Детские подвижные игры народов.
план-конспект занятия (старшая группа)

Черепахина Татьяна Юрьевна

Народные подвижные игры являются  традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений побуждало людей создавать всевозможные игры, проявляя при этом творческую смекалку.
Народные игры являются неотъемлемой частью   интернационального воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально- положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Несколько столетий основными  национальностями, населяющими наш край были: русские, украинцы, татары, башкиры, казахи. В последнее время наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур, что связано с территориальным перемещением людей разных профессий.             Не обошли  эти перемены и наш детский сад.  За прошедшее десятилетие он  стал поистине многонациональным. Возросло количество детей,  воспитывающихся в  семьях со смешанными браками. На педагогов возлагаются огромные задачи по интернациональному воспитанию. В комплексе с другими воспитательными средствами они возвращают к жизни замечательные образцы многонационального творчества. 

В нашем  саду работа с детьми  имеет поликультурную направленность. На музыкальных занятиях, занятиях по ИЗО, по развитию речи и ознакомлению 
с окружающим миром дети знакомятся с народами России и Урала, их обычаями, ремеслами, фольклором, традициями, обрядами, играми.
В свою очередь, народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания.
Педагог помогает детям понять, что объединяет людей разных национальностей, что особенности жизни и труда зависят от природно- климатических условий (на Севере распространено оленеводство, рыболовство; на Юге – коневодство, в тайге – охота и.т.д.) 

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Русские народные игры. 
«Филин и пташки»

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Например: голубь, ворона, синица, утка, журавль, воробей и др.  Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают какими они птицами будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются, приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. 
На сигнал: «Филин»! все птицы стараются быстрей занять место в своем доме. Если филин успеет кого-нибудь поймать, то он должен угадать. Что это за птица? Только верно набранная птица становится филином.
Правила игры: Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает птицу.

«Горелки»
Играющие встают парами друг за другом.  Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие на распев говорят слова:
Гори, гори ясно,. чтобы не погасло.
Раз, два не воронь, а беги как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны.  Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает их, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь ловит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары-галит. 
Правила игры:  Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу как только они пробегут мимо него.

«Курица и коршун»
Выбирается «коршун» и «курица». Остальные дети – «цыплята», они выстраиваются за мамой «курицей», держась за пояс двумя руками. «Коршун» пытается схватить последнего «цыпленка». «Курица», раскинув руки в стороны, закрывает «цыплят». Цель «коршуна» схватить последнего «цыпленка». Игра повторяется по желанию детей.

«Заря» 
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих «заря» ходит сзади с лентой в руке и говорит:
Заря, заряница- красная девица
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты обвитые! 
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет ленту и они оба бегут по кругу. Тот, кто останется без места- становится «зарей».
Правила игры:  Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту.  

  Украинские народные игры.
«Колдун» (Чаклун)

Перед началом игры выбирают колдуна.  Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «РАЗ-ДВА-ТРИ!» все отдергивают пальцы, а колдун пытается захватить чей-нибудь палец. Кто попадется  становиться колдуном . Все разбегаются, а колдун пытается догоняет игроков и касается их рукой. Пойманный останавливается, и разводит руки в стороны. Расколдовать его могут только другие игроки, дотронувшись до него рукой. 
Правила игры:   Заколдованный игрок должен оставаться на месте. Игра повторяется если колдун всех заколдовал или игра продолжается слишком долго.

«Прела-горела»
Ведущий в разных местах прячет мелкие игрушки, сопровождая действия словами:
Прела-горела, за море летела,
А как прилетела, так где-то и села,
Кто первый найдет, тот себе возьмет!
После этих слов все разбегаются по площадке и ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.

Правила игры:   Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подглядывать. Прятать игрушки необходимо быстро.

«Круглый хрещик»
Игра начинается с того, что кто-то из детей выкрикивает:

Чур, в « Круглого хрещика играть!
На горе стоять, пойманным не бывать!»
Две пары встают напротив друг друга на расстоянии 20 шагов и приглашают третью пару встать посередине. Игроки крайних пар, которые стоят один напротив друг друга, пытаются, минуя средних , соединиться в новые пары. Один из пары бежит вправо, а другой-в лево. Игроки средней  парыпрепятствуют им, ловят бегунов. Если игрок средней пары поймал кого-нибудь, кто перебегает с его стороны, напарник пойманного и напарник ловишки спешат им на помощь. Тот, кто прибегает первым, вместе со своим напарником становится крайней парой, а два других игрока встают в середину. Когда  пробежка завершается успешно, то игра продолжается.
Правила игры:    В игре принимают участие шесть человек. В нее могут играть дети, начиная со среднего дошкольного возраста.

