здоровьесберегающие технологии в совместной работе воспитателя и музыкального руководителя
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Елена Анатольевна Михайлова

В докладе рассматриваются формы и методы работы с дошкольниками по теме: "Здоровьесберегающие технологии"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Михайлова Е.А.,

                                  воспитатель МДОБУ «НДСКВ№1»

                                                    26.11.2020.

 Современные здоровьесберегающие технологии в совместной работе воспитателя и музыкального руководителя

               Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду, так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств являются здоровьесберегающие технологии музыкального развития. 
Доказано, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние, а правильно подобранный ритм облегчает стрессовое состояние.

               Успехи музыкального и физического развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, но и от воспитателя, ведь он больше общается с детьми, лучше знает склонности каждого ребенка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, плясками, играми. Именно воспитатель является главным помощником музыкального руководителя в непрерывной  образовательной деятельности и в подготовке к праздникам и развлечениям.  

           Работа по закреплению и углублению связи движений с музыкой проходит успешно, если воспитатель использует в своей работе игры, пляски, музыкально-ритмические комплексы, тем самым воспитывая и развивая движения детей, систематически прививая им необходимые навыки.

Какие же методики  могут использоваться воспитателем во взаимодействии с музыкальным руководителем?

 1.Слушание музыки или МУЗЫКОТЕРАПИЯ - эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание. Минздрав РФ в 2003г. признал  музыкотерапию официальным методом лечения.

В режимных моментах можно использовать утром при приёме детей, как фоновую музыку (бодрая, радостная, детские песни), перед сном и после пробуждения при раздевании и одевании детей (спокойная классическая музыка и звуки природы). В наш детский сад ежемесячно приезжает филармоника, где дети в игровой форме слушают музыку, говорят об услышанном, выражают свои эмоции.

2.Пение – ВОКАЛОТЕРАПИЯ - лечение пением. Развивает межличностные отношения, регулирует психо - вегетативные процессы, формирует оптимистическое отношение к  жизни. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Кроме того, правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений способствует более качественному функционированию сердечно - сосудистой системы, поскольку при пении массируются внутренние органы.

Можно всегда найти время попеть с детьми знакомые песенки.

3.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА- нацелена на совершенствование моторной и двигательной координации и укрепление межфункциональных связей.

Задачи ПГ- стимулировать развитие речевых зон и двигательного поля коры головного мозга.

Мы  все делаем пальчиковую гимнастику.
4.МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ – приобщают детей к музыке, помогают понять её содержание, осмыслить её выразительные средства, способствуют развитию восприятия, ощущения, внимания, воображения, памяти, мышления и в частности эмоционально – чувственного компонента, поскольку содержанием искусства служат человеческие эмоции, настроение, чувства, которые отражаются благодаря специфическим музыкальным средствам (ритм, гармония, тембр, и т.д.)

Играем в муз. игру «Если нравится тебе…»

  1. Если нравится тебе, то делай так/3 раза хлопаем/повторяем 2 раза.

          Если нравится тебе, ты другому покажи,

          Если нравится тебе, то делай так/3 раза хлопаем.

2,3,4 к. – придумываем другие движения/топаем, встаем-садимся, апчхи!

5. Повторяем 1 куплет, но выполняем все движения по очереди.

5. РИТМОТЕРАПИЯ –

музыкально-ритмические  упражнения,  направленные на профилактику, укрепление и сохранение правильной осанки, развитие гибкости. Они  помогают добиться эмоциональной разрядки, выполняют релаксационную функцию. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают быстро и легко устанавливать дружеские связи со сверстниками. Танец, мимика и жест, как и музыка – древнейшие способы выражения чувств и переживаний.

В ритмотерапию входит и Логоритмика - комплексная методика, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, активизацию всех видов внимания и памяти.

Сюда  же хотела бы отнести и Ритмодекламацию, то есть чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Её основная цель- развитие музыкального, поэтического слуха, чувство слова, воображения. Использование  ритмодекламации  формирует естественное звучание голоса, вырабатывает речевое и певческое дыхание, развивает чёткую дикцию и выразительное исполнение различных настроений в речевом или музыкальном материале.

Чтение стихотворения: воспринимать как продолжение занятия по развитию речи. Не только расширение диапазона произносимых слов, выражение чувств и мыслей, но и:

1.    Правильное, чёткое произношение

2.    Логические ударения во фразе (не более 2х)

3.    Ритм, не торопиться, не комкать концы фраз.

Проблема развития ритмических основ у дошкольников всегда оставалась актуальной.

К этим основам относятся:

·        Формирование правильной осанки с помощью общеразвивающих  упражнений, а также напоминание о постоянной поддержке красивой осанки/ при разучивании стихотворений.

·        Формирование навыка пружинности, это важно для развития всех двигательных навыков/ на зарядке, физ/минутках.

·        Формирование «прослеживающей функции» взгляда - умение и привычка следить взглядом за движением рук/ при чтении стихотворений.

·        Формирование умения начинать и заканчивать движение вместе со звучанием музыки - по показу взрослого и самостоятельно/ на музыкальных занятиях.

 Практика: В своей работе я применяю здоровьесберегающие технологии, связанные с музыкой. Например, ноябрь, 2 неделя, тема «Игрушки. Народные промыслы» - применила:

1. Физкульт/минутку: танец матрешек.

2.знакомство с глиняными и деревянными игрушками и игра на них/дети по одному подошли, поиграли, предварительно обработав игрушки/.

Играем  на птичках/раздаю птичек воспитателям, играют сначала по одному, затем все вместе.

C:\Users\1\Pictures\505b8936-d9a9-4d9b-9394-7d8d4960e22d.jpg

При прохождении темы: домашние и дикие животные, птицы, была разучена музыкальная игра «Зверобика»/ в качестве физ/минутки.

Играем в игру «Зверобика»:

  1. Уселась кошка на окошко, и стала лапкой уши мыть.

Понаблюдав за ней немножко, ее движенья можно повторить.

Припев: 1,2,3, ну-ка, повтори/2 раза.///моем ушки, как кошка…

               3,4,5,повтори опять,

              Ну просто молодцы!

  1. Стоит весь день в болоте цапля, и ловит клювом лягушат.

Не трудно так стоять ни капли для нас, для тренированных ребят!

Припев: тот же///стоим на одной ноге, 1рука- клюв,2 рука – хвост.

  1. Змея ползет лесной тропою, как лента по земле скользит.

И мы движение такое рукою можем здесь изобразить.

Припев: тот же///рукою изображаем движение змеи.

  1. Мартышка к нам спустилась с ветки, и стала хвостиком махать.

Но ведь мартышки – наши предки, а предкам, детки, надо подражать.

Припев: тот же///1 рукой чешем живот, 2 рукой - голову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА воспитателя И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОНР

Преодоление речевого нарушения путем развития,воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....

Консультация для воспитателей - «Совместная работа воспитателя и музыкального руководителя»

В данной статье даны рекомендации тесного взаимодействия в работе с детьми воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях....

Консультация для воспитателей: "Совместная работа воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21898937","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"margin-left: 180px; margin-right: 180px;"}}]]...

Совместная работа воспитателя и музыкального руководителя в организации и проведении праздников.

Презентация для семинара на тему: "Совместная работа воспитателя и музыкального руководителя в организации и проведении праздников"....

Развитие музыкальных способностей у дошкольников в совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя

Данная статья адресована  педагогам  ДОУ - воспитателям и  музыкальным руководителям...