч). Походная медицинская аптечка:состав и назначение. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Характерные заболевания в походе и их профилактика.

Практика (4,5ч). Оказание первой доврачебной помощи при различных  травмах. Изготовление носилок.

5. Физическая подготовка (8ч)

Теория (2,5ч). Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности. Общая, специфическая физическая подготовка. Техника безопасности во время участия в туристских соревнованиях.

Практика (5,5ч). Игры, эстафеты. Развитие равновесия, силы, гибкости, быстроты, выносливости. Спортивные игры.

1. 5.   Планируемые результаты освоения программы.

Предполагаемые результаты:

  • Снижение уровня детской заболеваемости.
  • Повышение показателей развития физических качеств и уровня физической подготовленности.
  • Полученные детьми знания о туризме и природе родного края позволяют найти способы укрепления и сохранения здоровья; развивать искреннее чувство любви к родным местам.
  • Повышение заинтересованности воспитанников, родителей в формировании здорового образа жизни; приобщение к физической культуре и туризму.

Результатом успешной работы по данной программе можно считать следующее:

Ребенок знает:

-  виды туризма;

- о гигиене туриста;

- правила питания;

- особенности физической подготовки юного туриста;

- ядовитые и несъедобные растения и грибы;

- лекарственные и плодово-ягодные съедобные растения;

- что такое поход, малый и большой привал;

- что взять с собой в поход;

- что такое “нормы и правила поведения в природе”;

- правила поведения при передвижении в городе, в лесу, у реки;                        

-характерные признаки топографической карты и туристической карты;          

 - определять север, юг с помощью компаса;

 -около 7 условных топографических знаков.

Ребёнок понимает:

- какую пользу приносят походы и экскурсии;

- как пешеходный туризм влияет на природу;

-что неправильно выполненные правила передвижения - это причина разрушения природы;                                                                                                                                             - что, охраняя природу, мы охраняем свое здоровье.                                                              

Ребёнок умеет:

- применять свои знания о явлениях природы;

- определять по описанию, внешнему виду, иллюстрированному материалу широко распространённые лекарственные растения;

- определять по внешнему виду (гербарий, на природе) ядовитые и несъедобные грибы и растения;                                                                                                                                    

- укладывать рюкзак;

- завязывать простейшие узлы;

- изображать основные условные знаки;

- выполнять правила отдыха на природе;

- оформлять результаты наблюдений, впечатлений в виде творческой работы (рисунок, аппликация, лепка и т.д.);

- помогать в природоохранных делах: очистке территории от мусора.

                       

II. Содержательный раздел программы.

                                                                                             

  1. Условия реализации программы.

Кадровое обеспечение: дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Веселый рюкзачок» реализовывает инструктор по физической культуре Екушева Ангелина Ивановна.

Материально-техническое обеспечение программы.

Снаряжение туристов. Одежда туристов.

Серьёзное внимание уделяется снаряжению.

Пеший

Лыжный

Маршрутная карта

Компас

Туристические знаки

Палатки

Рюкзаки

Котелок

Аптечка

Коврики

Сухой паёк

Фляжки, кружки

Салфетки

Атрибуты для игр

Лыжи

Лыжные палки

Лыжная мазь

Маршрутная карта

Компас

Туристические знаки

Рюкзаки

Аптечка

Сухой паёк

Термос с чаем

Салфетки

Атрибуты для игр

Снаряжение туриста делится:

- личное (одежда, обувь, рюкзак, принадлежности для отдыха, сухой паёк);

-групповое (палатки, посуда, оборудование для организации стоянки – предметы коллективного пользования);

-специальное (обусловленные спецификой вида похода и сложностью маршрута: канаты, средства передвижения – лыжи, санки (в зимнее время)).

Содержание аптечки: вата, йод, 1% раствор марганца, сода пищевая, нашатырный спирт, бинт стерильный, бинт простой, зелёнка, настойка валерианы, жгут и шины, синтомициновая мазь, лейкопластырь.

Состояние ребёнка во многом определяет правильно выбранная одежда. Во избежание перегрева или переохлаждения одежда должна соответствовать сезону и погоде.

Тёплый период

Холодный период

Спортивная майка

Шорты

Кеды или кроссовки

Носки

Кепка или панама

На случай похолодания: спортивный костюм или ветровка

Х\б майка или футболка

Х\б спортивный костюм

Тёплый спортивный костюм

Тёплые ботинки или войлочные сапоги

Вязаная шерстяная шапка

Куртка

Варежки + запасные

Х\б носки + шерстяные

Во избежание несчастного случая организаторы похода строго следуют инструкции по охране жизни и здоровья детей:

  1. Издаётся приказ о выходе детей за пределы учреждения (заведующая).
  2. Туристический поход с детьми проводится только после тщательного изучения маршрута.
  3. В состав взрослых участников похода должно входить не менее трёх человек.
  4. Количество детей не должно превышать 25 человек, а в лыжном сокращается до 15 человек.
  5. Одежда детей должна соответствовать сезону и погоде.
  6. Во время переходов в черте города строго соблюдать правила дорожного движения.
  7. Организаторы похода должны четко знать и выполнять свои обязанности во время похода и в ходе его подготовки.

2.2. Методическое обеспечение программы.

В целях эффективного освоения программы, а также вовлечения воспитанников в процесс обучения, поддержания интереса используются разнообразные следующие приемы и методы обучения.

  • Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой;
  • Наглядные методы: использование оборудования спортивного зала, просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов, карт, графического изображения;
  • Практические методы: спортивные тренировки, соревнования, походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводить на местности в форме соревнований, походов, сборов.

Раздел

Формы занятия

Приемы и методы

1

Основы туристской подготовки

Беседа, практические занятия

Словесные, практические

2

Топография и ориентирование

Беседа, практические занятия на местности, смотр   знаний   и умений, викторина, соревнования по мини-ориентированию, мини-соревнования «В поисках сокровища», упражнения по сбору карты, мини-соревнования по ориентированию.

