«Современные подходы к закаливанию детей дошкольного возраста»
презентация

Броварная Людмила Андреевна

Охрана и укрепление здоровья - приоритетные задачи в современном обществе: моя роль, как педагога заключается в том, чтобы совместно с семьей организовать здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство. В дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Как сохранить здоровье детей, уберечь их от заболеваний, повысить сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды, создать оптимальные условия для его закаливания, воспитать физически здорового ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie.docx21.6 КБ
Файл zakalivanie.pptx772.41 КБ

Предварительный просмотр:

 «Современные подходы к закаливанию детей дошкольного возраста»

Охрана и укрепление здоровья - приоритетные задачи в современном обществе: моя роль, как педагога заключается в том, чтобы совместно с семьей организовать здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство. В дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Как сохранить здоровье детей, уберечь их от заболеваний, повысить сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды, создать оптимальные условия для его закаливания, воспитать физически здорового ребенка. Традиционные подходы к образовательному процессу не всегда успешно и эффективно предусматривает решение данной проблемы. Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими .

Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах – раньше, чем с ними проведены обливания.

Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительности его к внешнему раздражителю снова повышается.

Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того, как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время – с купанием.

Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и, тем более, насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их не организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов неспецифической профилактики ОРВИ. В основном – это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры. В реальной практике дошкольного учреждения трудно охватить процедурами одновременно детей всех групп, обеспечив при необходимости индивидуальные дозировки. Однако, в целом, традиционные подходы к закаливающим мероприятиям в среде пониженной температуры при правильной их организации могут дать определенный закаливающий эффект.

Более эффективными воздействиями обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся контрастные методики в пульсирующем режиме. Закаливая тело и дух, здороваясь со всеми людьми, хотя бы мысленно, занимая свое место в природе, не нарушая равновесия в ней, побеждая человеческие пороки, становясь добрым, внимательным, отзывчивым по отношению к людям, человек достигает не только физического, но и нравственного здоровья. И как важно, чтобы такими людьми были работники дошкольных учреждений, которые формируют базу будущей жизненной позиции подрастающего человека. И если педагоги приняли всем сердцем и душою систему закаливания, они сделали шаг к новому образу мысли и жизни, который поможет обрести истинную радость, счастье, душевный покой. Это они передадут детям, нашему будущему, помогут сохранить наш прекрасный мир.

Закаливание детей 2-3 лет

1 слайд

Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы поговорим о закаливании.

К нам, педагогам, часто обращаются родители часто болеющих детей с вопросом «Как укрепить здоровье малыша?».

Отвечаем на их вопросы:

- Надо детей закаливать!

Предотвращая их вопрос «Как это делать?» - скажем так:

- Закаливать свой организм можно разными способами в любое время года. Летом надо ходить босиком по речной гальке или скошенному лугу, а зимой, следует использовать ортопедический массажный коврик. Так же для закаливания используются различные виды игрового массажа. Он прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания. Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической целью. 

2 слайд.

Сейчас на экране вы видите изображение ступни. Ступня ноги – это важное место на нашем теле, в котором сосредоточены важные биологически активные точки нашего организма. Посмотрите, эти цветные пятна обозначают именно те места, раздражения которых приводит к активной деятельности тех или иных органов человека. А массаж всей ступни способствует повышению сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Для массажа ног используем коврики, мячики

3 слайд. (массаж ушных раковин)

Еще один вид игрового массажа – массаж ушных раковин. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

4 слайд (массаж рук)

Еще хотелось бы сказать о массаже рук и пальцев. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

5 слайд (Босохождение и дых гимнастика)

Так же важным при проведении закаливающих процедур является босохождение и дыхательная гимнастика.

Босоножье - это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Закаливающее дыхание Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

6 слайд.

Итак, подведем итог. Игровой массаж оказывает положительное влияние на весь детский организм и способствует закаливанию организма. Так же он:

Стимулирует биологически активные точки организма;

Снимает у детей напряжение;

Улучшает кровоснабжение кожи;

Уменьшается напряжение мышц;

Кроме этого игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу.

