Бодрящая гимнастика после сна в детском саду
статья

Цветкова Мария Александровна

Гимнастика после сна - это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бодрящая гимнастика после сна в детском саду Выполнила : Цветкова М.А Воспитатель МБДОУ №16 г.Вичуга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 городского округа Вичуга.

Слайд 2

Забота о здоровье - Это важнейший труд воспитателя. Сухомлинский В.А. Здоровье - большой дар , без которого трудно сделать жизнь счастливой , интересной и долгой . В настоящее время одной из приоритетных задач , стоящих перед педагогами , является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения . Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья . Однако обычно речь идет об утренней зарядке , а вот о необходимости гимнастики после дневного сна , почему- то помнят далеко не все , а ведь она ничуть не менее важна !

Слайд 3

Цель такой гимнастики - способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна . Гимнастика после сна - это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей , укрепить который можно только при систематическом проведении . Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию . Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться , улучшает настроение , поднимает мышечный тонус .

Слайд 4

Задачи гимнастики после сна : у величить тонус нервной системы ; укрепить мышечный тонус ; способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата ; способствовать профилактике простудных заболеваний ; развитие физических навыков ; сохранить положительные эмоции при в ыполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня ; учить детей дышать через нос ; воспитывать привычку здорового образа жизни .

Слайд 5

Гимнастика после сна , её организация и проведение . Б одрящую гимнастику следует проводить в хорошо проветренном помещении , в течение семи - пятнадцати минут в зависимости от возраста детей . Хорошо , если после пробуждения ребенок услышит свои любимые детские песенки , тогда он наверняка проснется быстрее . Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик , можно использовать игровые упражнения , сопровождаемые различными стихами . Три основных этапа гимнастики после сна : Постепенное пробуждение, потягивание; разминка, проводимая в постели; игровые упражнения и самомассаж.

Слайд 6

П остепенное пробуждение , потягивание . Лучше всего , если малыш будет просыпать под тихую , плавную музыку . Отдерните шторы в спальне , мягко и нежно , с улыбкой без резких движений откиньте одеяло с ребенка ! Разминка , проводимая в постели . Г имнастика в постели может включать такие элементы, как поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и т. п. Сделайте несколько более сложных упражнений - подойдут всем знакомые «велосипед» или «кошечка». Длительность гимнастики в постели - около 2-З минут. Игровые упражнения и самомассаж Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение.

Слайд 7

Упражнение « Велосипед » Ножки мы подняли , На педали встали . Быстрей педали я кручу , И качу , качу , качу .

Слайд 8

Ну , а после этого - самое время вставать с кровати !

Слайд 9

Игровые упражнения . У пражнения могут быть на основе игрового характера с использованием 3-6 имитационных упражнений. Дети очень любят гимнастику в форме музыкально - ритмических упражнений. Можно использовать комплексы с элементами точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики. Очень хорошо, если у вас уже есть массажные коврики - используйте их 2-3 раза в неделю. А главное - все это доставляет детям огромное удовольствие. Таким образом бодрящая гимнастика, облегчит детям переход от сна к бодрствованию. И дети будут вставать «с той ноги».

Слайд 10

Главное правило Это исключение резких движений , которые могут вызвать растяжение мышц , перевозбуждение и, как следствие, головокружение . Нужно следить за осанкой ребенка и правильностью выполнения упражн ений .

Слайд 11

Примерный комплекс упражнений . Упражнения пробуждения : Т или-тили-тили-дон, Что за странный перезвон. То будильник наш звенит, Просыпаться нам велит. 1 .«П отягивание» - И. п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, и. п. (3-4 раза) Мы проснулись, потянулись. С боку набок повернулись, И обратно потянулись. И еще один разок, С боку набок повернулись, И обратно потянулись.

Слайд 12

Упражнение в кровати . 2 . « Часики тикают » И. п.: сидя , руки на коленях , качаем головой в правую и левую сторону . (3-4 раза ) 3. И. п .: сидя , руки в упоре сзади , ноги согнуты в коленях , обхватить колени руками , и. п. 4. Велосипед . Ножки мы подняли , На педали встали . Быстрей педали я кручу , И качу , качу , качу . 5. « Змея » - И. п.: лёжа на животе , упор на вытянутых руках . Голова гордо поворачивается влево – вправо и издавать звук «Ш… Ш… Ш… » (4 раза ) .

Слайд 13

Упражнения на полу . ПОПУГАЙ Жил на свете попугай. Крылья шире расправляй. (Руки в стороны, влево, вправо.) Он любил летать всех выше, Выше пальм, жирафов выше. (Потянуться на носках, руки вверх.) В гости к деткам прилетал, Вместе с ними отдыхал, (Делать приседания.) Прыгал, кланялся, шалил, ( Прыжки,наклоны головы, туловища вперед.) С малышами говорил.

