Обобщение опыта работы «Организация русской народной игры «Городки» в соответствии с ФОП ДО»
материал

Лазарева Татьяна Евгеньевна

Сущность педагогического опыта состоит в апробации методики организации народной игры «Городки» на практике работы детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме

«Организация русской народной игры «Городки» в соответствии с ФОП ДО»

Лазарева Татьяна Евгеньевна, воспитатель по физической культуре МБДОУ «Детский сад общеразвивающего  вида № 14 «Искорка» г. Котлас.

Сущность педагогического опыта состоит в апробации методики организации народной игры «Городки» на практике работы детского сада.

          Представленный опыт позволит педагогам повысить уровень освоения дошкольниками программы обучения игры «Городки».

Данный опыт будет полезен педагогам, инструкторам по физической культуре, родителям детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Любая образовательная организация может применить данный опыт на практике.

Народные виды спорта - важная составляющая часть культуры многонационального народа России. Наша страна по праву может гордиться своими исконно народными, дошедшими до нас с древних     времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью. Национальные виды спорта могли бы способствовать сплочению российского многонационального   общества, поэтому их развитие необходимо поднять на уровень государственной политики.

Президент РФ В.В. ПУТИН.

          

Русские народные игры являются традиционным средством педагогики и неотъемлемой частью физического воспитания дошкольников. Они вызывают активную работу мысли, расширяют кругозор, развивают психические и физические процессы. Одной из таких игр является народная игра «Городки». Она известна многим поколениям людей, является прекрасным видом досуга, позволяет укрепить здоровье, развить физические качества, приобщить к истории русского народа.

Начиная с детского сада нужно вовлекать детей в занятия этим видом спортом.

Мы знаем, что с 1 января 2023 года вступила в силу новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования. В связи с этим в нашем детском саду была создана рабочая группа по изучению программы и составлению своей на её основе. Разработка ОО «Физическое развитие» было поручено мне, т.к. я работаю воспитателем по физической культуре.  Одной из задач освоению спортивных игр старшего дошкольного возраста, выделена задача ознакомления детей с народной игрой «Городки».

Мне стало интересно, как организовать игру в детском саду учитывая специфику работы воспитателя группы, условия и материально – техническую базу?

Работая летом на группе можно было конкретно изучить организацию игры «Городки» с учётом специфики работы воспитателя и жизнедеятельности детей.

Я предположила, что полученные знания позволят выстроить систему работы по обучению игре «Городки» в нашем детском саду.

Цель: организация народной игры «Городки» в условиях ДОО.

Задачи:

  • Изучить: историю, методику народной игры «Городки», влияние игры на оздоровление и развитие дошкольника, педагогический опыт коллег.
  • Сделать анализ программы  ДО с учётом ФОП,  РППС и материально – технической базы ДОУ.
  • Разработать  методический материал по организации народной игры «Городки» в условиях своего ДОУ.

Оригинальность опыта заключается в  апробации методов и приёмов на практике работы детского сада. Он позволит повысить квалификацию педагогов  и поможет организовать в детском саду народную, спортивную игру «Городки».

Система работы.

Подготовительный этап.

На этом этапе я познакомилась с историей игры «Городки». Городки (рюхи, чушки, чухи, поросятки, черешки, клетки) - один из немногих видов спорта, который Россия может считать своим общенациональным и народным.

Первые достоверные сведения о распространении на Руси игры в городки относятся к началу XIX века. Эта игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и среди городских жителей.

В городки любил играть Петр Первый и генералиссимус Александр Суворов. Это ему принадлежит крылатое выражение: «Битою мечусь – это глазомер, битою бью – это быстрота, битою выбиваю – это натиск». Увлекались игрой: академик И.П. Павлов, писатели А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, знаменитые певцы Ф.И. Шаляпин и С. Лемешев. В свободное время приходили побросать биту В.И. Ленин и И.В. Сталин, и наш президент В.В. Путин в 2006г. в г. Ижевске тоже сыграл в «Городки».

Ещё 40-50 лет назад городки были практически столь же массовым видом спорта, как футбол, но в 80-90–х годах XX века этот национальный вид спорта утратил свою популярность. Сейчас, чтобы городки снова стали народными, семейными, надо начиная с детства, в игровой форме, вовлекать детей в занятия этим видом спортом.

Выяснила о влияние народной игры на развитие, здоровье и поведение ребёнка. По утверждению отечественных педагогов П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, народные подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Так как народная игра «Городки»  развивает точность, координацию движений, глазомер, укрепляет мышцы рук,  способность добиваться цели и самостоятельно принимать решения, помогает общению, следовательно, она способствует физическому, интеллектуальному и социальному развитию дошкольника. Во время игры ребёнок учится самоконтролю, ведь находясь на поле, он самостоятельно и  постоянно должен соблюдать правила безопасной игры. Это организует ребёнка, приучает к ответственности, что очень важно для будущего первоклассника.

