Дыхательная гимнастика
консультация

Рубцова Ирина Борисовна

Сущность, специфика и особенности дыхательной гимнастики на занятиях хореографией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx53.91 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика


Оглавление

Введение…………………………………………….……………………………..3

Глава 1. Развитие дыхательной гимнастики и ее влияние на хореографическое искусство………………………………………………..…………………………5

1.1. Сущность дыхательной гимнастики………………………………..……….5

1.2. Специфика дыхания в  хореографии…………………………………..……6

Глава 2. Особенности дыхательной гимнастики в хореографии………..……10

2.1. Дыхание в хореографических упражнениях…………………………...….10

2.1. Дыхательные практики в хореографии…………………………………....12

Заключение……………………………………………………………….………17

Список использованной литературы…………………………………..……….18

 

 

 

 


Введение

          Понятие искусство в своей целостности очень широкое и необъятное -  это отражение действительности в образах. Искусство танца - это филигранная передача образа посредством движений тела

Хореография очень многогранное искусство, которое сочетает в себе не только танец, но и его разновидности, а также мимику.

В процессе занятий хореографией формируется способность передавать движениями тела определённые эмоциональные образы, чувства, страдания переживания, настроения.

Хореография – это не просто искусство, это жизнь, и как жизнь она сложна и интересна, ставит иногда, кажется не предсказуемые задачи, но в, то, же время воспитывает и укрепляет терпение, трудолюбие, дисциплина, самоотдача и многое другое. Это-то искусство, которое не терпит прерывания, стоит только остановится, и уже сложно вернутся на прежний уровень, ей – хореографии, необходимо уделять массу усилий и душевных сил…. Не смотря все сложности в своем воплощении, она дарит прекрасное ощущение свободы, гибкости, грациозности.

И, конечно же, такая физическая нагрузка не может быть не связана со здоровьем и красотой артиста. Для исполнителя в хореографии главным инструментом творчества и самовыражения служит его тело, тончайшие и очень сложные двигательные навыки, которого развивает и тренирует система хореографического образования. Это требует предельно высокой работоспособности организма, для достижения которой необходима мобилизация всех систем организма, в том числе и дыхательной.

Современные подходы к исследованию дыхательной гимнастики в хореографии на прямую связаны с настройкой и особенным потоком энергии, через который организм входит в восприимчивый режим и делает это через дыхание. Особенная важность дыхания активно распространяется на все навыки в хореографии и помогает расслабиться и выполнить все движения на высшем уровне. Сформированные дыхательные привычки не только улучшают выносливость организма, но и способствуют развитию танцевальных навыков.

Актуальность темы является очевидной, так как хореография это искусство, которое обладает неисчерпаемыми возможностями и отражает в себе полноценное эстетическое совершенство, сочетая в себе гармоничность духовного и физического развития. Все это неразрывно связанно с внесением глубокого дыхания в правильные фазы движений. которое позволяет придать танцу естественную пластику.

Практическая значимость данной работы заключается в изучении сущности особенностей дыхательной гимнастики в хореографии.

Объектом исследования является дыхательная гимнастика.

Предмет исследования: специфика хореографического искусства.

Цель: теоретическое изучение специфики особенностей дыхательной гимнастики в хореографии.

На основании поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть развитие дыхательной гимнастики и ее влияние на хореографическое искусство;

- проанализировать специфику дыхания в  хореографии;

- охарактеризовать дыхание в хореографических упражнениях;

- изучить дыхательные практики в хореографии.

Теоретической и методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области хореографии, таких как  Лукьяновой А.Е., Вагановой А.Я. Масленниковым П.Ю. Кочетковской И.Н. и многих других значимых исследователей хореографического искусства.


Глава 1. Развитие дыхательной гимнастики и ее влияние на хореографическое искусство

1.1. Сущность дыхательной гимнастики

         В своем изначальном понимании дыхание в жизни каждого отражает способность в совершенстве владеть процессом и едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом. Дыхания является ключевым звеном во всей не простой цепочки хореографии.