Словесные,

практические,

наглядные,

работа с картами

и компасом,

дидактические

раздаточные и

иллюстративные материалы

3

Краеведение

Беседы, викторины, кроссворды, экскурсии, прогулки

Дидактические

раздаточные и

иллюстративные

материалы, практические

4

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Беседа, практические занятия на местности и в помещении, смотр знаний и умений, викторины, тесты

Словесные,

практические,

дидактические

раздаточные и

иллюстративные

материалы

5

Физическая подготовка

Тренировочные занятия в спортивном зале и на местности, спортивные и подвижные игры, эстафеты

Практические

(Приложение 1.)

  1. Педагогические технологии.

При реализации программы используются следующие педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- технология группового обучения;

- технология сотрудничества;

- игровые технологии;

- развивающие.

(Приложение 5.)

2.2.2. Дидактическое обеспечение программы.

Для занятий необходимы спортивное оборудование и инвентарь, соответствующие возрасту детей, доска магнитная, стеллажи для пособий, шкаф для пособий, магнитофон, компьютер, снаряжение для туриста (палатки, рюкзаки, компас, фонарь, географические карты, схемы и т. д.), демонстрационные и индивидуальные для каждого ребенка пособия, рабочие тетради, наглядно-иллюстративный материал (презентации, видеофильмы, таблицы, схемы и др.).  

(Приложение 6.)   

  1. Работа с родителями.
  1. День сотрудничества (собрания, беседы, консультации для родителей, показ элементов туризма, совместные подвижные игры, игры-соревнования (преодоление преград), экскурсии, прогулки, походы)
  2. Информационный стенд "Игры в походе", "Чем заняты туристы” и т. д.
  3. Подготовка и проведение встречи "За круглым столом" - опыт семейного воспитания по теме "Путешествуем семьей"
  4. Фотоальбомы, стенгазеты, фоторепортажи, спортивные дневники из опыта семейного воспитания "Добрые традиции семьи".
  5. Выпуск газеты “Совместный поход”.
  6. Организация походов.

(Приложение 3,4)


2.3. Мониторинг эффективности реализации программы.

Педагогическое обследование проводится 2 раза в год с целью отслеживания эффективности реализации программы «Веселый рюкзачок».

Проводимый мониторинг – это выявление знаний, простейших туристических умений и навыков, двигательных способностей детей и потребности к здоровому образу жизни.

Выделяются следующие области педагогического обследования:

  • Физическая подготовленность старших дошкольников.
  • Основы туристической подготовки дошкольников.
  • Основы безопасности жизнедеятельности.
  • Участие родителей и детей в мероприятиях по воспитанию здорового ребёнка.

Основными методами педагогического обследования является наблюдение, беседа, выполнение тестовых заданий, анкетирование.

Результаты педагогического обследования представляются в виде трёхуровневой шкалы: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень – представляет собой тот факт, когда ребёнок не всегда справляется с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью взрослого.

Средний уровень – выполняет задание с небольшой помощью взрослого.

Высокий уровень – ребёнок самостоятельно выполняет предложенное задание.

(Приложение 2).

  1. Список литературы

 

Литература для педагога

  1. Алиева Т. И., Арнаутова Е. П., Протасова Е. Ю. Безопасность на улице: Программно-методическое пособие.- М: Карапуз, 1999.
  2. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду, - Москва, 2004.
  3. Крапивник В., Усвицкий Будь сильным здоровым. - Москва, 1991.
  4. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика - Синтез, 2000.
  5. Поломис К. Дети на отдыхе. - Москва, 1995.
  6. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. - М.: Карапуз, 2001.
  7. Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей. - Москва, 1986.
  8. Шальков Ю.Л. Здоровье туристов. – М.: Физкультура и спорт, 1987
  9. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы – Л., Издательство, 2009
  10. Берман А.Е. Юный турист - Л., Издательство, 1994

Литература для детей и родителей: 

  1. Департамент образования пермской области: Здоровейка в гостях у малышей -Пермь 2005.Борисов В.И. Занимательное краеведение. – Краснодар, Кн. изд., 1969.
  2. Зайцев Г. Уроки Айболита. - Санкт - Петербург, 1999.
  3. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра.- Санкт - Петербург, 1994
  4. Куприн A.M. Занимательно об ориентировании. – М., «Толк», 1996.
  5. Туристская игротека/Под ред. Константинова Ю.С. – М., ВЛАДОС, 2000.
  6. Энциклопедия туриста. – М., 1993.
  7. Берман А.Е. Юный турист - Л., Издательство, 1994
  8. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы – Л., Издательство, 2009

IV. Приложение.

Приложение 1.

 Календарно-тематическое планирование.

Месяц

Тема

        Программное содержание

 

       октябрь

Кто такие туристы?

Познакомить с понятиями «туризм», «туристы», история развития туризма.

Туризм и его разновидности.

Виды туризма.

Знакомство с туристским снаряжением.

Виды туристского снаряжения. Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению.

ноябрь

 “Снаряжение туриста (рюкзак).

Укладка рюкзака.

Туристические узлы.

Виды узлов, их предназначение

Посиделки "Витамины из бабушкиного погребка"

Сотрудничество с семьями воспитанников, с бабушками и дедушками по формированию у детей основ рационального питания.

декабрь

Игра “Собери рюкзак к туристской прогулке”.

Укладка рюкзаков. Сбор группы и прогулка по двору детского сада.

Практическое занятие по использованию туристского снаряжения: «Мы собираемся в поход»

Научить детей самостоятельно пользоваться предметами личного, группового снаряжения.

Питание в туристском походе.

Основные требования к

продуктам, используемым в походе. Правила хранения продуктов в

походе. Принцип составления меню и списка продуктов.

Практическое занятие: «Составление меню и списка продуктов для похода».

Закрепление материала.

январь

Разучивание туристических речевок, песен.

Познакомить детей с туристическими речевками, песнями, разучить их (объяснить детям, что с песнями веселее они поднимают настроение, бодрость духа)

Практическое занятие: «Вязание узлов».

Закрепление материала.

февраль

Фестиваль походной песни «Вместе весело шагать»

Прививать интерес к песенному творчеству, воспитание коммуникативных качеств, радость от общения с друзьями.