     Игра в городки способствует эмоциональной разгрузке ребёнка, что позволяет укреплять психическое здоровье детей. Ведь только в этой игре  разрешается бросать палку, бегать, кричать, что в реальной прогулке, как правило, делать нельзя.

Игра в городки позволяет выработать у ребенка дошкольного возраста потребность к регулярным занятиям физической культуры, спортом, а так же привлечь родителей к активному проведению совместных досугов с детьми.

Обратила внимание, что в Федеральном государственном образовательном стандарте и новой программе дошкольного образования большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, которое зависит от физического развития в детском саду, а так же даются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ребенка. Среди прочих целевых ориентиров уделяется формированию начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение спортивными играми, в том числе и русской народной игре «Городки».

Народная спортивная игра «Городки»  полностью соответствует требованиям и принципам  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  от 17 октября 2013 г. N 1155:

1. Обогащение развития ребёнка;

2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок стал активным в выборе содержания своего образования;

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5. Сотрудничество ДОУ с семьей;

6. Формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;

7. Учёт возрастной адекватности детей.

Провела интервьюирование детей и выяснила, что из группы детей, никто не знаком со спортивной игрой «Городки». Было предположение, что цилиндры (городки) нужны для строительной игры.

Изучила методические пособие        Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду». В пособии даны методические рекомендации по организацию игры.

Игра «Городки» - всесезонная, в неё можно играть в любое время года, для детей дошкольного возраста используется упрощённый вид игры. Полем для игры служит участок прямоугольной формы 15 х 6. Площадка может быть земляной, асфальтовой, ледяной или деревянной. Её поверхность должна быть ровной.  На территории поля чертятся два квадрата – «города». Из 5 городков (цилиндрических столбиков) на территории города выкладывают фигуры. 

Цель игры – выбить битой из города (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков. Главная задача — затратить на выбивание фигур как можно меньше бросков.

Проанализировала  РППС и материально – техническую базу детского сада. Выяснила, что наш детский сад  «Искорка» функционирует с 1979 г. В детском саду есть музыкально – ритмический зал, на территории детского сада два мини – стадиона и большая площадка с твёрдым покрытием. В детском саду имеется городошный инвентарь - биты и городки, пластмассовые и деревянные.

Выбор площадки для игры «Городки».

Проведя анализ РППС выяснила, что в зале детского сада организовать игру не получится, т.к. требуется достаточно большая открытая площадка без предметов. Зато участки для прогулки детей расположены рядом с мини – стадионами и площадкой, что очень удобно для  организации игры на занятиях и в свободной деятельности. Площадка может быть земляной, асфальтовой, ледяной или деревянной. Её поверхность должна быть ровной.  

Выбор инвентаря.

В нашем детском саду есть пластмассовые и деревянные наборы. На первых занятиях игры в городки, выполнение упражнений с битой лучше начинать с пластмассовых, т.к. они по весу легче. Это поможет выработать у детей определённые умения обращения с битой, ощутить её свойства (вес, размеры, зависимость скорости полёта от приложенной силы), а также подготовить руку к нагрузке.

Учитывая опыт коллег, методические рекомендации обучения старших дошкольников составила план работы по ознакомлению с народной игрой в городки  в условиях работы детского сада «Искорка».

Основной этап реализации опыта работы.

Формы организации физкультурные занятия, прогулка, индивидуальная работа в утренний и вечерний приём, в свободной деятельности.  В начале знакомства с народной игрой «Городки» занятия можно проводить с целой группой. Чтобы освоить технику игры, добиться результата и развить интерес к игре, заниматься лучше индивидуально иди небольшими подгруппами.

Методы и приёмы.

Словесные: рассказ, беседа, вопросы;  объяснение; указание; пояснение; педагогическая оценка;

Наглядные: показ педагога, ребёнка; просмотр иллюстраций, фотографий;

Игровые: настольно – печатные,  подвижные игры, элементы соревнований;

практические упражнения.

Правила безопасной игры.

Для игры «Городки» требуется достаточно большая  площадка, 15 х 6. На площадке находятся только воспитатель и дети, потому что, при попадании быты в цель, городки разлетаются на большое расстояние и могут навредить детям, которые находятся рядом с игрой. Никто из остальных детей не должен близко играть, бегать, выходить на неё. Во избежание несчастных случаев позади городков не ближе 2 м., можно поставить забор или сетку высотой 1 – 1-5м.