Дыхательная гимнастика - это непростая дыхательная система упражнений, которая направлена на укрепления физического состояния и здоровья человека, она положительно влияет на здоровье каждого[1].

Дыхательная гимнастика не только положительно влияет на здоровье человека в целом, но и способствует похудению, при ее правильно использовании, возможно, эффективно избавится от лишних килограммов. Довольно часто дыхательная гимнастика помогает справиться с чрезмерным переутомлением, бессонницей или усталостью. С каждым годом дыхательная гимнастика завоевывает признание миллионов людей, которые активно используют в ее в своей деятельности.

Особенности дыхательной гимнастики в том, что она существует не только как отдельный вид, но и как специальный раздел в различных своих интерпретациях, например в хореографии,  йоге, различных системах по снижению веса. Главным в дыхательной гимнастики является выбор одной из методики, которая подходит и нужна конкретному человеку при этом важно учитывать состояние здоровья, образ жизни и особенности характера, когда ее предстоит использовать для достижения поставленных целей.

Все методы и виды,  дыхательной гимнастики построены на упражнениях, самыми главными элементами которых являются: 

- искусственные затруднения дыхания; 

- искусственные задержки дыхания; 

- искусственные замедления дыхания; 

- искусственное поверхностное дыхание.

Все эти особенности дыхательной гимнастики можно объединить в единое целое и назвать – ослабление дыхания.

     В ряде случаев специальная дыхательная гимнастика с ее особенностями и личностным  подходом может значительно улучшить самочувствие и общее состояние человека.

Дыхание «контролируется автоматическими рефлекторными механизмами, поддерживающими обмен организма кислородом и углекислым газом с окружающей средой»[2]. Однако при различных функциональных нарушениях вегетативной нервной системы, пониженной двигательной активности, болезнях сердца, сосудов и органов дыхания необходима сознательная коррекция кислород - транспортной функции и насыщения крови и тканей кислородом - посредником энергообеспечения организма.

Постоянные занятия дыхательной гимнастикой способствуют нормализации обмена веществ, оказывают плодотворное влияние на организм.  Благоприятно отражаются на организме и работы дыхательной системы, которая, не только улучшая кровообращение, но и в своих процессах задействует все органы человека и способствует общему улучшению самочувствия.

Дыхательная система отражает, уникальную возможность подчинятся воле человека, что выражается в изменении типа, глубины, ритма и частоты уровня дыхания в этом процессе задействован весь организм.

Например, длительная задержка дыхания замедляет деятельность сердца. Усиленное дыхание приводит к уменьшению содержания углекислого газа в крови, отчего сужаются церебральные сосуды и значительно снижается объем кровотока через головной мозг. Ухудшение кровообращения головного мозга, в свою очередь, влияет на психическое состояние человека.[3]

Однако сегодня существует множество различных дыхательных техник, каждая из которых была разработана с учетом решаемых ею задач и преследует в своем применении определенные цели: лечебные, релаксационные, развивающие. Набор дыхательных упражнений в каждой гимнастике соответствует поставленным задачам и направлен на достижение определенного результата. Хореографическое искусство имеет ряд особенностей, влияющих на дыхание, которые должны учитываться при выборе системы и методов дыхательной гимнастики.

1.2. Специфика дыхания в  хореографии

          Хореографическое искусство включает различные виды искусств - музыку, собственно хореографию, драматургию, живопись. Каждый из них, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореографического образного мышления.

Но балет - искусство пластики и именно ей принадлежит ведущая, основная роль в создании хореографического образа. Специфика хореографической образности состоит в танцевально - пластическом развитии, и мышление образами самих танцев является единственным способом раскрытия и воплощения характеров в балете[4].

Многие профессиональные танцовщики и артисты в своей хореографической деятельности не используют полные возможности правильно дыхания, так как оно не вырабатывается автоматически, над ним нужно постоянно работать. Данные процесс дыхательной системы является сложным, так же как и любой процесс – трудоемким. Он требует своего особого изучения, осмысления и значительных временных ресурсов.

