Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в плавании»
проект

Кадейкина Татьяна Алексеевна

Проведение непосредственно образовательной деятельности в бассейне способствует: повышению двигательной активности детей, разнообразию закаливающих процедур, усилению оздоровительной направленности образовательного процесса, снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма. А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность использовать разнообразные виды здоровье сберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в плавании»

Содержание проекта

  1. Идея проекта.                                                                                                        2. Актуальность проекта.                                                                                                                                  3. Цель и задачи  деятельности.                                                                                                                           4. Этапы проекта.                                                                                                                    4.1. Констатирующий этап.                                                                                                 4.2. Формирующий этап.                                                                                                   4.3. Заключительный этап.

1. Идея проекта:

Проведение непосредственно образовательной деятельности в бассейне способствует: повышению двигательной активности детей, разнообразию закаливающих процедур, усилению оздоровительной направленности образовательного процесса, снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма. А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность использовать разнообразные виды здоровье сберегающих технологий.

Здоровье сберегающие технологии – это комплексы упражнений, направленные на решение  приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и укрепления здоровья детей.

   Цель этих упражнений – обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, умение оберегать, поддерживать  сохранять здоровье, самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.  Внедрение в деятельность ДОУ здоровье сберегающих технологий позволяет использовать плавание как мощный закаливающий фактор оздоровления, сохранения и укрепления здоровья детей.

 При обучении плаванию можно применять следующие оздоровительные мероприятия:    

  хождение по шипованным коврикам. «Самая лучшая обувь – это отсутствие обуви» (врач Себастьян Кнейп).  Стопа – это особая часть тела, на нее выведено огромное количество нервных окончаний. Мощный закаливающий эффект хождения по шипованным коврикам объясняется тем, что стопы рефлекторно связаны с гландами. Охлаждая стопы, мы тем самым закаливаем горло. А ведь гланды – это иммунный щит, стоящий на пути многих болезней;

массаж  лица  -  помогает купировать и предупредить отек слизистой оболочки носоглотки, нормализовать дыхание, способствует повышению местного иммунитета, предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица. Выработка умения управлять мимикой;

 массаж  стоп ног  – воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах. Прочистка энергетических каналов ног;

массаж  ушных  раковин  – воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины;

массаж  кистей  рук  – возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов, оказание благотворного воздействия на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, печень, легкие, кишечник

дыхательные упражнения  с озвученным выдохом – позволяют избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от насморка, простуд, расстройство сна и пищеварения. Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани. Усиливается работа легких, что препятствует размножению вредных бактерий в дыхательных путях. Детское плавание – своеобразный массаж для всего тела. И, конечно, самое главное – это радость ребенка от общения с водой: занятия в бассейне детского сада сопровождаются всегда детским смехом, брызгами, фейерверком положительных эмоций. Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. 1 месяц занятий плаванием приравнивается 3-4 месяцам «сухой» физкультуры.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность.

Участники проекта:  дети подготовительных групп, родители, воспитатели.

                         2.Актуальность:

Важной формой оздоровительной работы является плавание. Популярность и необходимость обучения плаванию продиктованы не только нарастающей гиподинамией, но прежде всего жизненной необходимостью этого навыка для всех людей и особенно для детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде — один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

                       3. Цель деятельности: укрепление детского здоровья.

 Общие задачи:

- Разработать и внедрить систему мероприятий по организации плавания дошкольников на основе использования здоровье сберегающих технологий.              - Выявить эффективность использования здоровье сберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности по обучению плаванию детей дошкольного возраста.                                                                                   - Формирование правильной осанки.                                                                             - Закаливание детского организма.                                                                           - Предупреждение плоскостопия, формирование правильной осанки.