Консультация для родителей «Как приучить детей любить природу»

Рекомендовать родителям с малых лет давать детям экологическое воспитание, любить, оберегать природу.

март

Дидактическая игра «хорошо-плохо»

Закрепить знания о правилах поведения на природе

Родительское собрание «Детский туризм»

Просмотр презентации «В здоровом теле- здоровый дух».

апрель

Подготовка к

походу.

Порядок подготовки к походу. Основные источники сведений о районе похода, подготовка снаряжения.

Туристические должностные обязанности

Познакомиться с должностными обязанностями в период подготовки и проведения похода. Правила движения в походе.

Творческая мастерская. Изготовление макета «Уголок туриста»

Привлечь родителей к участию проектной деятельности.

май

Создание туристической тропы

Участие родителей к проектной деятельности

Правила движения в походе

Основные правила движения группы по маршруту

«Мы идем в поход» -практическое занятие

Привлечь родителей в организации похода

июнь

Практическое занятие: «Составление плана подготовки похода.  Сбор информации о районе похода, разработка маршрута».

Закрепление материала.

Правила движения в походе.

Основные правила движения группы на маршруте.

Преодоление естественных препятствий.

Общие характеристики естественных препятствий и правила их преодоления. Отработка движений, закрепление материала.

Подведение итогов туристского путешествия.

Обсуждение итогов похода в группе, обработка собранных материалов.

июль

Акция «Мы за чистую природу» (с участием детей, родителей, бабушек и дедушек)

Привлечь внимание к волонтерскому движению по очистки берегов рек Ворона, Хопер.

Походная

аптечка туриста.

Состав медицинской аптечки, ее хранение при транспортировке.

Практическое задание: «Формирование походной медицинской аптечки».

Закрепление материала.

август

Рассмотрение растений «Назови растения»

Познакомить детей о растениях родного края.

Семейный поход «За лекарственными травами»

Познакомить детей с растениями родного края, лекарственными травами.

Игра-путешествие по маршруту «Мы –туристы»

Учить ориентироваться по карте- маршрута

сентябрь

Конкурс «Туристическая семья»

Изготовление буклетов с рекомендациями по организации семейного туризма (вязание узлов, защита от насекомых, игры на привале, ориентации на местности и т.д.)

Использование лекарственных растений.

Отличие лекарственных и ядовитых растений.

Акция «Покорми птиц»

Учить беречь природу. Воспитывать бережное отношение к птицам. Привлечь внимание к волонтерскому движению по изготовлению кормушек.

октябрь

Подвижные игры «перетягивание каната», «Болото», «Ловкий турист»

Развивать ловкость, быстроту, выносливость у детей.

Костер

Познакомить детей с основными типами и виды костров, их назначением.

Игра-исследование «Что такое компас?»

Вызвать интерес к прибору с помощью которого определяется географическое направление, знакомство с географическим направлением.

ноябрь

Игра-исследование «Что такое карта?»

Вызвать интерес к рассматриванию карты, стремиться научиться читать ее

Что такое горизонт?

Познакомить детей с понятием «горизонт»; «линия горизонта», «основные и промежуточные стороны горизонта».

Отгадывание загадок о туризме

Развивать память, воображение, мышление

декабрь

Литературная гостиная. Заучивание пословиц о природе

Воспитывать бережное отношение к природе родного края

Кроссворды для «туристят»

Развивать логическое мышление, внимание

Мини-музей. Выставка туристических снаряжений.

Воспитывать интерес к туристическому снаряжению. Привлечь родителей к участи. создания мини-музея.

Консультация для родителей «Отправляемся в поход»

Познакомить родителей с этапами подготовки к походу

январь

Рассмотрение карточек с топографическими знаками

Знакомство с топографическими знаками, их обозначением

Практическое занятие «Сформировать умение читать план местности»

Познакомить детей с понятиями «Горизонт», «линии горизонта», «компас»

февраль

Туристическая прогулка «Все, на лыжню»

Укрепление семейных традиций зимнего отдыха

март

КВН "Я здоровье берегу-быть здоровым я хочу"(при участии родителей, детей, бабушек и дедушек)

Формирование у детей и взрослых основ здорового образа жизни. Распространение опыта семейного нетрадиционного оздоровления детей.

апрель

Туристическая прогулка «Поляна загадок»

Формирование у детей знаний о родном крае (растение, особенности ландшафта, водоемов, животные, насекомые), туристических навыков (ориентация на местность, безопасность, расстановка палатки, укладывание костра, бережное отношение к природе).

май

«Хорошо нам рядышком с дедушкой и бабушкой» (развлекательно- игровой досуг)

Обмен опытом, рекомендации от старшего поколения по проведению семейного досуга (игры, викторины, конкурсы, ребусы, кроссвордов)

июнь

“Что возьмём с собой в поход”.

(Коллаж из журналов)

июль

Туристская прогулка «Туристы-велосипедисты»

Закрепление ПДД.

август

Конкурс «А ну-ка, бабушки и дедушки!» (с участием бабушек, дедушек и внуков.

Выставка в мини-музее «Увлечения наших бабушек и дедушек».

сентябрь

Сетевой веб-квест «Безопасный маршрут» (в рамках месячника по БДД)

Создание индивидуальных маршрутов «Моя дорога к детскому саду». Выставка работ. Разработка заданий веб-квеста. Привлечение других образовательных организаций к участию в веб-квесте (воспитанники и их родители).

Консультация для родителей «Отправляемся в поход»

Познакомить родителей с этапами подготовки к походу

октябрь

Спортивно- туристический поход

 «Следопыты родного края».

Поход в Теллермановский лес. Посещение музея теллермановского лесничества. Изучение заповедных мест малой родины.

Выпуск газеты «Мы - туристы»

Привлечь родителей к совместной деятельности

ноябрь

День здоровья с Лесовичком»

Продолжать укреплять здоровье, развивать выносливость, смелость.