Хореография в своей целостности требует от исполнителя огромного физического напряжения, оно начинается у самых азов и продолжается в период обучения и профессиональной хореографической карьере. От целостной физической подготовки будет, зависит, насколько легко будет артисту выступать на сцене и раскрывать необходимые сценические образы или наоборот чрезмерная усталость будет, сказывается на профессиональной карьере[5].

Как бороться с переутомление в работе исполнителей, задумывались давно, искали варианты, рассуждали. И впоследствии утверждали, что педагог – хореограф должен во время занятий четко рассчитывать нагрузку, тем самым способствовать развитию выносливости. Организм должен срабатывать и стойки переносить переутомление, тем самым способствуя закаливанию и давая дополнительную возможность накапливать скрытые ресурсы для постепенного увеличения нагрузок.

В свое время Попова Е.Я. предложила на тот момент чрезвычайно ценное средство  - это правильно развитое дыхание. На тот период, это было революцией в области хореографии. Попова Е.Я. преподавала в Московском хореографическом училище фортепиано. Зная, как снимает утомление диафрагмальное дыхание с длинным выдохом, она не могла спокойно смотреть на облитых потом, переутомленных детей, идущих с уроков танца. Попова начала учить студентов не только музыке, но и правильному дыханию.

Дыхание, которое дает человеку отдых, снимает физический стресс, не допускает переутомления, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха. При неконтролируемой физической нагрузке одышка, чрезмерная потливость вызываются избытком углекислоты в организме из-за активного забора воздуха, гипервентиляции легких и недостаточного выдоха углекислоты, накапливающейся в организме. Длинный упругий выдох хорошо очищает от углекислоты легочные пузырьки, вдох же после паузы заполняет их достаточным количеством кислорода. При этом сердце работает лучше и организм человека значительно меньше утомляется. Отсюда можно сделать вывод, что при тренировках очень важно учиться длинному ровному выдоху через рот. Вдох должен быть через нос, непроизвольным, руководить им не следует. Дыхание – диафрагмальное[6].

Одной из основных двигательных функций  в хореографическом искусстве, выделяют  координацию движений. Видами координации является двигательная, нервная и мышечная. Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. Они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движений, профессиональная память - одна из особенностей координации зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов. В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела:

- при ходьбе;

- при беге;

- при переменных движениях;

Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).

Залогом успеха всегда являются занятия, не прерывные тренировки. Тренировки тончайших двигательных навыков, которые используются в процессе обучения хореографии, балетному искусству. Все это напрямую связанно с физиологическими функциями человеческого организма: кровообращением, дыханием, нервно-мышечной деятельности. Долгое время резервные физиологические силы, заключающиеся в работе органов дыхания, использовались только интуитивно и можно сказать в недостаточной степени[7].

Дыхание есть один из основных физиологических процессов живого организма, и совершается этот процесс в основном автоматически, рефлекторно. Иногда артисты задерживают дыхание, «забывают» дышать. Это особенно опасно при физических нагрузках, когда организму необходим интенсивный приток кислорода. У людей с нетренированным дыханием под влиянием волнения и различных эмоций ритмичность и нормальная частота дыхания легко нарушается: дыхание становится учащённым[8].

Исследую труды многочисленных ведущих хореографов, педагогов которые в основу исследования положили использование физиологических возможностей борьбы с переутомлением, главной целью которых было научить управлять механизмами второго дыхания. Стоит отметить, что удалось добиться: повышения работоспособности, экономии сил, воспитания принципов правильного дыхания и обеспечение легкости и выразительности в движениях.

Хореография на своем современном этапе придает огромное значение состоянию нервной системы артистов, которая способствует регулирования основных функций организма. Все это приобретает важность в процессе тренировок в хореографическом искусстве.