Дети бросают биту, только по сигналу воспитателя. Во время обучения броску биты, стоит учесть, что дети – игроки стоят на расстоянии друг от друга, т.к. замах и бросок биты может навредить детям, если они будут стоять рядом.  В первое время дети не могут рассчитать силу и момент броска, поэтому бита может улететь в любом направлении.

Методические рекомендации по  обучению народной  игре «Городки».

Цель: развитие  интереса детей к физической культуре и спорту через народную игру. «Городки».

Задачи:

  • Познакомить с русской игрой «Городки»: история, спортивным инвентарём, игровой площадкой, фигурами, техникой безопасной игры и обращением с битой.
  • Помочь освоить технику игры: стойка, захват биты, бросок на дальность и в цель.
  • Развивать физические качества ребёнка: силу, ловкость, координацию, глазомер.
  • Воспитывать самодисциплину, волю, выдержку, упорство  в достижении цели, желание заниматься спортом, играть в игру «Городки».

План занятия:

1. Часть (вводная) - включает в себя различные виды ходьбы и бега.

2. Часть (основная) - состоит из комплексов упражнений для развития общей физической подготовки, мелкой моторики, физических качеств. Проводятся упражнения, игры на владение битой, развитие силы и точности броска, составление фигур.

3. Часть (заключительная) –  подвижные игры, тренировочные игры в городки, мини-турниры. Эта часть зависит от уровня обучения детей.

Первое занятия можно провести в детском саду с целой группой. На нём познакомить детей с историй игры, спортивным инвентарём, фигурами, техникой безопасной игры и обращением с битой.

На обучающих занятиях следует уделить внимание на выработку у ребёнка умений управлять битой. В этот период надо иметь несколько комплектов городков, чтобы обучение проходило быстрее. Для этого надо научить детей правильно держать биту и выполнять разнообразные упражнения с ней. Проводятся общие физические упражнения с битой (можно использовать гимнастическую палку) по подготовки детей к игре.

После того как дети научатся правильно держать биту, можно перейти к броску биты без прицела на дальность. Очень важно научить бросать биту так, чтобы она летела в горизонтальной плоскости и вращалась вокруг выкладывать из городков фигуры.  

Затем дети усваивают правила прицеливания  и обучаются бросать биту на дальность вниз. Это приучает ребёнка следить глазами за полётом биты, сравнивать силу броска с быстротой полёта биты. Ставится задача, прицелится и бить в один городок, затем их количество увеличивается.

В этот период на занятиях и в свободное время знакомим с построением фигур игры по схемам и памяти. Для лучшего усвоения фигур мы сделали настольно - печатную игру «Городки».

После того как ребёнок научился достаточно уверенно контролировать биту рукой, прицеливаться и бросать по определённой траектории, можно перейти к игре в городки, придерживаясь правил игры.

На занятии знакомим с элементами игровой площадки (город, кон, полукон)  и правилами игры, повторяем технику безопасности. Начинаем игру с выбивания самых простых и интересных фигур «Забор», «Ворота», «Бочка»  учитывая желания детей.

Продолжаем освоение игры, закрепляем технику в свободной деятельности: на прогулке или в утренней и вечерний период.

После освоения игры «Городки» можно познакомить детей с городошным спортом и провести командные или индивидуальные соревнования. Главным судьёй является воспитатель, дети – помощники. При проведении соревнований  соблюдается определённое количество, порядок и форма фигур.

Заключительный этап.

Организация народной спортивной игры «Городки» в детском саду зависит от:

Педагога: знание методики игры, использование методов и приёмов,  правильный выбор площадки, инвентаря.

Детей: интереса ребёнка к игре, положительного опыта ребёнка;

Родителей: поддержка инициативы детей.

Благодаря опыту работы:

  • повысила уровень профессиональной компетенции  по данной теме.
  • разработала методические рекомендации с учётом работы детского сада
  • составила календарно – перспективное планирование ОО «Физическое развитие» детского сада с учётом задач обучения спортивной игры «Городки».
  • подготовила консультацию для воспитателей.

Библиография.

Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду». «ПРОСВЕЩЕНИЕ» МОСКВА 1992

Материалы СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русская народная игра ГОРОДКИ"

Предоставляю опыт работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с русской народной игрой "Городки"....

Русская народная игра "Городки "

В наше время мало уделяется внимания русским народным играм.  Городки одна из них. И поэтому я с большим удовольствием ,при поддержке г. Москвы хотела бы приобщить детей к этой занимательной и ин...

Социализация детей с ОВЗ на занятиях по физической культуре, посредством русской народной игры Городки

Данный мастер-класс поможет обучить дошкольников с ОВЗ русской народной игре "Городки"...

Обобщение опыта работы: "Организация методической работы в МБ ДОУ № 81"

Организация методической работы в  МБ ДОУ № 81...