Дидактическая игра «Найди сюрприз»

Дидактическая игра         «Найди сюрприз»

декабрь

Литературная гостиная Сказка Гаршина В.М. «Лягушка-путешественница»

Воспитывать интерес к художественным произведениям

январь

февраль

Игра-квест «Тайны зимнего леса» (совместно с родителями, бабушками, дедушками)

Выпуск газеты                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

март

«Папа, мама, я -туристическая семья»

Привлечь родителей к совместной деятельности

апрель

туристический слет с участием родителей

Формирование у детей и взрослых основ здорового образа жизни. Распространение семейного опыта

май

Праздник «Путешествуйте с нами!»

Пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту; Создать эмоционально положительный настрой в процессе совместной деятельности

                                 

Приложение 2.

 Показатели подготовленности детей 4 -6 лет к туристической прогулке.

Показатели развития

Уровни

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Физическая подготовленность старших дошкольников

Овладение дошкольником разнообразными видами ходьбы и применение их в зависимости от условий

С помощью взрослого ребёнок движется по тропинке, применяя рациональную технику ходьбы по травяным, земляным склонам, ходьба, преодолевая подъёмы и спуски

По словесному указанию взрослого ребёнок движется по тропинке, применяя рациональную технику ходьбы по травяным, земляным склонам, ходьбы, преодолевая подъёмы и спуски

Ребёнок технически грамотно преодолевает разнообразные сложные препятствия (ручей, бревно, кусты, склон), применяет приёмы страховки, соблюдая элементарные приёмы безопасности

Овладение дошкольником техникой выполнения прыжков, метания и подлезания под предметы

Не владеет техникой выполнения разных видов прыжков (с места, в длину, высоту), метания (вдаль, в цель) и подлезание под предметы

По рекомендациям взрослого ребёнок выполняет правильно все виды прыжков (с места, в длину, высоту), метания (вдаль, в цель) и подлезание под предметы

Самостоятельно, точно и уверенно выполняет все виды прыжков (с места, в длину, в высоту), метания (вдаль, цель) и подлезание под предметы

Основы туристической подготовки дошкольников

Формирование умения организовывать и проводить подвижные игры на туристические темы

Ребёнок не проявляет инициативы в организации и проведении игр на туристическую тематику

С помощью взрослого ребёнок организует и проводит игры на туристическую тематику

Ребёнок охотно и активно включается в игру. Самостоятельно организует игру на туристическую тематику

Формирование у дошкольников умения ориентироваться в лесу с помощью туристических атрибутов (маршрутные схемы, карты, планы) по расположению природных объектов

Ребёнок испытывает затруднения в ориентировке в лесу, с помощью маршрутной схемы, карты, планы по расположению природных объектов (солнце, муравейник, деревья)

Ребёнок с небольшой помощью взрослого ориентируется в лесу по маршрутной карте, плану, схеме и по расположению природных объектов (солнце, муравейник, деревья)

Ребёнок самостоятельно ориентируется по маршрутной карте, компасу и солнцу

Овладение умением правильно укладывать рюкзак

Укладывает с помощью взрослого рюкзак

Ребёнок укладывает рюкзак по словесному указанию взрослого

Ребёнок самостоятельно укладывает рюкзак

Овладение словами – предметами на туристическую тематику

Ребёнок с помощью взрослого называет слова на туристическую тематику

Ребёнок самостоятельно называет слова на туристическую тематику, но затрудняется раскрыть их смысловое значение

Ребёнок самостоятельно называет слова – предметы на туристическую тематику и объясняет их значение

Овладение дошкольником навыков укладке сушняка для костра

Ребёнок с помощью взрослого укладывает сушняк для костра. Затрудняется в названии видов костров (колодец, шалаш, таёжный и т.д.)

Ребёнок затрудняется уложить сушняк для костра. Называет виды костров (колодец, шалаш, таёжный и т.д.)

Ребёнок правильно укладывает сушняк для костра. Называет виды костров (колодец, шалаш, таёжный и т. д.)

Формирование у ребёнка стремления к познанию окружающей природы

Ребёнок не проявляет интереса к исследованию, к установлению причинно – следственных связей, нелюбознателен

Ребёнок задаёт вопросы только в диалоге с взрослым. Устанавливает причинно – следственные связи, экспериментирует в условиях деятельности, возникающей по инициативе взрослого и детей

Ребёнок активно задаёт вопросы, предлагает свои ответы, дискутирует с взрослыми. С удовольствием с взрослыми, с удовольствием экспериментирует с природными материалами. Умеет самостоятельно выстраивать гипотезу. Устанавливать причинно – следственные связи между различными природными

явлениями

Формирование основ безопасной жизнедеятельности

Овладение простейшими способами оказания первой помощи себе и сверстникам

Ребёнок не знаком с способами оказания первой помощи себе и другим при ушибе, порезе и ожоге

Ребёнок имеет представление о простых способах оказания первой помощи себе и сверстнику при ушибах, порезах и укусах насекомых

Ребёнок оказывает первую помощь себе и сверстнику при ушибах, порезах и укусах насекомых

Овладение ребёнком основных навыков личной гигиены

При напоминании взрослого ребёнок неохотно выполняет основные гигиенические процедуры (умывание, мытьё рук, соблюдение опрятности внешнего вида, пользование носовым платком)

При напоминании взрослого ребёнок выполняет основные гигиенические процедуры (умывание, мытьё рук, соблюдение опрятности внешнего вида, пользование носовым платком, уход за глазами)

Ребёнок самостоятельно, без напоминания выполняет основные гигиенические процедуры (умывание, мытьё рук, соблюдение опрятности внешнего вида, пользование носовым платком)

Формирование у дошкольника умения проявлять заботу о чистоте окружающей среды

Ребёнок проявляет интерес к бережному отношению к природе только после рекомендаций взрослого. Проявляет эмоционально – отрицательное отношение к объектам природы

Ребёнок при напоминании взрослого бережно относится к окружающей природе и поддерживает чистоту во время движения по маршруту

Ребёнок понимает необходимость осторожного обращения с растений, животными, водой, огнём и т. д. Поддерживает чистоту во время движения по маршруту

