Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни!!!
консультация (старшая группа)

Ерастова Гульназ Робертовна

Здоровый образ жизни — это образ жизни рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей о ЗОЖ16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: "ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКА ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ"

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляю по следующим основным направлениям:

  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

Каждое направление реализую серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. Многие действия детей следует сделать настолько привычными, чтобы они выполнялись автоматически. Например, привычка растираться после гимнастики, полоскать рот после еды и т.п.

В своей программе я определяю по каждому направлению минимум, норму и максимум. Часть воспитательных задач постепенно устраняю, часть оставляю неизменной для детей любого возраста. Усложняю, например, действия по уходу за помещением, одеждой, по оказанию первой медицинской помощи.

Вся серия мероприятий носит название "Забочусь о своем здоровье". На первом месте в ней стоят занятия, которые помогают выработать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущения. Этому ребенка учит серия занятий-тренингов. На этом  этапе я действую по такой формуле: сначала помогаю ребенку осознать, зачем ему нужно это делать, затем учу в увлекательной форме и только потом приучаю выполнять эти действия ежедневно.

Например, прежде чем требовать от детей ежедневно чистить зубы, я играю с детьми. Приношу в группу куклу, меховые зверюшки, у которых "болят зубы". "Лечу" их, имитирую доктора Айболита, а потом вместе с детьми учу "пациентов" правильно чистить зубы. Дети с помощью зеркальца рассматривают зубы, узнают, сколько их и какие (резцы, клыки коренные), для чего они нужны. Опираясь на прошлый опыт детей (вспоминаю, у кого болели зубы, как это было неприятно, как были расстроены папа и мама, как страшно было идти к доктору), я даю вполне мотивирование представление о необходимости ежедневно утром и на ночь чистить зубы. Некоторое время контролирую выполнение, детьми этой процедуры, затем, привыкнув, дети уже сами не могут без нее обходиться.

Знакомя ребенка с телом человека, я должна научить детей не только различать и правильно называть части, но и приучить заботиться о своем теле. Например, следить за чистотой кожи тела, особенно лица и рук, ухаживать за волосами. Особое внимание уделяется туалету носа. Детей приучаю совершать туалет носа перед едой, перед сном, выходом на прогулку. У каждого ребенка обязательно должно быть несколько носовых платков., так как при рините или другом подобном заболевании нельзя пользоваться одним платком несколько раз.

В старшем возрасте детей нетрудно научить обрабатывать мелкие царапины, ссадины, накладывать компрессоры на уши. Но главное, научить правильно, действовать в случае заболевания, травмы, уметь описать свое состояние и не пугаться, а искать помощи.

Определенное место в системе "Забочусь о своем здоровье" занимает выработка понятий об окружающей среде, умение заботиться о ней. Детям объясняю необходимость уборки помещения и участка, проветривания, им объясняю, почему в помещении должно быть много света, какой вред от пыли и мусора.

В каждой возрастной группе для всех детей определены ежедневные трудовые обязанности и выделено время на их выполнение. По данной традиции день ребенка в любой возрастной группе начинается с труда: протереть пыль, полить растения, постирать и т.п. Важно приучить детей выполнять эти обязанности систематически.

В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется состоянию постели и умению принимать правильную позу для засыпания. Детей приучаю встряхивать и расправлять простынку, понимать значения метки и т.п.

Воспитанию потребности в ежедневных физических упражнениях способствуют ежедневной оздоровительный бег и физкультурные занятия, гимнастика. По мере привыкания к ежедневным физическим упражнениям у детей вырабатывается потребность в них, вызываемая "мышечным томлением".

В каждой возрастной группе разработана программа самостоятельных действий после сна днем.

Например, в программу после пробуждения входит разминка в постели, самомассаж,  водные процедуры.

Родители говорят, что по воскресеньям дети с удовольствием самостоятельно занимаются, делая это "строго по правилам". Надо отметить, что в большинстве семей наших детей есть дома спорткомплексы.

Сводя воедино те привычки и потребности, которые я пытаюсь привить детям в детском саду, получим такую программу минимум:

  • полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы утром и на ночь;
  • спать в трусиках;
  • ежедневно обтираться или обливаться прохладной водой, полностью или частично;
  • ежедневно бегать в медленном темпе довольно длительное время;
  • разминаться после пробуждения;
  • уметь расслабиться, гасить отрицательные эмоции;
  • уметь избегать опасности;
  • мыть руки перед едой и после посещения туалета;
  • ежедневно менять трусики, носки, носовые платки, уметь самому их стирать;
  • не переедать, не есть много мучного и сладкого, как можно больше употреблять овощей, фруктов, зелени, лук, чеснока;
  • не есть овощи и фрукты немытыми.

К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь довольно стойкие навыки и привычки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы, "Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни".

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность зна...

Педагогический совет «Воспитание у детей потребности к здоровому образу жизни»

Решение годовой задачи зависит от настроения педагогического коллектива, его творческого потенциала и уже сформированных ценностных ориентаций. А что может быть ценнее здоровья?...

Совместная деятельность детского сада и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни

Представлены формы взаимодействия ДОУ и семьи, этапы работы, создание развивающей среды дома....

Обобщение опыта "Воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни».

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. А о здоровье можно говорить не только, при отсутствии  каких-либо заболеваний, но и п...

Проект «Совместная деятельность детского сада и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни»

Цель: Поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества педагогов детского сада с родителями, как условие позитивного физического развития ребенка и формирования родительской компетентности....