Направления:

1. Развивать силу дыхания, формировать умение делать быстрый и глубокий вдох и продолжительный выдох. Для этого используются разнообразные подготовительные упражнения – сдувание с ладони пушинок, бумажных снежинок и т.д. (на сухом плавании). Затем на каждом занятии дуем на «лодочки» пластмассовые шары, другие игрушки.                                                    2. Дети учатся различным передвижениям в воде, погружению в воду, всплыванию, скольжению, движениям рук и ног как при плавании способом кроль.                                                                                                                                3. Воспитываются культурно-гигиенические навыки и такие качества, как смелость, ловкость, выносливость.

                        4. Этапы проекта:                                          

 Констатирующий этап (сентябрь – октябрь 2022г.)           

Изучение литературных источников по вопросам исследуемой темы, наблюдение и контроль над двигательной активностью детей, за усвоением программного материала. Выявление актуальности исследования, проведение анкетирования родителей воспитанников с целью выявления отношения к проведению оздоровительных мероприятий и занятий по плаванию в детском дошкольном учреждении.

Формирующий этап  (ноябрь 2022г. – апрель 2023 г.)                                                Практическая  часть  исследования: проведение физкультурно – оздоровительной работы на основе использования здоровьесберегающих технологий. Для работы  отобран ряд здоровьесберегающих технологий: массаж, тропинка здоровья – массаж биологически активных точек стопы, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, упражнения на дыхание.

Основные направления работы:

Обучение плаванию.                                                                                            Проведение оздоровительных праздников и развлечений в бассейне.                   Проведение соревнований.                                                                          Сотрудничество с семьей.                                                                                          

Заключительный этап (май 2023г.)

Мониторинг результатов деятельности, сравнительный анализ, выводы.

                       

    4.1.  Констатирующий этап

Список литературы

  • «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.                                                                                                            
  • «Практический опыт здоровье сберегающей деятельности в ДОУ/ Авт.-сост. А.К. Сундукова – М.: АРКТИ, 2010-104 с.                                                                              
  • Яблонская С.В., Циклис С.А. Физкультура и плавание в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112 с. – (Здоровый малыш).                                                                                        
  • Как научить детей плавать Т.И. Осокина. Просвещение – 1985г.                                                         Обучение плаванию в детском саду. Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева,
  • Т.Л. Богина  Москва «Просвещение» - 1991 г.                                                                                 Плавание и здоровье малыша М.Г. Соколова. Феникс, Ростов на Дону – 2007г.                                                                                                                                            
  • Игры и развлечения на воде / Авторы-сост. Л.В. Мартынова, т. н. Попкова – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.

Анкета для родителей «Плавание в жизни ребёнка»                                           подготовительные группы.

  1. 1. Отношение вашего ребенка к занятиям в бассейне
  2.        • Ребенок с удовольствием посещает занятия                                                                                                              • Ребенку не нравятся занятия по плаванию                                                                                                       • Мой ребенок не посещает бассейн детского сада по моим личным убеждениям
  3. 2. Рассказывает ли вам ребенок о занятиях в бассейне
  4.        • Да, рассказывает                                                                                                                                                                           • Иногда рассказывает                                                                                                                                                 • Никогда не рассказывает
  5. 3. Ходите (ездите) ли вы с ребёнком летом на водоёмы (речку, озеро, озеро)
  6.        •Да                                                                                                                                                   •Редко                                                                                                                                  •Ежегодно выезжаем на море
  7. 4.  Купаясь в водоеме (море, реке, озере) ваш ребенок способен:                                                                           нырять (погрузиться под воду с головой), лежать на воде на груди, на спине (упражнение «Звездочка», «Мячик»)
  8.        • Да                                                                                                                                                                                          • Нет                                                                                                                                                                                Делает попытку  
  9. 5. Спрашиваете ли вы сами у ребенка о содержании занятий по плаванию, интересуетесь ли его успехами, говорите ли с ребенком о его затруднениях в обучении:
  10.        • Да, спрашиваем                                                                                                                                                                     • Иногда спрашиваем                                                                                                                                                                • Не спрашиваем
  11. 6. Является ли плавание эффективным средством закаливания
  12.        •Да                                                                                                                                                  •Нет
  13. 7. Ваши предложения, пожелания, претензии (если они есть) по организации занятий в бассейне детей детского сада.
  14. Спасибо за искренность и сотрудничество с нами.