Слайд 14

Ходьба по корригирующим дорожкам : на носочках , на пятках , с высоко поднятыми ногами и. т. д.

Слайд 15

Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

Цветкова Мария Александровна

Консультация для педагогов

«Гимнастика пробуждения для детей дошкольного возраста»

Забота о здоровье -
Это важнейший труд воспитателя.
Сухомлинский В.А. 

В современном мире одна из первостепенных задач, стоящих перед работниками детских учреждений - сохранение детского здоровья в процессе обучения и воспитания. И формирование основ здорового образа жизни необходимо начинать уже в детском саду. Вся деятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление и сохранение его здоровья.

Роль дневного сна в интеллектуальном и физическом развитии ребёнка трудно переоценить. Отдых в середине дня детям просто необходим. Однако часто после дневного сна они просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как тонус мышц расслаблен. Все системы (сердечно-сосудистая, нервная, дыхательная и т.д.) и органы ещё не подготовлены к нагрузкам, которые нужно преодолевать организму ребёнка в процессе деятельности вечером. Как же сделать так, чтоб ребенок просыпался в хорошем настроении и был в состоянии активно продолжать день? Для этого нужно после тихого часа провести с детьми гимнастику пробуждения.

Гимнастика после дневного сна (гимнастика пробуждения, бодрящая гимнастика) - это комплекс мероприятий которые облегчают переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает организму ребенка проснуться, поднимает мышечный тонус, улучшает настроение. После гимнастики у детей пропадает чувство вялости, сонливости, слабости, повышается физическая и умственная работоспособность, активность, улучшается самочувствие и настроение ребёнка. Гимнастика пробуждения является закаливающей процедурой.

Цель гимнастики после сна: способствовать быстрому и комфортному пробуждению ребенка после сна.

Задачи гимнастики после сна:

  • увеличить тонус нервной системы;
  • укрепить тонус мышц;
  • способствовать предотвращению нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • способствовать предотвращению простудных заболеваний;
  • развитие физических навыков;
  • сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

Решение вышеперечисленных задач дает возможность плавно и одновременно быстро повысить физическую и умственную работоспособность организма  ребенка.

Правила проведения гимнастики пробуждения

Во время дневного сна необходимо провести проветривание групповой комнаты для воздушного закаливания, разница температур со спальней должна составлять 3-5°С.

Момент пробуждения сопровождает тихая музыка, темп и громкость которой нарастают при повышении интенсивности упражнений. Зарядка начинается по расписанию с детьми, которые уже проснулись, по мере пробуждения остальные дети включаются в процесс. Нельзя принуждать ребенка к занятиям!

Основным правилом гимнастики в кроватях является исключение резких движений, а также подъёмов с кровати, чтобы не растянуть отдохнувшие мышцы и  не вызвать головокружения.

Типы упражнений

  • упражнения сразу после пробуждения - в кровати;
  • занятия с использованием тренажёров (например, мячей, массажных ковриков и пр.);
  • корригирующие задания на предотвращение искривления позвоночника, плоскостопия и пр.;
  • дыхательная гимнастика.

Не поднимаясь с кроватей, откинув одеяла, в позиции лежа на спине дети выполняют несколько общеразвивающих упражнений.

https://sun9-84.userapi.com/impg/cMwndtHiqcUJWkrZX0ksvlMo8eq48NQNU74OIA/uL4bQLPSxOU.jpg?size=1600x901&quality=95&sign=4d6775f780f7dd75c01904358a54fe65&type=albumhttps://sun9-32.userapi.com/impg/fZPqaRgnvgLNPhGSYxBtALWZYXBj0WuaNR27aA/1mwt3v7kj7g.jpg?size=1600x901&quality=95&sign=0f16ae286b95d6a38b95a7783e5ec849&type=album

Гимнастика в кроватях (2-3 минуты) направлена на плавный переход детей от сна к бодрствованию. Лучше проводить её с детьми, которые уже проснулись, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Вторая часть гимнастики направлена на оказание закаливающего воздействия на организм. Она  проводится в проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков. Эта часть направлена на профилактику сколиоза и плоскостопия (ходьба на пятках, носках, на внутренней и внешней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др.)

https://sun9-22.userapi.com/impg/DjEneo1mlbuf1FIsxN33NA4s3Yslm6rPPd9KyA/9vfBxNamVJY.jpg?size=818x594&quality=95&sign=8ab89c6e791dfc35569fce484c7b152f&type=album  

         Также мы используем  комплексы упражнений с элементами точечного массажа, су-джок - терапии, дыхательной и пальчиковой гимнастик.

 http://tmndetsady.ru/upload/news/2020/01/orig_4abd6dc8a1d660cf37497fc0c2ef0a99.jpg https://sun9-16.userapi.com/impg/81Q-WwCRWF58JD3xzYRJVxPGmrgjOmEtPBYEiA/YzqFcm_Ud1k.jpg?size=1200x1600&quality=95&sign=be7b1e7618c19ffd002e54f0495c641a&type=album

Суть таких видов  массажа сводится к механическому воздействию на биологически активные точки, на теле ребенка, повышающие иммунитет.