Подводя итог всей изученной информации в данной главе можно отметить следующее: процесс освоения танцевального языка способствует развитию опорно-двигательного аппарата, наиважнейшие системы обеспечение движения. В данном процессе развиваются и тренируются опосредованно, им уделяется значительно меньше внимания, между тем, правильная организация процесса дыхания позволяет открыть значительные физиологические силы организма, уменьшает напряжение мышц, улучшает снабжение организма кислородом во время колоссальных нагрузок, повышает выносливость и работоспособность организма.


Глава 2. Особенности дыхательной гимнастики в хореографии

2.1. Дыхание в хореографических упражнениях

         Взаимосвязь движения и дыхания приводит к целостному образу естественности, динамической и характерной окраске движений. Большинство знает и понимает, что комплексы упражнений для дыхания являются полезными и иногда незаменимыми, но не всегда их используют в танцевальной практике. А такие упражнения ,как мы выяснили, приносят много положительных оттенков, а именно выносливость оказывают положительное влияние на сердечно - сосудистую и бронхо - лёгочную системы, придают изящность, пластичность грациозность танцевальному образу и его образу.

Дыхание, которое дает человеку отдых, снимает физический стресс, не допускает переутомления, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха. При неконтролируемой физической нагрузке одышка, чрезмерная потливость вызываются избытком углекислоты в организме из-за активного забора воздуха, гипервентиляции легких и недостаточного выдоха углекислоты, накапливающейся в организме. Длинный упругий выдох хорошо очищает от углекислоты легочные пузырьки, вдох же после паузы заполняет их достаточным количеством кислорода. При этом сердце работает лучше и организм человека значительно меньше утомляется. Отсюда можно сделать вывод, что при тренировках очень важно учиться длинному ровному выдоху через рот. Вдох должен быть через нос, непроизвольным, руководить им не следует. Дыхание - диафрагмальное.[9]

Артисты, показывающие не знание основных методик дыхания, после тренировки выходят с отдышкой, переутомлением, учащенным сердцебиением, не зная как восстановить свое состояние и привести дыхание в норму, и только единицы находят пути регуляции своего дыхания.

Каждый справляется с нагрузками по-разному, в зависимости от своего физического развития и состояния, а также от владеющих знаний о правильном дыхании. Можно отметить, что отсутствие свободного, организованного, ритмичного дыхания в процессе хореографического, тренажа нарушает нормальную работу сердца.

Например, Курьянова С.В. в своей программе «Основы дыхания» описывает следующее: у артистов после занятий хореографией, а именно урока классического танца, частота пульса в минуту бывает разной: 144,160,168,192 удара, в связи с этим пульс приходи в своей обычное состояние в течение двух-трех минут, и это происходит не всегда[10]. При этих же нагрузках, у других исполнителей, владеющих правильным дыханием, частота пульса практически всегда нормальная, или же практически сразу приходит в своей стандартное состояние.

Это отражается в следующем: с каждым разом физическая нагрузка может, увеличивается и те, кто умело владеют, правильным дыханием справляются в ней легко, в отличие от тех, кто не умеет или не хочет ее использовать.

Прежде, чем начать  разминку, пишет Курьянова С.В., очень рекомендует сделать несколько дыхательных упражнений. Это приведет в порядок организм, усилит снабжение многих жизненно важных органов кислородом, поможет настроить организм на работу даст возможность успокоиться и расслабиться. Кроме того, для того чтобы танец выглядел легким и непринужденным, необходимо научиться дышать поверхностно, не задыхаясь и не показывая, каких усилий стоит вам исполнение танца. Для правильного дыхания рекомендуем научиться дышать с легким шумом, тогда нужно будет прислушиваться к своему дыханию, и  будет легче им управлять. Дыхательная гимнастика не только снимает усталость и добрит, она способствует повышению жизненного тонуса, улучшает память, настроение, что является не мало важным для занятий хореографией.[11]

Иногда артист, зная приемы правильного дыхания, не применяет его во время тренировок и танцевальных уроков, это происходит из за боязни сбиться, спутать рисунок исполняющих движении, и использует его, только тогда наступает крайняя необходимость. Стоит отметить, что такое отношения является ошибочным, так как не дает должных результатов.