Контроль над  усвоением программного материала проводился по следующим параметрам:

Погружение в воду с задержкой дыхания 8-12 секунд.                                             Выдох в воду сериями.                                                                                               Упражнения: «поплавок», «звезда» в комбинации.                                                         Скольжение на груди и спине «стрела», «торпеда».                                                     Плавание на груди и спине с работой ног «торпеда».                                        Плавание облегчённым кролем, с координацией движений рук и ног.              Ныряние в обруч, стоящий вертикально.

Результат общей плавательной подготовленности на констатирующем этапе исследования, имеет следующие данные:

в подготовительной группе  «А» – высокий уровень -36%,                                    средний уровень -43%,    низкий уровень – 21%;

в подготовительной группе «Б» - высокий уровень – 33%,                            средний уровень – 44%,    низкий уровень – 23%.

По итогам констатирующего этапа можно сделать вывод, что результаты общей плавательной подготовленности  групп, имеет средний уровень, а уровень грамотности родителей по вопросам закаливания и обучения плаванию, а также  интерес к занятиям, относительно высокий.

Диагностика освоения программы по плаванию указывает, что лидирующими разделами являются «лежание на груди», «скольжение на груди», упражнения «поплавок», «звезда». Западающие  разделы  программного материала:  «лежание на спине», «скольжение на спине».     Основной процент низкого уровня дает низкие плавательные умения отдельных воспитанников, неуверенность и страх перед лежанием и плаванием на спине.

Для улучшения усвоения программного материала  намечена следующая работа:  разработан индивидуальный план по преодолению чувства боязни воды  воспитанников, максимально использовать специально подобранное  вспомогательное оборудование и упражнения на развитие плавания   кролем  на спине.

                            Формирующий этап

Для отслеживания результативности своей работы с детьми в бассейне, правильности применения средств и методов физического воспитания, проводить постоянный медико-педагогический контроль. Проверка и оценка овладения двигательными умениями и навыками является важнейшим звеном воспитательно-образовательного процесса, помогает своевременно вносить коррективы в содержание занятий, менять характер педагогических воздействий.

                                               Структура занятия

Занятия по плаванию делятся на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап проводится на суше. Он включает несколько общеразвивающих упражнений на дыхание, разминки и имитирующие подготовительные и подводящие упражнения, способствующие лучшему усвоения техники плавательных движений.

      Основной этап проводится на воде. Выполняются упражнения по овладению техникой плавания, формирующие правильную осанку.  Повторяется пройденное,  проводится игры на совершенствование усвоенных движений.

Заключительный этап – это самостоятельное, произвольное плавание (свободное плавание), индивидуальная работа.

Оздоровительные мероприятия , проводимые до или после занятий

 Хождение по шипованным коврикам. «Самая лучшая обувь - это отсутствие обуви» (врач Себастьян Кнейп). Стопа - это особая часть тела, на ней находится  огромное количество нервных окончаний. Мощный закаливающий эффект хождения по шипованным коврикам объясняется тем, что стопы рефлекторно связаны с гландами. Охлаждая стопы, мы тем самым закаливаем горло.

                       Упражнения для профилактики плоскостопия                                                 И.П. стоя                                                                                                                                      1. Подъем на носки.                                                                                                                          2. Подъем на пятки                                                                                                         3. Подъем на наружные своды стоп.                                                                                                           4. И.П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседания.                                                                          5. И.П. стоя на гимнастической палке. Приседания.                                                                      6. Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.                                                                  7. Повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола                                                          8. Разведение пяток. Разведение носков. Руки на поясе.

