Статья «Культурологический подход при ознакомлении детей дошкольного возраста с книгой в современном ДОУ»
статья на тему

Шанина Марина Николаевна

Статья раскрывает важность ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой и влияние ее на всестороннее развитие личности ребенка, его социализацию в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kulturologicheskiy_podhod.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 компенсирующего вида Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Статья «Культурологический подход при ознакомлении детей дошкольного возраста с книгой в современном ДОУ»

Подготовил методист ГБДОУ детского сада №7 Шанина М.Н.

Система воспитания и обучения дошкольников, построенная на основе мировой культуры, позволяет ребенку успешно осваивать культурное пространство современной для него жизни, увидеть преемственность в культуре, истоки современной науки, искусства, морали. Личностное восприятие явлений культуры дает возможность создать такое поле культурных потребностей, которое приводит к непрерывному обогащению эмоционального и интеллектуального опыта, привычки и необходимости жить в системе общечеловеческих ценностей культуры.

Осваивая культуру, ребенок делает открытие в самом себе и переживает пробуждение умственных и душевных сил. Соответствующая область культуры становится его миром, пространством возможной реализации, и ребенок развивается как культурно-исторический субъект, для которого прошлое и будущее культуры — его прошлое и будущее.

Для осуществления культурологического подхода в эстетическом воспитании детей необходимо изменить содержание педагогического процесса в ДОУ. Прежде всего, встает необходимость решения следующих задач: развитие теории эстетической деятельности дошкольника; формирование личностно-культурологической теории детского художественного творчества и художественного обучения; разработка технологии культурологического подхода к развитию эстетической деятельности дошкольников.

Знакомясь с выдающимися произведениями, дети учатся понимать культуру и историю России. Важно, чтобы на занятиях культура предстала перед детьми не как музейная реликвия, не имеющая отношения к действительности, а как часть настоящего. Поэтому важно из информации о прошлом отобрать такую, которая как величайшая духовная и культурологическая ценность, оказывает влияние на людей сегодня. Национальные ценностные приоритеты, пережитые ребенком в художественной деятельности, переносятся ребенком в реальную жизнь. Эмоциональная окрашенность дает возможность почувствовать их значимость.

Процесс воспитания — один из важнейших в любой культуре, потому что именно в нем ребенок усваивает культурные навыки, приобщается к определенному социуму, осознает свое место в мире, понимает, что такое хорошо и что такое плохо.

Культурологическое развитие состоит в том, что со временем культура личности начинает играть все более важную роль и все более индивидуализируется.

Дети наиболее чувственны к миру культуры и миссия взрослых — сохранить эту эмоциональную откликаемость и доверчивость ребенка к нам, безболезненно и без страха ввести его во взрослый мир посредством понимаемых и тайных знаков и символов культуры.

За период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. Детей не просто знакомят с содержанием книг, но постоянно привлекают их внимание к самим книгам, величайшим достижениям человеческого ума. Воспитание благоговейного отношения к книге начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. Замечено, что равнодушное и неуважительное отношение к книге взрослых наносит огромный вред воспитанию детей.

Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.

Пусть малыш не умеет еще читать, но его учат рассматривать книги не только со взрослым, но и самостоятельно. Дети уже в младшем возрасте должны усвоить: книги — наши друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже — корешок.

Информационный центр — уголок книг

В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры — уголки книг. На специальных легких и красивых витри-нах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста, так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Как правило, книги эти богато иллюстрированы и должны быть в хорошем состоянии.

Состав книг в групповых библиотечках время от времени обновляется или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.

Дети могут брать книги из библиотечки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней групп сам ее ремонтирует, желательно в присутствии малышей. В старшей группе к починке книг привлекаются и дети. В уголке книг в детском саду периодически организуются тематические книжные выставки: «Сказки А. С. Пушкина», «Наши книжки о природе». Кроме книжек, экспонируются иллюстрации известных детских художников, соответствующие содержанию выставленных книг.

Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавия сказок, рассказов. Труднее обстоит дело с фамилиями авторов, но таких авторов, как А, С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Крылов, М. М. Пришвин, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. П. Гайдар, С. В. Михалков, А. Л. Барто, дети запоминают.

Начиная со средней группы проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже — и почему им нравится та или иная книга.

Желательно, чтобы дети побывали на экскурсии в библиотеке, в книжном магазине, посмотрели большие книжные витрины. К радости детей совершается покупка нескольких книг для группы. В тех детских группах, где воспитатели умно и тактично ведут работу, книгу встречают радостно, как самого дорогого друга.

Создание книжного уголка – определенная ступень в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к высокохудожественному чтению, формированию запа-са литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи.

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом  занимает важнейшее место. Современный книжный уголок обогащен  разнообразной по жанру детской литературой, атрибутами, куклами для развертывания постановок по произведениям, масками, пособиями для художественно-литературного творчества.

Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом,  и литературно-художественного центра, в частности. Литературно-художественный центр группы включает в себя: книжный уголок (книги, каталог книг, пособия по краеведению), видеотеку (фонд видеозаписей, телевизор, DVD-плеер), фонотеку (кассеты, CD, DVD-диски), игротеку (каталог игр), оборудование для театрализации  и др.

Основными целями книжного уголка являются:

  • развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
  • использование инновационных образовательных  программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
  • создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
  • обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей

План работы в книжном уголке раскрывает формы и методы участия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в его создании, оформлении, пополнении и эффективном использовании. Наличие рекомендаций по работе с книгой для  родителей в условиях семейного воспитания  доказывает актуальность, практическую значимость и ценность организации книжного уголка в образовательном пространстве группы.

Использованная литература:

  1. Максакова А.И. «Развитие правильной речи ребенка в семье».
  2. Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс», 2005.
  3. Мухина В.С. «Детская психология», М.: Просвещение, 1985.
  4. Нищева Н.В. – СПб.:  Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство-Пресс», 2005.
  5. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество», М.: Просвещение, 1985.
  6. Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
  7. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 2010.
  8. Федоренко Л.П, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М.: Просвещение, 1977 г.
  9. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Поволжья в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного подхода по ФГОС

Реализовать региональный компонент по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой народов Поволжья...

«Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста»

laquo;Современные подходы к обучению  детей дошкольного возраста»...

Педсовет "Социоигровые технологии, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с современными видами профессий"

Актуальность Профориентация дошкольников, названная «ранней профориентацией», в настоящее время одно из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Диктует...

План самообразования "Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой"

План самообразования "Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой"...

Отчет по самообразованию "Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой"

Отчет по самообразованию "Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой"...

«Современные подходы к закаливанию детей дошкольного возраста»

Охрана и укрепление здоровья - приоритетные задачи в современном обществе: моя роль, как педагога заключается в том, чтобы совместно с семьей организовать здоровьесберегающее и здоровьеформирующее обр...