Пока правильное дыхание не станет рефлекторным, нужно следить за каждым его этапом, помнить и контролировать его, в процессе исполнения движений, только при четком выполнение описанных событий произойдет устранение беспомощного состояния, или оно значительно уменьшится.

Хотелось бы отметить, что многие исследователи дынной проблемы отмечают, что овладение правильным дыханием в основе своей зависит от степени активности и заинтересованности самого ученика, от его желания, стремления и воли. Грамотное воспитание исполнителя требует в основном подготовки тела к нагрузкам, как музыкально-хореографическому инструменту, призванному языком хореографии выражать смысл художественных образов[12]. Упражнение должны исполнятся в определенной ритмической последовательности и количестве, без форсирования, спокойно, сконцентрировав внимание, что способствует формирования внутренней дисциплине, выдержки и воспитывает волю. Если же наоборот выполнять все в беспорядке, суетливо бессистемно, то это приведет в отрицательным результатам.

2.2. Дыхательные практики в хореографии

         При не грамотном распределении физической нагрузки выражается неорганизованное дыхание, которые приводит к потере ритма, что отражает трудность в работе.  В хореографии как в искусстве, наряду с мышечной работой, которая влечет за собой больших энергетических затрат. Важным является дыхание, если оно не является четким, это большая помеха и  исполнитель быстро устает. В момент осуществление движений дыхание может задерживаться и возможно наступление недостаточности.

Как мы уже отмечали дыхание в хореографии это не просто многое, это практическое основное в пирамиде физического развития исполнителя

Существует несколько дыхательных практик, каждая из которых имеет свои особенности, и это не означает, что им не стоит доверять, нужно выбрать ту, которая подходит для определенного человек. И, конечно, каждая из них, безусловно, занимает определенное свое место, так как идут они разными путями к достижению одной единой цели.

Упражнение на дыхание йогов.

Йога – в широком смысле это совокупность различных физических практик, а именно: духовных, психических и то, что нас интересует больше всего физических, в одной из разделов которых является дыхание. Наиболее известные упражнения на дыхание йогов, первое, что чаще изучается в этой практике - это очищающее дыхание[13]. Основной сутью его является в медленном, плавном и равномерном выдохе через губы. Вы как будто дуете на свечу, причем столь равномерно, что пламя не колеблется, а ровно отклоняется в сторону чуть-чуть. 

Практическое применение этого дыхания в хореографии несколько ограничено тем, что после него хочется лечь или даже поспать. Поэтому возможно его использование в конце занятия. Очищающее дыхание очень успокаивает и умиротворяет.

В дыхательной практике йогов есть интересные упражнения по нагнетанию кислорода в ткани. Глубокий интенсивный вдох носом и затем быстрый резкий выдох ртом. Если прибавить к этому высокую частоту вдоха и выдоха, то получаем большое количество кислорода в тканях. А это - снятие усталости после аэробной нагрузки, например, после быстрых энергичных танцев, прыжков и т.п. В результате человек, можно сказать, «забывает», что устал.

Кстати, такие дыхательные упражнения помогают сделать менее интенсивными любые болевые ощущения. Поэтому его стоит активно применять при схватках в процессе родов. Сначала может возникнуть легкое головокружение, это - вполне нормально. Головокружение возникает от избытка кислорода. Приостанавливаться в таком случае стоит постепенно.

Возникает вопрос о наиболее удобных формах использования этого дыхания в танцевальных занятиях. Отмечают две формы, хотя, возможно  проанализировав упражнения и их эффект, вы обнаружите гораздо больше.

1. Интенсивное дыхание с постепенно увеличивающимся темпом. После достижения максимума темп постепенно снижается. Целесообразно сочетать с движениями рук, способствующими раскрытию грудной клетки на вдохе и закрытию ее на выдохе. Это делает дыхание более глубоким, а также развивает способность ученика раскрывать и сжимать грудную клетку, что нужно в танцевальных движениях.