C:\Users\Владимир\Desktop\detsad-411734-1613397667.jpg

Проведение бодрящей гимнастики дает возможность создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Таким образом, одновременно решается сразу несколько задач: развитие у детей двигательного воображения, оздоровление, формирование осмысленной моторики. В конечном итоге, всё это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся без принуждения, в свободном темпе. Каждый ребенок может выполнять упражнения в том объёме, который ему доступен и приятен. Если ребёнок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может выполнять их частично, или просто наблюдать за его выполнением.

Длительность гимнастики составляет от 7до 12 минут. Это определяется состоянием здоровья и возрастом детей.

Примерные упражнения для проведения бодрящей гимнастики

Общеразвивающие упражнения

  • (лёжа в постели, убираем из-под головы подушку, одеяло откидываем):
  • И.п.: Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Спокойно сделать глубокий вдох-выдох(3-4 раза);
  • И.п.: Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Потянуться, как котята, руки вверх(3-4 раза);
  • И.п.: Лёжа на спине. Повернуться на правый бок, лечь на спину, повернуться на левый бок, руки вверх (3-4 раза);
  • И.п.: Лёжа на спине, руки под головой. Протянуть правую ногу пяткой вперёд, носок на себя. Тоже левой ногой (3-4 раза);
  • И.п.: Лёжа на спине, руки воль туловища. Поднять руки вверх, вернуться в исходное положение(3-4 раза);
  • Упражнение «Потягушки».

«Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись»

Дети лежат  на спинке, руки поднимают над головой, ноги вместе. Потянулись, опустили руки вдоль туловища (упражнение повторяется 3 раза).

  • упражнение «Змейка»Дети лежат на спине и выполняют перекатывания с одного бока на другой, при этом руки прижаты к телу.
  • Упражнение «Лежебоки». Дети переворачиваются  попеременно с одного бока на другой, и еще раз.
  • Упражнение "Велосипедист". «Ноги вверх мы поднимаем и тихонько опускаем, а теперь мы с вами дети, поедем на велосипеде.

Упражнения на коврике

Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3–4 раза

«Чёрный кот»

Вот идёт чёрный кот, (шаги с высоким подниманием ног)

Притаился — мышку ждёт. (приседания, руки к коленям)

Мышка норку обойдёт, (встать, повернутся)

И к коту не подойдёт (руки в стороны).

Упражнения Су-джок – терапии

«Мы колечки надеваем»

Мы колечки надеваем,

Пальцы наши украшаем.

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров ты, пальчик мой,

И дружи всегда со мной.

Массажировать и закреплять название пальцев.

«Кручу - верчу»

Шарик пальцами кручу.

Здоровым быть всегда хочу.

(Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой - средний, безымянный - большой и т. д.)

Дыхательная гимнастика

«Самолёт»

Самолётик - самолёт  (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жу- жу -жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево)

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

Дети выполняют движения в ритме стиха. Повторить 2-3 раза 

Используемые источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Бодрящая гимнастика после сна в детском саду"

Эта призентация поможет в проведениии бодрящей гимнастики после сна. Поднимит настроение не только детям, но и взрослым. Удачи!...

Особенности проведения бодрящей гимнастики после сна в детском саду

Данный методический материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений....

Бодрящая гимнастика после сна в детском саду

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолж...

Бодрящая гимнастика после сна в детском саду

Бодрящая гимнастика после сна в детском саду...

Бодрящая гимнастика после сна в детском саду

Гимнастика после сна проводится воспитателем с детьми всех возрастных групп ежедневно после дневного сна. Она необходима для; профилактики плоскостопия; закрепления навыков осознанного повед...

«Особенности проведения бодрящей гимнастики после сна в детском саду»

laquo;Особенности проведения бодрящей гимнастики после сна в детском саду»...

Картотека бодрящей гимнастики после сна в детском саду в соответствии с ФГОС ДОО для детей от 6-7 лет

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму про­снуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.Во время ее проведения целесообразно музыкальное со­провождение. Музыка положительно ...