Упражнения в ходьбе                                                                                                      1. Ходьба на носках.                                                                                                                            2. Ходьба на пятках.                                                                                                                                3. Ходьба на наружном крае стопы                                                                                                      4. Ходьба на носках, полуприсев.                                                                                             5. Ходьба по гимнастической палке, шведской стенке приставным шагом.                         6. Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием стопы.                    7. Ходьба по ребристой доске.                                                                                                8. Ходьба по наклонной плоскости                                                                                                           9. Ходьба по следовой дорожке.

Массаж лица. Цели - помочь повысить иммунитет, предотвратить простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица.

Лепим красивое лицо.

  1. Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.
  2. Надавливаем пальцами на переносицу, середину бровей, делаем вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз.
  3. С усилием, надавливая, рисуем желаемый изгиб бровей, затем щипками лепим густые брови от переносицы к вискам.
  4. Мягко и нежно лепим глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
  5. Надавливая на крылья носа, ведем пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергиваем себя за нос и представляем, какой красивый нос для Буратино у нас получился.

Массаж стоп ног. Цель - воздействовать на биологически активные центры, находящиеся на ногах, прочистить энергетические каналы ног.

И. П. - сидя по-турецки.

1) Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы. Делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. То же с правой ногой.

    2) Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, «надевает»   воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.

                     Игра «Покачай малышку»

Прижимаем к груди стопу ноги, укачиваем «малышку», касаемся лбом колена, стопы ноги, поднимаем «малышку» выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица.

Массаж кистей рук. Цель - возбудить мышцы  рук,  прочистить энергетические каналы, оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, печень, легкие, кишечник.                                                                                                                

1) Дети  «моют» кисти рук ( активно трут ладошки до ощущения сильного тепла).                                                                                                                              2)  Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.                                 3)Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.                                                                                                                                     4)Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».

Игра «Солнечные зайчики».

Дети встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляют, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно дети строят радугу из водяных капелек, любуются цветом и блеском. Тянут ладошки вверх к солнцу, представляя, как добрая сила вливается в них.

Игра «Птичка».

1. Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, - руки напряжены и с усилием двигаются то вправо, то влево.

2. «Птичка вырвалась на свободу». Тело в расслабленном состоянии. Руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются.

 Манипуляция руками в свободном парении - в зависимости от фантазии ребенка.

Дыхательные упражнения с озвученным выдохом. Цель -  избавиться от насморка, простуд, расстройства сна и пищеварения.

Плавание – вид спорта, в котором правильное дыхание играет определяющую роль.

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.                                                                                                  Вот почему человеку важно не просто дышать, а дышать правильно. Именно правильное и безопасное дыхание мы все имеем в виду, когда напоминаем маленькому ребенку о дыхании носом, учим чередовать вдох и выдох при разговоре, задерживать дыхание перед прыжком в воду. Также правильное дыхание способствует улучшению здоровья

Упражнения, которые помогут обрести правильное дыхание во время плавания.

«Умывание» - улучшает не только дыхательные способности, но и настроение. Брызгайте себе в лицо водой, одновременно делая выдох.

«Пузырьки с трубочкой».                                                                                              Ребенок находится в воде, делая глубокий вдох через рот, опускает трубочку в воду, и делает продолжительный выдох в воду, получая пузырьки.                    Наклоните туловище вперед так, чтобы рот оказался у поверхности воды, а ладонями упритесь в колени. Сделайте глубокий вдох через рот, опустите лицо в воду и медленно выдохнете в воду. Плавно поднимите голову и снова сделайте вдох. Поднимание головы и опускание лица в воду важно сочетать таким образом, чтобы рот показывался из воды во время окончания выдоха в воду. Это упражнение повторяется в ритме нормального дыхания (на первом занятии – 5 - 10 раз, а на последующих занятиях – 10 - 15) .

«Поплавок».                                                                                                                           Сделайте глубокий вдох и, присев, с головой погрузитесь в воду. Обхватив руками колени, досчитайте до пяти про себя и всплывайте на поверхность.