- А теперь я предлагаю вам посмотреть как у нас проходят закаливающие процедуры после дневного сна.

Практическая часть:

1. Пробуждение. 

Было тихо в спальне

И ребятки спали.

Но пришла пора вставать.

Глазки, вы проснулись?

Ушки, вы проснулись?

Детки улыбнулись!

Одеяло в сторону и потянулись!

2. Комплекс закаливающих упражнений в кровати.

Предлагаю детям превратиться в котят и сделать зарядку

Мы – весёлые котятки

Лапки мы свои потрем, а потом их мы встряхнём

(потирают руки и попеременно трясут ими)

Ушко левое своё                 Растирают уши снизу-вверх и обратно

Левой лапкой достаём        до покраснения и ощущения тепла

Правое не забываем,

Лапкой правой умываем.

Проведём по шёрстке лапкой        Проводят пальцами обеих рук

Будет лобик чистый, гладкий         по лбу от середины к вискам

Дальше глазки закрываем                Гладят закрытые глаза от

Каждый гладим, умываем               переносицы к глазу и обратно

Грудку тоже мы растираем.             Гладят и постукивают по груди

Вот и чистые Котятки!                    Руки поднимают вверх

Вот и выспались ребята!                  Руки в стороны.

А теперь ребятки стройтесь по порядку 

3. Комплекс закаливающих мероприятий перед кроваткой.

Массаж рук и пальцев

Ой, лады! Ой, лады! (Дети хлопают сверху по левой,)

Мы блинов напекли! (а затем по правой руке.)

Первый дадим зайке, (Массируют большой палец.)

Зайке-попрыгайке.

А второй лисичке, (Массируют указательный палец.)

Рыженькой сестричке.

Третий дадим мишке, (Массируют средний палец.)

Бурому братишке.

Блин четвёртый - котику, (Массируют указательный палец.)

Котику с усами,

Пятый блин поджарим (Массируют мизинец.)

И съедим мы сами!

В.: А чтобы съесть блины надо на них подуть.

4. Ходьба по дорожкам здоровья.

В.:   А теперь пойдем мы в лес,

       Где деревья до небес.      

       Идем по дорожке,          

       Высоко поднимая ножки.

       Киски по лесу гуляли,      

       За природой наблюдали. 

Выполнение ходьбы по дорожке здоровья

Воспитатель: 

Дальше по лесу пойдем

Вещи там свои найдем.

Дети одеваются


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закаливание детей 2-3 лет Подготовила: инструктор по физической культуре Броварная Людмила Андреевна

Слайд 2

Закаливание Закаливание представляет собой комплекс процедур, основанный на воздействии таких факторов, как вода, воздух, солнце, часто заключающийся в перепаде воздействующих температур или атмосферного давления. В результате организм ребенка становится более устойчивым к воздействию природных раздражителей и способен лучше противостоять инфекциям.

Слайд 3

Биологически активные точки организма

Слайд 4

Массаж ушных раковин

Слайд 5

Массаж рук и кончиков пальцев

Слайд 6

Босо хождение и дыхательная гимнастика

Слайд 7

Игровой массаж: Стимулирует биологически активные точки организма; Снимает у детей напряжение; Улучшает кровоснабжение кожи; Уменьшает напряжение мышц.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Культурологический подход при ознакомлении детей дошкольного возраста с книгой в современном ДОУ»

Статья раскрывает важность ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой и влияние ее на всестороннее развитие личности ребенка, его социализацию в современном обществе....

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...

Памятка для родителей Закаливание детей дошкольного возраста: с чего начать, закаливание детей водой и воздухом для средней группы

Закаливанием можно заняться в любом возрасте, но эти процедуры будут особенно важными для детского возраста. Организм малышей сможет выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей с...

Телесно-ориентированный подход как современная технология коррекции речи детей дошкольного возраста

Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкол...

«Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста»

laquo;Современные подходы к обучению  детей дошкольного возраста»...

Современный подход развития памяти в дошкольном возрасте в информационно - образовательном пространстве

C развитием современных технологий стало возможным не только улучшения физических и бытовых условий. Для педагогов открылись возможности развития когнитивных способностей, как внимание,мышление,вообро...