Участие родителей и детей в мероприятиях по воспитанию здорового ребёнка

Активность родителей и детей в туристических прогулках

Не посещают мероприятия с туристической направленностью

Не всегда в системе посещают мероприятия с туристической направленностью

Активное участие родителей и детей в мероприятиях туристической направленностью

Положительное отношение к организации туристических прогулок с дошкольниками

Определяется по результатам анкетирования

Определяется по результатам анкетирования

Определяется по результатам анкетирования

Приложение 3.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

С целью улучшения работы ДОУ по физкультурно- оздоровительному направлению просим вас принять участие в анкетировании и ответить
на следующие вопросы
1.    Ваш возраст: _________
3.    Состав семьи: _________________________________________________
4.    Укажите, какое место в вашей жизни занимают следующие ценностные ориентации по порядку:
- крепкое здоровье;
- морально – нравственное состояние;
- волевые качества;
- образование;
- материальное благополучие;
- и другие (укажите)__________________________________________
5. Какие направления, в деятельности дошкольного учреждения, на Ваш взгляд, являются приоритетными?
- Формирование знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательной программой ДОУ;
- подготовка детей к обучению в школе;
- охрана и укрепление здоровья;
- интеллектуальное развитие;
- морально-нравственное воспитание;
- физическое воспитание.
6. Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребёнка?
- Удовлетворительное;
- хорошее;
- плохое.
7. Какими видами деятельности занимается Ваш ребёнок во время пребывания дома?
- Подвижные игры;
- рисование и лепка;
- пешие прогулки вместе с родителями;
- прослушивание рассказов и сказок;
- просмотр детских телевизионных передач (видео);
- занятия физическими упражнениями.
- другое (укажите)__________________________________________________________
8.    Имеете ли Вы возможность уделять внимание укреплению здоровья Вашего ребёнка?
- Ежедневно;
- несколько раз в неделю;
- в выходные дни;
- во время отпуска;
- вообще не имеете такой возможности (укажите почему?)
9.    Что Вам мешает уделять большее внимание укреплению здоровья Вашего ребёнка?
- занятость;
- отсутствие специальных знаний и умений;
- считаете, что Ваш ребёнок и так здоров;
- не видите в этом смысла;
- другое (укажите)_________________________________________________________
10.     Какие факторы, на Ваш взгляд, влияют на состояние здоровья 
человека?
- Экологические загрязнения;
- наследственные заболевания;
- недостаточный уровень двигательной активности;
- неправильное питание;
- вредные привычки;
- низкий уровень материальной обеспеченности;
- отрицательные эмоции;
другое_______________________________________________________________
11. Что, на Ваш взгляд, способствует укреплению здоровья?
- Занятия физическими упражнениями;
- рациональное питание;
- рациональный режим труда и отдыха;
- ежедневные прогулки;
- положительные эмоции;
- закаливание;
- отказ от вредных привычек;
- соблюдение личной гигиены.
12.     Какие меры Вы предпринимаете с целью укрепления здоровья детей?
- Посещение врачей;
- приём лекарств;
- соблюдение режима дня;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- занятия физическими упражнениями;
- правильное питание;
- прогулки на свежем воздухе;
- закаливание;
- немедикаментозные средства оздоровления: (массаж, фитотерапия, ароматерапия и т.п.).
13.    Какие формы и виды физической активности Вы используете и как регулярно? (нужное подчеркните).
- Утренняя зарядка:
РЕГУЛЯРНО            НЕ РЕГУЛЯРНО            ВООБЩЕ НЕТ
- Закаливающие процедуры:
РЕГУЛЯРНО            НЕ РЕГУЛЯРНО            ВООБЩЕ НЕТ
- Занятия в оздоровительных группах:
РЕГУЛЯРНО            НЕ РЕГУЛЯРНО            ВООБЩЕ НЕТ
- Пешие прогулки:
РЕГУЛЯРНО            НЕ РЕГУЛЯРНО            ВООБЩЕ НЕТ
- Самостоятельные занятия физическими упражнениями:
РЕГУЛЯРНО            НЕ РЕГУЛЯРНО            ВООБЩЕ НЕТ
- Велосипедные прогулки:
РЕГУЛЯРНО            НЕ РЕГУЛЯРНО            ВООБЩЕ НЕТ
- Оздоровительный бег:
РЕГУЛЯРНО            НЕ РЕГУЛЯРНО            ВООБЩЕ НЕТ
- Плавание:
РЕГУЛЯРНО            НЕ РЕГУЛЯРНО            ВООБЩЕ НЕТ
-Спортивные игры:
РЕГУЛЯРНО            НЕ РЕГУЛЯРНО            ВООБЩЕ НЕТ
- Туризм:
РЕГУЛЯРНО            НЕ РЕГУЛЯРНО            ВООБЩЕ НЕТ
- Другие формы и виды:___________________________________________________
14. Что является источником информации о способах укрепления здоровья Вашего ребёнка:
- Ваш жизненный опыт;
- консультации специалистов в области медицины;
- советы сотрудников детского сада, родителей, друзей, знакомых и др.: ____
15.    Испытываете ли Вы потребность в информации о способах оздоровления ребёнка? (нужное подчеркните)
ДА                    НЕТ
16. Какие темы, связанные с укреплением здоровья, Вас интересуют?
- Профилактика простудных заболеваний;
- физическая подготовка детей к обучению в школе;
- организация рационального питания;
- двигательный режим;
- режим дня;
- профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей.
17.    Какой фактор, на Ваш взгляд, является главным влияющим фактором на развитие интересов детей и приобщение к здоровому образу жизни?
- Личный пример членов семьи;
- учебно-воспитательный процесс в детском саду;
- личные наблюдения ребёнка.
Благодарим Вас за сотрудничество!


Приложение 4.

 Консультация для родителей: «Элементарный туризм».