 «Дельфин».                                                                                                                   Стоя на месте, погрузите лицо в воду и задержите дыхание. Сделайте два плавных спокойных взмаха руками. Начиная второй взмах (гребок), начните выдыхать воздух в воду, чтобы к концу взмаха поднять голову над водой и закончить выдох уже на поверхности. Тут же вы успеете вдохнуть свежего воздуха для того, чтобы вновь повторить весь цикл.                                             Освоив эти нехитрые действия, стоя на месте, попробуйте применить их во время плавания.

Общие рекомендации по дыханию во время плавания:

- Следить за тем, чтобы дыхание во время плавания было ритмичным и соответствовало двигательным действиям.

- Выдох должен быть в два раза дольше вдоха.

- Не забывайте, что во время вдоха в плавании (кроме плавания на спине), сильно снижается обтекаемость тела, а сопротивление воды увеличивается. Соответственно, чем меньше вы сделаете вдохов, тем выше будет ваша скорость.

Выполнять упражнения систематически, и проблемы со здоровьем покинут детей навсегда. Занимаясь правильным дыханием (дыхательной гимнастикой), дети будут бодры и полны энергии.

«Тренироваться, но не перенапрягаться, закаляться, но не переохлаждаться». И здесь уместно отметить, что в закаливании самое главное – температурный перепад.     Чтобы его компенсировать  организм    « запускает» механизм закаливания. Поэтому в бассейне соблюдается температурный режим. Температура  в разминочном зале 20°С, в раздевалке 25° С, вода в чаше 30 – 32° С, воздух 32° С.

Сотрудничество с родителями

Выступление на общем родительском собрании по теме «Роль семьи в формировании  здорового образа   жизни».

Выставка рисунков на тему «Я учусь плавать» в подготовительных группах.

  1. Стендовые заметки.
  2. «Меры обеспечения безопасности детей на воде.

 «Плавание как метод профилактики нарушений осанки».                                                             «Влияние плавания на организм ребёнка».                                                                       «Закаляйся, если хочешь быть здоровым».                                                                    «Здоровье сберегающие технологии в плавании».

Заключительный этап.

Результаты диагностики, выводы.

На заключительном этапе исследования (май 2023 г.) после реализации комплекса мероприятий, направленных на формирование плавательных умений и здорового образа жизни детей дошкольного возраста на основе использования здоровье сберегающих технологий, подводились итоги исследования.

Проведён  заключительный контроль плавательной подготовленности детей.

Результат общей плавательной подготовленности на последнем этапе исследования, имеет следующие данные:

в подготовительной группе «А» – высокий уровень - 41%, средний уровень -59%, низкий уровень отсутствует;

в подготовительной группе «Б» - высокий уровень - 40%, средний уровень - 50%, низкий уровень -10 %.

По результатам проведения повторного контроля плавательной подготовленности детей выявлено повышение высокого и среднего уровня развития плавательных способностей и снижение низкого уровня. Снижение  частоты заболеваемости детей, а также повышение уровня отношения  родителей к необходимости обучения плаванию детей дошкольного возраста. Родители на 100% уверены, что плавание является мощнейшим средством закаливания, и хотели бы, чтоб их дети не только знакомились, но и продолжали обучение с использованием здоровьесберегающих технологий. Родители убедились в том, что не каждый плавающий умеет плавать и что плавание действительно укрепляет здоровье детей, приносит им радость и пользу, они стали активными союзниками в процессе обучения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»

Проект    «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...

Проект "Использование здоровьесберегающих технологий"

Весь год работали над реализацией проекта....

Инновационный проект "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по логопедии"

Инновационная направленность. Логопедические  занятия включают в себя здороьесберегающие  технологии. Логопедические занятия в нашем ДОУ параллельно решают задачи укрепления и сохранения зд...

Проект "Использование здоровьесберегающих технологий, как основное условие для приобщения дошкольников к здоровому образу жизни"

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей в России снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих...

Краткосрочный проект «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО».

Краткосрочный проект по одному из важейших направлений работы любой дошкольной организации- здоровьесбережению. Здоровье - основа  долгой и счастливой жизни детей и их родителей....

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями. Как правило, дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физич...