2. Многоступенчатое дыхание. После задержки на выдохе вы осуществляете первый вдох, делая его маленьким, затем выдыхаете не до конца, следующий вдох чуть больше, выдох - снова не до конца и т.д. Таких вдохов-ступеней может быть 3, 4 или более. Таким дыхательным упражнением можно развивать естественность движения груди и рук вокруг в танце.[14]

Методика Стрельниковой А.Н. рассмотрим данный метод поподробнее.

Александра Николаевна Стрельникова - педагог, которая работала в свое время со многими московскими театрами. Занималась постановкой голосов актерам, дикторам и вокалистам.

Основой ее методики дыхания было – форсированный вдох при высокой частоте дыхания, в связи с этим дыхание осуществляется не продолжительное время – по 4 – 8 раз в течении нескольких заходов с перерывами.

Вход – только через нос, выход очень пассивен, в отличии от описанной выше методики йогов где наоборот наблюдается выход очень активный и осуществляется через рот.

В данной методике шумный выдох является недопустимым. Дыхание в данном случае способствует увеличению жизненного цикла емкости легких, что является положительным моментом и отражается на выносливости.

И методика Стрельниковой и метод йогов имеют место быть в хореографии. И, конечно же, существует разница, у йогов форсируется выдох, а у Стрельниковой соответственно вдох. На основе этого и выбирается дыхательное упражнение  исходя из танцевального движения.

Если акцент при движении падает на раскрытие рук, грудной клетки, то используем дыхание Стрельниковой (хотя при более медленном темпе допустимо и интенсивное дыхание йогов). Если акцент - на сжатие, контракцию, то хорошо подходят интенсивные выдохи через рот йогов. К тому же применение резкого выдоха после глубокого вдоха делает контракцию более глубокой. Ученики находят новые грани исполнения движений и обнаруживают, что могут делать прежние знакомые движения с намного большей амплитудой.[15]

Дыхание прекрасно сочетается с волнами (как сверху, так и снизу), с контракцией, с наклонами и другими движениями.

На начальном этапе сложно сконцентрироваться на дыхании в процессе танца, в связи с этим целесообразным является поступенчатое внедрение дыхательных технологий. Изначально стоит использовать это на отдельных движениях, позже включать в комплексы упражнений.

Еще одной особенностью является подключение так называемого брюшного дыхания к грудному, эта особенность присутствует во многих дыхательных практиках.

Чаще всего люди используют только грудное дыхание, тогда как подключение брюшной стенки и диафрагмы к дыхательному процессу дает более интенсивное дыхание.  Использовать эту особенность достаточно сложно, в связи с этим, это используют в виде отдельных упражнений направленных на общеоздоровительную цель, а также сопровождается цель

увеличить выносливость танцовщиков.

Методика трехфазного дыхания.

Данная методика является успешно опробованной в России на исполнителях классического танца. И незаслуженно забыта. Основополагающей целью является научить контролировать дыхания, это является важным при многочисленных прыжках, в тот момент, когда дыхание особо сбивается и становится  поверхностным.[16]

Сущность в разделении дыхательного цикла на три части:

- выдох;

- пауза;

- «возврат дыхания» (т.е. вдох).

На выдохе также можно произносить различные звуки и их комбинации. Особенность состоит в том, что такое дыхания сложнее привязать к движениям. Но при правильно использовании данной методики, в процессе быстрых движений, обнаруживается, тот факт дыхание не становится поверхностным[17].

Подводя итог второй главы курсовой работы, по интересной и значимой теме в хореографическом искусстве, хотелось бы отметить следующие моменты:

Хореография не мыслима без музыки, именно она начинает управлять движениями на каком-то особом глубинном уровне. Импульс, который происходит в этот момент, а именно рождаемый музыкой способствует некому своеобразному перераспределению мышечного тонуса в организме человека, в его теле, что неизменно сказывается на дыхании. Способствует наполнению тела органичными потоками, которыми управляет дыхание, управляет только в том случае, если танцор умеет им правильно пользоваться, а это зависит от его умений, знаний и навыков. Те специфичные, возникающие при этой движения, являются не только интересными, но и отражают рефлекторные оттенки, которые по своей природе являются индивидуальными для каждого в отдельности. Они подчеркивают своеобразную индивидуальность, отражают внутренние черты и придают характерности исполнителю. Поэтому воздействие танца на человека всегда индивидуально. В этом еще одна его особенность.