Туризм – одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.
Туризм прост в организации, доступен для людей любого возраста, вместе с тем, он является естественным и посильным видом спорта, поскольку нагрузки в нем хорошо дозируются и соотносятся с физическими возможностями участников. Туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость. В последние годы получил развитие семейный туризм. Семейные путешествия укрепляют дружеские отношения между родителями и детьми.
Каждая туристская прогулка (поход) ставит перед собой определенные цели. Это может быть ознакомление с окружающим миром, его достопримечательностями, с памятниками искусства, архитектуры. Туристская прогулка может преследовать экологические цели – ознакомление с природой, воспитание бережного и заботливого отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Но не менее важной целью и задачей является оздоровление детей.
Проведению туристской прогулки предшествует определенная работа: взрослыми разрабатывается маршрут похода, определяются места остановок, обсуждается необходимое снаряжение. При выборе маршрута принимается во внимание возраст детей, степень физической подготовки, природные и климатические условия района похода. Маршрут похода должен быть интересным для дошкольников в познавательном отношении, способствовать 
укреплению здоровья малышей, улучшению их физического развития. Длительность похода должна быть от 2 до 4 часов. 
Предполагая проведение с детьми туристских прогулок, следует познакомить их с содержанием этого вида двигательной деятельности. С этой целью могут быть проведены следующие мероприятия:
•занятия-беседы (о туризме, о туристских снаряжениях, о правилах поведения в походе и т.д.);
•практические занятия (определять погоду по народным приметам, ориентироваться на местности, укладывать рюкзак);
•дидактические игры (закрепление знаний о туризме).

Каждый взрослый должен строго выполнять инструкцию по охране жизни и здоровья детей:
-Маршрут должен быть тщательно изучен взрослыми.
-Одежда детей должна быть прочной и удобной, в холодную погоду достаточно теплой, водо- и ветронепроницаемой, хорошо вентилируемой, не маркой, соответствующей сезону и не стесняющей движения детей. Нижнее белье рекомендуется из хлопчатобумажной ткани, так как оно хорошо впитывает влагу.
-Обувь должна быть удобной, чуть больше того размера, который носит ребенок, желательно на рифленой нескользкой подошве (кроссовки, кеды). На ноги даже летом целесообразно надеть шерстяные носки, так как они амортизируют, хорошо впитывают пот, не натирают ноги. Нельзя допускать движения в мокрой обуви или идти в поход «на босу ногу».
 Взрослые должны обладать элементарными медицинскими знаниями, уметь правильно и своевременно оказать первую медицинскую помощь. Не лишним будет, если ребенок будет знать содержание и правила пользования аптечкой. 
В содержимое походной аптечки должны входить:
•вата стерильная; 
•бинты стерильные; 
•индивидуальный пакет первой помощи;
•лейкопластырь;
•бактерицидный пластырь;
•йод;
•раствор бриллиантовой зелени;
•1%-ый раствор марганца;
•нашатырный спирт;
•жгуты и шины;
•вазелин;
•сода питьевая.
Туристская прогулка, как правило, начинается с осмотра снаряжения, одежды и обуви, проверки, все ли необходимое взято. Детям сообщается цель похода – именно так мы называем для них туристскую прогулку. Это придает большую серьезность и значимость предстоящему мероприятию. Обязательно стоит напомнить о правилах поведения в пути.
В начале движения скорость несколько меньше, чем обычно. Снижается она и перед привалом. Это позволит организму постепенно привыкнуть к нагрузке в начале пути и постепенно ослабит ее перед остановкой и переведет работу сердца и легких в спокойный режим.
Общий темп движения в походе зависит от уровня физической подготовленности детей и состояния здоровья. Он должен быть таким, чтобы в конце похода дети ощущали приятную усталость, но не изнеможение.
Внешние признаки утомления:
Обычная
•Небольшое покраснение лица.
•Незначительная потливость.
•Учащенное ровное дыхание.
•Четкое выполнение команд, заданий.
•Отсутствие жалоб.
Средняя
•Значительное покраснение лица.
•Большая потливость, особенно лица.
•Большое учащение дыхания, периодические глубокие вдохи.
•Нарушение координации движений.
•Боль в мышцах, сердцебиение, жалобы на усталость.
Переутомление
•Резкое покраснение, побледнение или синюшность кожи.
•Резкая потливость и выделение соли на коже.
•Резкое учащение дыхания, дыхание поверхностное, аритмичное.
•Резкое нарушение координации движений.
•Дрожание конечностей, головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота, рвота.

Показателем того, что темп, расстояние и скорость движения выбраны правильно, является поведение детей на привале и после похода: их подвижность, жизнерадостность, желание двигаться, играть в различные игры. Об усталости свидетельствует молчаливость, экономность в движениях, невнимательность, а также вопросы: «А когда мы придем?», «Скоро ли будем кушать?» и т.п.
Через 5-10 минут проводится 
подгоночный привал. При необходимости дети могут снять лишнюю одежду, сменить обувь, подогнать длину лямок рюкзачка и т.д.
Следующий привал – 
промежуточный. Он делается через 10-20 минут после подгоночного. Цель его – дать детям возможность немного отдохнуть, понаблюдать, обменяться впечатлениями.
В конце пути –
 большой привал, организуется отдых, игры, развлечение, питание (фрукты, карамель, пряники, печенье). В туристской прогулке особенно важно соблюдение питьевого режима, так как при физических нагрузках увеличивается потоотделение и возрастает потребность в воде. Хорошо утоляет жажду настой из ягод и трав: боярышника, шиповника, черной смородины, мяты и др.
На малых привалах, но не во время движения, можно предложить детям кислую карамель, так как при усиленном дыхании из организма выводится много кислоты.
По окончании похода подводятся итоги. Одна из задач этого обсуждения - определение недостатков в подготовке и проведении похода для исправления их в дальнейшем. Свои впечатления от похода дети выражают в рисунках, в поделках, оформление альбомов вместе с родителями.

Приложение 5.

 Консультация для воспитателей «Дошкольный туризм»

В нашем дошкольном учреждении активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, средствами физической культуры, которые могли бы не только повысить физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни. Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками.

Цель дошкольного туризма- содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

- расширить адаптивные и функциональные возможности детей путем основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений.

- совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учится простейшим упражнениям туристического многоборья, выполнять двигательные задания на ориентировку в пространстве)

-развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка

-способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения

- формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристической деятельности, адаптированной к их возможностям.

Работа по дошкольному туризму ведется по нескольким направлениям:

- работа с родителями (беседы, консультации, родительские собрания, анкетирования и т. д.)

- работа с педагогами (консультации, рекомендации, открытые занятия)

- работа с детьми (беседы, экскурсии, походы).