«Высокий дуб»
В земле выкапывают продолговатую ямку, ширина которой превышает диаметр мяча. Поперек ямки, ближе к одному ее краю, кладут плоскую палочку- дочечку из крепкого дерева с поперечной планкой на одном конце. На этот конец дощечки помещают небольшой резиновый мячик и опускают его на дно ямки. Жеребьевкой определяют, кому бить. Остальные участники расходятся по площадке. От удара ногой по верхнему краю палки- мяч взлетает вверх. Все игроки, кроме ведущего, стараются поймать мяч в воздухе. Тот, кто поймает мяч в воздухе, уходит бить мяч. А тот кто бил- уходит к игрокам. Если мяч никто не поймал- выбранный в начале игры, бьет еще раз.
Правила игры:     При ловле мяча нельзя отталкивать друг друга. Ребенок , поймавший мяч в воздухе, получает право следующим бить мяч.

Башкирские народные игры.
«Медный пень»  (Бакыр букэн)
Играющие,  парами располагаются по кругу.  Дети, изображающие медные пни, сидят  на стульях. Дети - хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий - покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит на детей, сидящих на стульях, как-бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
Я хочу у вас спросить!
Можно ли ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
Коль джигит ты удалой,
Медный пень  тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова :
Раз – два – три – беги!
Разбегаются в разные стороны.  Добежавший, первым встает за медным пнем.
Правила игры:     Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
«Палка-кидалка» (Сойош таяк)
Чертится круг диаметром 1,5 метра. В круг кладут  палку-кидалку  длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за палкой вдаль.  В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух  и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок  прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот. Кто первый был обнаружен.
Правила игры:     Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.

«Стрелок» (Уксы)
Проводятся две параллельные линии на расстоянии  10-15 м. друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2м. Один игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попали, становится стрелком.
Правила игры:     В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть» присел последним.  Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, это не считается попаданием.

Татарские народные игры.
«Скок - перескок»  (Кучтем – куч)
На земле чертят большой круг диаметром 15 – 25 м, внутри него  - маленькие кружки диаметром 30-35 см. для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: « Перескок»!  после этого игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила игры:     Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
«Перехватчики»  (Куышу уены)
На противоположных  концах  площадки  отмечаются линиями два дома. Играющие, располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:
Мы умеем быстро бегать,
Любим бегать и скакать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что нас не поймать!
После этих слов все бегут в рассыпную через площадку, в другой дом. Водящий старается запятнать  перебежчиков один из запятнаных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, ни разу не попавшиеся.    
Правила игры:   Водящий ловит игроков, прикасаясь к плечу рукой . Запятнаные отходят в условленное место. 

«Мяч по кругу»  (Тееечек уены)
Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинает перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит от одного игрока к другому.  Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч. 
Правила игры:   Передача мяча выполняется путем броска с  поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.

Во время обучения подвижным играм, педагогу следует помнить, что главная задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.  Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро  принимать решения и проводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.  Работая с детьми,  педагогу следует помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в  общественно полезной и творческой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дети играют387.32 КБ

Предварительный просмотр:

https://cdn.culture.ru/images/14cd1f3a-7c55-5691-b61f-c304fa7f1773


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские подвижные игры народов мира

ДЕТСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ  НАРОДОВ МИРА[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12889422","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"476","width":"480"}}]]...

Детские подвижные игры народов Крыма

Русская народная игра «Заря-Заряница»...

карточки с подвижными играми по книге А.В.Кенемана «Детские подвижные игры народов СССР».

В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что именно в дошкольном возрасте, ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис. Большую роль в этом играет приобщение к кул...

Детские подвижные игры народов России

          Детские подвижные игры народов России. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитате...

Детские подвижные игры народов России

Данную презентацию педагоги могут использовать в своей работе с  детьми.Материал знакомит их с народами России, их деятельностью и с их национальными подвижными играми....

Детские подвижные игры, народов России.

Детские подвижные игры народов России...

Детские подвижные игры народов России

Детские подвижные игры народов России...