Тело человека создано для движения, которое так же естественно и необходимо для жизни, как и дыхание. Как и дыхание, движение дает нам энергию, позволяет выйти за пределы обыденного восприятия. Движение уравновешивает, исцеляет, пробуждает энергию и наполняет ею человеческий организм.

Применение дыхания в хореографии может показаться трудным и неисполнимым только в том случае, если это происходит на начальном этапе изучении данного искусства, когда еще нет координации дыхания с движениями, когда не окрепли мышцы дыхательного аппарата. Однако после настойчивой, серьезной и внимательной работы правильно поставленное дыхание станет как бы второй натурой.


Заключение

          Хореография это не просто искусство, это непреодолимая связь поколений, которая отражается в образах и оттенках исполнения наравне с языком танца.  Но все это не было бы совершенно без развитого дыхания, а именно без изучения дыхательных практик, которые оказывают непосредственное влияние на хореографическое исполнение в целом. Глубокое дыхание, особенно с сильным выдохом, позволяет расслабить тело, мышцы лица, которые невольно приобретает нужное выражение: свободное, чувственное, и демонстрируют грациозности и эластичность движений.

После дыхательных упражнений танец имеет свойство преображаться, и получатся намного интереснее, ему придается, какая-то особенная окраска. У исполнителей владеющих дыхательными практиками появляется своеобразная выразительность в танцевальном исполнении, расширяются рамки экспрессии, и появляется глубокая выразительность.

В данной работе, мы рассмотрели хореографическое искусство, и увидели что танец это богатейший источник эстетического впечатления, он формируете художественную составляющую не только всего общества, но и отдельных его составляющих. Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, а именно музыку, фольклор, элементы театрального творчества. Хореография воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей, формирует внутреннюю культуру движений, формирует оттенки настроения и передает образ.

В данной работе были рассмотрены основы хореографического искусства его особенности и влияние дыхательной гимнастики на исполнение в целом. Охарактеризована и описана основная сущность дыхательной гимнастики, ее важная взаимосвязь с хореографией, рассмотрены основы дыхательной гимнастики в хореографии и проанализированы дыхательные практики, такие как дыхание йогов, метод Стрельниковой и действие этих методик на взаимодействие дыхания в хореографическом искусстве.

Все поставленные задачи в начале исследования и изучения литературы перед написанием данной работы были аскрыты полностью, проанализирован  и отражен материал по основам дыхательной гимнастики, а также отражена фундаментальная значимость дыхания в хореографическом искусстве.