Дошкольный туризм включает в себя ряд компонентов:

- физкультурно-оздоровительный

- социально-коммуникативный

- эстетический

- познавательный

- эмоционально-психологический

Дошкольный туризм умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения и своеобразную гимнастику. В нашей работе с детьми мы много времени находимся на свежем воздухе. Через походы в лес, прогулки, экскурсии, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботится о своем здоровье.

Туристическая прогулка в лес, на реку, к различным памятникам –это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способность преодолевать новые препятствия.

Однако ценность дошкольного туризма не ограничивается вопросами оздоровления и физического развития. Прогулки и экскурсии воспитывают у детей важнейшие нравственный качества. На туристических прогулках на природу дети приобщаются к этому удивительному миру природы. На экскурсию к памятным местам дети узнают много нового о нашей стране, крае и городе. Это способствует патриотическому воспитанию детей, они учатся любить и беречь свою Родину.

Общая подготовка туриста- дошкольника включает себя:

  • теоретическая подготовка

- краеведческая: формирование знаний о родном городе, формирование знаний о правилах поведения на природе

- топографическая: работа с простейшими схемами, картами.

- ориентирование на местности, в предметно-пространственном окружении

- формирование знаний в области физической культуры, туризма

  • формирование личностных качеств, дружеских отношений

- моделирование педагогических ситуаций

- выполнение туристических ролей

  • физическая подготовка

- формирование умений и навыков в пешеходных прогулках

- развитие физических качеств – выносливости, быстроты, гибкости, общих координационных способностей

  • техническая и тактическая подготовка

- овладение техникой движения в пешеходных прогулках

- выбор места

- участие в организации проведения похода при помощи взрослых

- рациональное преодоление естественных препятствий

В дошкольном учреждении с использованием средств туризма организуется физическое воспитание, которое включает в себя:

- познавательные занятия (в помещении и на воздухе)

- беседы

- дидактические игры

- конкурсные задания

- игровые занятия

Приложение 6.

 Дидактическое обеспечение программы.

Дидактические и подвижные  игры:                                                                       «Одень туриста по сезону»                                                                                        «Собери  рюкзак в поход»                                                                                                        «Выбери снаряжение для похода»                                                                                    «Разложи  костер»                                                                                                 «Ориентировка по компасу»                                                                                                           «К названному дереву - беги»                                                                                                                                                                 «Хорошо – плохо»                                                                                                      «Перевал»      

Поисковые игры:                                                                                                                            «Кто быстрее найдет клад»                                                                                          «Проложи самый короткий маршрут»

Игры туристской тематики:

«Ловкий турист», «Болото», «Кто самый меткий»

Упражнение на развитие дыхания «Затуши костер»

Игра: «Мы идем в поход»

Цель: познакомить с таким видом отдыха, как поход, рассказать детям, что можно делать в походе. Развивать и обогащать словарный запас детей: Слова – предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас, пенка. Слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать.

Материал: игровой макет «Уголок туриста»

Содержание: воспитатель предлагает детям рассмотреть макет, рассказывает детям про вид отдыха – туризм, знакомит детей с видами туризма, рассказывает детям о правилах поведения на природе. Детям раздаются маленькие человечки, и начинается игра

Игра «Назови и расскажи»

Цель: Учить детей узнавать лекарственные растения, грибы: съедобные и ядовитые, растущие в родной местности. Учить правильно, собирать растения, не нанося вред окружающей среде.

Материал: Карточки с лекарственными и ядовитыми растениями, съедобными и ядовитыми грибами.

Содержание игры: На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений или грибов. Дети по очереди берут по одной картинке, называют, что изображено и рассказывают о растении: лекарственное, съедобное или ядовитое. Как используется человеком.

Игра «Виды туризма. «Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания о разновидностях туризма.

Материал: Карточки с изображением разных видов туризма.

Содержание: На столе разложены карточки с изображением разных видов туризма. Ребенок берет любую карточку, называет вид туризма и рассказывает, что он знает об этом виде туризма.

Игра: Игра- тренировка «Мы собираемся в поход».

Цель: Создание психологического настроя детей на новый вид деятельности. Уметь правильно выбрать вещи, необходимые туристу.

МатериалВещи, необходимые туристу в походе: котелок, рюкзак, миска, ложка, палатка, фонарик, нож, топорик, гитара, игрушки, мяч, фен, магнитофон, и т. д.

Содержание: Ребенок должен из предложенных ему вещей выбрать те, которые ему понадобятся в походе.

Игра «Назови правильно».

Цель: Закрепить понятие о топографических знаках, из значения. Различать топографические знаки на плане. Уметь изготовлять карты-схемы турпохода.

Материал: Карты, планы местности, карточки с топографическими знаками.

Содержание: На столе лежат карточки с топографическими знаками и картинки, что эти знаки изображают. Ребенку предлагают взять любой знак, назвать его и найти соответствующую этому знаку картинку.

Игра «Что будет, если?»

Цель: Закреплять правила поведения в природе. Знать, что надо делать, для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу. Развивать умение делать выводы и умозаключения.

МатериалКарточки «Правила поведения в природе».

Содержание: На столе лежат карточки, на которых изображены знаки поведения в природе. Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо беречь природу. Например, что будет, если ребенок бросил в реку банку из-под колы? А два, три ребенка? Если одна семья из леса привезет охапку подснежников? А две, три? Аналогично – о громкой музыке в лесу, о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разоренном гнезде и т. д.

Игра: «Зеленая аптека».

Цель: Закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.

Материал: Картинки с лекарственными растениями

Содержание: Дети делятся на 2 команды. У одной команды – иллюстрации с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, одуванчик и т. д. У другой – картинки: порезанный палец, ребенок с перевязанным горлом, с градусником, салат из одуванчиков, щи из крапивы и т. д. По команде воспитателя дети из команд находят друг друга, становятся парами и объясняют свой выбор. Например, подорожник прикладывают к ране, из крапивы варят щи, и т. д.

Игра: «Разложи костер»

Цель: знать и различать виды костра, уметь выкладывать костер.

Материалбруски для выкладывания костра, карточки с видами костра.

Содержание: Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что в коробочке лежат карточки с разными видами костров и брусочки (полешки, для выкладывания костра). Дети должны назвать вид костра и разложить костер.

«Путешествие»

 Цель: учить детей находить дорогу по ориентирам.

 Ход: воспитатель выбирает 1 -2 ведущих, которые по ориентирам (деревья, кустарники, и т. д.) определяют дорогу.

«Подумай и отгадай»

 Цель: учить детей различать туристическое снаряжение (аптечка, предметы туризма, походный инвентарь).

 Ход: детям предлагают иллюстрации с изображением туриста с рюкзаком, различными предметами туризма, туристического снаряжения, туристического инвентаря. Из этого многообразия выбрать те, которые могут пригодиться в походе. Выигрывает тот, кто безошибочно справляется с заданием.

                                                               «Лесник»

Цель: закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников.

 Ход: выбирается лесник, а остальные дети его помощники. Они пришли помогать леснику, собирать семена для новых посадок. Лесник говорит: на моем участке растет много берез, тополей и кленов, давайте выберем семена. Лесник описывает дерево, не называя его, дети ищут семена и показывают леснику. Выигрывает тот, у кого больше семян и кто не ошибся в названиях семян (от какого они дерева).

«Что будет если…»

 Цель: учить замечать последствие своих действий по отношению к природе.

 Ход: воспитатель задает ситуацию, для обсуждения с детьми, в результате чего, дети приходят к выводу о бережном отношении к природе. Например, «Что будет, если сорвать все цветы?», «Что будет, если уничтожить всех бабочек? »

«Что растет в лесу? »

 Цель: закреплять знания детей о растениях, произрастающих в лесу.

 Ход: воспитатель выбирает несколько детей и просит их назвать, что растет в лесу. Воспитатель говорит: «Грибы» - дети по очереди называют виды грибов. «Деревья» - названия деревьев. Побеждает тот, кто больше знает об этих растениях леса.

«Что из чего сделано («Чудесный мешочек»)»

 Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

 Ход: дети на ощупь вынимают предмет и называют материал, из которого он изготовлен.

«Будь внимателен («Лото»)»

 Цель: развивать у детей внимание и познавательный интерес.

 Ход: дети раздаются маленькие карточки, а у воспитателя карточки с крупным изображением. Например, «Весло – водный туризм», «Каска – горный туризм». «Велосипед – вело туризм».

Игра «Назови и расскажи»

Цель: Учить детей узнавать лекарственные растения, грибы: съедобные и ядовитые, растущие в родной местности. Учить правильно, собирать растения, не нанося вред окружающей среде.

Материал: Карточки с лекарственными и ядовитыми растениями, съедобными и ядовитыми грибами.

Содержание игры: На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений или грибов. Дети по очереди берут по одной картинке, называют, что изображено и рассказывают о растении: лекарственное, съедобное или ядовитое.

Игра «Виды туризма. «Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания о разновидностях туризма.

Материал: Карточки с изображением разных видов туризма.

Содержание: На столе разложены карточки с изображением разных видов туризма. Ребенок берет любую карточку, называет вид туризма и рассказывает, что он знает об этом виде туризма.

Игра: Игра - тренировка «Мы собираемся в поход».

Цель: Создание психологического настроя детей на новый вид деятельности. Уметь правильно выбрать вещи, необходимые туристу.

Материал: Вещи, необходимые туристу в походе: котелок, рюкзак, миска, ложка, палатка, фонарик, нож, топорик, гитара, игрушки, мяч, фен, магнитофон, и т. д.

Содержание: Ребенок должен из предложенных ему вещей выбрать те, которые ему понадобятся в походе.

Игра: «Разложи костер»

Цель: знать и различать виды костра, уметь выкладывать костер.

Материал: бруски для выкладывания костра, карточки с видами костра.

Содержание: Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что в коробочке лежат карточки с разными видами костров и брусочки (полешки, для выкладывания костра). Дети должны назвать вид костра и разложить костер.

Игра: «Зеленая аптека».

Цель: Закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.

Материал: Картинки с лекарственными растениями

Содержание: Дети делятся на 2 команды. У одной команды – иллюстрации с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, одуванчик и т. д. У другой – картинки: порезанный палец, ребенок с перевязанным горлом, с градусником, салат из одуванчиков, щи из крапивы и т. д. По команде воспитателя дети из команд находят друг друга, становятся парами и объясняют свой выбор. Например, подорожник прикладывают к ране, из крапивы варят щи, и т. д.

Игра «Что растёт в краю родном»

Педагог называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в нашей местности:

 Яблоня, груша, шиповник, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, сосна, апельсин, пихта, осина, кедр, мандарин,

Игра «Угадай дерево по листу»

Каждая команда получает засушенные листья различных деревьев. Назвать, к какому дереву принадлежит лист. В помощь детям даются загадки о деревьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселая логоритмика"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселая логоритмика" предназначена для работы с детьми 3-6лет. Материал будет полезен как логопедам, так и воспитателям. Включен...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Веселая азбука» (социально-педагогической направленности) (срок реализации – 1 год, возраст детей – 6-7 лет)

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Веселая азбука» по содержанию является социально-педагогической направленности; по форме организации – кружковой; по в...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые нотки»

Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая Программа "Юный пианист" включает в себя целый комплекст обучения детей 5-6 лет основным музыкальным формам работы: пение, игра на фортепиа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые ножки» для детей младшего и среднего возраста (1-2 МОДУЛЬ)

В основу настоящей программы художественной направленности положены методические рекомендации программы по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика...

Дополнительная общеобразовательная- общеразвивающая программа «Веселая физкультура» (с использованием здоровьесберегающих технологий) 4-5 лет

Цель данной программы заключается в воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая азбука через занимательный скрапбукинг».

Программа «Веселая азбука через занимательный скрапбукинг»  предназначена для овладения  первоначальными навыками чтения; это учёба и игра. Игровая форма работы очень эффективна,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселый счет" для детей 4-5 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселый счет" является программой социально- педагогического направления, по функциональному назначению- учебно- познавательная,...