Список использованной литературы

  1. Боброва Г.Н. Искусство грации, - М.: Искусство,  1986г
  2. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. - М.: Искусство, 1987.
  3. Валукин Е.П. «Проблемы наследия в хореографическом искусстве», -М.: 1992.
  4. Волский М.И. «Новая концепция дыхания» - М.: Юнити-Дана, 2012
  5. Вербова З.И. Искусство упражнений - М.: Физкультура и спорт, 1967г.
  6. Ваганова А.Я. Основы классического танца: Учебник. 5-е изд. - Л.: Искусство, 1980.
  7. Васильева Е. Танец: Учебник для театральных вузов. - М.: Искусство, 1968.
  8. Дыхательная гимнастика / Под. ред. Никитиной А.К. и Лосева В.Н. - М.: Здоровье, 1993.ено
  9. Захаров Р. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. - М.: Искусство, 1983.
  10.  Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. – М.: Дрофа 1971.
  11.  Коннова О.Л. Состояние сердечно-сосудистой системы и функции внешнего дыхания в процессе формирования хореографического мастерства: диссертация кандидата медицинских наук. Москва, 2005.
  12.  Кочетковская И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М.: Перо, 1989.
  13.  Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. 5-е изд. -  М: Спорт, 2005.
  14.  Мазепа В.И. Художественная реальность в составе культуры // Искусство: художественная реальность и утопия. - К.: Свет, 1992.
  15.  Масленников П.Ю. Оценка состояния респираторной системы воспитанников исполнительского факультета Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой // Вестник Академии русского балета имени А.Я.Вагановой, № 1 (36), 2015.
  16.  Масленников П.Ю. Особенности развития кардио-респираторной системы студентов Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой // Вестник Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой, № 5 (34), 2014.
  17.  Масленников П.Ю. Экспертная оценка преподавателями классического танца Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой физического развития воспитанников исполнительского факультета. // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, № 6 (35), 2014.
  18.  Мессерер А.М. «Танец. Мысль. Время.» -  М.: Искусство, 1990
  19.  Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  20.  Мильнер Е.Д. Дыхательная гимнастика по Стрельниковым, древнегреческий массаж // Физкультура и спорт. – 2002. – № 9.
  21.  Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М.: Карандаш, 1984.
  22.  Смирнов, В. М. Физиология человека / В. М. Смирнов. - М.: Медицина, 2006.
  23.  Собинов Б. Г. Путь к красоте - М.: Искусство, 1964г.
  24.  Спортивная медицина: учебник / под ред. В. Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 2007.
  25.  Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2005.
  26.  Шипилина И.М.  Хореография в спорте. - Ростов-на-Дону.: Книга, 2004г.
  27.  Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М.: Физкультура и спорт, 2002.
  28.  Филатов С.В. «От образного слова - к выразительному движению» - М.: Искусство,  1993.
  29.  Физическая культура: Учебное пособие/Под ред. В.А. Коваленко. – М.: «АСВ»,  2000.
  30.  Уральская В. Природа танца. - М.:  Россия,  1981
  31.  Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз.  2004.

Размещено        

https://infourok.ru/osobennosti-dyhatelnoj-gimnastiki-v-horeografii-4307514.html

        

1


[1] Кочетковская И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М.: Перо, 1989.

[2] Смирнов, В. М. Физиология человека / В. М. Смирнов. ― М.: Медицина, 2006.

[3] Масленников П.Ю. Оценка состояния респираторной системы воспитанников 1 класса исполнительского факультета Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой // Вестник Академии русского балета имени А.Я.Вагановой, № 1 (36), 2015.

[4] Коннова О.Л. Состояние сердечно-сосудистой системы и функции внешнего дыхания в процессе формирования хореографического мастерства: диссертация кандидата медицинских наук. Москва, 2005. 

[5] Захаров Р. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 1983.

[6] Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. - М.: Книга, 1984.

[7] Масленников П.Ю. Особенности развития кардио - респираторной системы студентов Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой // Вестник Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой, № 5 (34), 2014.

[8] Дыхательная гимнастика / Под. ред. Никитиной А.К. и Лосева В.Н. – М.: Здоровье, 1993.ено

[9] Коннова Ольга Львовна. Состояние сердечно-сосудистой системы и функции внешнего дыхания в процессе формирования хореографического мастерства: диссертация кандидата медицинских наук. Москва, 2005.

[10] Мазепа В.И. Художественная реальность в составе культуры // Искусство: художественная реальность и утопия. – К.: Карандаш, 1992.

[11] Филатов С.В. «От образного слова - к выразительному движению» - М.: Искусство,  1993

[12] Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз.  2004.

[13] Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: Физкультура и спорт,  2002.

[14] Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. 5-е изд. - М.: Спорт, 2005. 

[15] Мильнер Е.Д. Дыхательная гимнастика по Стрельниковым, древнегреческий массаж // Физкультура и спорт. – 2002. – № 9.

[16] Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

[17] Масленников П.Ю. Оценка состояния респираторной системы воспитанников исполнительского факультета Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой // Вестник Академии русского балета имени А.Я.Вагановой, № 1 (36), 2015. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...